«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_______/ Загидуллина Г. Р./
Протокол №1 от
«28» августа 2012г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________/Р.Г.Галимова/ «29» августа 2012г
| «Утверждено»
Директор МБОУ «АСОШ№7»
_____________/А.М.Гатауллина/
Приказ № 69/18 от
«29» августа 2012г.
| Рабочая программа по русскому языку
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Арская средняя общеобразовательная школа №7»
Арского муниципального района Республики Татарстан
учителя высшей квалификационной категории
Загидуллиной Гульшат Ринатовны
9 б класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1
от «29» августа 2012г.
2012-2013 учебный год
Учебно – тематическое планирование
Предмет: Русский язык
Класс: 9 б
Учитель: Загидуллина Гульшат Ринатовна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных работ - 5 , сочинений – 3, изложений 3.
Учебник:
Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – 27-е изд. – М.: Просвещение, 2005.- 205 с.
Пояснительная записка. Данная рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
*Закон РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
*Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
*Примерная программа основного общего образования по русскому языку (базовый уровень) для образовательных учреждений с русским языком обучения.
*Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год; *Учебный план МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №7» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 29 августа 2012 года)
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю по базисному учебному плану)
Предлагаемая рабочая программа предусматривает изучение, углубление, расширение и совершенствование знаний по синтаксису сложного предложения и пунктуации, так как вопросы синтаксиса простого предложения были изучены в 8 классе. Изучение и повторение материала по синтаксису и пунктуации планируется проводить параллельно с выполнением заданий КИМов, что позволит вести подготовку к ГИА.
Проблема приобщения школьников к национальным традициям, культуре, литературе татарского народа имеет особое значение в современных условиях формирования нравственных качеств личности. Исходя из этого, на уроках русского языка используется национально- региональный компонент.
Национально-региональный компонент реализуется на уроке развития речи «Сочинение – рассуждение о природе родного края» (урок 23), при написании рефератов на тему «Герой Советского Союза – наш земляк» (домашнее задание - урок 48), при написании рецензии, отзыва, аннотации на литературное произведение татарских авторов (урок 8), при повторении темы «Лексика и фразеология» (работа с русско-татарским фразеологическим словарём – урок 54): На отдельных этапах уроков при анализе словосочетаний, предложений, текстов татарских авторов, текстов, тематически ориентированных на природу, материальную и духовную культуру края, науку Казани и Татарстана, на современные проблемы города и республики; в работе с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, словарями, справочной литературой, средствами массовой информации.
Отобранные тексты и составленные задания по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений татарских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке русского языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-практикум, урок развития речи, урок контроля знаний. Методы и приёмы обучения:
*обобщающая беседа по изученному материалу;
*различные виды разбора (синтаксический, лексический, словообразовательный, морфологический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
*виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
*составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 ГИА;
*наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
*изложения разных видов (выборочное, сжатое, подробное) на основе текстов типа описания, рассуждения, повествования;
*письмо под диктовку;
*комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
*восприятие и оценивание устных и письменных высказываний/текстов с позиции анализа степени соответствия речи условиям общения и коммуникативным задачам, с точки зрения языкового оформления: уместности, точности, логичности, правильности, чистоты, выразительности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; с точки зрения соответствия критериям культуры речи.
*анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
*лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
*разные виды разбора (синтаксический, пунктуационный, фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
*выполнение практических заданий из КИМов;
*разные виды чтения (ознакомительный, просмотровой, изучающий) в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
*информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
составление тезисов;
конспектирование;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
определение проблемы текста;
аргументация своей точки зрения;
переложение текста;
продолжение текста;
редактирование;
аннотация.
*написание сочинений;
*изложение прочитанного или прослушанного текста;
*создание устных диалогических и монологических высказываний;
*создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
*анализ текстов (определение стиля, типа, основной мысли, темы, структуры, ключевых слов и т.д.)
*создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения; с учётом критериев культуры речи;
*создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка, с учётом критериев культуры речи;
*выступления публицистического и научного стиля;
*работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, СМИ, ресурсами Интернета.
|