Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение





НазваниеМетодические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение
страница1/4
Дата публикации07.10.2014
Размер0.55 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4





СТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ВЗАИМОСВЯЗИ

РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ

В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО
Латышева Наталья Эдуардовна

учитель по классу фортепиано

магистр педагогики

Государственное учреждение образования

«Оршанская детская школа искусств №3»

Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава I. Теоретические основы становления принципа взаимосвязи разных видов искусства 6
Глава II. Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27

Заключение 43

Список использованных источников 46 Приложение 49

ВВЕДЕНИЕ
Искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности. Личность человека может полностью раскрыться лишь при помощи и участии искусства, ибо лишь искусство – выработанная человечеством форма духовной жизни.

Все виды искусства выражают и формируют отношение человека ко всем явлениям жизни. По мнению Бертольда Брехта, все виды искусства служат главному искусству - искусству жить на Земле.

Указывая на особую ценность познания мира через искусство, важно отметить единство всех его видов. Л.С. Выготский считал, что в народном творчестве нельзя различить ни музыку, ни танец, ни речь. Вместе с тем существует и другой взгляд – мнение П.А. Флоренского, – трактующее интеграцию раздельно существующих видов искусства как высшее пересечение. П.А. Флоренский также говорит о стремлении не к искусствам, а к Искусству. Мир искусства был целостным изначально и стремится теперь к своему естественному органическому состоянию.

На протяжении ХХ века вопросами развития и классификации искусства, взаимодействия разных видов искусства занимались такие ученые, как Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, А.Я. Зись, М.С. Каган. А проблема взаимосвязи разных видов искусства как принцип обучения на уроках в классе специального фортепиано рассматривается и активно разрабатывается в теоретических и методических трудах, что свидетельствует об ее актуальности (А.Д. Артоболевская, Л. А. Баренбойм, Н. Н. Гришанович, Г. Г. Нейгауз и др.). Но она не может быть разрешена до конца в силу своей многогранности и требует постоянного внимания.

В воспитании и образовании современного человека искусство занимает важное место. Поэтому в современных социокультурных условиях становится особенно актуальной важность художественно-образного развития юного музыканта посредством искусства, и приобщение к духовному опыту, выраженному в искусстве, происходит в образотворческой деятельности, в процессе художественного общения с произведением искусства. Это не просто ознакомление учеников с культурой как с содержанием той или иной эпохи, но воспитание культуры их жизнедеятельности с позиций Красоты, Гармонии, Добра, Любви.

Актуальность реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства обусловлена объективным расширением содержания музыкального образования: объединение в процессе преподавания музыки театра, поэзии, живописи способствует более глубокому проникновению в образный мир музыкального искусства, а интеграционное вхождение различных видов искусства в традиционный программный материал расширяет и обогащает творческий потенциал учащихся.

Выбор темы методической работы обусловлен социальным заказом на формирование активной, творческой личности ученика и на развитие творческих способностей этой личности. Реализация принципа взаимосвязи разных видов искусства на уроках в классе специального фортепиано способствует этому решению.

Цель работы: провести теоретический анализ становления принципа взаимосвязи разных видов искусства, разработать и предложить методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства на уроках в классе специального фортепиано.

В работе мы рассматриваем следующие положения:

  1. Все виды искусства существуют в неразрывной связи, они обращены к творчеству и дополняют друг друга.

  2. Принцип взаимосвязи разных видов искусства повышает эффективность обучения, что выражается в формировании и углублении представлений о выразительности и изобразительности музыкальных произведений, интонации слова и музыки, художественных красках музыкальной речи.

  3. Реализация принципа взаимосвязи разных видов искусства на уроках помогает решить следующие учебные задачи:

  • развитие музыкально-ритмического и интонационного чувства;

  • развитие звукового, творческого воображения (в том числе

композиторского);

  • повышение интереса к урокам в классе специального фортепиано;

  1. Педагогическая работа будет успешна при следующих условиях:

  • в работе используются только художественно-полноценные произведения других видов искусства, которые активизируют воображение детей, повышают уровень ассоциативных представлений у учеников, помогают концентрировать внимание учеников на задачах урока;

  • имеет место сотрудничество и сотворчество учеников друг с другом и учителем.

Методическая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА



В каждую эпоху человек стремится выстроить собственную картину мира, в котором живет, и сознать свое место в нем. Без достаточно отчетливого представления этой картины не может завершиться формирование личности. И в построении такого личностного образа окружающего мира искусству принадлежит не менее значительная роль, чем системе образования.

Развитие искусства – это длительный и сложный процесс. Общую картину исторического развития искусства современный ученый Ю.Б. Борев представляет нам в виде двух встречных процессов:

  1. от синкретизма к образованию отдельных видов искусства (от нерасчлененного художественного мышления в древности отпочковались танец, пение, музыка, театр, литература, в Х1Х веке - формируется художественная фотография, ХХ веке – кино и телевидение);

  2. от отдельных искусств – к их синтезу (кино – и отдельный вид искусства, и синтез ряда искусств).

Для развития художественный культуры равно плодотворное вычленение специфики каждого из искусств и взаимодействие муз [6; 230-231].

Первобытный синкретизм отличает не только характерное для него единство всех видов искусства, но и нерасчлененность в отдельных типах художественного творчества их родовой или жанровой структуры. Примером могут служить мифы Древней Греции о девяти музах, покровительницах искусств, в образной форме отражающие суть реальных явлений, которые заключаются в том, что в древности искусства были еще теснее связаны друг с другом, чем в наше время. Поэзия и музыка существовали тогда в виде единого искусства – песни. Вот почему четыре сестры – Эвтерпа, Эрато, Каллиопа и Полигимния – олицетворяют собой не различные искусства, а различные жанры внутри единого музыкально – поэтического искусства [19; 38].

В эпоху Античности искусство использовали преимущественно в воспитательных целях. Музыка в силу своей нравственной направленности считалась важным средством и целью общественного воспитания, а музыкальность человека рассматривалась как качество личности (Пифагор, Аристотель, Платон). Музыка, литература, грамматика, рисование и гимнастика составляли основное содержание образования, призванного развить восприимчивость души, нравственность стремлений и чувств, а также силу и красоту.

Симониду Кеосскому приписываются формулы, определяющие живопись как «немую поэзию», а поэзию - как «говорящую живопись». Гераклит, иллюстрируя свое учение о гармонии, сопоставляет живопись и музыку. По мнению М.С. Кагана, мысли о родстве поэзии и живописи находим у обоих Филостратов, у Каллистрата, сравнившего творчество Скопаса и Демосфена, и в знаменитой поэме Горация «Об искусстве поэзии» [15; 15-17].

Содержание и направленность музыкального воспитания и отношение к искусству в эпоху Средневековья целиком определялись новой иде- ологической ориентацией, связанной с распространением и укреплением позиций христианства. Став главенствующей, всеобщей и обязательной религией в средневековой Европе, христианство подчинило себе философию, этику, педагогику и искусство. Роль искусства заключалась в усилении эмоционально-нравственного эффекта при богослужении, в результате чего оно стало приобретать скорее прикладное, нежели фундаментальное значение. Музыка в эту эпоху рассматривалась как род математического конструирования. Все остальные, привычные нам виды искусства, объединялись с ремеслами. Считалось, что поэзия - есть глупость [15; 1-24]. Музыка была важным средством эстетизации церковных обрядов, их эмоциональным смыслом, художественностью, главная задача которой, заключалась в воспитании религиозной нравственности. Характер воздействия такой музыки был тесно связан со словом, которое стало центром внимания человека (молитва), а музыка служила эмоционально-смысловым дополнением.

В эпоху Возрождения имело место понимание единства художест- венного мира, которое было высшей точкой развития морфологических представлений античной эстетики. Однако, по мнению М.С. Кагана, эстетика Возрождения не знала понятия «система искусств», она не доросла даже до охвата единым взором всего множества разных видов искусства, ограничиваясь сопоставлением живописи и поэзии, или живописи и музыки, или живописи и скульптуры [15; 24]. Светская направленность воспитания проявилась в расширении масштабов и содержания музыкального обучения в церковно-приходских школах, метризах (при католических храмах), детских приютах, «консерваториях» и т.д. В некоторых консерваториях преподавали А.Скарлатти, А. Вивальди и другие выдающиеся музыканты той эпохи.

В XVII веке в странах Западной Европы бурно развивалось искусство. Эстетическое воспитание в это время было подчинено воспитанию делового человека, стремившегося к жизненному успеху. Идея унитарной пользы от занятий искусством привела к ограниченности его использования. Поэзия, живопись, музыка оттесняются на второй план. Необходимыми человеку становятся танцы, фехтование, верховая езда, охота, владение оружием и пр.

В XVIII веке – в эпоху Просвещения, родоначальником которой стал А. Шефстбери, - красота считалась сущностью доброты, человек — творцом собственной судьбы, а искусство провозглашалось средством воспитания, в котором не может быть принуждения. Проблемы эстетического воспитания поднимались в трудах Ш. Монтескье, видевшего назначение искусства в пробуждении ярких и сильных ощущений. В обычной жизни, утверждал Гельвеций, впечатления притупляются, искусство же должно пробудить угасшие страсти, дать человеку то, чего он лишен в действительности.

На протяжении всей первой половины ХVIII века сохранялись взгляды, согласно которым, идеальной моделью искусства является поэзия. Батте утверждал, что общность живописи и поэзии столь велика, что их можно характеризовать совокупно, заменяя лишь понятия «поэзия», «фабула», «стихосложение» понятиями «живопись», «рисунок», «колорит». «Принципы искусства, - говорил Д. Рейнольдс, - будь то поэзия или живопись – имеют свое основание в разуме…» [15; 24].

Одним из важнейших средств музыкально-эстетического воспитания считалась опера, так как благодаря ей в процесс воспитания включались все виды искусства: пение, инструментальная музыка, поэзия, пантомима, танец, гимнастика и пр.

В XIX в. композиторы-романтики, поэты, писатели говорили не о границах искусства, а об их относительности, о непереходимости границ. Различные виды искусства они рассматривали как явления единого художественного мышления.

В созданном Ф. Листом жанре симфонической поэмы слово «поэма» возникло не случайно. Поэтическая «программа», сопровождающая такие произведения, или только название, содержащее какой-либо яркий поэтичес- кий образ, должны направить восприятие слушателя по определенному пути, вызвать в его воображении конкретные образы. Ф. Лист в свое время писал, что слово помогает музыке, указывая на поэтическую идею целого.

Стихотворная форма, к которой прибегают поэты для выражения любви, уже есть узурпация сферы, принадлежащей безраздельно музыке. П.П.Чайковский писал: «Слова, уложенные в форму стиха, … перестали быть просто словами: они омузыкалились. … очень часто подобные стихотворения (укажу вам на Фета, которого я очень люблю), будучи внимательно прочитаны как слова, а не как музыка, не имеют почти никакого смысла. Между тем, смысл в них не только есть, в них есть глубокая мысль, только не литературная, а чисто музыкальная» [18; 56-57]. В другом письме он пишет о Пушкине, «который силою гениального таланта очень часто врывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки. Это не пустая фраза. Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка» [18; 57].

В литературе о музыке известно мнение о влиянии на Шопена баллад Мицкевича. Известно, что Гейне часто рассказывал Шопену о своих бесцельных экскурсиях в царство фантастики, а Шопен повторял его речи, пересказывал описания, воспроизводил рассказы, но только в музыкальных импровизациях. В.В. Стасов, сравнивал живопись и музыку, сопоставляя творчество В.Г. Перова и М.П. Мусорского. Он искал и находил родство художников в эпохе, породившей их, в близости образного строя их произве- дений.

Идеи романтиков о взаимосвязи разных видов искусства стали очень популярными в начале ХХ века. Всеединство, как феномен, синтезирующий всесторонность любого объективно существующего явления, занимало умы философов. Высшей задачей понимания мира через искусство П. Флоренский считал «предельный» синтез искусств. Не случайно именно к этому периоду относится появление таких сложных синтетических образований как киноискусство, искусство радио и телевидения.

Эти идеи проникли и в творческую среду. Религиозный философ В.С. Соловьев предвосхитил эпоху Серебряного века, когда искусство становится инструментом для достижения всеединства. Как отражение всех этих процессов художественной педагогики возник взаимный интерес различных видов искусства друг другу и понимание того, что использование взаимосвязи различных видов искусства целесообразно на практике.

Среди наиболее интересных методов зарубежной художественной педагогики в начале ХХ века следует назвать опыт работы супругов Пранг, который был тогда широко популярен в России: они полагали, что использование коротких поэтических текстов на занятиях активизирует внимание учеников во время занятий [22; 20].

Последующие педагогические изыскания определялись все большим вниманием к детскому творчеству. Создание первых вальдорфских школ (Р.Штайнер) вывело обсуждаемую проблему на иной уровень. Виды искусства здесь выступают не в простом союзе, а в интеграции, в сущностном единении. Рудольф Штайнер создал новый вид искусства эвритмию, который в обязательном порядке преподавался во всех вальдорфских школах. В нем более, чем в каком-то ином виде школьной творческой деятельности, переплетались художественное слово, музыка, танец, изобразительное искусство, театральное действие. «Эвритмия представляет возможность ощутить радость от свободного, естественного движения и при этом пробудить детскую фантазию наилучшим образом…, прибегая к простым, ритмическим, поэтически-музыкальным образам» [10; 27]. Вальдорфские педагоги говорят об общей предрасположенности детей к музыке. Отдельные чувства, музыкально настроенное ухо, пластически настроенный глаз возникает уже из этой общей способности к музыке. И когда мы говорим о музыкальном слухе или об изобразительной и ваятельной способности художника, то это не иное, «как выделение определенных граней в целостно музыкальном человеке», - считали они [10; 52]. Взаимосвязь видов искусства помогает не только целостно воспринимать мир, но выступает эффективным образовательном средством. Опыт вальдорфских педагогов в обозначенной проблематике является, несомненно, ценным и на сегодняшний день: он существенно оптимизирует детское воображение.

В Европе энтузиасты в области музыкального воспитания создали оригинальные системы, получившие широкое распространение. Известна система швейцарского педагога-музыканта Э. Жака-Далькроза, которая кроме ритмики и сольфеджио включала художественную гимнастику, танец, хоровое пение, музыкальную импровизацию на фортепиано.

Рассматривая зарубежный опыт, нужно отметить особое место, которое занимают педагоги-музыканты З. Кодаи и К.Орф. Эстетическое воспитание они понимали, прежде всего, как формирование художественно-творческого начала. Они подчеркивали важность того, что ребенок должен быть не только «слушателем», но и «участником» элементарного музицирования. Суть этой деятельности - в синтезе музыки с речью, с ее ритмической и мелодической сторонами. Музыка связывается с движением, пантомимой, театрализованной игрой. З. Кодаи и К.Орф большое значение придавали импровизации.

Анализируя отечественные педагогические теории 20-30-ых годов ХХ века, мы находим много интересных идей, которые актуальны и поныне. Примечательно то, что идеи целостности, взаимосвязи видов искусства рождались почти всеми одновременно: композиторы Г. Глиер и Б.В. Асафьев, педагог и музыковед Б.Л. Яворский, выдающийся музыкант и учитель учителей Е. Гнесина, поэты В.Я. Брюсов, А.А. Блок, искусствовед и педагог А.В. Бакушинский, психолог Л.С.Выготский. За комплексность и системность высказывался музыкант-просветитель Б. Л. Яворский..

В 50 – 70 годах ХХ века ряд авторов в профессиональной музыкальной педагогике публикуют свои труды, в которых связь различных видов искусства становится все тесней (Г.К. Коган, Л.А. Баренбойм, Г.Г. Нейгауз). Г.Г. Нейгауз считал, что для лучшего понимания и чувствования музыки следует изучать литературу, в частности, поэзию, живопись, скульптуру, глубже относиться к самой жизни и советовал идти от того вида искусства, который духовно ближе. «Если музыкант – художник, он не может не чувствовать с той же силой музыку поэзии, с какой он чувствует поэзию музыки. Гармония стиха для него – явление почти еще более чудесное и загадочное, чем гармония чистых звуков, гармония музыкальной речи. Он как бы удивляется, что без специфики музыкальных средств поэт создает самую подлинную музыку» [24; 150]. С середины ХХ века проблема развития и взаимосвязи разных видов искусства очень активно разрабатывается учеными (в частности Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, Я.П. Зись).

Современное искусство существует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Существующая современная система разных видов искусства выражает многогранность жизни и потребностей современного человека. С наибольшей силой дают о себе знать две тенденции, на которые указывает Я.П. Зись:

  1. тяготение к синтезу;

  2. сохранение суверенности каждого отдельного искусства [13; 3].

Обе они плодотворны. Сказывающаяся во взаимоотношениях этих тенденций диалектическая противоречивость ведет не к поглощению одного вида искусства другим, а к их взаимообогащению, к утверждению правомерности и необходимости существования различных видов искусства, полностью сохраняющих свою самостоятельность.

Виды искусства – звенья единого общественного явления; каждый из них относится к искусству в целом, как частное к общему. Видовые особенности искусства представляют собой специфическое проявление общего чертами, а видовые особенности отдельных искусств сохраняются на протяжении всей истории их существования. Конечно, видовые свойства проявляются в каждую эпоху по-разному, они раскрываются конкретно-исторически в различных художественных культурах.

Многообразие видов искусства позволяет эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другим видом искусства. Каждый вид искусства имеет преимущественное тяготение к определенным сторонам действительности. Композитор воспринимает картину мира слухом, живописец ту же картину воспринимает зрением, наслаждаясь не звуками, а красотой форм, игрой линий, оттенками, мягкими переливали светотени, одна и та же реальность разными своими сторонами схватывается и живописцем и музыкантом и соответственно отражается в разных видах искусства. Это означает, что характер и особенности человеческого восприятия сложились на основе общественно-исторической практики и соответствуют ее потребностям.

Ими же в определенной мере также обусловлена и специфика отдельных видов искусства. Виды искусства отличаются друг от друга по следующим критериям:

  • виды искусства отражают различные явления окружающего мира;

  • виды искусства используют различные специфические изобрази -тельные средства в соответствии с природой человеческого восприятия.

Но коренная основа существования различных видов искусства, безусловно, заключена в самом предмете искусства, в многогранности объективного мира, разные стороны которого не могут быть в полной мере раскрыты средствами одного какого-нибудь искусства.

Рассмотрим сущность изобразительного искусства, художественной литературы, музыки и взаимосвязь этих видов искусства.

Изобразительное искусство объединяет близкие друг другу живопись, графику, скульптуру, художественную фотографию. Подлинно прекрасные произведения изобразительного искусства оказывают огромное идейно-эмоциональное воздействие на зрителя. Специфические особенности изобразительного искусства своеобразно раскрываются в каждом отдельном его виде. В живописи передается форма предмета, его цвета. Поэтому живопись пользуется такими конкретными изобразительными средствами, как линия, цвет, светотень, воздушная и линейная перспектива и т.д. Эти изобразительные средства позволяют создать на плоскости иллюзию трехмерности, верно передавать ощущение объемности предмета окружающего нас мира, сохранить и умножить многокрасочность природы и т. д. Сочетание цветов, цветовая гармония образуют в живописи колорит. Средствами колорита художник выражает содержание картины, вызывает определенное настроение при ее восприятии; создает определенное психологическое отношение к картине, вызывает соответствующие чувства – радостные, тревожные, настороженные и т. д. [13; 235].

Но колорит – не самоцель в искусстве, а средство. Цветовая гамма, живописные качества картины приобретают большую или меньшую ценность в прямой зависимости от того, в какой мере они помогают раскрытию идейно - эстетического замысла.

Художественная литература занимает в семье искусства особенно важное место. Она способна наиболее широко и полно отражать коренные процессы развития действительности, наиболее активно вмешиваться в ход общественной жизни, влиять на него. В развитии художественной культуры XIX и XX веков литературе принадлежит ведущее место. Она оказывала и оказывает громадное влияние на развитие других видов искусства, поэтому воздействие литературы на всю художественную культуру выходит далеко за рамки обычной взаимосвязи различных видов искусства.

Я.П. Зись так определяет влияние и ведущую роль художественной литературы:

  • художественная литература удивительно чутко улавливает пульс эпохи, живо и непосредственно откликается на веяния времени;

  • художественная литература раньше других видов искусства создает типы и образы, рожденные жизнью, ставит новые человековедческие проблемы. Общеизвестно, например, огромное влияние русской классической литературы на развитие реалистической живописи, музыки, театра в XIX веке. Помимо и вне литературы не мог бы развиваться бытовой жанр в живописи, не могла бы возникнуть программная музыка;

  • многие искусства покоятся на литературной основе. (Таков театр во всех своих разновидностях);

  • художественная литература весьма непосредственно подсказывает другим видам искусства темы и сюжеты. Содержание литературных произведений нередко «пересказывается» другими искусствами; произведения музыки, хореографии, живописи, театра создается по литературным первоисточникам, на их сюжеты [13; 15-16].

Так, в творчестве Чайковского раскрылись лирико-драматические стороны поэзии и прозы Пушкина. Остро социальная трактовка « Мертвых душ» Н.В. Гоголя осуществлена в одноименной опере Р. Щедрина. Обратные же процессы встречаются гораздо реже, они не исключены (назовем для примера «Крейцерову сонату» Л. Толстого или рассказ А. Куприна «Легенда», навеянный «Легендой» Г. Венявского).

Особо важное место литературы в художественном развитии обусловлено также тем, что ее главным изобразительно-выразительным средством является слово. Слово - наиболее подвижная система выражения смыслов. Поскольку сфера словесного языка почти безгранична, возможности художественного охвата жизненных явлений в литературе особенно широки. Слово в литературном произведении гибко, подвижно, изменчиво и определено в своем смысле. О действенной силе поэтического слова говорят многие предания (певцы Орфей и Амфион укрощали песнями диких зверей и передвигали деревья и камни. Деревья шли за Орфеем в пустыню, чтобы стать там рощами. Под песни Амфиона камни сами складывались в городские стены).

Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого вида искусства. На язык литературы можно перевести образы других видов искусства. Лев Толстой в «Войне и мире», например, описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ. Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного произведения, а Пушкин в «Медном всаднике» - скульптурный образ Фальконе.

Со словом связана и большая доступность литературы в сравнении с другими видами искусства. Слово используется писателем и как изобрази- тельное средство, и как выражение мысли, и как элемент. А.М. Горький писал, что литератор не только пишет пером, он рисует словами. Но в отличие от живописи писатель изображает людей в непрерывном движении, в действии, в бесконечных столкновениях друг с другом. Художественная литература использует следующие выразительные средства: сравнение, эпитет, синекдоха, ирония, метафора, аллегория, гипербола, синонимы, парафразы и т. д., литература передает тончайшие нюансы душевного мира человека, дает изображение природы, повествует о судьбах людей и народов.

Образно-выразительное воздействие литературы на другие виды искусства связано прежде всего с тем, что литература с неизбежностью вызывает в художественном языке трансформации, умножения смыслов, сцепления новых отношений.

Музыка – это «отражение реальной действительности в эмоциональных переживаниях и окрашенных чувством мыслях, выражаемых через звуки особого рода, в основе которых лежат обобщенные интонации человеческой речи», - такое определение дает Ю.Б. Борев [6; 261]. Гейне говорил, что музыка начинается там, где кончаются слова.

Музыка закрепляет и развивает функцию звукового общения, связанную с человеческой речью. Музыка создает звуки особого свойства, которых нет в природе, и которые не существуют вне музыки. Музыка включает в себя звукоподражание, есть в ней и изобразительные моменты, но не они определяют ее специфику. Основа музыки – ритм и гармония, в своем соединении дающие мелодию. Интонации человеческой речи, лежащие в основе музыкального образа, всегда эмоционально насыщены, сотканы из человеческих чувств. Особенность музыки заключается в том, что она говорит с людьми на непосредственном языке души, волнует их, вызывает у них бесконечное многообразие эмоций и их оттенков.

Черты музыкального образа заключены в следующем:

  • отсутствие непосредственной изобразительности живописи и конкретности слова;

  • нет точных понятий, зрительно ощутимых картин, пересказа событий;

  • музыка – не изображение предметного мира;

  • музыка - отображение человеческих чувств и мыслей.

По-мнению Асафьева, мысль, чтобы стать звуковыраженной, становится интонацией, музыка по своей природе динамична, она не только звуки особого рода, но и движение этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий всю бесконечную гамму человеческих переживаний [6; 262].

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Например, в произведениях Бетховена звучат отголоски суровых военных событий, величественных походов и побед, интонации и ритмы революционных маршей, таков финал его Пятой симфонии, Ромен Роллан эту музыки назвал эпопеей славы, музыкой военных действий и грандиозных триумфов.

На музыку, как на особо сложный вид искусства, опирались интуитивистские эстетические концепции. Рационализм (Лейбниц) определял музыку как скрытое арифметическое упражнение духа. По Шопенгауэру, музыка есть тайное метафизическое упражнение души, о котором она не может философствовать; непосредственный образ слепой, бессознательной, вездесущей воли; музыка чужда познанию видимого мира, поскольку независима от него и могла бы существовать, если бы мира совсем не было, чего нельзя сказать о других искусствах. Шпенглер, напротив, считал музыку высшей формой человеческого познания. Аристотель писал, что моральное значение музыки состоит в том, что под ее влиянием мы испытываем чистое удовольствие – истинно любим или ненавидим [6; 262-263].

Важнейшие элементы и выразительные средства музыкального языка: мелодико-интонационный строй, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика.

Таким образом, каждый вид искусства непосредственно связан с определенными сторонами жизни и обладает ограниченными своими специфическими выразительными средствами, но тем не менее способен художественно познавать сущность жизни, человеческих отношений, общественного развития и в этом смысле отражать мир в целом. Поэтому каждый вид искусства в принципе самостоятелен, но вместе с тем каждый вид одновременно также и нуждается в помощи других видов, ибо возможности непосредственного отображения действительности у него ограничены. Так литература и музыка становятся живописными, живопись и литература музыкальными, музыка и живопись подчиняются законам построения литературного образа и делаются повествовательными.

Категория «художественный образ» является центральным понятием искусства. Категория «образ» рассматривается как единое концептуальное и психологическое основание для научной и художественной деятельности (В.П. Зинченко).

Каждый вид искусства своими специфическими средствами способен породить предельно выразительный художественный образ. Язык искусства – это художественные образы, воплощенные в материале. С помощью языка того или иного вида искусства автор создает художественную форму, в которой воссоздается его идея. Вне формы произведение искусства просто не существует. Есть только идея. Не владея языком искусства, художник не создаст своего произведения, а зритель не поймет и не воспримет созданное автором. Ключ к правильному пониманию произведения искусства в знании его языка. Чисто материальными средствами – нотами, узами, словом, линиями, цветом и т.д. – художник запечатлевает в своем произведении целый мир, созданный его воображением.

Как известно, материализация образа осуществляется в различных видах искусства по-разному: в красках, звуках, словах, театральном действии. Но во всех случаях решается одна и та же задача: создание чувственной предметности – зримой, слышимой, осязаемой.

У всех видов искусства общая цель – передать людям мысль художника, его отношение к окружающему, к жизни, к другим людям. Каждое искусство стремится в меру своих возможностей отразить всю полноту и многообразие действительности, все богатство звуков, красок, форм. Но при всем при этом – все искусства родственны.

В.В. Ванслов сравнивает живопись и музыку по характеру их образности. Он считает, что «если основой художественного изображения является видимое подобие образа и предмета, то основой музыкального образа является слышимое подобие музыкального и жизненного переживания, идеальное тождество музыкальных и жизненных эмоций. Переживания, эмоции могут быть слышимы только в интонационном выражении. В интонировании (т.е. голосом, по природе, воплощении чувства в звук) и коренится образная суть музыки как искусства» [8; 28].

Сила музыки – в ее сходстве с интонацией человеческой речи, в ее опоре на интонационную природу голосового звукоизвлечения. Б.В. Асафьев называл музыку «искусством интонируемого смысла». Музыка отражает действительность не по аналогии с изображением, а по аналогии с интонированием [8; 29].

Приведем пример взаимосвязи изобразительного искусства, литературы и музыки (по-В.В. Ванслову) - рисунки Гартмана и музыкальный цикл «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского. М.П. Мусоргский создал цикл, воплощающий глубокую идейно-образную концепцию, дающий философское понимание жизни. Опираясь на изобразительное искусство, М.П. Мусоргский создал произведение, совершенно самостоятельное и чисто музыкальное, а в рисунках Гартмана нет ни целостного единства цикла, ни глубины концепции композитора. Цикл «Времена года» П.И. Чайковского – своеобразная выставка картинок, но художественным первоисточником являются не картинки с выставки, а лирические стихотворения. Каждой пьесе предпослан стихотворный эпиграф из русской лирической поэзии. Но при этом каждая пьеса является своеобразной музыкальной картинкой, рассчитанной на широкие ассоциативные представления, на зримый образ, рождаемый музыкой. Этот образ диктуется эмоциональным содержанием музыки; но он подкрепляется, усиливается и конкретизируется элементами музыкальной изобразительности, а также поэтическим эпиграфом и названием [8; 57].

По мнению Н.С. Михалкова, любое искусство пытается быть похожим на музыку. Будь то кино, живопись, поэзия. И только оно искусство. Мнение С.Я. Маршака несколько иное, хотя близкое по сути. Он утверждал, что в мире есть только одно искусство – поэзия. Остальные ценны лишь тем, насколько в них есть поэзия. В том числе и стихи. В приведенных высказываниях понятия поэзия и музыка настолько близки, что обозначают почти одно и то же. Речь идет о выразительности, которой каждый из видов искусства добивается по - своему, используя арсенал своих собственных средств, хотя и родственных. В изобразительном искусстве одни средства выразительности, в искусстве музыки, танца, слова – другие, свои.

Но как не специфичны изобразительно-выразительные средства отдельных видов искусства, между ними существует определенная связь. Она выражается не только в том, что все изобразительно-выразительные средства искусства подчинены воздействию некоторых общих закономерностей, но и в том, что те или иные виды искусства могут пользоваться при определенных условиях изобразительными средствами других видов искусства.

Изобразительное искусство тяготеет к выразительности, а литература способна с помощью слова выразить все многообразие мыслей и чувств. Литература также не безразлична к изобразительному искусству. Слово проходит школу у пластических видов искусства, чтобы обрести способность изображать. Выразительность в искусстве слова прямая, а изобразительность – косвенная. Учитывая образную природу искусства, можно утверждать, что и средства художественной выразительности различных видов искусства, при всей их специфичности, оказываются родственными.

Взаимообогащение видов искусства может быть и часто бывает весьма плодотворным. Итак, необходимость существования различных видов искусства вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную художественную картину мира. Такую картину могут дать только все искусства, вместе взятые, только вся художественная культура человечества в целом. Взаимосвязь художественной литературы, изобразительного искусства и музыки в мировоззренческо-методологическом аспекте определяется пониманием того, что разные виды искусства рефлектируют по поводу одного и того же предмета, коим является человек и окружающий его мир.

Мнения современных исследователей о целесообразности использования взаимосвязи видов искусства в образовании основано на дидактических принципах, разработанных Я.А. Коменским. Он писал: «Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи» [цит. по 22, 57].

Педагогика XX века существенным образом наполнила и углубила принципы дидактики, хотя единой классификации педагогических принципов на сегодняшний день нет. Нельзя однозначно утверждать, что уже обоснованы всевозможные принципы, так как педагогика развивается по всем направлениям.

Принципы – основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия (В.А. Сластенин), принцип – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению (педагогический словарь). Принципы обучения всегда отражают зависимость между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса. Ученый Ю.К. Бабанский считает, что «принципы – не готовые рецепты и универсальные правила. Они дают знание научных основ учебно-воспитательной работы, опираясь на которые учитель может и должен самостоятельно решать педагогические задачи, постоянно возникающие в конкретных, бесконечно разнообразных ситуациях» [27; 63].

Наряду с общедидактическими, существуют и частные дидактические

принципы, характерные для преподавания музыкального инструмента. Одним из таких принципов и является принцип взаимосвязи разных видов искусства. Этот принцип становится новым этапом в преподавании музыки, начавшимся формироваться еще в 20-е годы (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, В.Г. Каратыгин, Б.Л. Яворский и др.), - преподавание музыки как живого образного искусства.

Б.Л. Яворский успешно разрабатывал и реализовывал в своей практи- ческой работе принцип взаимосвязи жизни и разных видов искусства: он исходил из понимания целостности восприятия ребенком окружающих явлений жизни и искусства. Б.Л Яворский впервые ввел занятие, получившее название «слушание музыки», он же разработал содержание и методику проведения таких уроков. В процессе слушания музыки Б.Л. Яворский мастерски связывал музыкальный материал с другими видами искусства: Чайковский, Римский-Корсаков и Пушкин, Гоголь; Мусорский и Суриков и т.п., таким образом, рост музыкальной культуры сочетался с повышением уровня общей культуры.

Педагогическая деятельность Б.Л. Яворского вызвала большой интерес в свое время и нашла своих последователей. Их привлекало неординарное решение поставленных Б.Л. Яворским задач, способствующее оптимальному развитию творческих способностей учеников.

Мы отмечаем, что проблема комплексности и системности воздействий в учебно-воспитательном процессе доминирует и в современной музыкальной педагогике, и идеи Яворского не утратили своей значимости в решении задач музыкального образования на современном этапе.

Большую роль творчеству учеников отводит А. Д. Артоболевская: рисунок и стихотворение-подтекстовка к музыке пьесы будит образное восприятие у ученика. Главная польза от подтекстовок и рисунков в том, чтобы сочиняли и рисовали их сами ученики. Музыка развивает фантазию и подсказывает ученику различные впечатления и образы [2;4].

Н. Н. Гришанович считает, что, «чем больше органов чувств участвует в слушании (восприятии) музыки, тем ярче создаваемое ею впечатление, тем интенсивнее переживается, глубже осмысливается и лучше запоминается» [29; 18].

Организация деятельности учеников на уроке, основанная на принципе взаимосвязи разных видов искусства, строится от «простого к сложному». Так происходит познание образа музыки:

  1. от выразительного речевого интонирования к пению;

  2. от слушания к исполнению;

  3. от подражания к творчеству.

Таким образом, в системе музыкального образования реализация принципа взаимосвязи разных видов искусства направлена прежде всего на накопление учениками опыта индивидуально-личностного восприятия, выражения характера музыки и

особенностей ее развития средствами музыкально-сценического (музыка и художественное слово), музыкально-изобразительного (музыка и рисунок, декоративно-прикладное творчество), музыкально-пластического (музыка и движение) искусства. К окончанию школы ученики должны иметь представления о выражении образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства и художественного слова. Ученики должны уметь использовать приобретенные в сфере музыкальной деятельности знания, умения и навыки в своей практической деятельности и повседневной жизни

для передачи своих музыкальных впечатлений образно выраженными вербальными, изобразительными, пластическими и другими художественными средствами.

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ проблемы взаимосвязи разных видов искусства и ее состояния в художественном образовании представил различные мнения, суждения, которые предопределяют пути дальнейшего изучения данной проблемы педагогической наукой. Обобщая и конкретизируя сказанное выше, мы делаем вывод о неразрывной связи разных видов искусства.

1. Все виды искусства обращены к творчеству и дополняют друг друга.

Эта связь выражается в некоторых общих признаках, характерных

для всех видов художественной деятельности.

К ним относятся:

  1. единая природа всех видов искусства и их интеграция;

  2. эстетическое отношение к миру. Единство решаемых задач;

  3. художественный образ – единая концептуальная и психологическая основа художественной деятельности, предполагающая наличие общих художественных способностей, имеющих отношение ко всем видам искусства (воображение, фантазия, изобретательность);

  4. универсальное средство художественной выразительности различных видов искусства;

  5. гармоничность – смысловое и стилевое единство;

  6. способность, действуя на ассоциативные чувства, вызывать определенные эмоции, формирующие сознание.

Эти признаки характерны как для каждого вида искусства, так и для всех вместе.

2. Искусство – это особая область, существующая по своим, отличным от научных,

законам. Принцип взаимосвязи разных видов искусства обеспечивает препода-

вание музыки как вида искусства и формирование целостности взгляда учеников

на мир искусства.

Он основывается на:

  1. единой природе видов искусства, их взаимосвязи и взаимовлиянии;

  2. универсальном средстве художественной выразительности разных видов искусства – интонационной выразительности;

  3. способности разных видов искусства создавать ассоциативно-художественную атмосферу на уроках музыки, расширяя художественное пространство урока;

  4. синкретической художественной деятельности учеников.

3. Реализация принципа взаимосвязи разных видов искусства на уроках в классе специального фортепиано осуществляется:

    1. в результате сущностной внутренней связи музыки с другими видами искусства на художественно-образной основе, а также связи каждого вида искусства с жизнью;

    2. на основе активизации всех органов чувств учеников;

    3. в процессе соотнесения музыкальных явлений с аналогичными явлениями

в других видах искусства и активизации различных видов музыкальной

деятельности посредством художественной учебно-творческой деятель-

ности учеников в области других видов искусства.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение iconПрограмма имеет художественно-эстетическую направленность. Уровень,...
Основной формой учебно-воспитательной работы в классе фортепиано является индивидуальный урок
Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
«Прикладная информатика», «Юриспруденция» – 83,3%, «Менеджмент» на базе высшего и среднего специального образования – 83,3% учебного...
Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение iconГкс(к)оу «Шадринская специальная коррекционная общеобразовательная...
Цель: Реализация принципа интеграции в образовательном учреждении обучающихся 1 и 5 видов
Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение iconТема урока Кол часов
Воспринимать художественные произведения разных видов искусства. Выражать своё отношение к ним
Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение iconУрок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие...
Показать на практике методы работы с начинающей маленькой ученицей на занятиях по классу фортепиано, способствующие развитию музыкального...
Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного,...
Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение iconПрограмма в области музыкального искусства «фортепиано» Предметная
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета
Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наклеить в тетрадь репродукции разных видов искусства, художественной выразительности
Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение iconМетодические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную...
Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение iconПрограмма по учебному предмету по. 02. Уп. 01. Фортепиано предметная...
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным...
Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение iconБаженова Людмила Михайловна
Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,...
Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение iconКонспект интегрированного музыкального
Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,...
Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение icon«работа над звуком» Преподавателя по классу фортепиано Т. В. Борисовой г. Щелково
...
Методические рекомендации по реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства в классе специального фортепиано 27 Заключение iconКонспект Непосредственно образовательной деятельности
Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск