№ п/п
| Раздел (тема)курса
| Кол – во часов
| № урока
| Тема урока
| Единицы содержания урока
| Характеристика деятельности учащихся
| Дата проведения
|
1
| Тема полугодия первого: «Музыка вокруг нас».
| 16
| 1
| «И Муза вечная со мной!»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (Урок-путешествие)
| П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
Д.Кабалевский «Песня о школе».
И.Якушенко «Пестрая песенка»
| Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;
Исполнять песни хором.
Различать настроения, чувства и характер человека выраженные в музыке.
| 06.09
|
2
| Хоровод муз.
Комбинированный урок.
(Урок- экскурсия)
| р.н.п. «Во поле береза стояла»
греческий танец «Сиртаки»
молдавская хороводная песня-пляска «Хора».
| Исполнять песни соло, ансамблем, хором.
Играть на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре)
Различать настроения, чувства и характер человека выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
| 13.09
|
3
| Повсюду музыка слышна.
Комбинированный урок.
(Урок - игра)
| Ролевая игра «Играем в композитора»,
Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.
| Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.
Выражать собственные мысли,
настроения и чувства с помощью
музыкальной речи в пении, движе-нии, игре на инструментах;
Приобретать (моделировать) опыт
музыкально- творческой деятель-ности через сочинение, исполнение, слушание;
Исполнять, инсценировать песни.
| 20.09
|
|
|
| 4
| Душа музыки – мелодия.
Урок обобщения и систематизации знаний.
(Урок-путешествие)
| П.Чайковский:
«Сладкая греза», «Вальс»,
«Марш деревянных солдатиков».
| - понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения.
- выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
| 27.09
|
|
|
| 5
| Музыка осени.
Комбинированный урок
| П.И.Чайковский «Осенняя песнь»
Г.Свиридов «Осень»
В.Павленко «Капельки»
Т.Потапенко «Скворушка прощается»
| различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
| 04.10
|
6
| Сочини мелодию.
Урок закрепления нового материала
| Тема природы в музыке.
П.И.Чайковский «Осенняя песнь»
Г.Свиридов «Осень»
Ролевая игра «Играем в композитора».
| проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
- найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А.Барто «Золотая осень» и песенки «Дождь идет»;
- владеть элементами алгоритма сочинения мелодии;
- самостоятельно выполнять упражнения;
- владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.
| 11.10
|
|
|
| 7
| «Азбука, азбука каждому нужна…»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Д.Кабалевский «Песня о школе»
А. Островский «Азбука»
| моделирует опыт музыкально-творческой деятельности;
- понимает истоки возникновения музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
Знакомится с элементами нотной грамоты
| 18.10
|
8
| Музыкальная азбука.
Обобщающий урок 1 четверти.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
| В. Дроцевич «Семь подружек»
«Нотный хоровод»
Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. | узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковы-сотности мелодии движением рук.
- Ориентироваться в нотном письме
как графическом изображении типичных интонационных оборотов
определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш, смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»,
- узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.
| 25.10
|
|
|
| 9
| Музыкальные инструменты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| «Полянка» (свирель),
«Во кузнице» (рожок),
«Как под яблонькой» (гусли)
«Пастушья песенка» (французская народная песня)
| ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;
- находить сходства и различия в инструментах разных народов.
| 08.11
|
10
| «Садко». Из русского былинного сказа.
Комбинированный урок
| Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)
Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»
| слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
- различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности;
- определять на слух звучание народных инструментов;
| 15.11
|
11
| Музыкальные инструменты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| И.С.Бах «Шутка»
К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент)
| сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
определять названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов;
- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.
| 22.11
|
|
|
| 12
| Звучащие картины.
Комбинированный урок.
| К.Кикта «Фрески Софии Киевской»
| сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
- узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
- развивать самостоятельную музыкальную творческую деятельность;
| 29.11
|
13
| Разыграй песню.
Комбинированный урок.
| Л.Книппера «Почему медведь зимой спит».
| планировать свою деятельность;
- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.
| 06.12
|
|
|
| 14
| Пришло Рождество, начинается торжество.
| «Тихая ночь» - международный рождественский гимн
«Щедрик»- украинская народная колядка
| - приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
| 13.12
|
15
| Родной обычай старины.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
| «Все идут, спешат на праздник» - колядка
С.Крылов - «Зимняя сказка»
| Инсценировать для школьного праздника музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
| 20.12
|
16
| Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.
Комбинированный урок.
| П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:
«Марш»
«Вальс снежных хлопьев»
«Па- де-де»
«Зимняя песенка»А.Бердыщев
| понимать степень понимания роли музыки в жизни человека.
- узнавать освоенные музыкальные произведения, давать определения общего характера музыки;
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
| 27.12
|
2
| Музыка и ты
| 17
| 17
| Край, в котором ты живешь.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| В.Степанова «Добрый день»
А.Шнитке - «Пастораль»
Г.Свиридов – «Пастораль»
В.Алексеев «Рощица»
А.Бердышев «Приезжайте в тундру»
| понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
| 17.01
|
18
| Художник, поэт, композитор.
Урок обобщения и систематизации знаний.
| И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости»
И.Никитин «Вот и солнце встает»
| понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.
| 24.01
|
|
|
| 19
| Музыка утра.
Музыка вечера.
Комбинированный урок.
| Э.Григ «Утро»
П.Чайковский «Зимнее утро»
В. Гаврилин «Вечерняя музыка»
С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»
Е. Крылатов «Колыбельная Умки»
| понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь
- выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
- по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.
- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.
формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
- выражать собственные мысли,
настроения и чувства с помощью
музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах
| 31.01
|
|
|
| 20
| Музыкальные портреты.
Разыграй сказку.
Урок изучения и закрепления новых знаний
| Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора. « Баба – Яга» - детская песенка
| - сравнивать музыкальные и речевые интонации,
- определять их сходство и различия;
- выявлять различные образы – портреты персонажей
вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки,
- соединять слуховые впечатления детей со зрительными.
| 07.02
|
21
| . У каждого свой музыкальный инструмент.
| | - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные.
- воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
- передавать в собственном испол_
нении (пении, игре на инструмен_
тах, музыкально_пластическом дви_
жении) различные музыкальные
образы.
| 14.02
|
|
|
| 22
| Музы не молчали.
Комбинированный урок.
| А.Бородин «Богатырская симфония»
«Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня)
| определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках.
- внимательно слушать.
- определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу,
- передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний;
| 28.02
|
|
|
| 23
| Музыкальные инструменты.
| Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
| Импровизировать в характере основных жанров музыки.
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях.
| 06.03
|
24
| Мамин праздник.
Комбинированный урок.
| В.Моцарт «Колыбельная»
И.Дунаевский «Колыбельная»
М.Славкин « Праздник бабушек и мам»
| передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать;
- выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями.
применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
| 13.03
|
|
|
| 25
| Музыкальные инструменты
Урок обобщения и систематизации знаний.
| Исполнение ранее изученных песен.
| - определять названия изученных жанров музыки; названия изученных произведений и их авторов;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
- подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке
| 20.03
|
|
|
| 26
| «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Урок обобщения и систематизации знаний.
| Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”.
| - сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов,
- размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия.
| 10.04
|
27
| Звучащие картины
| И.Бах «Волынка»
П.Чайковский « Сладкая греза»
Л.Дакен «Кукушка»
«Тонкая рябина» - гитара
Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин
И.Конради – «Менуэт» - лютня
| - сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.
- сопоставлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара.
| 17.04
|
28
| Музыка в цирке.
Комбинированный урок.
| А.Журбин « Добрые слоны»
И.Дунаевский « Выходной марш»
Д.Кабалевский «Клоуны»
О.Юдахина « Слон и скрипочка»
| определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш.
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
| 24.04
|
|
|
| 29
| Дом, который звучит
| Н.Римский-Корсаков опера «Садко»
( фрагменты)
Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок»
| - вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
| 08.05
|
30
| Опера - сказка
| М.Коваль «Волк и семеро козлят»
М.Красев «Муха – цокотуха»
| определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной;
сольной, хоровой, оркестровой);
- участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности;
- слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию.
| 15.05
|
31
| Ничего на свете лучше нету..
| Г.Гладков «Бременские музыканты»
| - участвовать в коллективных играх – драматизациях
- воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений
| 15.05
|
|
|
| 32
| Афиша. Программа.
| Исполнение знакомых произведений
| -Сравнивать музыкальные произведения разных жанров
-составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника
| 22.05
|
33
| Твой музыкальный словарик.
Обобщающий урок.
| Заключительный урок - концерт
| - оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
- размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениямсоздавать собственные исполнительские интерпретации.
- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
- различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.
- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства
| 29.05
|