Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел





Скачать 57.58 Kb.
НазваниеУрока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел
Дата публикации22.08.2014
Размер57.58 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока

«Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы».
Составила: Павлихина Екатерина Егоровна, учитель начальных классов МБУ прогимназии №208 г.о. Тольятти.

Предмет: русский язык.

Класс: 3 класс.

Тема и номер урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел III, урок №12.

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Базовый учебник: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 1. – М: Вита-Пресс, 2013.

Образовательная система: система развивающего обучения В.В .Давыдова – Д.Б. Эльконина.
Цель урока: найти способ проверки орфограмм слабых позиций у слов, называющих предметы.

Задачи урока.

Обучающие:

  • учить различать типы орфограмм (по отношению к фонеме, по позиции, по положению в составе слова);

  • познакомить со способом проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях слов-предметов в единственном числе (замена слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях);

  • составить модель общего способа проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях слов-предметов

Развивающие:

  • развивать абстрактное мышление.

Воспитательные:

  • прививать любовь к родному языку.

Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника,

  • формировать устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и особенностям функционирования в речи.

Регулятивные:

  • формировать умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу,

  • формировать умение сохранять заданную цель,

  • формировать умение контролировать свою деятельность по результату,

  • формировать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.



Коммуникативные:

  • учить учитывать разные мнения;

  • учить формулировать собственное мнение;

  • учить договариваться и приходить к общему решению;

  • учить контролировать и оценивать действия партнера.


Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, документ-камера, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass (по количеству учащихся в классе), листы с заданием для каждой группы, фломастеры.
Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Создание ситуации успеха.

Задание1. На доске записаны слова с пропуском орфограмм слабых позиций в разных частях слов-предметов:

п_стучал

н_нёс

ст_р_на

вет_чки

крем_вый

У.: Проверьте пропущенные орфограммы.

Что нужно хорошо уметь делать, чтобы выполнить это задание?

Д.: Хорошо разбирать слова по составу, чтобы определить в какой части слова пропущена орфограмма. И подбирать проверочное слово с сильной позицией в той же части, что и пропущенная орфограмма.

У.: Как можно быстро и точно рассказать о таком способе проверки?

Д.: Можно изобразить с помощью модели.
У.: Выберете из имеющихся у нас моделей нужную и проверьте пропущенные орфограммы.
Модель 1.


Модель 2.


Модель 3.



Ученики у доски вписывают буквы с комментированием способа проверки, а остальные работают в тетрадях.

Например:

Д.: П_стучал – определяю в какой части слова пропущена орфограмма

Для этого разбираю слово по составу.

П_стучал – п_стучали – окончание нулевое.

П_стучал – стук, застучит – корень –стуч- (в корне есть непозиционное чередование фонем <ч,>//<к>)

Орфограмма слабой позиции в приставке. Выбираю 2 модель проверки орфограмм для приставок.

Подбираю слово, в котором есть такая же приставка, но в сильной позиции.

Подходит слово понял. В сильной позиции по-, значит, в слове п_стучал пишется приставка по-.
Физминутка для глаз.
Задание2.

У.: Молодцы! Вы уже хорошо умеете проверять орфограммы слабых позиций?

Д.: Да!

У.: Тогда проверьте записи, которые сделал робот Сам Самыч. Если нужно исправьте ошибки.

(На доску при помощи документ-камеры демонстрируется запись

2 предложений)

Снег (Павлик) павалил хлопьями.

В (лис) лису стало светло.

У.: Владеет ли Сам Самыч способом проверки орфограмм слабых позиций?

Д.: Ещё не достаточно.

У.: Чего еще не умеет робот?

Д.:

  • Не умеет хорошо определять в какой части слова находится орфограмма слабой позиции, поэтому проверяет орфограмму в приставке сильной позицией в корне.(1 предложение)

  • Не научился правильно подбирать проверочные слова, учитывая не только одинаковый фонемный состав, но и одинаковое значение.(2 предложение)


Физминутка
III. Организация ситуации определения ограниченности старого способа. Постановка учебной задачи.

1. Создание ситуации разрыва.

У.: Раз вы так хорошо умеете проверять, то сможете проверить орфограммы в еще двух предложениях?

(Диктует предложения. Дети записывают у себя в тетрадях, а 2 ученика на доске.)


  1. Синички сидели на ёлк_.

  2. Воробьи слетели с ел_.


У.: Почему пропустили буквы в словах?

Д.: Потому что здесь звук в слабой позиции.

У.: Но вы ведь только что проверяли орфограммы слабых позиций и показали, что это у вас получается хорошо.

Д.: Но здесь же слабая позиция в окончании, а мы ее проверять не умеем.
2.Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.

У.: С какой проблемой мы столкнулись?

Д.: Как проверить орфограмму слабой позиции в окончании слова.

У.: Как мы будем действовать?

Д.: Наверное, нужно действовать так, как мы действовали при проверке орфограмм в корне, суффиксе и приставке.

По закону русского письма.

У.: Изобразите ваше предположение в виде модели.
(Обсуждение предложенных моделей. Выбор правильной.)



У.: Теперь сможете подобрать необходимые для проверки слова?

Д.: Да. Давайте это сделаем в парах.

(Учитель раздает листы с заданием. Дети выполняют в парах.)
У.: Проверяем выполнение.
(На доску вывешиваются варианты, предложенные детьми.)

У.: Какой же из предложенных вариантов проверки верный?
(Обсуждение вариантов проверки, вывешенных на доске. Нахождение правильного.)
1.Синички сидели на (стене) ёлке.

2.Воробьи слетели с (степи) ели.
У.: Что нужно хорошо уметь делать, чтобы проверить орфограмму слабой позиции в окончаниях слов?

Д.: Нужно правильно подбирать проверочные слова с тем же набором падежных окончаний, что и в проверяемом слове.

IV.Рефлексия.

1. Диагностика усвоения материала с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass

Тест «Проверка орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях слов-предметов»

1 слайд



2 слайд



3 слайд



4 слайд



5 слайд



6 слайд



Учитель демонстрирует результаты выполнения теста и проводит совместный поиск правильных ответов.

2. У.: Если вам встретятся в тексте слова с пропуском орфограмм слабых позиций в окончании, то вы без сомнения их напишите или сначала задумаетесь?

Д.: Задумаемся.

У.: Тогда, как вы думаете, какая задача будет стоять перед нами на следующих уроках?

Д.: Научиться быстро проверять такие слова.
У.: Как бы вы оценили свою работу на сегодняшнем уроке?

У.: А работу вашей группы?

У.: Что было интересно, сложно, непонятно на уроке?
V.Домашнее задание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел iconУрок русского языка. Тема: Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова
...
Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел iconБуква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия
Познакомить учащихся с написанием буквы ь после шипящих на конце слов, называющих предметы
Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел icon«Правописание О,Е в падежных окончаниях с основой на шипящий и Ц»
О,Е при написании окончаний слов, называющих предметы и признаки с основой на шипящий и Ц
Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел iconТема : «Как проверить орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях»
Да. Об окончаниях мы немало знаем. Может это позволит сделать нам предположения по решению нашей задачи. Что мы можем сделать?
Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм слабых позиций»
Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: знакомство учащихся с условиями выбора орфограмм о-ё после шипящих в окончаниях имен прилагательных; повторение правописания...
Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел iconТема: Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции?
Цель: создать ситуацию, в которой учащихся усомнятся в том, все ли орфограммы слабых позиций им известны; проверить, существует ли...
Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел iconУрока Тема: Сложные слова
Дидактическая задача урока: освоить способ образования сложных слов путем слияния основ; организовать работу по закреплению нового...
Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел iconПравописание о е после шипящихицв окончаниях существительных
Цель: освоение правила написания букв “О”, “Е” после шипящих и “Ц” в окончаниях имён существительных, формирование умений и навыков...
Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел iconУрока: изучение нового материала Образовательные цели урока
«непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста
Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел iconУрока: изучения новых знаний Образовательные цели урока
«непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста
Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел iconКонспект урока по русскому языку с использованием эор в 4 классе...
Цель урока: систематизация знаний учащихся, повторение и закрепление изученных орфограмм в 3 классе
Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить детей со способом выбора букв в окончаниях имен существительных в именительном падеже и в родовых окончаниях...
Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел icon«Способы проверки орфограмм»
Методика проведения уроков оценки (рефлексии) в рамках образовательной системы
Урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел iconУрок русского языка для 2 класса
Уточнить, систематизировать и обобщить знания детей о способе проверки изученных орфограмм


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск