Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная Обуховская школа»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей гуманитарного цикла
Рук. Тимонова З.Е. Протокол
от «__» _______2013 г.
№ _____
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора
МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская школа»
_______Кононова А. Н.
| РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол
от «30» августа 2013 г.
№ 1
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская школа» ___________ Дубченко Т. А.
Приказ № 191
от 31.08.2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Литература»
5 класс (базовый уровень) Составитель: учитель русского языка и литературы
Тимонова Зинаида Егоровна
Старый Оскол
2013
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразвательных учреждений / авт.-сост. Г.И.Беленький и др, –4-е изд., переработанное – М.: «Мнемозина», 2010 и учебника «Литература» начальный курс 5 класс (II части) под ред.О. М. Хреновой, М. А. Снежневской и др. – М.: «Мнемозина», 2009 в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 5 класса рассчитана на 2 часа в неделю.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Раздел III. Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 5 классе Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 кл.»/ авт.-сост. Г.И.Беленький и др, –4-е изд., переработанное – М.: «Мнемозина», 2009 и учебника «Литература» Начальный курс 6 (2 части) класс под ред. О. М. Хреновой, М. А. Снежневской и др. - М.: «Мнемозина», 2007.
Количество часов 70, в неделю 2.
Планируется контрольных сочинений: классных 3, домашних 1.
№ п/п
|
Наименование раздела и тем
|
Часы учебного времени
|
Плановые сроки прохождения
|
Примечание
| Введение
| 1
|
|
| 1.
| Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые герои, книги, авторы
|
|
|
| I. Мифы
| 7
|
|
| 2.
| Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов
|
|
|
| 3.
| Мифы Древнего Египта. «Великое путешествие солнечной Ладьи»
|
|
|
| 4.
| Мифы Древней Греции «Олимп», «Ночь , Луна, Заря и Солнце»
|
|
|
| 5.
| «Орфей и Эвридика», «Пигмалион»
|
|
|
| 6.
| Подвиги Геракла
|
|
|
| 7.
| Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». Мудрость и хитроумие Одиссея.
|
|
|
| 8.
| Мифы древних славян. Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила.
|
|
|
| II. Устное народное творчество
| 10+1
|
|
| 9.
| Сказки волшебные, бытовые, о животных. Сказка как жанр фольклора.
|
|
|
| 10.
| «Белая уточка» - поэтическая сказка.
|
|
|
| 11.
| «Кот и лиса»
|
|
|
| 12.
| Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка)
|
|
|
| 13.
| Легенды и предания . «О граде Китеже».
|
|
|
| 14.
| «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова»
|
|
|
| 15.
| Малые жанры фольклора. Загадки.
|
|
|
| 16.
| Пословицы и поговорки.
|
|
|
| 17.
| Пословицы и поговорки народов мира
|
|
|
| 18.
| Контрольное сочинение по пословице
|
|
|
| 19.
| Народный кукольный театр «Петрушка Уксусов»
|
|
|
| III. Сказочные события и герои в литературе
| 9
|
|
| 20.
| Литературные сказки. А. С. Пушкин. Сведения о жизни поэта «Руслан и Людмила» (фрагменты)
|
|
|
| 21.
| Сказочные образы и мотивы в произведении.
|
|
|
| 22.
| Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.
|
|
|
| 23.
| Х. К. Андерсен. Сведения о жизни. «Снежная королева»
|
|
|
| 24.
| Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью и эгоизмом
|
|
|
| 25.
| Авторское отношение к героям в их портретах
|
|
|
| 26.
| Е. Л.. Шварц. Сведения о жизни писателя. «Золушка». Сказка о гонимой падчерице.
|
|
|
| 27.
| П. П. Бажов. Сведения о жизни писателя. Особенности сказа. «Каменный цветок».
|
|
|
| 28.
| Герой сказа Бажова – труженик и художник
|
|
|
| 29.
| Воплощение в сказе народных представлений о любви, добре, справедливости. Реальное и фантастическое в сказе.
|
|
|
| IV. Басни
| 6
|
|
| 30.
| Басня как литературный жанр. Отражение народной мудрости в баснях. И. А. Крылов – великий русский баснописец. Басни как литературный жанр. «Волк и ягненок».
|
|
|
| 31.
| «Квартет» - «веселое лукавство ума» великого баснописца.
|
|
|
| 32.
| «Волк на псарне» - историческая басня о войне 1812 года. Иносказательный смысл басни
|
|
|
| 33.
| «Демьянова уха». Богатство языка. Лаконизм и близость речи героев к народной
|
|
|
| 34.
| Басни Крылова «Лжец», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и петух». Урок-концерт
|
|
|
| 35.
| Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафонтена («Лисица и виноград»)
|
|
|
| V.Человек перед лицом жизненных испытаний
| 18+1
|
|
| 36.
| М. Ю. Лермонтов. Жизнь поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. «Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании.
|
|
|
| 37.
| Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение
|
|
|
| 38.
| М. Ю. Лермонтов. «Сашка», А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Главы, посвященные Москве». Д. В. Давыдов «Партизан».
|
|
|
| 39.
| А. В. Кольцов. Судьба поэта как отражение судьбы народной. «Косарь». Картины степи, свободного крестьянского труда.
|
|
|
| 40.
| И. С. Тургенев. «Аннибалова клятва» писателя. «Муму». История создания рассказа.
|
|
|
| 41.
| Непримиримое отношение писателя к угнетению и унижению людей
|
|
|
| 42.
| Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.
|
|
|
| 43.
| Влияние на человека барства и рабства
|
|
|
| 44.
| Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей.
|
|
|
| 45.
| Л. Н. Толстой. Сведения о жизни. «Кавказский пленник». История создания. Быль как литературный жанр.
|
|
|
| 46.
| Нравственная стойкость, жизненная активность в противопоставлении пассивности, слабодушию
|
|
|
| 47.
| Мысль писателя о дружбе людей разных народов. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.
|
|
|
| 48.
| В. М. Гаршин. Сведения о жизни писателя «Сигнал». Нравственная победа Семена над Василием.
|
|
|
| 49.
| Л. Н. Андреев «Кусака». Сведения о жизни писателя. «Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру.
|
|
|
| 50.
| Классное сочинение по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака». «За что можно одобрить, за что - осудить дачников».
|
|
|
| 51.
| А. И. Куприн. «Белый пудель».
|
|
|
| 52.
| Причина столкновения персонажей в рассказе
|
|
|
| 53.
| Верность и отвага против эгоизма и своеволия.
|
|
|
| 54.
| Средства изображения героев (портрет, поступки, речь, пейзаж).
|
|
|
| VI. Поэзия природы
| 9
|
|
| 55.
| Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств. А. С. Пушкин «Обвал»
|
|
|
| 56.
| Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…» «Есть в осени первоначальной…»
|
|
|
| 57.
| А. Н. Майков «Пейзаж», «Ласточки»
|
|
|
| 58.
| К. Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал, везде припоминаю…». Н. И. Рыленков «Все в тающей дымке…»
|
|
|
| 59.
| К. Г. Паустовский. Сведения о жизни. «Мещерская сторона».
|
|
|
| 60.
| Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы.
|
|
|
| 61.
| Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк как вид эпического произведениия. Домашнее сочинение.
|
|
|
| 62.
| Е. И. Носов. Сведения о жизни писателя. «Тридцать зерен».
|
|
|
| 63.
| «Как ворона на крыше заблудилась»
|
|
|
| VII. «Идет война народная, священная война!...»
| 2
|
|
| 64.
| К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». А. А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь».
|
|
|
| 65.
| М. Джалиль «Мост», «Случается порой»; Р. Гамзатов «Журавли»
|
|
|
| VIII. Рассказы о твоих сверстниках
| 3+1
|
|
| 66.
| Ю. П. Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро». Смысл заглавия рассказа.
|
|
|
| 67.
| Своеобразие характеров мальчиков. Юмор в рассказе . Лиризм описаний природы.
|
|
|
| 68.
| Классное контрольное сочинение по рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро».
|
|
|
| 69.
| В. А. Солоухин. Сведения о жизни писателя. «Мститель». Рассказ как жанр литературы.
|
|
|
| 70.
| Заключительный урок
| 1
|
|
|
Раздел IV. Формы и средства контроля
Виды контроля
| В год
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| Классные сочинения
| 3
| 1
|
| 1
| 1
| Домашние сочинения
| 1
|
|
|
| 1
|
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник-хрестоматия/ Авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова – М.: «Мнемозина», 2009 . Сборники художественной литературы произведений русской и зарубежной литературы.
Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008 Программа по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы./ авт.-сост. Г.И.Беленький и др, –3-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2008 Методические рекомендации к учебникам авторов программы. Тесты к школьному курсу 5 класс. ./ авт.-сост. И. Михайлова. - М. «АСТ-ПРЕСС», 1998. Тесты для текущего и обобщающего контроля 5-11 классы./ авт.-сост. Н. Ф. Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008. Читаем, думаем, спорим…Вопросы и задания по литературе 5 класс./ авт.-сост. В. П. Полухина. – М. «Просвещение», 1996
Всё для урока и сочинения. М.: «Олимп»; Издательство «Астрель», 2000. Финтисова О.А. Олимпиадные задания по литературе. 5 класс. Издательство «Учитель», Волгоград. 2006. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Издательство «Педагогика – Пресс». - М., 1998. Мультимедийное пособие по литературе:
Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-11 класс (2004-2007, ISO, RUS).
|