«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека»





Скачать 199.01 Kb.
Название«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека»
Дата публикации01.12.2014
Размер199.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
«СКОЛЬКО В ЧЕЛОВЕКЕ ПАМЯТИ, СТОЛЬКО В НЁМ И ЧЕЛОВЕКА»

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ИСАЕВОЙ ТАТЬЯНЫ КОНСТАНТИНОВНЫ,

СЛОВЕСНИКА МОУ СОШ № 1 г. ЕЛЬЦА)
Исаева Т. К. с 1974 г. по 1978 г. училась на филологическом факультете Елецкого государственного педагогического института. После окончания этого высшего учебного заведения она была направлена на работу в школу села Ворон-Лозовка Хлевенского района Липецкой области, где проработала словесником три года.

С 1981 года до настоящего времени Исаева Т. К. преподаёт русский язык и литературу в средней общеобразовательной школе № 1 г. Ельца (более тридцати лет).

Исаева Т. К. со студенческих лет занимается литературным краеведением. Её дипломная работа «Елецкие реалии в рассказе И. А. Бунина «Лёгкое дыхание»» была выполнена под руководством преподавателя Елецкого государственного педагогического института Софьи Васильевны Красновой.

В мае 2003 года Исаевой Т. К. было присвоено звание Заслуженный учитель Российской Федерации.

В 2006 году Исаева Т. К. стала победителем ПНПО.

Особенность педагогического опыта Исаевой Т. К.: углубление содержания уроков и внеурочной деятельности за счёт краеведческой направленности, формирование патриотических чувств обучающихся.

В данной статье педагогический опыт Исаевой Т. К. описывается начиная с 1996 года.

Рассмотрим в хронологическом порядке проведённые Исаевой Т. К открытые занятия, а потом осмыслим описанный опыт.

В 1996 году Исаева Т. К. провела открытый урок «Так нежно и хорошо я любил тебя» ( По страницам жизни и творчества И.А.. Бунина). Цели: познакомить учащихся со страницами жизни и творчества писателя-земляка, связанными с первым глубоким чувством любви к Варваре Пащенко, показать, какие именно её реалии находят отражение в произведениях писателя «Поздний час» и «Жизнь Арсеньева»; побудить учеников задуматься над вечными жизненными проблемами любви и смерти, над ценностью и значимостью каждой человеческой жизни; формировать у старшеклассников различные нравственные качества( умение ценить светлое чувство любви, способность к состраданию); выявление и развитие у учащихся творческих способностей (художественных, актёрских), совершенствовать навыки делового общения; воспитание у учащихся эстетического вкуса;

пробуждение интереса к истории родного города, воспитание любви к малой родине.

К занятию обучающиеся писали сочинения-миниатюры «Осенние этюды. У дома В. Пащенко», где должны были передать чувства, которые испытывали , когда стояли у дома В. Пащенко в Ельце.

В феврале 1999 г. словесник Исаева Т. К. провела открытый урок «Гнездо любимцев русских муз», посвящённый 125-летию школы № 1 г. Ельца. На занятии рассматривались произведения писателей-земляков, где описываются Елец, школа (бывшая мужская гимназия):«Кащеева цепь» М. М. Пришвина, роман «Жизнь Арсеньева» и рассказ «Поздний час» И. А. Бунина. Урок способствовал пробуждению интереса к истории родного города, формированию чувства гордости за Елец, за родную школу. Эпиграфом к занятию были взяты строки елецкого поэта Ю. В. Ширяева о школе № 1 г. Ельца:

«Растаял век, а здесь всё то же,

Как на заре счастливых дней!

О прошлом память всё дороже,

С годами прошлое видней».

Эмоциональным было вступительное слово учителя о мужской классической гимназии в Ельце. Затем елецкий поэт Ю. В. Ширяев прочитал своё стихотворение «Гнездо любимцев русских муз». После этого прозвучала песня «Бунинский гимназист» ( стихи Ю. В. Ширяева). Потом обучающиеся рассказали об истории своей школы. Ученица сделала доклад о В. В. Розанове. А в это время остальные ученики в соответствии с планом, записанным на доске, готовили рецензии. Далее была работа с текстом произведений И А Бунина «Жизнь Арсеньева» и М. М. Пришвина «Кащеева цепь». Школьники зачитывали отрывки из произведений о том, какой увидели гимназию юные герои и о формировании у них духовных качеств, об учёбе в гимназии. Спустя годы И А. Бунин изложил свои мысли о гимназии в рассказе «Поздний час», а М. М. Пришвин отразил своё мнение об этом учебном заведении в дневниковых записях. Ученики зачитывали отрывки, а затем сделали вывод о роли гимназии в жизни И. А. Бунина и М. М. Пришвина. На дом было дано задание написать сочинение «Моя школа».

В декабре 2000 года Т. К. Исаева провела в одиннадцатом классе открытый урок (семинар) «В .В. Розанов — мыслитель XX века. Учитель из Ельца». Преподаватель использовала нестандартную форму организации учебно-воспитательного процесса. Учебные цели: познакомить с жизнью и творчеством В .В. Розанова, обратить внимание школьников на связи философа, мыслителя с Ельцом. Его Розанов считал второй духовной родиной. На уроке воспитывались патриотические чувства обучающихся, прививался интерес к истории родной земли. К уроку было три эпиграфа. Два представляли собой оценку В. В. Розанова М. Горьким ( «Самый замечательный человек русской современности») и З. Гиппиус (« Это был замечательный русский талант»), а третьим были слова самого В. В. Розанова о Ельце .

План проведения семинара:

  1. Образ учителя географии в романе М. М. Пришвина «Кащеева цепь» и в рассказах Семёна Ласкина «Главный доктор республики».

  2. «Вообще жизнь была физически страшно трудна».(Детские и гимназические годы

В. В. Розанова).

  1. «Но я надеялся трудиться, жить, писать, бороться,это билось во мне, как главная жила» ( Обучение в университете)

  2. Обретение духовной родины (Жизнь в Ельце. «Но с этого (г. Ельца) и началась моя духовная жизнь»).

  3. Период «бури и натиска» ( Из Ельца по России)

  4. Творчество В В. Розанова;

а) «До какого предела мы должны любить Россию...До истязания, до истязания самой души своей» ( Тема России в произведениях В .В. Розанова);

б) «И у меня мелькает странное чувство, что я — последний писатель» (В. В. Розанов как художник».

Ученики отвечали на вопрос: «Каким же запечатлен у М. М. Пришвина учитель географии в романе « Кащеева цепь» и в рассказе С. Ласкина «Главный доктор республики»?» Школьники сравнивали, указывали черты различия.

Класс был разделён на группы, состоящие из 3-х человек, где были докладчик и два рецензента. Рецензенты выделяли основные мысли в докладах и предлагали всему классу сделать записи основных мыслей в тетрадях. Было заслушано пять докладов:

1.Детские и гимназические годы В. Розанова.

2.Обучение в университете.

3.Учитель из Ельца.

4. Из Ельца по России.

5.В. Розанов как художник.

Далее обучающиеся рассматривали отдельные фрагменты из книги В. Розанова «Опавшие листья», где описывались вторая жена В. Розанова Варвара Бутягина и её мама. Обе они были жительницами Ельца. В конце урока была прочитана дневниковая запись

М. М. Пришвина, сделанная в 1945 г.: «Учителя не были так плохи, как я их изобразил». Словесник доказала всем ходом семинара, что негативное описание учителя географии , имевшего грубое прозвище, в романе М. Пришвина «Кащеева цепь» и в рассказах С. Ласкина «Главный доктор республики» является лишь изображением субъективного детского восприятия учениками своего учителя, который был яркой личностью, талантливым человеком. Обучающиеся получили домашнее задание написать отзывы.

В феврале 2009 года. Исаева Т. К провела открытый урок « Почти каждая любовь начинается раем...» ( По страницам жизни и творчества М. М. Пришвина). Цели урока: пробуждение творческой активности обучающихся на материалах литературного краеведения, посвящённых жизни и творчеству писателя-земляка М. М. Пришвина; продолжать работу по формированию нравственных качеств, связанных с чувством гордости за родной город, пробуждение интереса к его истории. На уроке была показана презентация ученика «Любимые женщины М. Пришвина». Затем обучающиеся выполнили интерпретацию главы «Любовь по воздуху» из романа М. М. Пришвина «Кащеева цепь» и миниатюры М. М. Пришвина «Иван-да-Марья». Потом ученица Дунина А. показала свои иллюстрации, рассказала о них, а остальные школьники высказали свои мнения. Затем ученик сделал сообщение «Пришвинский Елец». Обучающиеся прослушали доклады «Из любви к малой родине вырастала любовь к Родине», «Кащеева цепь» как любовь маленького мальчика к родине». В конце урока ребята делали вывод: «Каким же я увидел(а) Пришвина (словесный портрет). Домашнее задание: «Категория материнства в творчестве Пришвина.»

В феврале 2010 г. Исаева Т. К. провела открытый урок «Мир я открыл...» (Философия М. М. Пришвина). Эпиграфами были два высказывания самого М. М. Пришвина. Вступительное слово учителя — «Мир Пришвина». Затем ученица познакомила со своей презентацией «Мир творчества М. Пришвина». Другая школьница рассказала о философском восприятии М. М. Пришвиным окружающего мира. Потом на уроке были сделаны сообщения о мире по роману М.М. Пришвина «Кащеева цепь» и о «Фацелии» как гимне Природе. Домашнее задание: написать заметку в газету « Мой Пришвин».
На открытых занятиях. Исаевой Т К. постоянно рассматриваются вопросы литературного краеведения, освещаются связи М. М. Пришвина, И. А. Бунина, В. В. Розанова с Ельцом.

Уроки. Исаевой Т. К отличаются продуманностью целей и логичностью, глубоко освещают рассматриваемые вопросы, имеют высокую эффективность. Учительница использует личностно-ориентированный подход. Преподаватель проводит уроки-экскурсии, уроки-музейные лекции.

Школьники под руководством учителя готовят к занятиям презентации и сообщения, рисуют свои иллюстрации к произведениям земляков. Обучающиеся получают задание : «Выразите себя на листе бумаги, соедините это с творчеством поэта». Интересным видом работы является защита созданных ребятами рисунков.

На уроках ученики делают интерпретации текстов, работают в группах, выполняют разнообразные творческие работы, домашние задания также творческого характера ( написать сочинение-миниатюру, подготовить отзыв, изучить проблему «Категория материнства в творчестве М. М. Пришвина», написать заметку в газету).

Учительница. считает, что « самое трудное для нас, учителей-словесников, разбудить талант в ребёнке, его чувство слова, помочь его становлению и развитию, направить в созидательное русло»( «Русский язык как средство духовного воспитания человека» Липецк: ЛГИУУ, 2004, С.62).. Под влиянием уроков Исаевой Т. К. ученица Якунина Екатерина начала сама писать стихи.

Словесник на занятиях умело использует выразительное чтение, которое помогает лучше понять литературное произведение.

Обучающиеся готовят совместно с учительницей инсценировки из произведений .

В конце учебного года, подводя итоги работы по литературному краеведению, словесник просит учеников написать слова об этом предмете. Обучающиеся отмечают, что литературное краеведение — важный предмет.

Особенностью педагогического опыта Исаевой Т. К. является использование лингвокраеведческих текстов на уроках русского языка. Словесник считает, что « велика сила воздействия слова писателей-земляков на умы и сердца школьников. Такая кропотливая работа над произведениями принесёт свои плоды: перед школьниками откроется прекрасный мир природы. Подобные уроки проходят на высоком эмоциональном уровне. Учащиеся рисуют иллюстрации к стихотворениям, подбирают музыкальные произведения ». ( «Русский язык как средство духовного воспитания человека» Липецк: ЛГИУУ, 2004).

При изучении темы «Е и И в окончаниях имён существительных» словесник рассматривает отрывки из сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

В теме « Гласные в приставках ПРИ и ПРЕ» для объяснения постановки знаков препинания, проведения морфемного и словообразовательного разборов преподаватель использует пришвинское предложение: «Деревья стоят в снежном плену, тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли». Учительница стремится «оживить пришвинское слово, дать понять учащимся его красоту, заставить их нарисовать картины зимнего леса».

Рассказывая о профессиональных словах, словесник использует следующий текст из «Кладовой солнца» М. М. Пришвина: « Митраша выучился у отца делать деревянную посуду, бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило, длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железным и деревянным обручем». Проводится беседа по следующим вопросам:

  1. Можно ли по тексту определить, какая профессия у отца Митраши?

  2. Какие профессиональные слова нам помогают в этом? Уточните по словарю лексическое значение слова «бондарь».

  3. Кто по специальности ваши родители? Приведите примеры профессиональных слов из их речи.

В 8 классе при изучении простого предложения преподаватель использовала на уроке подобранный ею текст об И. А. Бунине, чтобы ввести обучающихся в мир писателя-земляка, чтобы создать лирическую атмосферу на уроке, чтобы ученики увидели мир глазами великого мастера слова. Вот отрывок из этого текста; « Проза и поэзия Бунина — это лирика родных мест. Мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живопись природы...Когда он выводит нас в раннее весеннее легко морозное утро на подворье захолустной усадьбы, где хрустит ледок, натянутый над вчерашними лужами, или в грустный, поредевший осенний сад, полный запахов мокрой листвы, или в крутящуюся ночную вьюгу,— всё это приобретает для нас натуральность и лично пережитых мгновений».

На уроке по теме « Стилистическая роль определений. Эпитет» ученики пишут наизусть отрывок из стихотворения И. А. Бунина:

Седое небо надо мной.

И лес раскрытый, обнажённый.

Внизу, вдоль просеки лесной,

Чернеет грязь в листве лимонной.

Учитель показывает на этом примере роль художественных определений в тексте, объясняет, как они передают настроение автора, совместно с обучающимися находит и сопоставляет отрывки из других описаний. Выясняется, что И. А. Бунин часто использует сложные прилагательные, обозначающие сочетания цветов или оттенки цвета, которые позволяют выразить разнообразие мира. Школьники с интересом участвуют в лингвистическом эксперименте, подбирая к существительным в бунинском стихотворении свои эпитеты.

Народился месяц (молодой).

Робко он (весенними) зарями

Светит над (зеркальною) водой,

По садам сияя меж ветвями.

Затем проводится сравнение с авторским текстом, выясняется, почему именно это определение выбрал И.А. Бунин.

Каждый урок Исаевой Т К.— это её творчество и творчество её учеников.

Учительница разработала экскурсии: «Сын земли Елецкой» (М. М. Пришвин),« Как давно я не был там..» ( И А. Бунин), « Елец — вторая духовная родина В. В. Розанова», «России верные сыны» (посвящена подвигу ельчан в годы Великой Отечественной войны).

В ноябре 2010 года Исаева Т. К. подготовила и провела в школе «Литературную гостиную, посвящённую памяти Л. Н. Толстого». Особое внимание было уделено последним дням жизни Л. Н. Толстого, связанным со станцией Астапово. Об этой литературной гостиной был сюжет на местном телевидении, где у учителя взяли интервью.

Исаева Т. К. является одним из организаторов традиционных школьных «Пришвинских чтений» и «Бунинских чтений».

Учительница в 2006 -2007 годах активно участвовала в создании музея, посвящённого истории школы № 1 г. Ельца ( бывшей мужской гимназии, где учились И. А. Бунин и М. М. Пришвин, где преподавал В.В. Розанов).Открытие музея состоялось 18 февраля 2008 года. Исаева Т. К. отмечает: «Ученики нашей школы растут среди святых воспоминаний прошлого и среди живых впечатлений настоящего. Храня тёплую память о прошлом, мы внушаем и передаём учащимся чувство ответственности за Родину,укрепляем их веру в силы своего народа» ( «Русский язык как средство духовного воспитания человека», Липецк, 2004, С.63).

Словесник вместе со школьниками проводит сбор и изучение преданий и местных фольклорных материалов.

Исаева Т. К. на уроках и во время внеурочной деятельности воспитывает у своих учеников любовь к России, к родному краю, к Ельцу и к своей школе.
Учащиеся Исаевой Т. К. становятся победителями областных и Всероссийских конкурсов.

В 1996 году Якунина Екатерина стала победителем областного конкурса сочинений, посвящённых И.А. Бунину.

В 1999 году Лаухина Юлия заняла первое место в областном конкурсе, посвящённом двухсотлетию со дня рождения А.С. Пушкина. Жюри высоко оценило её реферат «Бунин и Пушкин».

В 2003 году стали победителями областного конкурса сочинений, посвящённых И.А. Бунину, Ефремова Мария (7 кл) за сочинение «Мой Бунин» и Мельникова Наталья за реферат «Тема «лёгкого дыхания» в творчестве И.А. Бунина».

В 2006 году Ларин Александр и Ефремова Мария стали победителями Всероссийского Пушкинского конкурса « Пока в России Пушкин длится...».

18 ноября 2003 г. в Липецком государственном институте усовершенствования учителей была проведена научно-практическая конференция «Русский язык как средство духовного воспитания человека». Доклад Исаевой Т. К. «Эстетическое воспитание на уроках русского языка» был опубликован в сборнике материалов этой конференции «Русский язык как средство духовного воспитания человека» ( Липецк:ЛГИУУ,2004, 103 с.).

В 2006 году. Исаева Т. К приняла участие в научно- практической конференции «Теория и практика изучения регионального компонента в системе школьного образования», где выступила с докладом « Краеведческий аспект изучения жизни и творчества В. В. Розанова в школе». Он помещён в сборнике « Материалы научно-практической конференции « Теория и практика изучения регионального компонента в системе школьногообразования»» (Липецк:ЛИРО, 2006).

23 сентября 2010 года в Липецком институте развития образования прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённая Году учителя. Доклад Исаевой Т. К. «Каким я вижу учителя?» напечатан в сборнике материалов этой конференции

« Роль учителя в современной России» ( Липецк:ЛИРО, 2010, 210 с.).

Исаева Т. К. тесно сотрудничает с преподавателями ЕГУ им. И.А. Бунина. Она в 1998 году выступила с докладом на международной научной конференции в Ельце « М. М. Пришвин и русская культура». Тезисы доклада « Краеведческий аспект изучения творчества М. М. Пришвина в школе» опубликованы в сборнике «Материалы международной конференции « М. М. Пришвин и русская культура» (Елец, 1998).

Учительница в 2008 г. выступила на конференции «Литературное и лингвистическое краеведение и научный парк «Бунинская Россия»» с докладом « Пример слова писателей-земляков при формировании речевой культуры учащихся в рамках современного урока».

Словесник в 2010 году выступала на научной конференции, посвящённой 140-летию со дня рождения И. А. Бунина, с докладом «Краеведческий аспект изучения творчества И. А. Бунина на уроках литературы и литературного краеведения».

В сентябре 20011 г. учительница выступила на конференции, посвящённой городу Ельцу, с докладом о литературном краеведении.

Исаева Т. К. рецензировала учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ «Литературное краеведение в Липецкой области» ( Елец:ЕГПИ, 1997,308 с., 2-е изд 1999), подготовленное кафедрами историко-культурного наследия, русской литературы, русской литературы XX века и зарубежной литературы ЕГПИ. Другими рецензентами были учёные из Москвы: доктор филологических наук , профессор Лазарев В. А. и доктор педагогических наук, профессор Богданова О. Ю.

Словесник рецензировала книгу доктора филологических наук, профессора Макарова В. И. «Русский язык — выпускникам школы и абитуриентам» (1997г.). Другим рецензентом был доктор филологических наук, профессор Зверев А. Д.

Исаева Т К. рецензировала книгу доктора филологических наук, профессора Бирюковой Т. Г. «Анализ и синтез текста» (Елец, 1999, 97 с.)

Учительница рецензировала книгу «Фольклор в Липецкой области», которую написала доцент кафедры историко-культурного наследия ЕГУ им. И.А. Бунина Чистякова Н. А. (Елец, 2001, 186 с.)

В 1999 году Исаева Т. К. заняла первое место в областном конкурсе методических разработок. Словесник подготовила пять методических разработок уроков по литературному краеведению «Пушкин и Липецкий край (Елецкая тропинка к Пушкину)» и экскурсию по пушкинским местам г. Ельца.

Исаева Т. К. стала победителем Всероссийского конкурса методических разработок, посвящённых творчеству И.А. Бунина (в 1997 г.).

В 1998 г. в Липецком институте развития образования выпущен сборник «Бунин И. А. Изучение жизни и творчества И. А. Бунина в школе», где помещены методические разработки уроков Исаевой Т. К.

В декабре 2010 года Исаева Т. К. провела для учителей русского языка и литературы г. Ельца мастер-класс «Формирование патриотических чувств обучающихся на уроках литературного краеведения».
Март 2012 г. Ковалюк И. Н., кандидат филологических

наук, доцент кафедры

гуманитарного образования ЛИРО


СЕМИНАР « В. В. РОЗАНОВ — МЫСЛИТЕЛЬ ХХ ВЕКА. УЧИТЕЛЬ ИЗ ЕЛЬЦА»

Исаева Т. К., словесник

МОУ СОШ № 1 г. Ельца,

Заслуженный учитель РФ

Методическая цель: интенсификация урока через использование нестандартных форм организации учебно-воспитательного процесса.

Учебно-развивающая цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.В. Розанова, учителя из Ельца, сыгравшего большую роль в духовном становлении писателя-земляка М. М. Пришвина; обратить внимание обучающихся на связи философа, мыслителя с Ельцом, который В. В. Розанов считал своей духовной родиной.

Воспитательная цель: привить интерес к истории родной земли, воспитывать патриотические чувства у учащихся.

Оборудование: презентации, портрет В. В. Розанова, осенние листья, плакаты.

Самый интересный человек

русской современности.

М. Горький

...это был замечательный,

своеобразный русский талант.

З. Гиппиус

Но с этого (г. Ельца) и началась

моя новая жизнь.

В. Розанов

План урока

  1. Образ учителя географии в романе М. М. Пришвина «Кащеева цепь» и в рассказах Семёна Ласкина « Главный доктор республики».

  1. Жизненный путь В. В. Розанова:

а) «Вообще жизнь была физически страшно трудна» (Детские и гимназические годы писателя);

б) «Но я надеялся трудиться, жить, писать, бороться, это билось во мне,как главная жила» ( Обучение в университете);

в) Обретение «духовной родины» (Жизнь в Ельце);

г) Период «бури и натиска» ( Из Ельца по России).

  1. Творчество В. В. Розанова:

а) «До какого предела мы должны любить Россию? До истязания, до истязания самой души своей» (Тема России в произведениях В. В. Розанова);

б) «И у меня мелькает странное чувство, что я — последний писатель»

( В. В. Розанов как художник).
Словарная работа.

Апок′алипсис — (греч. откровение) — христианская церковная книга из «Нового Завета», содержащая пророчества о конце мира.

Философ-эссеист — автор очерков (научных, исторических, критических, публицистических), очеркист.

Фетишизм — культ неодушевлённых предметов у первобытных племён, перен. от фет′иш — то, что является предметом безусловного признания, слепого поклонения.

Ход урока.

  1. Объявление темы, целей урока.

1. Вступительное слово учителя.

Обращаюсь к вам, одиннадцатиклассники. Вы на пороге самостоятельной жизни. Пройдёт немного времени. И вы покинете школу. Но память о наших экскурсах в прошлое родного города, школы останется. Мне хотелось, чтобы имена И. Бунина, М. Пришвина, М. Лермонтова, А. Вермишева были близки вам. О них мы не раз говорили на уроках литературы с вами. Но представление о школе будет неполным, если вы не узнаете ещё об одном человеке, учителе гимназии. Это Василий Васильевич Розанов. Его жизни, творчеству мы посвящаем наше семинарское занятие.

Кто же этот человек, о котором так тепло отзывался М. Горький: «Самый интересный человек русской современности», писала З. Гиппиус: « Это был замечательный, своеобразный русский талант».

Какое место в его жизни занимал наш город, в котором он жил с 1886 по 1891 годы. Именно здесь после нескольких лет «онемения», душевно травмированный неудачей первой книги и уходом незадолго до переезда из Брянска жены А. Сусловой, Розанов сделал новую попытку войти в литературу.

Здесь он встретился с Варварой Дмитриевной Бутягиной, своей второй женой, которая была его нравственной опорой на протяжении всей жизни. Наконец, в елецкой гимназии пересеклись жизненные судьбы ещё нескольких известных впоследствии людей. В эти годы там учились писатели И. Бунин (1881-1885гг.), М. Пришвин ( 1883 — 1889 гг), философ С. Булгаков (1888 - 1890 гг.), а также первый нарком здравоохранения РСФСР Н. Семашко ( 1884 — 1892 гг.). Все они учились в одной и той же обстановке, в основном, у тех же учителей, включая Розанова ( кроме И. Бунина, покинувшего гимназию ещё до приезда Розанова в Елец). Как педагог, а затем как писатель он повлиял на духовное становление Пришвина. В этой связи весьма знаменателен факт встречи Пришвина и Розанова в Петербурге, происшедшей уже в начале XX века и завершившейся формальным примирением, скреплённым преподнесением писателями друг другу своих книг с дарственными надписями. Нельзя не согласиться со следующим мнением о взаимоотношениях Пришвина и Розанова, высказанным Мотяшовым:

« Справедливости ради следует сказать, что при всей натянутости, а затем и прямой враждебности отношений, какие сложились у гимназиста Пришвина с молодым учителем географии, последний был, пожалуй, единственным из педагогов, кто заметил незаурядную творческую одарённость мальчика и по-своему благословил его на будущие дерзания».

Каким же запечатлел Михил Михайлович Пришвин учителя географии на страницах своего романа « Кащеева цепь»? ( Чтение отрывка)

Перед нами странный человек, напоминающий животное, с отталкивающей внешностью. Это равнодушный человек по отношению к своим ученикам. Однако предсказал большое будущее Курымышке.

А вот другое мнение из рассказов Ласкина о Семашко.( Чтение отрывка)

Сравнить, указать черты различия.

Сатирическое изображение героя. Протест гимназистов против унижения, перерастающий в конфликт, который заканчивается печально для М. Пришвина.

Итак, перед нами художественный образ учителя гимназии, творческое воплощение. Знаменательна дневниковая запись 1945 г., сделанная М. Пришвиным: «Сколько должно было пройти времени (60 лет), чтобы я понял: учителя не были так плохи, как я изобразил».

  1. В. В. Розанов. Что же это за человек, каков его духовный путь развития?

Ответам на эти вопросы посвящены доклады, сообщения.

(Класс разбит на группы, состоящие из трёх человек: докладчик и два рецензента. Докладчик или рецензенты выделяют основную мысль в сказанном и предлагают записать классу).

Прослушивание и рецензирование докладов, демонстрация презентаций обучающихся.

  1. Детские и гимназические годы писателя.

Прослушав доклад, я узнала о трудном детстве писателя. Обучаясь в гимназии, он не принимал дух казёнщины. Всё это породило чувство внутренней слабости и духовной отчуждённости. Это было время развития мечтательности, воображения.

Доклад полно осветил детские и юношеские года В. Розанова. Отличается стройной композицией, логичной последовательностью. Содержание доклада глубоко, приводится большое количество цитат из воспоминаний писателя.

Записать вывод:

«Я всегда оставался как-то отъединённым в своей семье. Не принимал участия в её жизни и не допускал её влияния или проникновения в свой замкнутый мир, зато со многими товарищами я был тесно связан , и эта связь делает мои юношеские годы самыми светлыми на протяжении всей остальной жизни».

    1. Обучение в университете.

Во время чтения доклада после цитирования слов В. Розанова

« церковное пение в полумраке ...всегда меня трогало» прослушивается аудиозапись духовной музыки.

Вывод:

К казённому университетскому обучению В. Розанов большого интереса не проявлял. « Как хорошо, что я проспал университет».

    1. Учитель из Ельца.

Вывод:

В Ельце В. Розанов сделал новую попытку войти в литературу, здесь встретился со своей второй женой Варварой Дмитриевной Бутягиной, продолжал свою не слишком удачную педагогическую деятельность, пестуя пытливых и трудных учеников вроде Миши Пришвина и Коли Семашко.

    1. Из Ельца по России.

Вывод:

В. Розанов радуется подъёму национальных чувств, размышляет о русском национальном характере.

    1. В. Розанов как художник.

Вывод:

Основа произведений — описание тончайших, мимолётных движений души, запечатлённых в момент их возникновения.

    1. Обратимся к отдельным моментам из книги В. Розанова «Опавшие листья». Отрывки посвящены самому дорогому человеку — жене, которую ласково называет «мамочка», а мать жены — «бабушка».

«Опавшие листья» ассоциируются с музыкальным произведением П. И. Чайковского «Октябрь». (Прослушивание аудиозаписи).

Чтение обучающимися отрывков из книги «Опавшие листья»:

  1. «Листья в движении, но никакого шума...»;

  2. «Взгляните на растения...»;

  3. «До встречи с домом бабушки...»;

  4. «Есть люди, которые не рождаются...»;

  5. «Мамочка всегда воображала...»;

  6. « Варя есть самый нравственный человек...».




  1. Тема России.

Вывод:

«До какого предела мы должны любить Россию? До истязания, до истязания самой души своей».

Итогом урока могут послужить дневниковые записи М. М. Пришвина, сделанные в 1945г.: «Сколько лет должно было пройти (60), чтобы я мог отделаться от чувства обиды и несправедливости за моё исключение из гимназии и признать, что они (старшие) были правы и я должен был быть исключённым. Для этого должна была пройти вся русская революция между двумя мировыми войнами. Учителя не были так плохи, как я их изобразил».

  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание. Написать отзывы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Трое названных, сидящих за столами ребенка дают им задания: отсчитать сколько грибов, сколько раз хлопнет в ладоши; отсчитай столько...
«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вывод: Слоги – это части слова, на которые оно делится при произношении. Слог может состоять из 1 звука или нескольких. В слове столько...
«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» iconДуховно-нравственное воспитание учащихся на уроке английского языка
Н. Б. Мечковская. В. А. Сухомлинский писал: «Язык – духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я человек». Язык...
«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» iconГармония человека и природы, как фактор социально-экономического прогресса
Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше...
«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» iconЭто обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений...
Знания -гносеология -раздел фил знания, изучающий процесс познания. Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают...
«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» iconРешение задачи решение проблемы. Алгоритмизация и творческий подход....
Иммануил Кант сказал: «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики»
«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» iconРешение задачи решение проблемы. Алгоритмизация и творческий подход....
Иммануил Кант сказал: «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики»
«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» iconРешение задачи решение проблемы. Алгоритмизация и творческий подход....
Иммануил Кант сказал: «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики»
«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» iconРешение задачи решение проблемы. Алгоритмизация и творческий подход....
Иммануил Кант сказал: «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики»
«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Учитель! Слово – то какое!» лирично писал А. Фадеев. Каждый из нас при упоминании слова «учитель», мысленно возвращается в свое...
«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» iconКлассный час «Урок Памяти» Автор сценария: Власенко Валентина Борисовна,...
Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной...
«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дети в садике съедают за один день яблок столько же, сколько и груш. При этом каждая девочка съедает 1 яблоко и 3 груши, а каждый...
«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» iconУрок математики
Десяти предметов, у которого элементов столько же, сколько пальцев на двух руках
«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» iconУрок вопросов и ответов
Не пейте вина, не огорчайте своего сердца табачищем, и вы проживете столько, сколько прожил Тициан
«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» iconРудольф Штейнер Воспитание и преподавание из познания человека Erziehung...
В нем впервые (в русском переводе) подробно освящаются вопросы дидактики подросткового возраста (вторая часть). Первая часть продолжает...
«сколько в человеке памяти, столько в нём и человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Добиться четкого усвоения знания того, что слогов в слове столько, сколько гласных звуков


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск