Пояснительная записка. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю. Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развитие учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Количество часов в году: 102
Количество часов в неделю: 3
По развитию речи: 5
Внеклассных чтений: 9 Место учебного предмета в учебном плане.
В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе. ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит 3 часа Содержание учебного предмета
Тема урока
|
Ключевые компетенции
| Введение
| Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся
| Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса.
Уметь аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал
| Из древнерусской литературы
| Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник ДРЛ. История открытия памятника. Русская история в «Слове…»
| Знать историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения.
Уметь строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части.
| Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».
Подготовка к домашнему сочинению
| Знать жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова…»; приемы создания героев, худож.средства выразительности.
Уметь выделять смысловые части ХТ (худ.текста), формулировать идею произведения, выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения; характеризовать героя пр-ния, определять роль худож.средств выраз-сти для создания образа и выражения основной идеи произведения
| Из русской литературы 18 века
| Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма
| Знать о классицизме в русском и мировом искусстве; общую характеристику русской литературы 18 века; особенности русского классицизма.
Уметь конспектировать лекцию учителя, строить связное монологическое высказывание на определенную тему.
| М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения
| Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии.
Уметь выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности.
| М.В.Ломоносов. «Ода на восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова
| Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии.
Уметь выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности.
| Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения
| Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии.
| Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина
| Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии.
| А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения
| Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева.
Уметь строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения.
| Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение
| Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева.
Уметь строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения.
| Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей
| Знать основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», признаки сентиментализма.
Уметь строить монологическое высказывание, комментировать текст художественного произведения, определять роль художественных элементов в развитии сюжета, отношение автора к изображаемому, выявлять и объяснять позицию автора.
| «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы
| Знать черты жанра сентиментальной повести, сюжет произведения.
Уметь давать характеристику персонажа, выявлять отличительные признаки персонажа сентиментального произведения, способы проявления авторской позиции, развернуто обосновывать свои суждения.
| Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)
| Знать особенности литературы 18 века.
Уметь строить связное письменное высказывание на определенную тему.
| Из русской литературы 19 века
| Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия. Проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература
| Знать общую характеристику развития русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Уметь развернуто обосновывать суждения, прослеживать темы РЛ в их исторических изменениях, делать выводы, давать определение романтизму.
| Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения
| Знать факты жизни и творчества В.А.Жуковского.
Уметь выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст, участвовать в диалоге, аргументировано выражать свою точку зрения, находить в тексте стихотворения черты романтизма.
| В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный выбор героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы
| Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, приводить доказательства, видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ.
| А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга
| Знать основные факты жизни и творчества А.С.Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума».
Уметь работать с разными источниками информации, строить связное монологическое высказывание , составлять план статьи учебника, обосновывать суждения и приводить доказательства.
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии
| Знать литературоведческие понятия (комедия, конфликт, интрига, сюжет), текст комедии, действующих лиц.
Уметь выразительно читать монологи, комментировать, воспринимать и анализировать текст комедии, выявлять черты характера персонажа через речевую характеристику.
| Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
| Знать значение понятий (экспозиция, завязка), имена внесценических персонажей, их роль в развитии конфликта.
Уметь обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты, выявлять типические черты характера, присущие представителям «века минувшего».
| Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
| Знать понятия: кульминация, конфликт, внесценические персонажи.
Уметь анализировать эпизод произведения, аргументировать, развернуто обосновывать свою точку зрения и строить монологическое высказывание, выявлять типические черты, присущие представителям «века нынешнего».
| Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
| Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии.
Уметь определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения, объяснять понятие открытого финала.
| Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
| Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии.
Уметь определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения, объяснять понятие открытого финала.
| Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)
| Знать текст комедии, специфику комедии: традиционные и новаторские черты, признаки классицизма и романтизма.
Уметь оценивать идейные искания Грибоедова в контексте эпохи, находить черты романтизма и классицизма в комедии, оценивать мастерство «разговорного стиха» пьесы.
| И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»
| Знать текст статьи Гончарова, ее концепцию.
Уметь работать с текстом критической статьи, определяя ее концепцию, составлять тезисный план и конспект статьи.
| А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина
| Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, о значении Пушкина для русской культуры.
Уметь строить высказывание, пересказывать текст, отбирать необходимый материал для составления летописи жизни и творчества поэта, развернуто обосновывать суждения.
| Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар»
| Знать понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы.
| Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта
| Знать адресатов любовной лирики поэта, об образно-стилистическом богатстве любовной лирики Пушкина.
Уметь выразительно читать стихотворения, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге.
| Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения
| Знать философские мотивы в лирике Пушкина, его философские раздумья о смысле жизни и мире; особенности эпохи.
Уметь выразительно читать стихотворения, находить в них ключевые образы и образы-символы, выявлять авторскую позицию, участвовать в диалоге, обосновывать свою точку зрения, сопоставлять стихотворения разных авторов, рецензировать ответы.
| Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина
| Знать материал по данному разделу.
Уметь применять его на практике.
| А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко
| Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, время и место создания произведения, жизненные впечатления, которые легли в основу поэмы.
Уметь создавать историко-культурный и биографический комментарий, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику, развернуто обосновывать суждения и приводить цитаты из текста для подтверждения точки зрения.
| Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа
| Знать творческую историю романа, что такое роман в стихах, реализм как литературное направление; жанровые особенности романа в стихах.
Уметь выразительно читать, строить устные высказывания.
| Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути
| Знать содержание 1-5 глав романа; тип «лишнего человека», причины «хандры» героя.
Уметь давать характеристику герою, выразительно читать, развернуто обосновывать суждения, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты, присущие главному герою.
| |