VI класс (136 ч)
Введение
Литература как художественное отражение жизни.
Мифы древних славян (4 ч)
Краткие сведения об истории возникновения мифов. Герои мифов древних славян: Перун — бог грозы, Сварог — бог огня, Дажьбог — бог Солнца и др.
Представления древних людей о происхождении мира и человека, нашедшие отражение в мифах.
Теория литературы. Понятие о мифе. Отличие мифа от сказки.
«Миф о Солнце» (отрывок из романа П. Мельникова-Печерского «В лесах»), Солнце как основа всего живого на Земле. Близость этого утверждения современным людям. Необходимость сохранения традиций.
«Миф о сотворении мира» (отрывок из книги А. Асова «Русские веды»), Мифы разных народов. Сходство общей идеи о единстве всех людей, живущих на Земле. Художественные особенности авторских переложений мифов.
Героический эпос русского народа (5 ч)
Особенности жанра былин как песен-сказаний о богатырях, народных героях и об исторических событиях времен Древней Руси.
Музыкальное сопровождение — игра на гуслях — как характерная особенность старинного древнерусского исполнения былин.
Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Героическое содержание и патриотический смысл былины. Богатырь Илья Муромец — защитник родной земли. Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость Ильи Муромца — крестьянского сына.
Теория литературы. Жанр былины. Гипербола как одно из основных средств изображения былинных героев.
«Былина о Садко». Бытовой сюжет былины. Воспевание в былине любви к жизни. Широта, удаль и красота былинного героя Садко.
Теория литературы. Постоянные эпитеты и гипербола как средства художественности. Сказочный сюжет в былинах.
Древнерусская литература (6 ч)
Краткие сведения о возникновении древнерусской литературы.
Русская летопись. Фрагменты из «Повести временных лет» («Повесть о взятии Олегом Царьграда», «Сказание о смерти Олега от коня»).
Летопись как исторический и литературный памятник, ее связь с устным народным творчеством. Свидетельство достаточно широкого распространения письменности на Руси.
«Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу» (отрывок).
Сказание как один из видов древнерусской повествовательной литературы, произведение исторического характера о примечательных событиях в жизни общества или о выдающемся поступке отдельного человека.
Борис и Глеб — святые праведники, борцы за христианскую веру.
Теория литературы. Жанр древнерусского сказания. Правила (каноны) построения древнерусских сказаний.
Русская литература XIX века (50 ч)
Иван Андреевич Крылов
«Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Листы и корни», «Осел и Соловей».
Крылов — великий русский баснописец. Басни Крылова — сокровищница жизненного опыта народа. Историческая основа басни «Волк на псарне» и ее патриотический смысл.
Крыловские басни — действенное средство воспитания моральных качеств.
Мастерство Крылова-баснописца. Современное звучание басен Крылова.
Теория литературы. Развитие понятия о жанре басни.
Александр Сергеевич Пушкин
Пушкин — величайший русский поэт. Биографические сведения о поэте.
«Зимнее утро», «Москва... как много в этом звуке...» (отрывок из романа «Евгений Онегин»), «Узник», «Песнь о вещем Олеге», «Станционный смотритель».
Картины русской зимы в стихотворении «Зимнее утро». Выражение любви поэта к родной природе, чувство бодросги и жизнерадостности.
«Москва... как много в этом звуке...». Патриотические чувства поэта.
«Узник». Грустное чувство поэта, стремление к свободе, к простору, свету.
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни...». Исторически точное художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхвов). Торжественность поэтической речи.
Теория литературы. Средства поэтической выразительности: эпитеты, сравнения, устаревшая лексика (закрепление понятий).
«Станционный смотритель» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»).
Тема «маленького человека» в повести. Противостояние людей разных сословий. Человеческое достоинство «маленького человека» — станционного смотрителя Вырина. Отцы и дети в повести. Роль финала.
Теория литературы. Жанр повести. Роль художественной детали для понимания содержания произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов
«Бородино», «Тучи», «Утес», «Листок».
«Бородино». Патриотический смысл стихотворения. Особенности построения стихотворения (рассказ старого солдата).
«Тучи». Чувство одиночества, тоски по родине поэта-изгнанника. Прием сравнения как основа построения стихотворения.
Особенности интонации.
«Утес», «Листок». Богатство мотивов в лирике Лермонтова. Тема одиночества и тоски. Мечта о душевном покое.
Теория литературы Метафора. Олицетворение. (Закрепление понятий.)
Алексей Константинович Толстой
«Илья Муромец», «Вот уж снег последний в поле тает...».
«Илья Муромец». Мотивы устного народного творчества и их отражение в произведении Толстого.
Своеобразие образа былинного героя в стихотворении «Илья Муромец» — образ «дедушки Ильи».
Отношение героя к природе, его мечты о вольной жизни.
«Вот уж снег последний в ноле тает...». Душевное состояние героя. Художественное воссоздание мира, предполагающее скрытое противоречие между красотой, гармонией мира весенней природы и состоянием человек.!
Теория литературы. Роль эпитетов в описании внешности героя.
Иван Сергеевич Тургенев
«Муму», стихотворения в прозе («Морское плавание», «Два богача», «Русский язык»).
«Муму». Изображение жизни крепостных (дворовых людей), живших в барском доме в Москве. Автобиографический характер произведения Отношение писателя к крепостному праву, к жестокости и угнетению. Образ крепостного дворника Герасима, человека широкой души, с развитым чувством собственного достоинства.
Теория литературы. Описание и повествование в художественном про изведении. Пейзаж в литературном произведении.
Стихотворения в прозе («Морское плавание», «Два богача», «Русский язык»).
Два богача». Рассуждения писателя о том, что есть истинное богатство. Смысл названия произведения.
«Русский язык». Раздумья писателя о богатстве и красоте русского языка.
Теория литературы. Стихотворение в прозе как лирический жанр.
Николай Алексеевич Некрасов
«Школьник», «На Волге».
«Школьник». Трудная и суровая жизнь крестьянского мальчика. Его стремление к знаниям. Сочувствие и любовное отношение поэта к крестьянским детям.
«На Волге». Изображение рабского труда бурлаков на фоне вольной волжской природы. Раздумья поэта о судьбе народа.
Теория литературы. Композиция произведения. Два плана повествования (настоящее и прошлое) как прием раскрытия идейного содержания произведения.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Яркая сатира на социальные и нравственные пороки общества.
Противопоставление генералам находчивого и сметливого мужика. Осуждение рабской покорности как черты характера зависимого и угнетенного человека.
Теория литературы. Приемы сказочного повествования в произведении. Первоначальное знакомство с понятием «эзопов язык».
Лев Николаевич Толстой
«Кавказский пленник». Исторические события, получившие отражение в рассказе (кавказские войны в первой половине XIX в.).
Интерес писателя к жизни горских народов, их быту, окружающей природе. Нравственная основа произведения—противопоставление двух характеров: верность в дружбе, чувство долга, храбрость Жилина и пассивность и трусость Костылина. Значение образа горской девочки Дины для раскрытия основной мысли автора о необходимости дружбы и единения между народами. Гуманистическая направленность произведения.
Теория литературы. Жанр рассказа. Понятие о сюжете произведения.
Всеволод Михайлович Гаршин
«Сказка о жабе и розе». Гаршин — писатель, глубоко чувствующий душевный мир человека. Гуманистическая направленность произведения. Образы брата и сестры как воплощение идеальных отношений дружбы и преданности в семье.
Теория литературы. Закрепление знаний о жанре литературной сказки. Прием олицетворения (его роль в создании образа розы). Прием противопоставления как способ раскрытия основной идеи сказки. Прием контраста (роза и жаба).
Антон Павлович Чехов
Рассказ «Толстый и тонкий». Чехов — мастер юмористических и сатирических рассказов. Смех и горечь писателя при взгляде на самоуничижение и чинопочитание. Комическая ситуация и приемы ее раскрытия. Юмор как основной прием в описании бытовых житейских ситуаций.
Теория литературы. Развитие знаний о юморе и сатире. Жанр рассказа.
Русская литература XX века (25 ч)
Максим Горький
Повесть «Детство» (отдельные главы). Автобиографическая основа повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».
Дед Каширин и его роль в семье. Становление характера Алеши под влиянием бабушки. Талантливое изображение быта и характеров персонажей в повести. Мастерство писателя в описании пожара в мастерской. Гуманистическая направленность произведения.
Иван Алексеевич Бунин
«Бушует полая вода...», «Густой зеленый ельник у дороги...», рассказ «Танька».
«Густой зеленый ельник у дороги...». Воспроизведение поэтом ярких примет природы. Любовь Бунина к родной земле.
«Танька». Отражение в произведении тяжелого, голодного времени в русской деревне в начале 90-х гг. XIX в.
Тема трудного, безрадостного детства. Мастерство писателя в изображении подростка, мира детских чувств и переживаний. Размышления героя рассказа — барина Павла Антоновича — о будущем девочки. Гуманистические мотивы в рассказе.
Теория литературы. Закрепление знаний о жанре рассказа. Роль диалога в произведениях малой формы. Сравнения и эпитеты как средство обрисовки художественных образов.
Сергей Александрович Есенин
«Поет зима — аукает...», «Черемуха», «Нивы сжаты, рощи голы...».
Любовь поэта к родной природе, ее особое видение и понимание. Музыкальность стихов поэта. Многообразие настроений.
Теория литературы. Развитие знаний о метафоре и олицетворении
Михаил Михайлович Пришвин
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека — доброго и мудрою, любящего природу. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Мтранш Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи понести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Жанровая форма сказки-были. Художестве шик- мастерство писателя при описании пейзажа.
Федор Александрович Абрамов
Рассказ «Бревенчатые мавзолеи». Отношение писателя к истории родины. Понимание великого подвига, который совершили защитники страны. Осознание писателем необходимости сохранения и защиты великих духовных ценностей России. Тема вечного дома и ответственности всех живых перед памятью не вернувшихся с войны солдат. Значение притчи о переселении душ. Символика названия рассказа. Гуманистический пафос произведения.
Теория литературы. Первоначальное знакомство с понятием «притча».
Николай Михайлович Рубцов
«Деревенские ночи», «Первый снег».
Глубокая связь поэта с окружающей его сельской природой. Смысловая и эмоциональная наполненность образа коня и его роль в представленных стихотворениях.
Теория литературы. Сравнение в поэтическом произведении.
Василий Макарович Шукшин
Рассказ «Космос, нервная система и шмат сала». Шукшин — мастер жанра короткого рассказа о сельских тружениках. Образ старика — человека с нестандартным мировоззрением и необычными поступками, представителя «деревенских людей».
Любовное изображение деревенского школьника Юрки.
Своеобразие языка прозы Шукшина: его яркость, колоритность, близость к народному.
Обнаженная совестливость и высокая гражданственность рассказов Шукшина.
Теория литературы. Углубление знаний о жанре рассказа.
Евгений Иванович Носов
«Белый гусь». Носов и его рассказы о природе. Гуманистическая направленность рассказов. Живость и яркость языка.
Рассказ «Белый гусь». Тема взаимоотношений между родителями и детьми как урок человеку.
Мастерство писателя при описании природных явлений (вихрь, гроза).
Теория литературы. Диалог и его роль в раскрытии основной идеи произведения.
Народный героический эпос (5 ч)
«Калевала», «Гэсэр».
«Калевала» — карело-финский народный эпос. Роль народных певцов (исполнителей рун (песен) в популяризации «Калевалы».
Изображение в «Калевале» борьбы карельского народа против жестокого народа Похъёлы. Образ Вяйнемёйнена — мудрого предводителя похода героев Калевалы против жителей Похъёлы.
Теория литературы. Жанр героического эпоса в литературе народов России.
«Гэсэр» — бурятский эпос. Сказочные сюжеты — основа «Гэсэра».
Образ Гэсэра—народ ного героя, защитника слабых и борца за искоренение зла на земле. Мужество юного воина Эрхэ-Манзана и воительниц Алман- Мэргэн и Урмай-Гоохон. Отражение представлений народа о добре и зле.
Зарубежная литература (10 ч)
«Мифы Древней Греции» (в переложении В. Куна).
«Похищение Персефоны Аидом», «Подвига Геракла» («Немейский лев», «Лернейская гидра», «Стимфалийские птицы»).
Мифы как отражение ранних представлений человечества о закономерностях космоса и человеческого бытия. Отражение в них нравственных отношений. Мифы и художественная литература.
Воспевание смелости, сноровки, сметливости, ума, умения преодолевать все трудности, встающие на пути героя.
Теория литературы. Закрепление знаний о жанре мифа.
Виктор Гюго
«Козетга» (отрывок из романа «Отверженные»).
В. Гюго — французский романист XIX в. Горячее сочувствие писателя обездоленным, прославление прекрасных человеческих качеств — отзывчивости и доброты. Образ незнакомца, бывшего каторжника, сумевшего стать честным, великодушным человеком, понимающим людские страдания, готовым оказать помощь каждому обиженному судьбой.
Отношение незнакомца и супругов Тенардье к ребенку — Козетте — как проявление их человеческих качеств. Умение писателя передать мир переживаний маленькой героини.
Джек Лондон
«Белый клык». Дж. Лондон — американский писатель конца XIX— начала XX в., автор «северных» рассказов. Понимать и беречь природу — лейтмотив всех произведений Дж. Лондона о взаимоотношениях человека и природы.
Повесть «Белый клык». Гуманистический пафос произведения.
Теория литературы. Развитие понятия о жанре повести.
Основные виды устных и письменных работ по литературе в VI классе
Хорошо зная текст художественного произведения, умея его выразительно читать, отвечать на вопросы по содержанию, ученик должен устно или письменно (изложение) пересказать текст — подробно, выборочно, сжато или с изменением лица.
Составив план своего высказывания, учащийся должен быть способен охарактеризовать героя произведения, объяснить роль изобразительно- выразительных средств, опираясь на понятия теории литературы, усвоенные в данном классе.
Используя различный справочный аппарат хрестоматии либо прочитанной книги, шестиклассник должен быть способен дать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении, проявляя свое от- шение к его содержанию. Подобная работа проводится и с произведениями других видов искусства. Это может быть отзыв о произведении живописи или кинофильме, в котором школьники выражают свое отношение к героям и событиям.
Заботясь о развитии речи ученика, учитель должен иметь в виду, что примерный темп чтения в VI классе — 100—110 слов в минуту, а активный словарь учащегося пополняется за счет записывавшихся в специальные тетради слов и выражений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся VI класса
Учащиеся должны знать:
текст художественного произведения;
—событийную сторону (сюжет) и героев произведений в их взаимосвязи;
основные признаки понятий: гипербола, постоянный эпитет, пейзаж, повесть.
Учащимся нужно уметь:
характеризовать героя изучаемого произведения, давать нравственные оценки его поступков и поведения;
находить в изучаемом произведении изобразительно-выразительные средства (в том числе постоянный эпитет, гиперболу, а также пейзажные, портретные описания и др.) и объяснять их роль в тексте;
правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные, учебные, научно-популярные и публицистические тексты (100— 110 слов в минуту);
употреблять в речи записанные в словаре слова и выражения;
пересказывать устно или письменно (изложение) — подробно, выборочно, с изменением лица или сжато — небольшие эпические произведения или отрывки из эпических произведений;
давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основная и дополнительная литература для учителя
И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова Поурочные разработки по русской литературе
Тесты. Литература 5 -11 классы. Учебно –методическое пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2001
Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября», «Литература в школе» .
Основная и дополнительная литература для учащихся
Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучении: В 2-х частях. Ч.1 /Авт.-сост.: Н.С.Русина, С.К.Бирюкова, Л.С. Багаутдинова и др Ч.2Авт.-сост.: Н.С.Русина, С.К.Бирюкова, Л.С. Багаутдинова и др.: “Просвещение” 2009г.
Энциклопедия для детей. Аванта + Русская литература том 9, часть 1.- М.: Аванта, 2002
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ КАЖДОГО УРОКА
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Программы основной школы.
Учебник «Литература» для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения 6 класс в двух частях. Авт.-сост.: Н.С.Русина, С.К.Бирюкова и др.: “Просвещение” 2009г.
Словарь литературоведческих терминов и другая справочно-энциклопедическая литература
Печатные пособия
Портреты писателей (русских и зарубежных)
Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по основным разделам курса литературы
Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе
Слайды (диапозитивы) по литературе
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса литературы
|