Скачать 40.95 Kb.
|
Данные об авторе статьи. Ф.И.О. : Масошина Людмила Валентиновна Должность: учитель русского языка, литературы, культуры народов Якутии. Стаж работы: 34года Место работы: МБОУ СОШ №5п. Ленинский, Алданского района, РС(Я) Урок литературы – урок свободы. Литература – искусство слова, и как всякое искусство, имеет свои законы. Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но литература – тоже искусство, область ее воздействия – душа, поэтому преподавать ее по законам науки просто не возможно. Юрий Айхенвальд (эмигрировал в 20-х годах и в 1928 погиб в Берлине; ученый, историк, учитель, поклонник Шопенгауэра и Гумилева.) в 20-х годах писал: «…для того чтобы преподавать литературу, нужен медиум, несущий в себе Божью искру». Учитель литературы по своей сути – поэт, волшебник, ибо ему доверено самое важное на земле – «очищение» человеческой души. Не секрет, что такое великое искусство, как художественная литература, вызывает в последние годы отторжение учащихся, особенно в старшем звене. Занимаясь исследованием на кафедре русского языка и литературы в этом учебном год, мы постараемся определить причины отторжения и определить нового подхода в преподавании предмета. В результате взаимопосещения уроков, наблюдения за учащимися, бесед с ними, изучения соответствующей литературы мы пришли к определенным выводам.
Весь парадокс в том (а мы пришли к такому выводу), что мы преподаем литературу, изучаем литературу без литературы. По сути, не читаем и не учим читать, говорим о теме, идее, композиции, конфликте, а само произведение остается в тени. Разве, удивившись красоте и богатству авторской речи, сможешь сопереживать, радоваться, удивляться, жалеть, если самой литературы на уроке нет. Поэтому приходим к выводу: только художественное слово должно лежать в основе урока. Задача: больше читать на уроке, учить слушать. Главное при встрече с произведением – впечатления, чувства человека. Если другие предметы дают знания впрок, про запас, то литература предусматривает, чтобы ученик здесь и сейчас пережил то духовное потрясение, которое заставляло бы его по-иному взглянуть на мир, чем до урока. Недаром Лейдерман говорит, что «урок литературы – время совершения эстетической литургии». В результате исследования мы приходим к выводу, что логическая интерпретация текста нужна, но не должна быть главенствующей, не должна заменять впечатления от прочитанного. Литература ведь не наука (литературоведение, теория литературы, история литературы), а искусство. Его формула – истина, добро, красота. Сложнейшие изыскания, «выуживание» поучительного смысла, которого подчас в произведении нет, разрушают эстетическую ценность художественного произведения. Может быть, все - таки вернуться к опыту литературных бесед Евсеева, обобщенному еще в 1914году, предполагающего свободу выбора произведений, чтение и осмысление прочитанного без всевозможных логических ухищрений. Кого помнят ученики десятилетиями? Учителей, которые читают наизусть почти всего «Онегина» или приходят на урок с чем-то необыкновенным, тем, что долго помнится. Поэтому урок литературы мы строим по законам искусства, т.е. используем нетрадиционный, неканонический подход к работе с текстом. Здесь важна интрига, разговор – импровизация, острый вопрос, создание эмоциональных, психологических ситуаций. Иногда вовсе не нужен лингво – стилистический комплекс анализ текста. Логическая интерпретация разрушит мастерство, разрушит искусство. На улусной олимпиаде по литературе учащимся было предложено задание – сделать анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я Вас любил». В работах было все: и композиция, и сюжет, и синтаксис. Но в них не было Пушкина, не было богатства чувств и интонаций, не было человеческих страстей. И стало обидно за поэта, да и за ребенка, который вряд ли самостоятельно захочет прочитать любовные стихи какого либо поэта. Литература – игра и цветение духа. Игра на деликатных струнах, где все тонкое, нежное, нервное. И не все позволяют вмешиваться во внутренний мир своих чувств, а если еще и инструмент воздействия груб, тогда прощай красота. Ведь она не выдерживает грубого вмешательства. Может, поэтому и молчат старшеклассники на уроке? Но кто с уверенностью может сказать, что молчащий нем и глух внутренне? Может, душа как раз плачет, или смеется? Одна из причин отторжения от литературы – это разъединение книги и ученика. Литературные герои существуют сами по себе, а дети сами по себе. И какое им дело до того, что Печорин – «лишний» человек, а Базаров выражает взгляды определенной части молодежи того времени. Ну и что? Нет связующей нити между учеником и книгой, той нити, которая позовет его в книгу. Как же завязать их? Ответ в методике Е.Н.Ильина. Он считает, что книга –для жизни, учебник жизни, учебник чувств. Вспомнит ли ученик те занятия, которые мы так настойчиво пытаемся вложить в него? Да и надо ли? Конечно, плохо, если ученик мало читает или плохо говорит. Страшнее то, что он безнравственен, духовно глух, равнодушен к чужой беде… Читать книгу «под нажимом» - воспитывать ненависть к ней. В основе нашей работы – принцип «необязательного чтения», который рождает, целую систему обязательных (для учителя) средств, ненавязчиво приобщающих юного читателя к книге. Мы работаем не ради программ, даже не ради книги и ее изучения, а ради ученика с помощью книги. Урок литературы – это урок свободы, в основе которого – общение. Мы не даем урок, не ведем урок, не проводим и даже не живем уроком, а стараемся жить на уроке. Жить на уроке - это как бы забыть, что это урок и что ты в школе. Жить на уроке – это значит думать о человеке, который в книге, который перед тобой и который в тебе самом.… На таких уроках, где господствует свобода, рождается творчество. Л.В. Масошина, учитель русского языка и литературы. |
Тематическое планирование по литературе. 7 класс Учебник-хрестоматия для 7 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях под редакцией Г. И. Беленького | Учебник по русской литературе второй половины 19 века для 10 класса.... Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей | ||
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе... Федерального базисного учебного плана, примерной программы среднего общего образования по литературе на базовом уровне, под редакцией... | Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе... А. К. Кисилев, И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов, под редакцией А. Г. Кутузова и сборника материалов по реализации Федерального компонента... | ||
Учебного материала по литературе в 10 классе Учебное пособие для 10 класса в двух частях Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента... | Рабочая программа по литературе для V класса создана на основе федерального... Федерального компонента государственного стандарта общего образования вариантом авторской программы по литературе для школ и классов... | ||
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,... | Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе... Программы по литературе для 5 – 11 классов под редакцией В. Ф. Чертова ( 2011 год), учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сборник документов под редакцией авторов-составителей Э. Д. Днепрова, А. Г. Аркадьева. Москва. «Дрофа». 2008 г. Программа ориентирована... | Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений, под редакцией... И. В. Душиной, 2002 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России Население и хозяйство». Учебник... | ||
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника:... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы /Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника:... | Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, реализуется в умк под редакцией Г. И. Беленького... | ||
Пояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе для... Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература... | Рабочая программа по литературе разработана на основании Федерального... Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по литературе для общеобразовательных... |