Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5 – 11 классов / авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2011, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ. Цели и задачи изучения литературы
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Обоснование отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской программой. В результате сопоставления рабочей и авторской программ выявлено, что расхождений в распределении часов, отводимых на изучение ключевых тем курса, нет.
В рабочую программу включены все произведения для изучения и все произведения для чтения и бесед, предусмотренные программой под редакцией Г.И.Беленького. В то же время рабочая программа не предусматривает произведения М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, В.Г.Короленко, И.А.Бунина, А.Т.Твардовского для самостоятельного чтения учащихся, рекомендованные для этих целей программой под редакцией Г.И.Беленького, поскольку они не содержатся в Федеральном государственном стандарте общего образования по литературе.
Кроме того, рабочей программой в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования по литературе предусмотрено изучение лирики Н.М.Рубцова, хотя в программе под редакцией Г.И.Беленького этого нет.
В остальном рабочая программа соответствует программе под редакцией Г.И.Беленького. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);
уметь:
определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
определять авторскую позицию писателя;
создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;
использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.
правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительно читать произведения или отрывков из них наизусть;
осмысливать и анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение;
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной программе Основной формой проверки и оценки результатов обучения по данной программой является сочинение на литературную тему. Перечень обязательных практических работ:
сочинений – 4 (из них 2 классных и 2 домашних).
Отдельные уроки для проведения тестов, самостоятельных работ рабочей программой не предусмотрены.
Тематическое планирование.
№
| Изучаемая тема, количество часов
Тема урока
| Количество часов
| Дата проведения
| Примечание
| По плану
| Фактически
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Введение (2 ч.)
| 1.
| Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ.
| 1
| 1.09
|
|
| 2.
| Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.
| 1
| 5.09
|
|
| I. Народные песни (3 ч.)
| 3.
| Исторические народные песни.
| 1
| 8.09
|
|
| 4
| Лирические народные песни.
| 1
| 12.09
|
|
| 5.
| Русская старина. Люди Древней Руси. Житийный жанр в древнерусской литературе
| 1
| 15.09
|
|
| II. Древнерусская литература (4 ч.)
| 6.
| «Житие преподобного Сергия Радонежского».
| 1
| 19.09
|
|
| 7.
| Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие преподобного Сергия Радонежского».
| 1
| 22.09
|
|
| 8.
| «Житие Аввакума, им самим написанное» - первое автобиографическое произведение в русской литературе.
| 1
| 26.09
|
|
| 9.
| Внеклассное чтение.
Из сатирической литературы XVII века. «Суд Шемяки».
| 1
| 29.09
|
|
| III. Русская литература XIX – начала XX века (39 ч.)
| 10.
| А.С.Пушкин – историк. «История Пугачёвского бунта».
| 1
| 3.10
|
|
| 11.
| Формирование характера Петра Гринёва. Разбор I и II глав.
| 1
| 6.10
|
|
| 12.
| Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (разбор III-V глав).
| 1
| 10.10
|
|
| 13.
| Падение Белогорской крепости. Разбор VI, VII глав
| 1
| 13.10
|
|
| 14.
| Изображение народной войны и её вождя. Разбор 8-12 глав
| 1
| 17.10
|
|
| 15.
| Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода.
| 1
| 20.10
|
|
| 16.
| Подведение итогов по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению на тему: ««Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин».
| 1
| 24.10
|
|
| 17.
| Р/р. Классное сочинение на тему: ««Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин».
| 1
| 7.11
|
|
| 18.
| Внеклассное чтение.
А.С.Пушкин. «Повести Белкина»; М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).
| 1
| 10.11
|
|
| 19.
| М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и в творчестве поэта.
| 1
| 14.11
|
|
| 20.
| М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы. «Сосед», «Пленный рыцарь».
| 1
| 17.11
|
|
| 21.
| Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
| 1
| 21.11
|
|
| 22.
| Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания.
| 1
| 24.11
|
|
| 23.
| Своеобразие поэмы «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма.
| 1
| 1.12
|
|
| 24.
| Р/р. Классное обучающее сочинение «Мцыри–любимый идеал Лермонтова». (В.Г.Белинский).
| 1
| 5.12
|
|
| 25.
| Н.В.Гоголь и его время. «Ревизор» - бессмертное произведение, сатира на социальные и нравственные пороки времени.
| 1
| 8.12
|
|
| 26.
| Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения. (II-III действия.)
| 1
| 12.12
|
|
| 27.
| Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова.
| 1
| 15.12
|
|
| 28.
| Чиновники на приёме у «ревизора». Анализ 4 действия комедии.
| 1
| 19.12
|
|
| 29.
| Финал комедии. Особенности композиционной структуры комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
| 1
| 22.12
|
|
| 30.
| Практическая работа по комедии «Ревизор»
| 1
| 26.12
|
|
| 31.
| И. С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».
| 1
|
|
|
| 32.
| История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя
| 1
|
|
|
| 33.
| Характеристика героев повести И.С.Тургенева «Ася». Анализ эпизода. Роль XVI главы в повести И.С.Тургенева «Ася».
| 1
|
|
|
| 34.
| «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.
| 1
|
|
|
| 35.
| «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.
| 1
|
|
|
| 36.
| Художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Контраст как основной художественный приём рассказа.
| 1
|
|
|
| 37.
| Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность за всё происходящее.
| 1
|
|
|
| 38.
| Р.р. Подготовка к домашнему сочинению
| 1
|
|
|
| 39.
| В.Г.Короленко. Этапы жизненного пути. Очерк «Парадокс».
| 1
|
|
|
| 40.
| Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке «Парадокс».
| 1
|
|
|
| 41.
| Жанровое своеобразие лирической миниатюры В.Г.Короленко «Огоньки».
| 1
|
|
|
| 42.
| Внеклассное чтение.
В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
| 2
|
|
|
| 43.
|
|
|
| 44.
| И.А.Бунин. Сведения о жизни писателя. «Сверчок», стихотворения «Полевые цветы», «Ещё и холоден и сыр…»
| 1
|
|
|
| 45.
| Романтизм М.Горького. Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение.
| 1
|
|
|
| 46.
| Герои и их судьбы в рассказе М.Горького «Челкаш».
| 1
|
|
|
| 47.
| М.Горький. «Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни».
| 1
|
|
|
| 48.
| М.Горький. «Песня о Соколе».
| 1
|
|
|
| IV. Литература XX века (14 ч.)
| 49.
| Н.А.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. Стихотворения «Я воспитан природой суровой…», «Журавли».
| 1
|
|
|
| 50.
| К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма».
| 1
|
|
|
| 51.
| К.Г.Паустовский. Смысл названия рассказа «Телеграмма».
| 1
|
|
|
| 52.
| Внеклассное чтение.
К.Г.Паустовский. «Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек».
| 1
|
|
|
| 53.
| Б.Л.Пастернак. Сведения о жизни поэта. «Июль», «Снег идёт».
| 1
|
|
|
| 54.
| А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского «Василий Тёркин».
| 1
|
|
|
| 55.
| Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». (Главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?»)
| 1
|
|
|
| 56.
| Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Герой и автор. (Главы «Смерть и воин», «От автора»).
| 1
|
|
|
| 57.
| Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Народный характер в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».
| 1
|
|
|
| 58.
| В.М.Шукшин. Рассказ «Микроскоп».
| 1
|
|
|
| 59.
| Рассказ В.М.Шукшина «Солнце, старик и девушка».
| 1
|
|
|
| 60.
| Внеклассное чтение.
В.М.Шукшин. Рассказ «Дядя Ермолай».
| 1
|
|
|
| 61.
| Н.М.Рубцов. Лирика.
| 1
|
|
|
| 62.
| Н.М.Рубцов. Лирика.
| 1
|
|
|
| Из зарубежной литературы (5 ч.)
| 63.
| У.Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта».
| 1
|
|
|
| 64.
| Трагедия У.Шекспира «Ромео и Джульетта».
| 1
|
|
|
| 65.
| Мигель де Сервантес Сааведра. История жизни писателя. Историческая обстановка в Испании во времена Сервантеса.
| 1
|
|
|
| 66.
| Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: старые традиции и новые идеи в романе.
| 1
|
|
|
| 67.
| Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» - вечная книга, вечный герой.
| 1
|
|
|
| Повторение и обобщение (1 ч.)
| 68.
| Подведение итогов учебного года, обсуждение списка книг для летнего чтения.
| 1
|
|
|
|
Литература, включающая и учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы:
Программа «Литература. 5 – 11 классы» / авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2011,
Базовый учебник «Литература. Начальный курс. 8 кл». Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. / под ред. Беленького Г.И. - Москва: Мнемозина, 2012.
Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Универсальное пособие» Автор Н.В.Егорова; Москва, «ВАКО», 2011.
|