Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост.





Скачать 220.85 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост.
Дата публикации13.08.2014
Размер220.85 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Обуховская школа»



РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Рук. Тимонова З.Е.
Протокол

от «__» _______2013 г.

№ _____


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская школа»

_______Кононова А. Н.




РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол

от «30» августа 2013 г.

№ 1


УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская школа»
___________ Дубченко Т. А.



Приказ № 191

от 31.08.2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Литература»

5 класс (базовый уровень)
Составитель: учитель русского языка и литературы

Тимонова Зинаида Егоровна

Старый Оскол

2013

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразвательных учреждений / авт.-сост. Г.И.Беленький и др, –4-е изд., переработанное – М.: «Мнемозина», 2010 и учебника «Литература» начальный курс 5 класс (II части) под ред.О. М. Хреновой, М. А. Снежневской и др. – М.: «Мнемозина», 2009 в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 5 класса рассчитана на 2 часа в неделю.

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.


  • В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;


Раздел III. Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 5 классе
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 кл.»/ авт.-сост. Г.И.Беленький и др, –4-е изд., переработанное – М.: «Мнемозина», 2009 и учебника «Литература» Начальный курс 6 (2 части) класс под ред. О. М. Хреновой, М. А. Снежневской и др. - М.: «Мнемозина», 2007.

Количество часов 70, в неделю 2.

Планируется контрольных сочинений: классных 3, домашних 1.

№ п/п



Наименование раздела и тем


Часы учебного времени



Плановые сроки прохождения


Примечание

Введение

1







1.

Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые герои, книги, авторы










I. Мифы

7







2.

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов











3.

Мифы Древнего Египта. «Великое путешествие солнечной Ладьи»










4.

Мифы Древней Греции «Олимп», «Ночь , Луна, Заря и Солнце»










5.

«Орфей и Эвридика», «Пигмалион»










6.

Подвиги Геракла










7.

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». Мудрость и хитроумие Одиссея.










8.

Мифы древних славян. Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила.










II. Устное народное творчество

10+1







9.

Сказки волшебные, бытовые, о животных. Сказка как жанр фольклора.










10.

«Белая уточка» - поэтическая сказка.










11.

«Кот и лиса»










12.

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка)










13.

Легенды и предания . «О граде Китеже».










14.

«Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова»










15.

Малые жанры фольклора. Загадки.










16.

Пословицы и поговорки.










17.

Пословицы и поговорки народов мира











18.

Контрольное сочинение по пословице










19.

Народный кукольный театр «Петрушка Уксусов»









III. Сказочные события и герои в литературе

9







20.

Литературные сказки. А. С. Пушкин. Сведения о жизни поэта «Руслан и Людмила» (фрагменты)










21.

Сказочные образы и мотивы в произведении.










22.

Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.










23.



Х. К. Андерсен. Сведения о жизни. «Снежная королева»











24.

Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью и эгоизмом










25.

Авторское отношение к героям в их портретах











26.

Е. Л.. Шварц. Сведения о жизни писателя. «Золушка». Сказка о гонимой падчерице.










27.

П. П. Бажов. Сведения о жизни писателя. Особенности сказа. «Каменный цветок».










28.

Герой сказа Бажова – труженик и художник










29.

Воплощение в сказе народных представлений о любви, добре, справедливости. Реальное и фантастическое в сказе.










IV. Басни

6







30.

Басня как литературный жанр. Отражение народной мудрости в баснях. И. А. Крылов – великий русский баснописец. Басни как литературный жанр. «Волк и ягненок».










31.

«Квартет» - «веселое лукавство ума» великого баснописца.










32.

«Волк на псарне» - историческая басня о войне 1812 года. Иносказательный смысл басни










33.

«Демьянова уха». Богатство языка. Лаконизм и близость речи героев к народной










34.

Басни Крылова «Лжец», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и петух». Урок-концерт










35.

Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафонтена («Лисица и виноград»)










V.Человек перед лицом жизненных испытаний

18+1







36.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. «Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании.










37.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение










38.

М. Ю. Лермонтов. «Сашка», А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Главы, посвященные Москве». Д. В. Давыдов «Партизан».










39.

А. В. Кольцов. Судьба поэта как отражение судьбы народной. «Косарь». Картины степи, свободного крестьянского труда.










40.

И. С. Тургенев. «Аннибалова клятва» писателя. «Муму». История создания рассказа.










41.

Непримиримое отношение писателя к угнетению и унижению людей










42.

Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.











43.

Влияние на человека барства и рабства










44.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей.










45.

Л. Н. Толстой. Сведения о жизни. «Кавказский пленник». История создания. Быль как литературный жанр.










46.

Нравственная стойкость, жизненная активность в противопоставлении пассивности, слабодушию










47.

Мысль писателя о дружбе людей разных народов. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.










48.

В. М. Гаршин. Сведения о жизни писателя «Сигнал». Нравственная победа Семена над Василием.










49.

Л. Н. Андреев «Кусака». Сведения о жизни писателя. «Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру.










50.

Классное сочинение по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака». «За что можно одобрить, за что - осудить дачников».










51.

А. И. Куприн. «Белый пудель».










52.

Причина столкновения персонажей в рассказе










53.

Верность и отвага против эгоизма и своеволия.










54.

Средства изображения героев (портрет, поступки, речь, пейзаж).










VI. Поэзия природы

9







55.

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств. А. С. Пушкин «Обвал»










56.

Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…» «Есть в осени первоначальной…»










57.

А. Н. Майков «Пейзаж», «Ласточки»










58.

К. Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал, везде припоминаю…». Н. И. Рыленков «Все в тающей дымке…»










59.

К. Г. Паустовский. Сведения о жизни. «Мещерская сторона».










60.

Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы.










61.

Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк как вид эпического произведениия. Домашнее сочинение.










62.

Е. И. Носов. Сведения о жизни писателя. «Тридцать зерен».










63.

«Как ворона на крыше заблудилась»










VII. «Идет война народная, священная война!...»

2







64.

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». А. А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь».










65.

М. Джалиль «Мост», «Случается порой»; Р. Гамзатов «Журавли»










VIII. Рассказы о твоих сверстниках

3+1







66.

Ю. П. Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро». Смысл заглавия рассказа.










67.

Своеобразие характеров мальчиков. Юмор в рассказе . Лиризм описаний природы.










68.

Классное контрольное сочинение по рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро».










69.

В. А. Солоухин. Сведения о жизни писателя. «Мститель». Рассказ как жанр литературы.










70.

Заключительный урок

1








Раздел IV. Формы и средства контроля



Виды контроля

В год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Классные сочинения

3

1




1

1

Домашние сочинения

1










1


Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник-хрестоматия/ Авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова – М.: «Мнемозина», 2009 .
Сборники художественной литературы произведений русской и зарубежной литературы.

Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008
Программа по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы./ авт.-сост. Г.И.Беленький и др, –3-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2008
Методические рекомендации к учебникам авторов программы.
Тесты к школьному курсу 5 класс. ./ авт.-сост. И. Михайлова. - М. «АСТ-ПРЕСС», 1998.
Тесты для текущего и обобщающего контроля 5-11 классы./ авт.-сост. Н. Ф. Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008.
Читаем, думаем, спорим…Вопросы и задания по литературе 5 класс./ авт.-сост. В. П. Полухина. – М. «Просвещение», 1996

Всё для урока и сочинения. М.: «Олимп»; Издательство «Астрель», 2000.
Финтисова О.А. Олимпиадные задания по литературе. 5 класс. Издательство «Учитель», Волгоград. 2006.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. Издательство «Педагогика – Пресс». - М., 1998.
Мультимедийное пособие по литературе:

Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-11 класс (2004-2007, ISO, RUS).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост. iconРабочая программа по литературе для 8 «Б» класса на 2010-2011 учебный...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Саянское
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост. iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для 9 «А» класса...
Программы по литературе для 9 класса С. А. Зинина (Программа по литературе для 9 класса / Авт сост. С. А. Зинин // Программа по литературе...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост. iconРабочая программа по литературе для 6 класса на 2014-2015 учебный...
Т. В. Рыжкова, И. Н. Гуйс, Г. Л. Вирина \ под ред. И. Н. Сухих.– М.: Издательский центр «Академия», 2010, в соответствии с требованиями...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост. iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
Программы по литературе для 5 – 11 классов под редакцией В. Ф. Чертова ( 2011 год), учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост. iconРабочая программа по литературе для 8 на 2014-2015 учебный год составлена...
Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого – 5-е изд., испр и доп. – М.: «Мнемозина», 2011,...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост. iconРабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для...
Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов под редакцией И. Н. Сухих. – М.,...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост. iconРабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост. iconРабочая программа по литературе в 7 классах Переславль-Залесский
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта, на основе «Примерной программы...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост. iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5 класса...
«Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост. iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост. iconРабочая программа по литературе составлена с учётом федерального...
Рабочая программа предназначена для изучения литературы в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику «Литература» для...
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост. iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для 6 класса...
«Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост. iconПояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для...
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд....
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост. iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год
Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С....
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост. iconРабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год
Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С....
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 11 классов общеобразвательных учреждений / авт сост. iconРабочая программа по литературе 9-а, 9-б классы
Литература, М: Дрофа, 2010 / на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ автор-составитель...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск