Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгорода»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
____ И.С.Петреченко
Протокол № 1
от «29» августа 2013г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 г.Белгорода»
________В.М. Шамрай
«29» августа 2013г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 г.Белгорода»
_________ Л.И. Бугаева
Приказ № 301 от
«30» августа 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету « Литература » 6 класс
Базовый уровень
2013-2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе авторской программы по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др. Москва, «Мнемозина», 2009 год
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Данная рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель литературного образования определяет его задачи:
Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В МБОУ «СОШ №45 г. Белгорода» на протяжении нескольких лет успешно проводился эксперимент по использованию краеведческого материала на уроках. В связи с этим рабочая программа содержит элементы краеведения. В связи с тем что учебные занятия выпадают на праздничные дни в мае месяце, прохождение программы обеспечивается за счёт уплотнения учебного материала
Авторская программа рассчитана на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю, рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Преподавание предмета ведётся по учебнику Литература.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова под ред.Г.И.Беленького-М.: Мнемозина,2012
Формы организации учебного процесса
Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия.
Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу;
индивидуальный устный опрос;
фронтальный опрос;
составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
написание сочинений;
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
различные виды пересказа;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
подготовка рефератов, докладов;
написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Наименование раздела,
темы
| Кол-во
часов
| Дата
| Дата фактич.
| Краеведение
| Домашнее задание
| Введение
|
|
|
|
|
| 1.
| О главном в литературе. Размышляя над прочитанным.
| 1
|
|
|
| С.1-5, сочинить сказку
| 2.
| О книге и чтении.
| 1
|
|
|
| С.5-7, задание 1
| «Дела давно минувших дней,
преданья старины глубокой»
| Устное народное творчество.
Былины
|
|
|
|
|
| 3.
| УНТ. О былине и ее героях.
| 1
|
|
|
| С.8-12 читать, задания 1-3
| 4.
| Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Былина как один из видов УНТ
| 1
|
|
| Народные песни Белгородской области
| С.13-19,задания 1-5,подг. презентации
| 5.
| Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли
| 1
|
|
|
| С.19-22, сочинить былину, презентация
| Древнерусская литература
|
|
|
|
|
| 6.
| Письменная литература Древней Руси. «Повесть временных лет»
| 1
|
|
|
| С.22-34,задания 3-4,
подготовить презентации
| 7.
| Письменная литература Древней Руси. «Слово о погибели Русской земли»
| 1
|
|
|
| С.34-35,задание 5
| 8.
| «Евпатий Коловрат». Исторические события, отраженные в повести. Изображение былинного героя
| 1
|
|
|
| С.35-38,задание 7
| Баллады
|
|
|
|
|
| 9.
| В.А.Жуковский. Баллады. Баллада «Светлана». Фольклорная основа баллады
| 1
|
|
|
| С.39-46,задание 5
| 10.
| В.А.Жуковский. Баллады
« Лесной царь», «Перчатка». Связь баллады с УНТ
| 1
|
|
| Народные песни Шебекинского района
| С.46-48, задание 3
| 11.
| О рифме и строфе. Л.Н. Майков «Емшан», А.К. Толстой «Канут»
| 1
|
|
|
| С.51-64
|
|
| 1
|
|
|
|
| | |