Рабочая программа по русской литературе 9 класса





НазваниеРабочая программа по русской литературе 9 класса
страница1/3
Дата публикации24.12.2014
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель методического Заместитель директора по УВ Директор МБОУ «СОШ с.Сарлы” школы объединения учителей «СОШ села Сарлы» _____Гатиятова А.З. ____________ /Д.М.Ахматов_/

гуманитарного цикла Приказ №109

_______Шарипова Р.Р. « 31»_августа 2013г. от «2» сентября»2013 г.

Протокол №_1-от «28» августа 20­­13 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русской литературе

9 класса

Базовый уровень

филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа с.Сарлы»-

«Основная общеобразовательная школа с.Верхнее Стярле»

Азнакаевского муниципального района РТ

Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Самигуллина Василя Наиловна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №2 от

«31» августа 2013 г
2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании Закона об образовании РФ, Закона об образовании РТ, на основе проекта Федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения, школьного учебного плана на 2011-2012 учебный год, программы средней школы: Русская литература 5-11 классы татарских школ.– Казань: Магариф, 2009.– 142 стр. Авторы-составители: М.Г.Ахметзянов и др., учебник: «Русская литература: Учебник хрестоматия для 9 кл. татар. Сред. Общеобразоват. шк. : в двух частях. Авт.- сост. М.Г.Ахметзянов, Т.В.Воронцова, М.В.Ведишенкова; Под. ред М.Г.Ахметзянова.-3-е изд., доп.-Казань: Магариф, 2008.-367 с.: ил.»

На изучение курса отводится 102 часов из расчета 3 часа в неделю.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.



Содержание учебной программы

Введение

Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы: древнерусская, литература ХУIII, ХIХ, ХХ вв.

Древнерусская литература

Самобытный характер и высокий уровень культуры древней Руси. Патриотизм древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник древнерусской литературы. Эпичность и лиризм в изображении русской земли и судеб русских людей. Патриотический пафос произведения, призыв к единению, к подчинению всех стремлений человека интересам единства Родины. Композиция, поэтический язык «Слова...». Связь «Слова...» с устной народной поэзией. «Слово...» в переводе русских поэтов: В. Жуковского, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого и других. Объяснительный перевод д. С. Лихачева. Жизнь «Слова...» в других видах искусства — живописи, графике, скульптуре.

Русская литература ХУIII века

Классицязи в русской литературе

Введение. Общая характеристика литературы ХУШ века. Классицизм в русском искусстве (литература, живопись,скультттура, архитектура).

Михаил Васильевич Ломоносов. Биография поэта. “Разговор с Анакреоном” (в сокращении), “Ода на день восшествия 1 на престол Елизаветы Петровны”, “Случились вместе два астронома в пиру”. Прославление Родины, природы, науки и просвещения. Тема поэта и поэзии.

Ломоносов — реформатор литературного языка и стиха.

Гаврила Романович Державин. Биография поэта. Державин и Казань. “Властителям и судьям”, “Фелица” (в сокращении), “Памятник”. Взгляды державина на назначение поэта и поэзии. Сочетание одических, сатирических начал в поэзии Державина, расширение ее жанровых границ.

Денис Иванович Фонвизин. Биография писателя. “Недоросль” (в сокращении). Сатирическое изображение невежества и безнравственности помещиков. Проблема воспитания истинного гражданина. Конкретно-историческое и общечеловеческое значение образов комедии.

Теория литературы. Понятие о классицизме.

Сентиментализм русской литературе

Николай Михайлович Карамзин. Биография писателя. “Бедная Лиза” Изображение в повести жизни простых людей. Утверждение общечеловеческих ценностей. Черты сентиментализма в повести.

Карамзин — реформатор литературного языка.

Александр Николаевич Радищев. Жизненный подвиг писателя. “Путешествие из Петербурга в Москву”(главы:”Пешки”, “Любани”). Гневный протест против крепостного права. Утверждение права человека на личную свободу. Особенность жанра повести. Эмоциональная насыщенность повествования.

Теория литературы. Понятие о сентиментализме.

Русская литература первой половины ХIХ века

Романтизм в русской литературе

Введение. Особенности развития литературы в первой половине ХIХ века. Появление русского романтизма. Становление реализма. Развитие профессиональной русской критики. Выдающиеся писатели этого времени, их роль в развитии русской литературы и журналистики.

Василий Андреевич Жуковский — поэт-романтик, переводчик. Биография поэта. Идея единства истины, добра и красоты в жизни и творчестве поэта. Жанр баллады.

“Лесной царь” — творческий перевод баллады И. В. Гете. Фантастика, трагизм баллады как отражение настроений разочарования в жизни.

“Вечер”, “Море”. Тесная связь психологического анализа с эстетическим. Мир нравственных переживаний в лирике поэта (воспоминания, мечты, надежды, чувство неудовлетворенности, мелаихолии, грусти от измеячивости жизни, стремление к гармонии как к идеалу).

Слияние с природой как средство познания ее тайной жизни и самопознания нравственных глубин человека. Элегия “Море” — субъективный “пейзаж души” поэта. Грусть о неосуществимости человеческих желаний.

Теория литературы. Понятие о ромактизме.

Реализм в русской литературе

Александр Сергеевич Грибоедов. Биография драматурга. “Горе от ума” (в сокращении). Комедия “Горе от ума” — картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Защитники моральных устоев “века минувшего” в комедии. Чацкий — выразитель мировоззрения передовых людей своего времени. Независимость, пылкость, благородство главного героя.

Своеобразие композиции комедии (переплетение двух еюжетных линий: общественной и личной). Мастерство Грибоедова в обрисовке характеров.

Афористичноеть языка. “Горе от ума” на современной сцене, в том числе национальной. Поражение и победа героя в борьбе с миром Фамусовых. Общечеловеческий смысл комедии.

“Горе от ума” в оценке русской критики (И. А Гончаров, А. А. Григорьев).

Теория литературы. Общественная позиция автора в литературном произведении. Понятие о литературном характере.

Александр Сергеевич Пушкин. Личность поэта, его судьба. Лирика. “На холмах Грузия...”, “Мадонна”, “Я вас любил...”, “Я помню чудное мгновенье...” Любовь как высокая очищающая сила. “Лелеющая душу гуманность” поэзии Пушкина.

“Евгений Онегин” — первый реалистический роман в стихах в русской литературе. Творческая история произведения. Пушкинская эпоха в романе. Недюжинность натуры Онегина. Противоречивость его характера, искания героя. Личные и социальные причины трагизма судьбы Онегина. Татьяна — любимая героиня Пушкина. Чистота души, искренность, сила чувств героини, цельность, благородная простота ее характера.

Образ автора. Философско-нравственные проблемы в романе (проблемы цели, смысла жизни, счастья, долга). Близость к народу как основа нравственных идеалов. Губительность индивидуализма и эгоизма.

Особенности комлозиции романа, лирические отступления. Пейзаж в романе. Богатство и своеобразие языка. *Онегинская строфа*.

Значение творчества Пушкина в истории русской литературы и литератур других народов. Переводы произведений Пушкина на другие языки. Произведения Пушкина и мировое искусство (оперы: М. Мусоргского “Борис Годунов”, П. Чайковского “Евгений Онегкн” и “ Пиковая дама “, романсы на стихи А. С. Пушкина).

Кр и ти к а. В. Г. Белинский. “Сочинения Александра Пушкина” (статьи восьмая и девятая — в сокращении).

А. С. Пушкин и татарская литература.

Теория литературы. Развитие понятия о реализме. Понятие о литературном типе.

Для самостоятельного чтения:

А. С. Пушкин. *Цыганы*, *Кавказский лленник*.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Трагичность судьбы поэта. Лирика. “Смерть Поэта”, “Поэт”, “Как часто, пестрою толпою окружен...”, “И скучно и грустно...”, “Прощай, немытая Россия..”, “Родина”. Трагический и мятежный характер лирики поэта. Мотивы одиночества, тоски о свободе. Мысль о высокой общественной роли поэта. Ритмическое богатство стихотворений.

“Герой нашего времени.” Главы “ Бэла”, “ Максим Максимыч”, “Княжна Мери”. Первый психологический роман в русской литературе о трагедии незаурядной личности в условиях 30-х годов ХIХ века. Смысл названия романа. Особенности его композиции.

Сила и одаренность натуры Печорина, его ум, воля, ясное представление об окружающих, способность глубоко и сильно чувствовать, противоречивость характера. Трагедия Печорина. Печорин и “улдина”. Печорин и Грушницкий. Печорин и Максим Максимыч. Образы Бэлы, Веры, княжны Мери в романе.

Нравственные проблемы в произведении: вопросы о смысле жизни и социальной активности человека, об ответственности за свою судьбу, о несостоятельности индивидуализма. Картины природы в романе. Психологизм, художественное совершенство.

Лермонтов — наследник и продолжатель поэтической традиции Пушкина. Своеобразие творчества Лермонтова.

М. Ю. Лермонтов и татарская литература.

Кр и т и к а: В. Г. Белинский. * Герой нашего времени*.

“Сочинение М. Ю. Лермонтова”; “Стихотворения М. Ю. Лермонтова” (в сокращении).

Теория литературы. Развитие понятия о композиции литературного произведения. Развитие понятий о реализме и романтизме.

Николай Васильевич Гоголь. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя.

“Мертвые души” (т. 1, гл. 1, 2, 6, 11). Замысел произведения. Смысл названия поэмы. Композиция 1 тома. Обобщающее значение образов помещиков и чиновников; приемы их сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалогов). Особая роль образов Плюшкина и Чичикова.

Чичиков — новый “ герой” эпохи. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Народ и Родина в поэме. Образ автора. Гоголевский “ смех сквозь слезы”. Лирические отступления. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла. Гуманизм поэмы. Раздумья писателя о судьбе Родины в период создания II тома “Мертвых душ.”

“Выбранные места из переписки с друзьями”(главы 1, ТУ, УIII, IХ, ХУII, ХIХ, ХХХII — в сокращении). Нравственное начало произведения. Особенности жанра. Полемика с В. Г. Белинским.

Гоголь и Пушкин. Развитие в творчестве Гоголя русского реализма. Гоголь и татарская литература.

Для самостоятельного чтения:

Н. В. Гоголь. “Портрет”, “Невский проспект” (по выбору).

Теория литературы. Развитие понятия о литературном типе.

Развитие понятия о повести как жанре прозы.

Русская литература второй половины ХIХ века

Николай Алексеевкч Некрасов. Биография поэта. Лирика.”Перед дождем”, “Тройка”, “Давно отвергпутый тобою...”, “Я сегодня так грустно настроен....”

Мотивы тоски и неудовлетворенности собой. Поэтический идеал общественно активной личности. Восприятие народных страданий как личной трагедии. Глубокий лиризм стихов из “панаевского цикла”.

Для самостоятельного чтения:

Н. А. Некрасов. Стихотворения по выбору учащихся.

Николай Семёнович Лесков. Биография писателя. “Старый гений”. Сатирическое изображение чиновничества. Нравственные проблемы рассказа. Приёмы создания образов героев в рассказе.

Лев Николаевич Толстой. Биография писателя. Повесть “Юность”. Автобиографическая основа повести. Стремление героя к нравственному самосовершенствованию. Духовный конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками. Вера в победу счастья и добра. Особенности поэтики повести.

Для обсуждения:

Повесть “Казаки”. Идея единения с природой, изображение простых форм казачьей жизни и быта, возвеличивание людей труда. Образы Ерошки, Марьяны. Образ Оленина, его нравственные искания.

Русская литература ХХ века

Иван Алексееввч Бунин. Судьба писателя. Рассказ “Холодная осень”. Печальная история любви героев рассказа. Писатель о сложности человеческих судеб. Глубокий лиризм и поэтическая атмосфера рассказа. “Поэзия” и “проза” русской усадьбы.

Лирика. “Еще и холоден и сыр...”,” Слово” , “У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...” ”Любовь и радость бытия” в стихотворениях Бунина, чувство природы, яркость красок. Скорбные мотивы последних стихотворений.

Для самостоятельного чтения:

И. А. Бунин. “Чаша жизни”, “Сны Чалга” (по выбору).

Максим Горький (А. М. Пешков). Биография писателя.” Макар Чудра”. Ранние романтичесие рассказы писателя. Идеализация гордых и сильных людей. Герои рассказа Лойко Зобар и Радда. Размышления старого цыгана о жизни и человеке. Художественное своеобразие рассказа, эмоциональность и красочность языка. Пейзаж и портрет в рассказе. Роль рассказчика.

Теория литературы. Развитие понятия о романтизме.

Александр Алексалдровкч Блок. Судьба поэта. Лирика. “0, я хочу безумно жить...”, “Да, так диктует вдохновенье...”,

“Река раскинулась. Течет, грустит лениво...”, “Ты — как отзвук забытого гимна...”.Тема загадочной и бесконечно любимой родины. Глубокое чувство долга по отношению к народу. Бескомпромиссное отрицание современной “лживой жизни”. Тончайшая поэзия любви. Роль символов. Музыка стиха.

Для самостоятельного чтения:

А. А. Блок. *Лениво и тяжко плывут облака...*, *Сны* и другие стихотворения.

Сергей Александрович Есенин. Судьба поэта. Лирика. “Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая..”, “Собаке Качалова”, “Низкий дом с голубыми ставнями...”

Сыновнее чувство любви к родине, к родной природе.Предельная искренность и глубокий лиризм. Народная основа языка лирических стихотворений.

Для самостоятельного чтения:

С. А. Есенин. «Звезды”, “Лебедушка” и другие стихотворения.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Биография писателя. “Собачье сердце.” История создания повести. Смысл названия. Судьба писателя и его произведений. Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска. Герои и события в повести. “Шариковщина” как социальное и моральное явление.

Для самостоятельного чтения:

Рассказы М. А. Булгакова (по выбору учащихся).

Андрей Платонович Платонов. Биография писателя. “Песчаная учительница” Сюжет рассказа. Учительница Мария Нарышкина. Мечта о создании новой жизни. Любовь к людям, понимание их боли и гордость за них. Новизна раскрытия личности. Гуманизм рассказа.

Для самостоятельного чтеня:.

А. П. Платонов “Сокровенный человек.”

Михаил Алексапдрович Шолохов. Биография писателя.

Для обсуждения:

“Судьба человека.” Судьба человека в Великой Отечественной войне. Война и судьбы детей. доброжелательная интонация повествования. Акдрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей. Гуманизм рассказа.

Василий Макарович Шукшин. Биография писателя.

Для обсуждения: “Мастер”, “Кретлсий мужик”. Писатель о бережном отношении к духовным ценностям. Два типа человека — мастер, созидатель и разрушитель. Авторское отношение к героям рассказов.

Для самостоятельного чтения:

В. М. Шукшин. “Чудик”.

Николай Михайлович Рубцов. Судьба поэта. Лирика. “Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...”, “Видения на холме”, “Березы”, “Песня.” Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. Поэтизация Родины, ее природы. Предельная искренность и глубокий лиризм. Народная основа языка лирических стихотворений. Музыкальность стиха.

Для самостоятельного чтения:

Н. М. Рубцов. “Памяти матери”, “Первый снег”, “Последняя ночь”, “Сергей Есенин”, “Приезд Тютчева” и другие стихотворения.

Федор Александрович Абрамов. Биография писателя. “Поездка в прошлое.” Автобиографическая основа повести. Трагические страницы в истории русской деревни: коллективизация и Отечественная война 1941—1945 годов. Размышления автора о судьбе русского народа, его страданиях.

Для самостоятельного чтения:

Ф. А. Абрамов. “Деревянные кони.”

Чингиз Торекуловвч Айтматов. Биография писателя.

Для обсуждения:

Роман “Буранный полустанок” (“И дольше века длится день” ). Обзор с чтением отдельных глав. Масштабность образа Едигея как человека народной судьбы. Тема памяти в романе. Своеобразие композиции романа, роль мифологических мотивов в нем. Гуманистический пафос романа.

Зарубежная литература

Для обсуждения:

Мифы Древней Греции. Прометей. Дедал и Икар. Орфей и Эвридика.

Использование сюжетов и образов древнегреческой мифологии в европейской литературе и искусстве последующих периодов.

Для самостоятельного чтения:

Н. Кун. “Легекды и мифы древней Греции”

Вильям Шекспир. Очерк жизни и творчества. “Ромео и Джульетта”. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. “Вечные проблемы” в творчестве Шекспира.

Жан Батист Мольер. Слово о драматурге.

Для обсуждения:

Мещанин во дворянстве.” Сочетание в главном герое здравого смысла с легковерием и ограниченностью. Осмеяние претензий на образованность и культуру. Наивное стремление сыграть роль знатного человека. Честь и достоинство в понимании Мольера. Элементы буффонады в пьесе. Мастерство комедийной интриги. Народные истоки смеха Мольера.

Фридрих Шиллер. Слово о драматурге. Свободолюбивый, тираноборческий характер его творчества.

Для обсуждения:

“Коварство и любовь.” Изображение преступного феодального мира в трагедии. Осуждение жестокости и коварства. Фердинанд как борец за справедливость.

Учебно-методические средства обучения

Литература для учителя:

  1. Сборник нормативных документов. Русский язык и литература в образовательных учреждениях с родным (нерусским ) языком обучения/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,2007.-253(3) с.

  2. Русская литература: Программа для 5-11 классов сред. Общеобразоват. Шк.:Базовый уровень/Под ред.М.Г.Ахметзянова.-3-е изд., перераб и доп.-Казань: Магариф, 2009.-142 с.

  3. Русская литература: Учебник-хрестоматия для 10 кл. татар. сред. общеобразоват. шк.: В двух частях. Ч1-2/Авт.-сост. М.Г.Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова Т.А.Карпеева; Под ред. М.Г.Ахметзянова.-3-е изд., доп.- Казань:Магариф,2009.-455 с.:ил.

  4. ЕГЭ 2010. Литература. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ.-М.: Интеллект-Центр, 2010.-176 с.

  5. ЕГЭ 2007. Литература. Типовые тестовые задания/ Е.А.Самойлова.-М.: Издательство «Экзамен», 2007.-95 с.

  6. Литература в схемах и таблицах/ авт.-сост. Миронова Ю.С.-СПб.: Тригон,2009.-128 с.

  7. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля/авт.-сост. Н.Ф.Ромашина-Волгоград: Учитель, 2008.-221 с.

  8. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О., Волкова О.В. Квалиметрические материалы для проверки знаний и умений по русской литературе учащихся 5-11 классов русских и татарских школ: Метод. пособие.-Казань: РИЦ «Школа», 2006.-64 с.

  9. Словарь литературоведческих терминов./ Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская-М.:Изд.дом «Оникс 21 век», 2004.-48 с.

  10. Михновец Н.Г., Кякшто Н.Н. Тесты и контрольные работы по литературе. 9-11 кл. – СПб.:САГА, Азбука-классика, 2005.-256 с.

  11. Олимпиадные задания по литературе. 5 класс/ сост.О.А.Финтисова.-Волгоград: Учитель, 2006.-150 с.

  12. Анализ лирики в старших классах: 10-11 кл./И.Е.Каплан.-4-е изд.стереотип.-М.:Экзамен, 2008.-253 с.

  13. Кузнецова М.Н. Литературные вечера: 7-11 классы.-М.: ВАКО,2006.-252 с.

  14. Сценарии литературного клуба. 7-11 кл./Авт.-сост.: Е.Н.Перова.-М.:ВАКО, 2007.-336 с.

  15. Малюгина В.А.Игровые уроки по литературе: 6 класс-М.: ВАКО, 2009.- 256 с.

  16. Ельцова О.В. Поурочные разработки по литературе по программе под ред. А.Г.Кутузова: 6 класс.-М.: ВАКО,- 2006 – 208 с.

  17. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе по программе под ред. А.Г.Кутузова: 8 класс.-М.: ВАКО,- 2007– 240 с.

  18. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 кл.-4-е изд., -М.: ВАКО, 2008.- 416 с.

  19. Золотарева И.В., Михайлова Т.И.. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10кл.-3-е изд., -М.: ВАКО, 2007.- 416 с.

  20. Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование: 11 класс.-М.: Экзамен, 2005.-191 с.

Литература для ученика:

1. Русская литература: Учебник хрестоматия для 9 кл. татар. Сред. Общеобразоват. шк. : в двух частях. Авт.- сост. М.Г.Ахметзянов,

Т.В.Воронцова, М.В.Ведишенкова; Под. ред М.Г.Ахметзянова.-3-е изд., доп.-Казань: Магариф, 2008.-367 с.: ил.

  1. ЕГЭ 2010,2011, 2012. Литература. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ.-М.: Интеллект-Центр, 2010.-176 с.

  2. Литература в схемах и таблицах/ авт.-сост. Миронова Ю.С.-СПб.: Тригон,2009.-128 с.








Тема урока


Коли чество часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности


Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

план

факт

Введение(1 ч.)

1

Введение. Общее понятие об истории русской литературы.

1

Лекция учителя,

беседа

Умение строить связный ответ, работа со статьёй учебника, совершенствование навыков тезисной записи.

01.09




Древнерусская литература(3 ч.)

2

Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси

1

Лекция учителя,

беседа

Познакомить учащихся с жанрами древнерусской литературы.

04.09




3

« Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы

1

Чтение с комментированием

Знать историческую основу «Слова», особенности жанра.

Уметь давать характеристику героям и их поступкам, формулировать проблематику произведения

05.09




4

Специфика жанра и особенности композиции в «Слове о полку Игореве»

1

практикум

Знать авторское отношение к происходящему в «Слове», знать роль изобразительно-выразительных средств,

о художест¬венном своеобра¬зии «Слова», о связи с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве

08.09




Русская литература XVIII века(11 ч.), сочинение (1ч.)

5

Общая характеристика литературы 18 века.

1

Лекция учителя,

беседа

Знать о классицизме в русском и мировом искусстве; общую характеристику русской литературы 18 века;

Уметь конспектировать лекцию учителя, строить связное высказывание

11.09




6

Классицизм как литературное направление.

1

Конспектирование статьи

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

12.09




7

М.В.Ломоносов- ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. Биография поэта.

Жанр оды в творчестве Ломоносова. «Разговор с Анакреоном», «Ода на день восшествия на престол Елизаветы

Петровны», «Случилось…»

1

Лекция учителя,

беседа

Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии. Уметь выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности.

15.09




8


Г.Р.Державин. Биография поэта.


1

Лекция учителя,

составление хронологической таблицы


Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина

18.09




9

Взгляды Державина на назначение поэта и поэзии. «Фелица». «Властителям и судиям», «Памятник». Проблема жизни и смерти в философской лирике Державина.

1

практикум

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии.

19.09




10



Д.И.Фонвизин. Биография писателя.



1

Лекция учителя,

составление хронологической таблицы

Уметь давать характеристику героям и их поступкам, формулировать проблематику произведения

22.09




11

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.

1

Чтение эпизодов по ролям, выборочный пересказ

Усвоение основной темы, умение передать характер героя через инсценированное чтение, анализировать обобщать текст

25.09




12

Н.М.Карамзин Биография писателя. "Бедная Лиза". Изображение жизни простых людей.

1

Лекция учителя,

беседа

Знать основные факты жизни писателя. Умение анализировать эпизоды прозаического текста, обобщать, делать выводы.

26.09




13


Н.М.Карамзин "Бедная Лиза".Утверждение общечеловеческих ценностей. Черты сентиментализма в повести

1


Развернутые ответы на вопросы

Знать содержание повести, уметь находить черты сентиментализма


29.09




14

А.Н.Радищев. Жизненный подвиг писателя.

1

Сообщения учащихся

Знать факты из жизни писателя. Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева

02.10




15

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Гневный протест против крепостного права.

1

практикум

Уметь строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения

03.10




16

Р.Р. Сочинение по творчеству писателей 18 века

1

Написание сочинения

Знать особенности литературы 18 века. Уметь строить связное письменное высказывание на определенную тему. Уметь логически излагать подобранный материал, правильно цитировать, соблюдать композицию сочинения

06.10




Литература первой половины XIX века(28 ч.), сочинение(6 ч.), вн.чт.(2 ч.)

17

Особенности развития литературы в первой половине 19 века

1

Лекция учителя,

беседа

Дать представление об особенностях русского романтизма

09.10




18

В.А.Жуковский- поэт-романтик, переводчик. «Вечер», «Море». Мир нравственных переживаний в лирике поэта.

1

Лекция учителя,

анализ лирических произведений

. Знать факты жизни и творчества В.А.Жуковского. Уметь выразительно читать стихотворения, выборочно пересказывать текст, участвовать в диалоге,

10.10




19

В.А.Жуковский «Лесной царь», «Светлана». Жанр баллады.

1

Практикум


Знать жанр баллады аргументировано выражать свою точку зрения, находить в тексте стихотворения черты романтизма.

13.10




20

А.С.Грибоедов. Очерк жизни и творчества. "Горе от ума". Знакомство с героями.


1

Лекция учителя,

беседа

Знать основные факты жизни и творчества А.С.Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума».Уметь работать с разными источниками информации, строить связное монологическое высказывание , составлять план статьи учебника, обосновывать суждения и приводить доказательства. Заинтересовать учащихся историей создания комедии «Горе от ума

16.10




21

«Горе от ума». 1 действие «Век нынешний и век минувший»

1

Чтение с комментированием

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии. Уметь определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения

17.10




22

«Горе от ума» «Молчалины блаженствуют…»

1

Словесная характеристика героям

Составить характеристику фамусовского общества

20.10




23

Проблема ума в комедии «Горе от ума»

1

Беседа


Умение определить острую сатиру в комедии

23.10




24

Работа с критической статьей. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Понятие о литературном характере

1

Конспектироование критической статьи

Знать текст статьи Гончарова, ее концепцию.

Уметь работать с текстом критической статьи, определяя ее концепцию, составлять тезисный план и конспект статьи.

24.10




25

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С Пушкина.

1

Слово учителя, беседа

Формировать умение анализировать поэтическое произведение

27.10




26

А.С.Пушкин. Лирика. Любовь как высокая очищающая сила.

"Я помню чудное мгновенье...",

"На холмах Грузии...", "Я вас любил...", "Мадонна"

1

практикум

Знать: адресатов любовной лирики поэта, об образно-стилистическом богатстве любовной лирики Пушкина.

Уметь: выразительно читать стихотворения, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге.

30.10




27

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» –первый реалистический роман в стихах в русской литературе.

1



Развернутые ответы на вопросы

Знать: творческую историю романа, что такое роман в стихах, реализм как литературное направление; жанровые особенности романа в стихах.

Уметь: выразительно читать, строить устные высказывания

31.10




28

А.С.Пушкин.«Евгений Онегин». Философско-нравственные проблемы в романе.

1

семинар

Знать особенности композиции романа, уметь определять философско-нравственные проблемы.

03.11




29

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна – любимая героиня Пушкина. Благородная простота её характера

1

Беседа, словесная характеристика героям

Знать авторское отношение к Татьяне, Ольге.

Уметь давать характеристику героям произведения, строить устные и письменные высказывания.

13.11




30

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Личные и социальные причины трагизма судьбы Онегина.

1

Сообщения учащихся

Знать: содержание 1-5 глав романа; тип «лишнего человека», причины «хандры» героя.

Уметь: давать характеристику герою, выразительно читать, развернуто обосновывать суждения, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты, присущие главному герою. Оценка художественного чтения, помочь уч-ся понять внутренние переживания героев, передать их мысли, объяснить поступки

14.11



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русской литературе 9 класса iconРабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального...
Рабочая программа по русской литературе для обучающихся 9 класса разработана на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по русской литературе 9 класса iconРабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой...
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...
Рабочая программа по русской литературе 9 класса iconПояснительная записка рабочая программа по русской литературе для...
Рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной...
Рабочая программа по русской литературе 9 класса iconРабочая программа по русской литературе для 9 класса моу тат. Янтыковская...
Статус документа. Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального...
Рабочая программа по русской литературе 9 класса iconРабочая программа по русской литературе для 5 класса рассчитана на...
Планирование составлено на основе программы по русской литературе для 5-11 кл татар сред общеобразоват шк.: Базовый уровень / Под...
Рабочая программа по русской литературе 9 класса iconРабочая программа по русской литературе для 7 класса основного общего...
Программа: Программы основной школы по русской литературе 5-9 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным ) и родным...
Рабочая программа по русской литературе 9 класса iconРабочая программа по русской литературе для 10 класса среднего (полного)...
Программа: Программы средней (полной) школы по русской литературе 10-11 классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным)...
Рабочая программа по русской литературе 9 класса iconСеминар по современной журналистике
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Рабочая программа по русской литературе 9 класса iconУчебного материала по литературе в 10 классе Учебное пособие для 10 класса в двух частях
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...
Рабочая программа по русской литературе 9 класса iconУрок математики в 5В классе моу «сош №124»
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Рабочая программа по русской литературе 9 класса iconТема «Условия плавания тел» (14 урок по теме)
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Рабочая программа по русской литературе 9 класса iconОбраз «маленького человека» в русской литературе
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе
Рабочая программа по русской литературе 9 класса iconРабочая учебная программа по русской литературе 8 класса
Молькееевская основная общеобразовательная школа” Кайбицкого муниципального района рт
Рабочая программа по русской литературе 9 класса iconРабочая программа По русской литературе
Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по русской литературе 9 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение бинарных занятий «Классицизм в русской и зарубежной литературе», «Сентиментализм в русской и зарубежной литературе»
Рабочая программа по русской литературе 9 класса iconВ русской литературе
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Библейские сюжеты в русской литературе» для студентов заочной формы обучения по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск