Урок-зачёт по теме «Сложное предложение»





Скачать 143.6 Kb.
НазваниеУрок-зачёт по теме «Сложное предложение»
Дата публикации02.09.2014
Размер143.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МБОУ «Камскополянская средняя школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов»

Нижнекамского района Республики Татарстан
Урок-зачёт

по теме

«Сложное предложение»

( 9 класс)
Составитель: учитель

русского языка и литературы

Сарабарова Валентина Николаевна

пгт Камские Поляны, 2012 год

Цели урока:

проверить усвоение темы «Сложное предложение», совершенствовать умение строить, правильно произносить, употреблять в речи сложные предложения разной конструкции, проверить знания по орфографии и пунктуации, воспитывать бережное, внимательное отношение к языку, слову, повышать речевую культуру.

Оборудование: комплекты тестовых заданий для каждого учащегося (2 варианта), тест на каждого учащегося в формате ГИА по отрывку из повести А. Лиханова «Чистые камушки», подборки цитатного материала из произведений писателей и поэтов, ПК, презентация «А. Лиханов – писатель».


Ход урока
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя, где говорится о целях и задачах урока, особенностях данного урока.
II. Синтаксическая пятиминутка.

Задание: допишите литературные примеры по памяти, найдите сложные предложения, определите их тип, прокомментируйте знаки препинания.
1. Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, …(мятежный), просит бури,

Как будто в бурях есть покой. (М.Ю.Лермонтов)
2. Нет, ребята, я не гордый.

Не……………………….(заглядывая вдаль)

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль. (А.Т.Твардовский)
III. Работа c перфокартой (повторение).

Прочитайте утверждения (распечатка на каждой парте). Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0. Аргументируйте свой выбор.


  1. Сложным называется предложение, состоящее из двух и более простых предложений.

  2. Сложносочиненное предложение – это такие предложения, в которых простые предложения связываются сочинительными союзами и интонацией.

  3. Продолжи ряд соединительных союзов: и. да (=и), ни-ни, тоже…

  4. Продолжи ряд разделительных союзов: или (иль) либо, то-то…

  5. Продолжи ряд противительных союзов: а, но…

  6. Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.

  7. Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.

  8. Придаточное предложение всегда стоит после главного.

  9. Части сложноподчиненного предложения равноправны.

  10. Союзное слово не является членом предложения.

  11. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части сложноподчиненного предложения, находятся в придаточной части предложения.

  12. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.

  13. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.

  14. Бессоюзные предложения – это сложные предложения, части которых связаны по смыслу и интонации.

  15. Если 2 часть бессоюзного предложения указывает на причину, то нужно поставить тире.

  16. Если первая часть имеет значение времени или условия, то между частями бессоюзного предложения ставится тире.

  17. Двоеточие ставится, если вторая часть имеет значение изъяснения.

  18. Тире ставится, если вторая часть имеет значения следствия, результата.


Ответ: 111 0000 1111 0 111. Какое сочетание цифр получилось у вас при ответе? Прочитайте все верные утверждения. Прочитайте неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.
VI. Работа над ошибками, допущенными в перфокарте.
V. Объяснительный диктант.

- На уроках мы только и делаем, что по сто раз одно и то же повторяем. Скучно. Давайте выясним, какое это занятие – делать сто раз одно и то же – однообразное или разнообразное? Определить тип сложных предложений, подчеркнуть главные члены предложения, вставить пропущенные буквы.
1. Все понятно старику,

Старику часовщику.

Из окошечка резного

Снова слышится: «Ку –ку».
2. Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.
3. Три смелых зверолова сидели под кустом,

А кто-то на березе помахивал хвостом.
4. В Бискайск..м залив.. есть француз..кий остров Ре на котором все ослы нос..т брюки (в) полоску. Этот обычай во..ходит к тем временам, когда на острове было много болот и жители острова надевали на ослов брюки, чтобы комары не изв..дили ж..вотных своими укусами. Теперь болота на острове исчезли, но обычай остался.
VI. Самостоятельная работа. Тест по теме «Сложные предложения».


Вариант 1

1.Какое из предложений сложноподчиненное?

1) Не то было раннее утро, не то уже наступил вечер.

2) Молодость хороша тем, что она имеет будущее.

3) Грачи расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

4) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
2.В каком предложении надо поставить тире?

1) Свежесть горных вод повеяла навстречу мне и жадно я припал к волне.

2) И вот в туманной тишине запели птички и восток озолотился.

3) С колесницы пал Додон охнул раз и умер он.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Я взял книгу с полки, которая имела такое странное название.

2) Данко жил с народом, которых окружали с трех сторон непроходимые леса,

3) Отряд туристов быстро пересек лес, который спешил к прибытию парохода.
4.Укажите сложноподчиненное с придаточным времени.

1) Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум.

2) Теперь, когда закончила свою страшную сказку, в степи стало страшно тихо.

3) Что летом родится, то зимой пригодится.
5. Найдите лишнее предложение.

1) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

2) Уменье жить с людьми должно стать наукой, которой надо обучаться с детства.

3) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

4) Березы распустились, дубы же стояли обнаженные.
6. В каком предложении нужно поставить тире?

1) Не спится, няня, здесь так душно.

2) Совесть потеряешь другой не купишь.

3) Учись, мой сын, наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
7.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) На дворе палил летний зной – в доме было прохладно.

2) С порывом ветра послышались частые удары топоров – где-то работали плотники

3) В молодости не научишься работать – в старости останешься с пустыми руками.
8. Расставьте в предложении знаки препинания.

Когда время стало приближаться к полуночи я отправился на условленное место уселся на первый попавшийся камень и слушал как море тихо плескалось.
9. Составьте схему предложения (вопрос 8).
10. В каком предложении нужно поставить двоеточие?

1) Я поднял глаза маленькое облачко неприметно неслось по небу.

2) В человеке должно быть все прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

3) Охота не ремесло она забава.

Вариант 2

1. Какое из предложений сложносочиненное?

1) Мелких чувств не бывает – мелкими бывают только души.

2) Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве.

3)Тихо плескалась струйка воды, да где-то вскрикивала ночная птица.

4) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
2.В каком предложении не ставится запятая?

1) Сады друг с другом обнялись, и роща к роще тянется.

2) Во тьме трепетно вспыхивали молнии и гремел гром.

3) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
3. В каком предложении нельзя заменить КАК на ЧТО?

1) Все смотрели, как медленно и величаво всходило солнце.

2) Никто не заметил, как он ушел.

3) не все заметили, как он сделал это.
4.Укажите сложноподчиненное с придаточным определительным.

1) Катеньку взволновала пьеса, где каждое слово было написано о ее прошлом.

2) Проснувшись, я долго не мог сообразить, где я.

3) Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной.

4) Впереди, где кончилась роща, стояли березы.

5.Найдите предложение с последовательным подчинением придаточных.

1) Там, где горе слышится, где трудно дышится, будь первым там.

2) Ворота выходили в переулок, и над ними низко свешивались густые ветки старого тополя.

3) Нет на свете такого корабля или самолета, который мог бы унести человека туда, куда уносит его мечта.

4) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

6. В каком предложении нужно поставить двоеточие?

1) Печален я со мною друга нет.

2) Любишь кататься люби и саночки возить.

3) Мир строит война разрушает.
7. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Корень учения горек – плоды его сладки.

2) Есть терпение: будет и умение.

3) Не спеши языком – торопись делом.

8. Расставьте в предложении знаки препинания.

С горечью подумал что если что-нибудь подобное произойдет то придется прервать работу, которая словно из противоречия всей этой житейской неразберихе идет на диво хорошо.
9. Составьте схему предложения (вопрос 8).
10. В каком предложении нужно поставить тире.

1) Вправо пошли танки влево двинулась пехота.

2) Я открыл глаза утро зачиналось.

3) Сожмет тебе руку щипцами так не сдавишь.
VII. Контроль выполнения теста проводится публично. Учащиеся по желанию защищают свои работы, комментируя ответы.

VIII. Работа с текстом (для анализа предложен отрывок из повести А. Лиханова «Чистые камушки». Текст произведения знаком учащимся, так как по данному тексту был проведен урок внеклассного чтения в форме защиты проектов)
- Прочитайте текст, выполните задания к тексту, составленные по образцу заданий ГИА.
(1)Михаська оглядел с обрыва берег.

(2)Берег был пуст, зато на мосту толпились какие-то люди. (3)Они смотрели на лодку. (4)В лодке, которая тихо плыла по течению, стояли какие-то мужчины и опускали в воду багры.

(5)Михаське стало спокойно, как всегда в такие минуты. (6)Он спрыгнул на песок и пошел к мосту, оставляя следы на песке.

(7)Сначала на него не обращали внимания, потом люди на мосту увидели его, и две маленькие фигурки побежали навстречу Михаське. (8)Это были Сашка и маленькая Лиза. (9) Они мчались навстречу Михаське, и лица у них были не радостные, а испуганные. (10)Они остановились перед ним, и он пошел рядом, слыша, как они тяжело дышат.

(11) Люди на мосту смотрели на Михаську, и от них отделился еще один. (12) Отец. (13)Он шел медленно, с трудом вытаскивая ноги из песка, опустив плечи, будто шел с долгой и тяжкой работы.

(14) И вдруг из-за его спины появилась легкая фигурка и бросилась навстречу Михаське. (15) Мама бежала, протянув к Михаське руки; бежать ей было трудно по песку; она чуть не падала, но не падала и бежала, бежала, бежала к Михаське, ничего не видя перед собой. (16) Она схватила, смяла Михаську, сжала его так, что ему стало даже больно, крепко прижала к себе, и Михаська услышал, как стучит мамино сердце (17)Громко, гулко, будто хочет вырваться из груди...

(18) Она не плакала, нет, только на лице, темном от пыли, светлели бледные дорожки - следы от выплаканных слез. (19) Мама все тискала и тискала Михаську, а он стоял, опустив руки, стоял и наконец обнял маму, обнял, как не обнимал давно - крепко, уткнувшись головой в мягкие мамины волосы.

(20) Когда Михаська оторвался от мамы, он увидел отца, стоявшего невдалеке от них. (21) Михаська посмотрел на его лицо и увидел две глубокие линии возле рта. (22) Он подумал, что отец у него не такой уж молодой, и сам удивился, почему он об этом подумал.(23)Михаська взглянул на отца как-то по-взрослому - без злости, без удивления, просто смотрел и думал, наверное, о чем-то серьезном.

(24) Михаська шагнул навстречу отцу и остановился. (25) Они стояли друг против друга - сын и отец, родная кровь, и Михаська смотрел на отца и чуточку улыбался. (26) Не было в этой улыбке ни обиды, ни ненависти, ни отчаяния. (27) Только жалость, печальная жалость к этому большому человеку в гимнастерке без ремня. (28) Потом он шагнул вбок и обошел отца, как обходят столб или еще что-нибудь неодушевленное.

(29) Михаська шел рядом с мамой к мосту, а позади раздавались шорох шагов и сопение Сашки и маленькой Лизы.

(30) Михаська вдруг словно взлетел, как птица, и посмотрел на все с высоты. (31) На ветер, дующий над синими крышами. (32) На мост с людьми, которые толпились там. (33) На угрюмого отца, которому предстоит многое понять. (34) На Сашку и Лизу. (35) На самого себя.

(36) Нет, самому по себе нельзя, все-таки никак нельзя!

(37) Нельзя видеть только землю и лишь самого себя на ней. (38) И никого больше. (39) И ничего больше. (40) Все есть и никуда не денется, не исчезнет, не переменится, если махнешь волшебной палочкой. (41) Все есть так, как есть. (42) А волшебной палочки нет и не будет. (43) Да и не нужна она. (44) Волшебная палочка - это для Михаськи. (45) Но его теперь в Михаське нет, есть взрослый человек.

(46) Есть человек, который может, как птица, взлететь и увидеть мост, людей на нем, отца, Сашку, Лизу, себя.

(47) Увидеть все как есть и все понять.
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1 – A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
А 1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « В Михаське есть … взрослый человек»
1) (23) Михаська взглянул на отца как-то по-взрослому - без злости, без удивления, просто смотрел и думал, наверное, о чем-то серьезном.

2) (30) Михаська вдруг словно взлетел, как птица, и посмотрел на все с высоты.

3) (37) Нельзя видеть только землю и лишь самого себя на ней.

4) (22) Он подумал, что отец у него не такой уж молодой, и сам удивился, почему он об этом подумал.
А 2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «мчались» (предложение 9)
1) Передвигаться с большой скоростью

2) Быстро, стремительно течь

3) Быстро, незаметно проходить

4) Быстро бежать
А 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.
1) (19) Мама все тискала и тискала Михаську, а он стоял, опустив руки, стоял и наконец обнял маму, обнял, как не обнимал давно - крепко, уткнувшись головой в мягкие мамины волосы.

2) (29) Михаська шел рядом с мамой к мосту, а позади раздавались шорох шагов и сопение Сашки и маленькой Лизы.

3) (30) Михаська вдруг словно взлетел, как птица, и посмотрел на все с высоты.

4) (16) Она схватила, смяла Михаську, сжала его так, что ему стало даже больно, крепко прижала к себе, и Михаська услышал, как стучит мамино сердце.
А 4. Найдите ошибочное суждение.

1) В слове ЛЕГКАЯ звуков больше, чем букв

2) В слове РАЗДАВАЛИСЬ не все согласные звонкие.

3) В слове РАДОСТНЫЕ согласный [т] не произносится.

4) В слове ОГЛЯДЕЛ первый звук - [о]
А 5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


1) наклонится

2) побежал

3) светлеет

4) предстоит


А 6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: « Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется буква С.


1) спрыгнуть

2) испугать

3) посмотреть

4) раздавались


А 7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется –НН-?
1) утренний 2) медленно 3) испуганные 4) путешественник
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания B1 – B9 записывайте словами или цифрами.
В 1. Замените разговорное слово «оторвался» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
В 2. Замените словосочетание мамино сердце (предложение 16), построенное на основе связи согласование синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3. Выпишите грамматическую основу из придаточной части предложения 4.
В лодке, которая тихо плыла по течению, стояли какие-то мужчины и опускали в воду багры.
В4. Среди предложений 6– 15 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Михаська взглянул на отца как-то по-взрослому - без злости, (1) без удивления, (2) просто смотрел и думал, (3) наверное, (4) о чем-то серьезном.
В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении 16.
В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Есть человек, (1) который может, (2) как птица, (3) взлететь и увидеть мост, (4) людей на нем, (5) отца, (6) Сашку, (7) Лизу, (8) себя.
В8. Среди предложений 20 – 23 найдите сложное предложение с неоднородным (паралелльным) подчинением придаточных предложений. Напишите номер этого предложения.
В 9. Среди предложений 7 – 11 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.


А 1

3

А 2

4

А 3

4

А 4

4

А 5

1

А 6

2

А 7

3

В 1

отстранился, отстраниться

В 2

сердце мамы

В 3

которая плыла

В 4

6,10,13,15

В 5

3,4

В 6

4

В 7

1

В 8

22

В 9

10


IX. Подведение итогов урока.

Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?
Что усвоено хорошо? Что осталось непонятым? Как оцениваете свою работу на зачёте?

X. Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как Вы понимаете смысл предложений текста:
« Нет, самому по себе нельзя, все-таки никак нельзя! Нельзя видеть только землю и лишь самого себя на ней».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение ученицы

Почему нельзя видеть только землю и лишь самого себя на ней? Над этим вопросом предлагает нам поразмышлять автор этого текста А. А. Лиханов.

Я думаю, что есть люди, которые видят только самих себя и не замечают никого вокруг. И делают всё, что хотят, не думая чувствах ближних. Но им приходится расплачиваться за свои поступки, а это тяжело. Так произошло и с отцом Михаськи. Об этом говорится в предложении 13: «Он шел медленно, с трудом вытаскивая ноги из песка, опустив плечи, будто шел с долгой и тяжкой работы».

Хорошо живётся тому человеку, который думает о других людях. Он добр и великодушен, на душе у него всегда спокойно, и он видит намного больше, чем тот, что думает только об удовлетворении своих желаний. Мальчик Михаська из повести А. Лиханова многое понял, он повзрослел. Об этом говорится в предложении 47: «Есть человек, который может, как птица, взлететь и увидеть мост, людей на нем, отца, Сашку, Лизу, себя». Не просто увидеть, а понять, чем живут эти люди, быть рядом с близкими.

Я убедилась, что человек не может жить без людей, поэтому он должен о них заботиться. Надо учиться ладить с людьми, считаться с их мнением. Так я понимаю смысл этой фразы: « Нет, самому по себе нельзя, все-таки никак нельзя! Нельзя видеть только землю и лишь самого себя на ней».





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» iconСистематизация знаний по теме «Сложное предложение. Сложноподчиненное...
Помощь в организации самостоятельной работы по совершенствованию своих умений и навыков
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» iconТема: Обобщение по теме «Сложное предложение» Цели урока: Образовательные:...
Научить видеть связь языка с искусством и осознавать язык как часть культуры русского народа
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» iconУрок по русскому языку в 5 классе по теме: «Повторение изученного...
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» iconУрок-тренинг в 9-м классе по теме: «Сложное предложение»
Цели урока: 1 повторение и обобщение знаний учащихся о сложном предложении; закрепление пунктуационных умений
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» iconСтроение сложноподчиненного предложения (разработка урока русского языка в 9 классе) Предмет
Лексика урока: главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное союзное предложение; подчинительный...
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» iconКонспект урока бессоюзное сложное предложение (Тема урока) фио (полностью)
Бессоюзное сложное предложение 1урок в разделе «Бессоюзные сложные предложения»;порядковый номер в тематическом планировании№45
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» iconУрок получения новых знаний
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Словосочетание. Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение с прямой речью
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» iconУрок-зачёт (8 класс). Тема урока: Урок-зачёт по теме «Квадратные корни»
Тема урока: Урок-зачёт по теме «Квадратные корни», «Решение квадратных уравнений по формуле»
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» iconУрок-обобщение по теме «Основные виды сложных предложений»
Учитель предлагает учащимся 1-й группы записать в диалоговом окне одно предложение по теме «Томпонский район». Предложение должно...
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» iconРеспублика адыгея
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» iconКиселев О. А. Айткалеев М. С. 20 г «26»
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» iconТема: «Комбинаторика»
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» iconЗначения букв я, ю, е, э
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» iconТема : За страницами учебника
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск