Российское Библейское Общество





НазваниеРоссийское Библейское Общество
страница1/11
Дата публикации30.03.2015
Размер1.13 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Российское Библейское Общество

Российское Библейское Общество (далее – РБО) – централизованная религиозная организация, образованная в целях исповедания христианской веры и распространения Слова Божьего – Священного Писания Ветхого и Нового Завета [1]. В истории РБО различаются два периода. Первый: со дня образования 11 (23) января 1813 до закрытия 15 (27) июля 1826 г.; второй: со дня возобновления деятельности 17 января 1990 г. до настоящего времени.

Содержание

  • 1 Религиозная ситуация в Европе в XVIII-нач. XIX в. и образование Британского и Иностранного Библейского Общества (БИБО); его деятельность в Британии и за ее пределами.

  • 2 Обстоятельства образования Библейского Общества в Санкт-Петербурге (СПбБО) в 1813 году.

  • 3 Устав Библейского Общества в Санкт-Петербурге.

  • 4 Преобразование Библейского Общества в Санкт-Петербурге в Российское Библейское Общество (РБО) в 1814 г., изменения в его положении и деятельности.

  • 5 Генеральные Собрания и Комитет РБО в 1813-1824 годах.

  • 6 Отделения и сотоварищества РБО в 1814-1826 годах

  • 7 Издательская и распространительская деятельность РБО в 1813-1826 годах

  • 8 Деятельность РБО по переводу Библии на русский язык (с 1816 г.).

  • 9 Деятельность РБО по переводу Священного Писания на другие языки (с 1813 г.).

  • 10 Причины, приведшие к свертыванию деятельности РБО в 1824-1825 годах.

  • 11 Закрытие РБО в 1826 году.

  • 12 Продолжение библейской деятельности в Российской империи после закрытия РБО.

  • 13 Продолжение трудов над библейскими переводами на русский язык после закрытия РБО.

  • 14 Синодальный перевод Библии (1856-1876) как преемник русского перевода Священного Писания, осуществлявшегося РБО.

  • 15 Переводы Священного Писания на другие языки народов Российской империи, выполненные до революции после закрытия РБО.

  • 16 Деятельность по изданию Синодального перевода Библии и переводу Священного Писания на русский язык в советский период.

  • 17 Объединенные Библейские Общества (ОБО) и их сотрудничество с христианскими религиозными организациями в СССР.

  • 18 Образование в 1990 г. Библейского Общества Советского Союза (БОСС) и его преобразование в РБО в 1991 году.

  • 19 Устав РБО.

  • 20 Общие Собрания и Правление РБО в 1991-2010 годы.

  • 21 Положение, структура и деятельность РБО с 1991 года.

  • 22 Благотворительность

  • 23 Современный русский перевод Библии.

  • 24 Чувашский перевод Библии.

  • 25 Современная деятельность РБО по переводам Священного Писания на языки народов России.

  • 26 См. также.

  • 27 Примечания.

  • 28 Ссылки.

Религиозная ситуация в Европе в XVIII-нач. XIX в. и образование Британского и Иностранного Библейского Общества (БИБО); его деятельность в Британии и за ее пределами

Эпоха Просвещения, одним из следствий которой в XVIII в. стало распространение в Европе идей атеизма, также вызвала к жизни в ряде протестантских стран евангелическое движение, имевшее своей целью познакомить образованные слои общества с первоисточником христианской веры – Библией. Наиболее значительным по своим историческим последствиям явлением этого рода стало образование в 1804 г. Британского и Иностранного Библейского Общества (далее – БИБО). Следует отметить, что его появление явилось результатом частной инициативы ряда служителей и мирян, относящихся к различным британским христианским деноминациям, а не следствием политики государственной в Великобритании Англиканской церкви. Свою активность по изданию и распространению, а в необходимых случаях и переводу Священного Писания БИБО, как это следует и из его названия, не ограничило одной Британской империей, а предприняло усилия к организации библейской работы также за ее пределами, и прежде всего в континентальной Европе. С 1810 г. агенты БИБО развернули свою деятельность в относившихся к Российской империи Эстляндии и Финляндии. Результатом этого стало образование в 1812 г. Библейского общества в Або (финск. Турку), начавшего свою работу на территории Финляндии (с 1809 г. в составе Российской империи на правах автономии как Великое княжество Финляндское). Современное Финское библейское общество ведет свою историю с этого времени.

В августе того же 1812 г. агент БИБО Джон Патерсон (1776-1855), ранее трудившийся в качестве служителя Конгрегационалистской церкви в Шотландии, прибыл а Санкт-Петербург для организации печатания Библии на финском языке. С этой целью он встретился с князем Александром Николаевичем Голицыным, бывшим в 1803-1817 гг. обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода Православной Грекороссийской Церкви, а с 1810 г. также занимавшего пост главноуправляющего иностранными исповеданиями. Именно в последнем качестве Голицын принял Патерсона. Результатом этой и последующих встреч стало не только организация печатания Библии для нужд финских подданных Российского императора, но и идея создания Библейского общества в Санкт-Петербурге для распространения Священного Писания по всей Российской империи [2].

Обстоятельства образования Библейского Общества в Санкт-Петербурге (СПбБО) в 1813 году

Вдохновленный встречами с Патерсоном и его рассказами о деятельности БИБО, Голицын представил императору Александру I всеподданнейший доклад, утвержденный последним 6 декабря 1812 года. Этим докладом инициировалось образование в Санкт-Петербурге Библейского Общества (далее - СПбБО), которое «должно иметь единственным предметом издание книг Ветхого и Нового Завета на языках иностранных» [3]. Под последними в данном случае понимались языки народов Российской империи (кроме собственно русского), а также языки тех народов, которым Россия оказывала в то время покровительство. Еще до открытия СПбБО в 1812 г. со стороны БИБО было выделено 1200 фунтов стерлингов для печатания в Риге и Ревеле (ныне Таллинн) Нового Завета на латышском и эстонском языках. Тогда же в Россию БИБО направило 1100 экз. Библии и Нового Завета на немецком зыке для нужд немецких колонистов в Поволжье.

11 (23) января 1813 г. в Санкт-Петербурге в доме у Голицына (Дом министра двора на Фонтанке, между Симеоновским и Цепным мостами) состоялось первое (учредительное) Генеральное Собрание СпбБО. В собрании под председательством князя Голицына приняли участие высокопоставленные духовные и светские лица. Среди собравшихся присутствовали митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий (Подобедов), архиепископ Минский и Литовский Серафим (Глаголевский) (в 1819-1821 гг. митрополит Московский и Коломенский, в 1821-1843 гг. митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский), духовник императора протопресвитер Павел Васильевич Криницкий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии (далее СПбДА) архимандрит Филарет (Дроздов), римско-католический митрополит Могилевский Станислав Сестренцевич-Богуш. Также в собрании участвовали представители англиканского, голландского реформатского и немецкого евангелического (лютеранского) исповеданий. Из светских участников собрания следует отметить министра внутренних дел Осипа Петровича Козодавлева и министра народного просвещения графа Алексея Кирилловича Разумовского, члена Государственного Совета графа Виктора Павловича Кочубея (в 1802-1807 и 1819-1828 министр внутренних дел) и князя Петра Семеновича Мещерского (в 1818-1833 г. обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода). В качестве представителей БИБО в собрании приняли участие Патерсон и Роберт Пинкертон (1780-1859), тоже шотландец, позднее трудившийся в Эдинбургском миссионерском обществе. На этом собрании было решено образовать СПбБО, а также был принят его устав и избран его Комитет (Правление). Президентом СПбБО стал Голицын, в число его вице-президентов вошли Кочубей и Разумовский, а в директора (члены комитета) – представители протестантского духовенства и светские лица различных исповеданий. Казначеем Общества был избран петербургский купец Яков Иванович (Исаак Якоб) Шмидт – ставший к тому времени крупнейшим в Европе специалистом по монгольскому и калмыцкому языкам и буддологии (с 1829 г. действительный член Императорской академии наук). Всего Комитет насчитывал тогда 20 человек.

Устав Библейского Общества в Санкт-Петербурге

В принятом на первом (учредительном) Генеральном Собрании СПбБО его Уставе определялось, что «единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии, или книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета, без всяких на оное примечаний и пояснений» (п. 1). Этим положением, заимствованным из устава БИБО, утверждался надконфессиональный характер СПбБО, состоящего «из особ всякого вероисповедания христианского, всякого звания и пола» (п. 2). Далее следовало, что «единственное попечение Общества обращается на то, чтобы обитателям Российского государства доставлять Библии, или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, на разных языках за самые умеренные цены, а бедным и без всякой платы» (п. 3), что, по примеру БИБО, определяло политику в области распространения библейских изданий. Сбор средств на деятельность СПбБО осуществлялся «по подписке и посредством приношений», при этом даритель, вносивший любые ежегодные взносы в пользу Общества, становился его членом (п. 4). Далее устав определял деятельность Комитета и Генерального Собрания СПбБО. Комитет, управлявший делами Общества, включал: президента, нескольких вице-президентов, шесть или более директоров, казначея и двух секретарей (п. 5), избираемых из членов Общества на Генеральном Собрании (п. 6). В соответствии с уставом половина директоров должна была ежегодно сменяться (п. 7). Также согласно Уставу, ежегодно в марте месяце (п. 8) должно было проводиться Генеральное Собрание. В исключительных случаях, Комитет СпбБО был вправе созвать чрезвычайное Генеральное Собрание, а также «в разных местах Империи учреждать подчиненные ему отделения и комитеты для содействия в достижении его намерений» (п. 9). Комитет должен был собираться раз в месяц, а при необходимости и чаще (п. 10), причем п. 5 устава определял, что «несколько директоров вместе с вице-президентом и секретарем достаточно для решения дел в отсутствии остальных членов». Президент СПбБО, а в его отсутствии вице-президент председательствовал на Генеральных Собраниях и заседаниях Комитета (п. 11). В обязанность казначея входил прием ежегодных взносов и единовременных приношений в пользу СпбБО. Ежегодное предоставление комитету счетов Общества для проверки специально назначенными для этого лицами (п. 12).В обязанность секретарей вменялось ведение всех протоколов заседаний Комитета и Генеральных Собраний, а также «исполнение корреспонденции» (п. 13). Последним (14-м) пунктом устава определялось, что «все должностные лица Общества служат без жалованья, и никто от получающих от Общества какое-либо жалование не может быть членом оного и не имеет никакого голоса в собраниях» [4].

Преобразование Библейского Общества в Санкт-Петербурге в Российское Библейское Общество (РБО) в 1814 году. Изменения в положении и деятельности Общества.

Пользуясь сильным влиянием на императора, Голицын смог провести в устав СПбБО положения значительно расширявшие сферу деятельности Общества. После донесения Голицына о начале работы СпбБО Александр I принял звание члена Общества и пожертвовал на его нужды 25 тыс. руб. единовременно, обязавшись выплачивать по 10 тыс. руб. ежегодно.

В первый год деятельности Общества были учреждены шесть отделений, а именно: Дерптское, Курляндское (в Митаве), Рижское, Московское, Ревельское и Ярославское.

В то же время с согласия Святейшего Синода СПбБО становится основным распространителем славянской Библии. Оно распространяет остатки Библии, изданной Священным Синодом еще в 1778 г. И, одновременно, по согласованию с Синодом Московское отделение Общества приступает к изданию 5 тыс. экз. Библии и 5 тыс. экз. Нового Завета на славянском языке.

Результатом первого года деятельности СПбБО стало издание в Санкт-Петербурге за счет средств Общества Нового Завета на армянском языке. Был подготовлен и отпечатан Новый Завет на польском языке в классическом переводе иезуита Якова Вуйка (выполнен в 1593-1599 гг.). Наблюдение за работой над изданием осуществлял митрополит С. Сестренцевич-Богуш. Бессменный казначей Общества Шмидт по собственной инициативе продолжил начатые им в 1806 г. переводы Нового Завета на монгольский и калмыцкий языки. Полностью издания появились в 1827 г. уже после закрытия Общества. В 1813 г. по просьбе архиереев южных епархий Православной Грекороссийской Церкви СПбБО озаботилось тем, что среди греческих иммигрантов, населявших южные области, распространяло Библии на греческом языке, изданные БИБО. Общество взяло на себя заботу о нуждах в Библии греческого населения Османской империи.

В 1814 г. на Генеральном Собрании был избран Комитет Общества. Его вице-президентами стали члены Святейшего Синода – митрополит Киевский и Галицкий Серапион (Александровский) и митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий, архиепископ Черниговский и Нежинский Михаил (Десницкий), архиепископ Тверской и Кашинский Серафим (Глаголевский), архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический Иов (Потемкин) (1752-1823). Вице-президентами также были избраны римско-католический митрополит Могилевский Станислав Сестренцевич-Богуш и армянский архиепископ Астраханский (в 1809-1829 гг.) Иоанн (Ованес) Акопян. В состав директоров был избран архимандрит Филарет (Дроздов), который впоследствии сыграл ведущую роль в деле русского библейского перевода.

Летом 1814 г., после завершения анти-наполеоновской военной компании 1812-1814 гг., император Александр I посетил Лондон. 20 июня (2 июля) Его Императорскому Величеству были представлены руководящие деятели и активисты БИБО. Они выразили Александру I благодарность за размах библейского дела в России и выразили готовность и в дальнейшем духовно и материально поддерживать РБО.

И, действительно, если в 1813-1814 гг. БИБО выделило на издательские проекты РБО в общей сложности 3200 фунтов стерлингов, то в 1815 г. его пожертвование составило уже 9500 ф. ст., что равнялось тогда 200 тыс. рублей.

Особую ценность для СПбБО представляла работа представителей БИБО. Патерсон и Пинкертон трудились в Обществе вплоть до его закрытия в 1826 г., а Эбенезер Гендeрсон (1784-1858) – в период с 1822 по 1825 годы.

Последний еще в 1818 г. сопровождал Патерсона в его путешествии в Астрахань, на Кавказ и в Закавказье, чтобы узнать о потребностях местного населения в библейской литературе [5].

4 (16) сентября 1814 г. Александр I , видя успехи СПбБО и желая содействия Обществу, повелел именоваться ему Российским Библейским Обществом.

Этим монаршие милости к РБО не ограничились. На следующий год император пожертвовал Обществу вместительный каменный дом в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала близ Летнего сада, а также 15 тыс. руб. на оборудование в нем стереотипной типографии, склада для бумаги и других типографских и переплетных материалов, а также для размещения склада готовой продукции и книжной лавки. В 1817 г., во время пребывания в Москве, Александр I пожертвовал Московскому отделению вместительный каменный дом в центре города в начале Мясницкой улицы. Последнее было связано с успехами отделения в деле привлечения средств в РБО, а также в печатании и распространении славянской Библии. Наконец, с именем императора Александра I было связано самое главное дело РБО – начало русского перевода Библии.

В 1817 г. Александр назначил своего фаворита князя Голицына, который являлся президентом Библейского общества, на невиданную доселе должность министра духовных дел и народного просвещения. Главную роль в этом сыграла его деятельность в РБО, поскольку в Библейском обществе мирно сотрудничали члены Синода господствующей Православной Грекороссийской Церкви и ведущие иерархи и руководящие деятели других терпимых в России христианских церквей.

Таким образом, Голицын соединил почти все свои прежние государственные должности. Теперь в одном министерстве были объединены заведование финансово-административными делами вероисповеданий (как господствующего – православного, так и терпимых – римско-католического, греко-католического, евангелическо-лютеранского, реформаторского и др.) и дело народного просвещения. Министром народного просвещения Голицын был назначен еще в 1816 году. Особое внимание в министерстве уделялось вопросам религиозного воспитания.

Положение Голицына, свидетельствовавшее в то время о его силе, через семь лет из-за изменения политической конъюнктуры станет причиной его слабости. Что в свою очередь самым негативным образом отразится и на деятельности РБО уже в 1824 году. В связи с этими событиями известный русский литературовед Александр Николаевич Пыпин писал в 1868 г.: «В библейском обществе к нашей жизни прививалось учреждение, созданное чужими нравами и чужой образованностью, - как это случалось у нас множество раз и прежде и после. <…> Общество могло и осуществиться только с высочайшего соизволения, все время было под непосредственным влиянием власти, постоянно привлекало внимание императора, но деятельность его тем не менее считалась не отправлением официального ведомства, а добровольным делом частных лиц, делом общества… Но элементы общественной деятельности были однако так слабы в тогдашнем русском обществе, что трудно было ожидать, чтобы учреждение, как Библейское общество, основанное английской общественной и религиозной свободой и веротерпимостью, могло сохранить эти свойства на русской почве, могло здесь существовать сохранно и безбоязненно, как там, и приносить те же плоды… <…> Первая разница была в разнице этих главных оснований: Британское Общество имело свою опору в свободе общественных учреждений: у нас оно было делом административного дозволения, которое могло быть дано и отнято, когда в самих русских нравах и привычках деятельность этого рода еще не успела приобрести себе права на существование…» [6].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российское Библейское Общество iconИнформация о работе кружка «Истоки» за 2013год. Актуальность
В настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен,...
Российское Библейское Общество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Инновационное российское общество через призму государственно-конфессиональных отношений
Российское Библейское Общество iconПеречень основных публикаций за 2008 год
Азаматова Г. Б. «Интеграция национальной элиты в российское общество». Уфа: Гилем, 2008. 136 с
Российское Библейское Общество iconКраткая справка по итогам социологического исследования
Современное российское общество в последние десятилетия переживает духовный кризис, в связи с этим забота о нравственном развитии...
Российское Библейское Общество iconРоссийское общество фтизиатров Федеральные клинические рекомендации...
А15. Туберкулез органов дыхания, подтвержденный бактериологически и гистологически
Российское Библейское Общество iconРоссийской Федерации Российское Респираторное Общество Диагностика и лечение саркоидоза
Директор фгбу «нии пульмонологии» фмба россии, Председатель Российского респираторного общества, главный внештатный специалист терапевт-пульмонолог...
Российское Библейское Общество iconРоссийское научно-техническое общество радиотехники, электроники и связи имени А. С. Попова
Под этим номером Ваш доклад включен в программу конференции. Запомните и сохраните его. Номер потребуется при получении Сборника...
Российское Библейское Общество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России...
Российское Библейское Общество icon● edu "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных...
Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные...
Российское Библейское Общество iconРоссийская академия медицинских наук фгбу «научный центр здоровья...
Рабочей группой Профильной комиссии по гигиене детей и подростков Минздрава России (протокол №3 от 07. 06. 13) и Президиумом рошумз...
Российское Библейское Общество iconДата проведения
Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста. Курс рассчитан на 4 года и на протяжении всего времени...
Российское Библейское Общество iconГражданское общество в россии: настоящее смутно, будущее туманно о чем спор?
Закону, защищающему права человека, публичность и информационная открытость власти, действительно подотчетной избирающему ее народу....
Российское Библейское Общество iconПрограмма интегрированного курса для учащихся 5-6 классов. Автор:...
Данная программа разработана в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном праве в общеобразовательных...
Российское Библейское Общество iconПрограмма дисциплины «Российское предпринимательское право» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Российское Библейское Общество iconПрограмма дисциплины «Российское предпринимательское право» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Российское Библейское Общество iconПрограмма дисциплины «Российское предпринимательское право» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск