Скачать 272.87 Kb.
|
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ №96 Тарасенко Е.М. Презентация на тему: Комплексный анализ текста Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и очень важный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма проведения устного экзамена в выпускных классах. Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие. Изучение языка писателей должно быть связано с замыслом художественного произведения, его литературными образами. Только тогда можно почувствовать истинное богатство и выразительные возможности русского языка. Комплексный анализ текста - вид учебной деятельности. Обучение русскому языку в общеобразовательной школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по русскому языку, развивать их языковое чутье, способность к анализу языковых явлений, умение наблюдать факты речи. В решении этих задач огромное значение имеет комплексная работа с текстом, а соответственно разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу выполнения. Во время работы с текстом используются все виды лингвистического разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический (для разъяснения и уточнения значения слова, выражения в контексте); морфологический и синтаксический, стилистический (для построения образов героев, понимания особенностей жанра и композиции текста). Методика лингвистического анализа текста впервые была предложена К.Д. Ушинским в его «Первоначальной практической грамматике». В ней он использовал универсальный способ формирования у детей языкового мышления – наблюдение над явлениями, органически сосуществующими в тексте. Этот метод включает всестороннее исследование лексического значения слов, синтаксических конструкций, классов слов, их структурных, морфологических и фонетических свойств, что составляет базу для правописания. Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить детей мыслить не формально (как это происходит при анализе разрозненных слов и предложений), а системно, исходя из содержания, из контекста. Есть два пути работы с текстом: точное следование выбранному отрывку, анализ всех встречающихся грамматических явлений (этот вариант годен тогда, когда грамматическая система уже сложилась и отрабатывается на практике) и выбор необходимого наглядного материала, демонстрирующего те грамматические явления, с которыми педагог хочет познакомить детей (этот принцип подходит при первоначальном знакомстве с грамматикой и на этапе систематизации полученных знаний). В школьной программе по русскому языку выделяют следующие виды разборов: фонетический, орфографический, морфемный и словообразовательный разбор, лексический, морфологический, синтаксический, пунктуационный, стилистический. Остановимся на каждом разборе подробнее. Фонетический разбор – один из эффективных видов практической работы по русскому языку как при изучении фонетических тем, так и при повторении, когда углубляются и расширяются знания по фонетике, совершенствуются умения и навыки. В школьной практике фонетический разбор представляет собой анализ звукового состава слова, который включает анализ звуков в потоке речи, слове, словосочетании, предложении; анализ их качественного и количественного состава, способов и условий их образования, изменений в потоке речи, роли в образовании слов и их форм, в выражении мысли, а также характеристику букв, их обозначающих. Порядок фонетического разбора слова
Орфографический разбор. Орфография регулирует все средства графической передачи речи (звуко – буквенные, слитно – дефисные – раздельные написания, употребление строчных, прописных букв и переноса). В школьной практике и в методической литературе орфограмма понимается широко и охватывает все типы орфографических написаний. Под орфограммой понимаются все те случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь. Орфографический разбор (сжатое или развернутое, полное объяснение орфограммы) – один из важнейших видов работы почти на каждом уроке русского языка. Он может проводиться в начале урока при повторении, на этапах закрепления вновь изученного материала, при обобщении и систематизации. Функции его не только обучающие, но одновременно и контролирующие, так как, работая над орфограммой или орфограммами в слове, учащиеся должны привести в действие весь необходимый для их объяснения запас теоретических знаний, умений, навыков по фонетике и графике, лексике, словообразованию, морфологии и синтаксису. Порядок орфографического разбора.
Например: предполагать Морфемный и словообразовательный разбор слова очень близки по методике проведения и тесно связаны друг с другом. |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс Р. Р. Выразительные средства художественной речи. Комплексный анализ прочитанного текста (упр. 5) | Рабочая программа по русскому языку (элективный курс) Гиа в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Беседа. Составление лингвистического рассказа по схеме. Орфографический повтор. Комплексный анализ текста | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное» | ||
Общеобразовательных учреждений Форма проведения устной аттестации по всем предметам может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный... | Тема урока «Комплексный анализ текста как одна из форм подготовки к экзаменам» Вид общеобразовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение Иванковская средняя общеобразовательная школа | ||
Комплексный анализ текста в связи подготовкой к егэ по русскому языку ... | Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального... Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011 | ||
Комплексный анализ текста при подготовке к гиа Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Новая Кармала муниципального... | Курс 1 семестр. Речевые коммуникации Представить профессиональную... Содержание дискурса/ профессиональной речи тему выбрать самостоятельно, например: презентация туристического маршрута, презентация... | ||
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Морфологические признаки... Содействовать развитию у учащихся умений работать в группах, осуществлять самооценку результатов своей работы на уроке, способствовать... | Учебно-методический комплекс комплексный анализ хозяйственной деятельности Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011 | ||
Выпускников Различной: по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому языку). В первом случае выпускник отвечает... | Список научных трудов А. А. Гиппиуса Института высших гуманитарных исследований рггу. В 2006 г защитил докторскую диссертацию «История и структура оригинального древнерусского... | ||
Текст как лингводидактическая единица. Комплексный анализ текста,... Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Сочинение рассуждение на лингвистическую тему Формы работы: слово учителя, лингвистический анализ исходного текста, организация частично – поисковой деятельности, групповая работа,... |