Конспект урока
«Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы». Составила: Павлихина Екатерина Егоровна, учитель начальных классов МБУ прогимназии №208 г.о. Тольятти.
Предмет: русский язык.
Класс: 3 класс.
Тема и номер урока: Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях слов, называющих предметы, раздел III, урок №12.
Тип урока: урок постановки учебной задачи.
Базовый учебник: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 1. – М: Вита-Пресс, 2013.
Образовательная система: система развивающего обучения В.В .Давыдова – Д.Б. Эльконина. Цель урока: найти способ проверки орфограмм слабых позиций у слов, называющих предметы.
Задачи урока.
Обучающие:
учить различать типы орфограмм (по отношению к фонеме, по позиции, по положению в составе слова);
познакомить со способом проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях слов-предметов в единственном числе (замена слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях);
составить модель общего способа проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях слов-предметов
Развивающие:
развивать абстрактное мышление.
Воспитательные:
прививать любовь к родному языку.
Личностные:
формировать внутреннюю позицию школьника,
формировать устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и особенностям функционирования в речи.
Регулятивные:
формировать умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу,
формировать умение сохранять заданную цель,
формировать умение контролировать свою деятельность по результату,
формировать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные:
учить учитывать разные мнения;
учить формулировать собственное мнение;
учить договариваться и приходить к общему решению;
учить контролировать и оценивать действия партнера.
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, документ-камера, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass (по количеству учащихся в классе), листы с заданием для каждой группы, фломастеры. Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Создание ситуации успеха.
Задание1. На доске записаны слова с пропуском орфограмм слабых позиций в разных частях слов-предметов:
п_стучал
н_нёс
ст_р_на
вет_чки
крем_вый
У.: Проверьте пропущенные орфограммы.
Что нужно хорошо уметь делать, чтобы выполнить это задание?
Д.: Хорошо разбирать слова по составу, чтобы определить в какой части слова пропущена орфограмма. И подбирать проверочное слово с сильной позицией в той же части, что и пропущенная орфограмма.
У.: Как можно быстро и точно рассказать о таком способе проверки?
Д.: Можно изобразить с помощью модели. У.: Выберете из имеющихся у нас моделей нужную и проверьте пропущенные орфограммы. Модель 1.
Модель 2.
Модель 3.
Ученики у доски вписывают буквы с комментированием способа проверки, а остальные работают в тетрадях.
Например:
Д.: П_стучал – определяю в какой части слова пропущена орфограмма
Для этого разбираю слово по составу.
П_стучал – п_стучали – окончание нулевое.
П_стучал – стук, застучит – корень –стуч- (в корне есть непозиционное чередование фонем <ч,>//<к>)
Орфограмма слабой позиции в приставке. Выбираю 2 модель проверки орфограмм для приставок.
Подбираю слово, в котором есть такая же приставка, но в сильной позиции.
Подходит слово понял. В сильной позиции по-, значит, в слове п_стучал пишется приставка по-. Физминутка для глаз. Задание2.
У.: Молодцы! Вы уже хорошо умеете проверять орфограммы слабых позиций?
Д.: Да!
У.: Тогда проверьте записи, которые сделал робот Сам Самыч. Если нужно исправьте ошибки.
(На доску при помощи документ-камеры демонстрируется запись
2 предложений)
Снег (Павлик) павалил хлопьями.
В (лис) лису стало светло.
У.: Владеет ли Сам Самыч способом проверки орфограмм слабых позиций?
Д.: Ещё не достаточно.
У.: Чего еще не умеет робот?
Д.:
Не умеет хорошо определять в какой части слова находится орфограмма слабой позиции, поэтому проверяет орфограмму в приставке сильной позицией в корне.(1 предложение)
Не научился правильно подбирать проверочные слова, учитывая не только одинаковый фонемный состав, но и одинаковое значение.(2 предложение)
Физминутка III. Организация ситуации определения ограниченности старого способа. Постановка учебной задачи.
1. Создание ситуации разрыва.
У.: Раз вы так хорошо умеете проверять, то сможете проверить орфограммы в еще двух предложениях?
(Диктует предложения. Дети записывают у себя в тетрадях, а 2 ученика на доске.)
Синички сидели на ёлк_.
Воробьи слетели с ел_.
У.: Почему пропустили буквы в словах?
Д.: Потому что здесь звук в слабой позиции.
У.: Но вы ведь только что проверяли орфограммы слабых позиций и показали, что это у вас получается хорошо.
Д.: Но здесь же слабая позиция в окончании, а мы ее проверять не умеем. 2.Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.
У.: С какой проблемой мы столкнулись?
Д.: Как проверить орфограмму слабой позиции в окончании слова.
У.: Как мы будем действовать?
Д.: Наверное, нужно действовать так, как мы действовали при проверке орфограмм в корне, суффиксе и приставке.
По закону русского письма.
У.: Изобразите ваше предположение в виде модели. (Обсуждение предложенных моделей. Выбор правильной.)
У.: Теперь сможете подобрать необходимые для проверки слова?
Д.: Да. Давайте это сделаем в парах.
(Учитель раздает листы с заданием. Дети выполняют в парах.) У.: Проверяем выполнение. (На доску вывешиваются варианты, предложенные детьми.)
У.: Какой же из предложенных вариантов проверки верный? (Обсуждение вариантов проверки, вывешенных на доске. Нахождение правильного.) 1.Синички сидели на (стене) ёлке.
2.Воробьи слетели с (степи) ели. У.: Что нужно хорошо уметь делать, чтобы проверить орфограмму слабой позиции в окончаниях слов?
Д.: Нужно правильно подбирать проверочные слова с тем же набором падежных окончаний, что и в проверяемом слове.
IV.Рефлексия.
1. Диагностика усвоения материала с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass
Тест «Проверка орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях слов-предметов»
1 слайд
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
Учитель демонстрирует результаты выполнения теста и проводит совместный поиск правильных ответов.
2. У.: Если вам встретятся в тексте слова с пропуском орфограмм слабых позиций в окончании, то вы без сомнения их напишите или сначала задумаетесь?
Д.: Задумаемся.
У.: Тогда, как вы думаете, какая задача будет стоять перед нами на следующих уроках?
Д.: Научиться быстро проверять такие слова. У.: Как бы вы оценили свою работу на сегодняшнем уроке?
У.: А работу вашей группы?
У.: Что было интересно, сложно, непонятно на уроке? V.Домашнее задание. |