Скачать 94.97 Kb.
|
Пояснительная записка Программа по элективному курсу «Секреты русского словообразования» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель С.И. Львова. Мнемозина. 2009), рассчитана на 35 часов (из расчета 1 час в неделю) и полностью совпадает с авторской программой. Курс посвящён одному из интересных разделов лингвистики – русскому словообразованию. В процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке – слова, оказываются вне поля зрения школьников. Данный курс в какой-то мере поможет удовлетворить естественное желание ребёнка разгадать тайну появления слова в русском языке, даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению, если взглянуть на них с точки зрения образования слова. Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребёнка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, его свойствах, пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу, часто сложную и запутанную. В связи с этим содержание курса выходит за рамки заявленной в названии темы и обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков, в том числе и орфографических. Так, использование этимологического анализа поможет не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и объяснить его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы. Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы: истка, иный, инный, расс, анного, сский и т.п. Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественной речи. Цель преподавания: знакомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приёмами их использования в художественных текстах. Задачи преподавания: - повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний; - развитие и совершенствование практических умений и навыков на основе систематизации, углубления знаний и организации активной коммуникативной деятельности на занятиях; - формирование интереса к изучению родного языка. Сроки освоения программы: 1 год Объем учебного времени: 35 часов Форма обучения: очная Режим занятий: 1 час в неделю Методы и формы, технологии обучения: - анализ сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических) с точки зрения образования слова; - орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей; - активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы. Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения: - различные виды разборов (фонетический, лексический, словообразовательный, морфемный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий); - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; - подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа - тестовые работы; - практические работы. Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы. Программа разработана на основе Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ Авт.-сост. С.И. Львова одобрена и рекомендована Российской академией образования. Календарно-тематическое планирование
Формы занятий: - уроки – лекции; - конференции; - практикумы; - защита рефератов. Требования к уровню подготовки учащихся: - повышение лингвистической компетенции учащихся на основе расширения теоретических знаний; - совершенствование информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; - развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов. Перечень контрольно-измерительных материалов 1. Конференция «Изменения в структуре слова» 2. Практическая работа «Словообразовательные кальки» 3. Практическая работа «Этимология слов» 4. Практическая работа со словарями 5. Защита рефератов. «Симантизация морфем» 6. Практическая работа «Приёмы этимологизации» 7. Практическая работа «Использование приёмов в художественной литературе» 8. Итоговая конференция. Защита рефератов. Перечень УМК Программа разработана на основе Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы. Авт.-сост. С.И. Львова. – 3-е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2009. Дополнительная литература для учителя: Львова С.И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8 – 11 классов. – М., Эксмо, 2007 Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М., 2000. Львова С.И. Работа со словообразовательными моделями при обучении русскому языку в 5 – 9 классах: книга для учителя. – М., 1996. Львова С.И.Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. – М., 2000. Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. М., 2004 |
Рабочая программа по элективному курсу «Биология животных» Данная программа по элективному курсу составлена на основе программы элективного курса «Мир животных», автор И. Б. Агафонова, В.... | Программа по элективному курсу. 10 Класс пояснительная записка Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,... | ||
Рабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество» | Рабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев” 11 класс Рабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев” | ||
Урок 21. Тема: Способы словообразования. Цели: повторить способы... Кивать, зар…стание, р…сток, расст…лать, отт…рать, бл…стеть, разб…рать, ц…рк, ц…пленок, скворц…, сж…гать, панц…рь, маж…р, ноч…вка,... | Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета, курса Рабочая программа составляется учителем-предметником (педагогом дополнительного образования) по определенному учебному предмету или... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Привести в систему знания по морфологическим нормам русского языка (нормы словообразования и словоизменения) | Рабочая программа по элективному курсу «Астрономия и физика космоса» «Калмыцкомысовская средняя общеобразовательная школа» Поспелихинский район Алтайский край | ||
Рабочая программа по элективному курсу «Физика и экология» в 9 классе. Составил Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа» | Программа элективного курса «Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности... | ||
План занятий по элективному курсу «Право в нашей жизни» № Защита прав и свобод граждан правоохранительными органами и общественными организациями | Программа по элективному курсу «Делопроизводство с использованием... На втором этапе обучения в 10-х классах учащиеся, занимавшиеся по данному курсу «Делопроизводство с использованием компьютерных технологий»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Косиковой Н. М. по элективному курсу «Избранные вопросы биологии» для 10-11 классов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Косиковой Н. М. по элективному курсу «Избранные вопросы биологии» для 10-11 классов | ||
Элективный курс для 7 класса «Секреты русского речевого этикета» Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Повышения квалификации и профессиональной переподготовки Особенности закрепления знаний на уроках русского языка при изучении «Морфемики и словообразования» в 5 классе, их особенности, методика... |