Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях





Скачать 40.95 Kb.
НазваниеУчебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях
Дата публикации22.07.2013
Размер40.95 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
Данные об авторе статьи.

Ф.И.О. : Масошина Людмила Валентиновна

Должность: учитель русского языка, литературы, культуры народов Якутии.

Стаж работы: 34года

Место работы: МБОУ СОШ №5п. Ленинский, Алданского района, РС(Я)

Урок литературы – урок свободы.

Литература – искусство слова, и как всякое искусство, имеет свои законы. Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но литература – тоже искусство, область ее воздействия – душа, поэтому преподавать ее по законам науки просто не возможно.

Юрий Айхенвальд (эмигрировал в 20-х годах и в 1928 погиб в Берлине; ученый, историк, учитель, поклонник Шопенгауэра и Гумилева.) в 20-х годах писал: «…для того чтобы преподавать литературу, нужен медиум, несущий в себе Божью искру». Учитель литературы по своей сути – поэт, волшебник, ибо ему доверено самое важное на земле – «очищение» человеческой души.

Не секрет, что такое великое искусство, как художественная литература, вызывает в последние годы отторжение учащихся, особенно в старшем звене.

Занимаясь исследованием на кафедре русского языка и литературы в этом учебном год, мы постараемся определить причины отторжения и определить нового подхода в преподавании предмета.

В результате взаимопосещения уроков, наблюдения за учащимися, бесед с ними, изучения соответствующей литературы мы пришли к определенным выводам.

  1. Несовершенство школьных программ по литературе ( кроме программ Новлянской для начальной школы). Но главное то, что они не ориентируют на воспитание души.

  2. Учебники тоже далеки от совершенства. Исключение составляет учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова « В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях.

  3. Навязывание, давление. Мы забываем, что чтение – удовольствие, наслаждение, а можно ли к наслаждению обязывать?

Весь парадокс в том (а мы пришли к такому выводу), что мы преподаем литературу, изучаем литературу без литературы. По сути, не читаем и не учим читать, говорим о теме, идее, композиции, конфликте, а само произведение остается в тени. Разве, удивившись красоте и богатству авторской речи, сможешь сопереживать, радоваться, удивляться, жалеть, если самой литературы на уроке нет. Поэтому приходим к выводу: только художественное слово должно лежать в основе урока.

Задача: больше читать на уроке, учить слушать.

Главное при встрече с произведением – впечатления, чувства человека. Если другие предметы дают знания впрок, про запас, то литература предусматривает, чтобы ученик здесь и сейчас пережил то духовное потрясение, которое заставляло бы его по-иному взглянуть на мир, чем до урока. Недаром Лейдерман говорит, что «урок литературы – время совершения эстетической литургии».

В результате исследования мы приходим к выводу, что логическая интерпретация текста нужна, но не должна быть главенствующей, не должна заменять впечатления от прочитанного. Литература ведь не наука (литературоведение, теория литературы, история литературы), а искусство. Его формула – истина, добро, красота. Сложнейшие изыскания, «выуживание» поучительного смысла, которого подчас в произведении нет, разрушают эстетическую ценность художественного произведения.

Может быть, все - таки вернуться к опыту литературных бесед Евсеева, обобщенному еще в 1914году, предполагающего свободу выбора произведений, чтение и осмысление прочитанного без всевозможных логических ухищрений.

Кого помнят ученики десятилетиями? Учителей, которые читают наизусть почти всего «Онегина» или приходят на урок с чем-то необыкновенным, тем, что долго помнится. Поэтому урок литературы мы строим по законам искусства, т.е. используем нетрадиционный, неканонический подход к работе с текстом. Здесь важна интрига, разговор – импровизация, острый вопрос, создание эмоциональных, психологических ситуаций. Иногда вовсе не нужен лингво – стилистический комплекс анализ текста. Логическая интерпретация разрушит мастерство, разрушит искусство. На улусной олимпиаде по литературе учащимся было предложено задание – сделать анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я Вас любил». В работах было все: и композиция, и сюжет, и синтаксис. Но в них не было Пушкина, не было богатства чувств и интонаций, не было человеческих страстей. И стало обидно за поэта, да и за ребенка, который вряд ли самостоятельно захочет прочитать любовные стихи какого либо поэта.

Литература – игра и цветение духа. Игра на деликатных струнах, где все тонкое, нежное, нервное. И не все позволяют вмешиваться во внутренний мир своих чувств, а если еще и инструмент воздействия груб, тогда прощай красота. Ведь она не выдерживает грубого вмешательства. Может, поэтому и молчат старшеклассники на уроке? Но кто с уверенностью может сказать, что молчащий нем и глух внутренне? Может, душа как раз плачет, или смеется? Одна из причин отторжения от литературы – это разъединение книги и ученика. Литературные герои существуют сами по себе, а дети сами по себе. И какое им дело до того, что Печорин – «лишний» человек, а Базаров выражает взгляды определенной части молодежи того времени. Ну и что? Нет связующей нити между учеником и книгой, той нити, которая позовет его в книгу. Как же завязать их? Ответ в методике Е.Н.Ильина. Он считает, что книга –для жизни, учебник жизни, учебник чувств.

Вспомнит ли ученик те занятия, которые мы так настойчиво пытаемся вложить в него? Да и надо ли? Конечно, плохо, если ученик мало читает или плохо говорит. Страшнее то, что он безнравственен, духовно глух, равнодушен к чужой беде…

Читать книгу «под нажимом» - воспитывать ненависть к ней. В основе нашей работы – принцип «необязательного чтения», который рождает, целую систему обязательных (для учителя) средств, ненавязчиво приобщающих юного читателя к книге. Мы работаем не ради программ, даже не ради книги и ее изучения, а ради ученика с помощью книги.

Урок литературы – это урок свободы, в основе которого – общение. Мы не даем урок, не ведем урок, не проводим и даже не живем уроком, а стараемся жить на уроке. Жить на уроке - это как бы забыть, что это урок и что ты в школе. Жить на уроке – это значит думать о человеке, который в книге, который перед тобой и который в тебе самом.… На таких уроках, где господствует свобода, рождается творчество.

Л.В. Масошина, учитель русского языка и литературы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях iconТематическое планирование по литературе. 7 класс
Учебник-хрестоматия для 7 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях под редакцией Г. И. Беленького
Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях iconУчебник по русской литературе второй половины 19 века для 10 класса....
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях iconРабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе...
Федерального базисного учебного плана, примерной программы среднего общего образования по литературе на базовом уровне, под редакцией...
Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях iconРабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе...
А. К. Кисилев, И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов, под редакцией А. Г. Кутузова и сборника материалов по реализации Федерального компонента...
Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях iconУчебного материала по литературе в 10 классе Учебное пособие для 10 класса в двух частях
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...
Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях iconРабочая программа по литературе для V класса создана на основе федерального...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования вариантом авторской программы по литературе для школ и классов...
Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях iconРабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,...
Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
Программы по литературе для 5 – 11 классов под редакцией В. Ф. Чертова ( 2011 год), учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных...
Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник документов под редакцией авторов-составителей Э. Д. Днепрова, А. Г. Аркадьева. Москва. «Дрофа». 2008 г. Программа ориентирована...
Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях iconУчебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений, под редакцией...
И. В. Душиной, 2002 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России Население и хозяйство». Учебник...
Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника:...
Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы /Под редакцией Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника:...
Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, реализуется в умк под редакцией Г. И. Беленького...
Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях iconПояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе для...
Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература...
Учебник по литературе для 8 класса под редакцией Кутузова «В мире литературы», учебник по литературе для 10 класса под редакцией Маранцмана «Сквозь даль времен» в 2-х частях iconРабочая программа по литературе разработана на основании Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по литературе для общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск