Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература»





Скачать 448.66 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература»
страница1/5
Дата публикации26.09.2014
Размер448.66 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Пояснительная записка

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» для 5–9 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др. (заключения РАО (от 06.08.2007) и РАН (от 23.10.2007), заключения РАО (от 11.07.2005) и РАН (от 01.12.2005), заключения РАО (от 28.06.2005) и РАН (от 01.12.2005).


Общая характеристика учебного предмета

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса «Чтение и литература» (1–11-й классы).
В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.
Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интер-претации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Структура и содержание программы

Программа составлена в соответствии со структурой средней школы: 1–4-й классы, 5–9-й классы, 10–11-й классы. Содержание программы на основной и старшей ступенях образования определяется кругом интересов учащихся, общеэстетической ценностью художественного произведения, образовательными стандартами по литературе.

Этапы литературного образования школьников:

5-6-й классы - постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах.

Основные учебные цели:

1) формирование личностного отношения к прочитанному;

2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

7-8-й классы - период формирования читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы - произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе.

Основные учебные цели:

1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения;

2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

9-й класс - завершение литературного образования по концентрической системе; очерки истории родной литературы, изучение творческих биографий отдельных писателей.

Основные учебные цели:

1)формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художественной литературы; 2) осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.

В программе и реализующих ее учебных хрестоматиях и учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. В учебные хрестоматии 5-8-го кл. введены «сквозные» персонажи, авторские тексты; в учебных хрестоматиях и учебниках 7-9-го кл. материал изложен проблемно.

Названия учебных хрестоматий с 5-8 классы отражают содержательную доминанту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьников определенного возраста:

5-й класс - «Шаг за горизонт»;

6-ой класс - «Год после детства»;

7 –ой класс - «Путь к станции «Я»;

8-ой класс - «Дом без стен».

9-ый класс – «История твоей литературы»

В ходе изучения литературы выделяются базовые теоретико-литературные понятия:

Класс

Базовые понятия


Структурообразующий принцип

5

6
7

8
9

жанр

роды и жанры
характер - герой

литературный герой образ - литературный процесс

эпоха – писатель -произведение - читатeль

жанрово-тематический

тематический,

жанрово-родовой

жанрово-родовой,

тематический

проблемно-тематический
хронологический


Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Основные сведения вводятся до начала изучения систематического курса (9-11-й классы).

В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе. Линия речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Образовательной системе «Школа 2100» (курсы русского языка, литературы).

В программе для 8 -го классов выделяются произведения

  • «для текстуального изучения»;

  • «для обзорного изучения».

Такой подход позволяет избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При рекомендации подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Произведения для текстуального и обзорного изучения внутри одного раздела объединяются по степени изучаемости (для удобства работы с программой).

Среди равноценных по сложности и объему произведения «для обзорного изучения» учитель выбирает текст в соответствии с возможностями и интересами учащихся, собственными читательскими предпочтениями. Если произведение не входит в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ», учитель также имеет право самостоятельно определять характер работы с текстом (текстуальное изучение или обзорное).
Самостоятельное домашнее (внеклассное) чтение:

Рабочая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 6-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся.

В случае большого объема теста изучаются отдельные главы, фрагменты. Такой подход к работе с крупнообъемным текстом был заложен уже в начальной школе и позволяет значительно расширить круг авторов и произведений для учащихся 5–8-го кл.

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
– соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;
– эмоциональная ценность произведения;
– опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:
– национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;
– способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;
– психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
Задача курса – дать не только общее представление об истории отечественной литературы, но и показать связь героя русской литературы с особенностями исторического развития России, сменой общественных и идейных течений, литературных направлений, своеобразием творческой индивидуальности писателей.
В курсе выделяются отдельные тематические блоки, помогающие учащимся фиксировать этапы развития литературы. С этой целью учебный материал строится как очерки по истории русской литературы. Идет постоянное обращение к читательскому опыту школьников, проводятся параллели между литературными произведениями разных эпох..
Основные учебные цели:

1) формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художественной литературы;

2) осознание эстетической ценности художественного текста и его места в ист В 8 классе вводится понятие художественного мира литературного произведения, преимущественное внимание обращается на средства выражения авторской позиции, смысл заглавия, эпиграф. Обобщаются полученные в предыдущих классах представления о литературном роде и литературных жанрах. Произведения анализируются с учетом их жанровой специфики.

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

- соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

-эмоциональная ценность произведения;

-опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

Также при отборе текстов учитывается один из следующих критериев:

-национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;

-способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;

-психологические и интеллектуальные возможности учащихся.

Знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы- произведения нравственно-эстетической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие, как может изучаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Курс построен на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Требованиями к уровню подготовки учащихся 8 класса

-читать и понимать художественные произведения с учетом их специфики;

-воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое;

-выявлять авторское отношение к изображенному;

-определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

-давать интерпритацию изученного произведения на основе личностного восприятия;

-использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

-определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;

-выделять изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественном произведении;

-работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;

-понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями, соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой;

-грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

-выполнять письменные работы разных жанров.

Формирование учебных компетенций.

Учебный предмет « Литература» имеет познавательно-практическую направленность. Специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

-сферы и ситуация речевого общения, компоненты речевой ситуации;

-эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств;

-совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо;

-развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения;

-использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

-культура учебно-научного и делового общения;

-информационная переработка текста;

-культура разговорной речи.

-истории отечественной литературы.

Содержание программы
�� – для обязательного изучения

КНИГА 1

1 Введение. Входя в «Дом без стен»… 1

Пролог. «Человек толпы. Человек в толпе» 12 + 2 p/p

В.В. Маяковский. «Надоело»; А.А. Блок. «Незнакомка»

�� Н.В. Гоголь. «Шинель»

Ю.Д. Левитанский «Как показать зиму»;

А.П. Чехов. «Душечка»

�� М.А. Булгаков. «Собачье сердце»

�� Н.В. Гоголь. «Ревизор»

Действие I. «Человек размышляющий» 11 + 2 p/p

Картина 1. «Сомнение» 2

�� А.П. Чехов «Крыжовник»;

П.А. Вяземский «Жизнь наша в старости – изношенный халат»

А.П. Чехов «О любви»;

В.М. Тушнова «Мы шли пустынной улицей вдвоем...»;

А.А. Фет «Ласточки»

Картина 2. «Осмысление» 8

В. Шекспир «Гамлет»;

А.А. Тарковский «Жизнь, жизнь»

Т.Н. Толстая «Река Оккервиль»;

П. Верлен «Целует клавиши прелестная рука»

�� Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве»

Ф.И. Тютчев «Когда дряхлеющие силы...»;

А.А. Ахматова «Нам свежесть слов и чувства простоту...»;

Мишель Монтень «Опыты»

Е.А. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»

«Человек размышляющий»

Действие II. «Человек чувствующий» 11+1РР

Картина 1. «Переживание» 6

�� Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»

Сентиментализм и творчество Н.М. Карамзина 1

Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим!»;

Е.А. Баратынский «Разуверение»

Ф. Саган «Здравствуй, грусть»

П. Верлен «Сентиментальная беседа»;

А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом»

Картина 2. «Разочарование» 2

М.Ю. Лермонтов «Пророк»;

А.П. Чехов «Палата № 6»

С.Д. Довлатов «Наши»;

Е.А. Евтушенко «Итальянские слезы»

Картина 3. «Ностальгия»

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги»;

А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя...»

С.А. Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ...»;

О.Э. Мандельштам«Я вернулся в мой город, знакомый до слез...»;

А.А. Ахматова «Мне голос был...»;

И.С. Тургенев«Русский язык»

А.А. Галич «Когда я вернусь…»;

Ю.В. Бондарев «Выбор»

КНИГА 2

Действие III. «Человек действующий» 20 + 3 p/p

Картина 1. «Борьба»

А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд...»;

В. Гюго «Отверженные» )

�� М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

Романтизм и романтическая поэма

�� М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалогокупца Калашникова»

�� Э. Хемингуэй. «Старик и море»
Картина 2. «Самосоздание»

Б.Л. Пастернак «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»;

Ф. Стендаль «Красное и черное»

Б.Л. Васильев «Завтра была война»;

А.С. Пушкин «К Чаадаеву»

Картина 3. «Затмение»

В. Шекспир «Отелло»

Б.А. Лавренев «Сорок первый»

В.Т. Шаламов «Последний бой майора Пугачева»

А.С. Пушкин «Анчар»;

В.С. Высоцкий «Притча о Правде и Лжи»

В.В. Маяковский«Мама и убитый немцами вечер»;

Э.М. Ремарк«На Западном фронте без перемен»;

А. Рембо «Зло»
Картина 4. «Подвиг»

�� Н.А. Некрасов. «Русские женщины»

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»

Дж. Олдридж «Последний дюйм»

М.А. Светлов «Гренада»;

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»)

Финал. Большой «маленький человек» 5

А.С. Пушкин «Поэту»;

А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий«Понедельник начинается в субботу»

�� М. Горький. «Сказки об Италии»
Используемые технологии:

проблемно-поисковые технологии

личностно-ориентированные

ИКТ

интегрированные технологии, основанные на межпредметных связях с русским языком и изобразительным искусством.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» iconПояснительная записка Содержание программы 1-й класс
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена рабочими тетрадями...
Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» iconПояснительная записка Содержание программы 1-й класс
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена рабочими тетрадями...
Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» iconРабочая программа по технологии пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы, соответствует...
Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена учебниками «Детская...
Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена учебниками «Литературное...
Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена учебниками «Литературное...
Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» iconПрограмма по математике (для четырехлетней начальной школы)
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена учебниками «Математика»...
Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена учебниками «Окружающий...
Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена учебниками «Окружающий...
Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» iconРабочая программа предназначена для обучения обучающихся 1-го класса...
Рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы, соответствует...
Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы...
Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. Программа соответствует федеральному...
Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» iconПояснительная записка статус программы
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного...
Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» iconРабочая программа по предмету Литература 8 класс составлена на основе...
Литература 8 класс составлена на основе авторской программы В. Я. Коровиной, программа соответствует Федеральному компоненту государственного...
Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» iconРабочая программа 3 класс окружающий мир раздел 1: «обитатели земли»
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года
Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» iconПояснительная записка Изучение информатики и информационных технологий...
Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным...
Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года и обеспечена учебниками «Литература» iconБондарева Людмила Николаевна (с указанием категории) год разработки...
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск