Скачать 0.95 Mb.
|
Урок № 1 Тема. Реализм — новое художественное направление в мировой и русской литературе. Выдающиеся представители реализма первой половины XIX в. русской и мировой литературы. Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина, его связь с Кавказом Цели: закрепить и углубить знания учащихся о реализме как художественном направлении; расширить знания о жизни и творчестве А. С. Пушкина, про- будить к нему устойчивый интерес; формировать и совершенствовать умение отмечать характерные черты реалистических произведений, рассказывать о творческом пути писателя с использованием приобретённых ранее знаний; развивать логическое и абстрактное мышление, воображение; воспитывать потребность в чтении. Оборудование: мультимедийные средства; портрет А. С. Пушкина; электронные презентации учащихся и учителя с иллюстративным материалом; опорная схема; эпиграф на доске. Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. …Это лёгкое имя: Пушкин. А. Блок Ход урока I. Организационный момент 1. Приветствие учителя 2. Объявление темы № 2, ознакомление с содержанием технологической карты 3. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь II. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся Обращение к эпиграфу урока Что в словах А. Блока о Пушкине созвучно вашему восприятию этого поэта и писателя? Почему его имя «весёлое» и «лёгкое»? Какие бы эпитеты подобрали вы? О чём бы хотели поговорить на уроке? III Работа по теме урока 1. Виртуальное справочное бюро: работа с опорной схемой «Реализм» (Схема — на интерактивной доске или в виде раздаточного материала (см. следующую страницу).) 2. Реализация домашнего задания Устное монологическое высказывание (или мультимедийная презентация) «Мой Пушкин». 3. Мини-лекция учителя «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» Методический комментарий. В биографии Пушкина выделяются этапы, которые приняты и в литературоведении, и в методике. Но в школьной практике они не могут быть рассмотрены с равной тщательностью и полнотой. Каждый из этих этапов или периодов ставит перед учителем специфические задачи. В плане-конспекте лекции намечены пункты, важные для их решения. Кроме того, в ходе лекции следует опираться на то, что известно учащимся из программы 9 класса и уже прозвучало в их высказываниях. Основное внимание надо уделить тем периодам творчества Пушкина, которые не освещались раньше. План-конспект лекции по периодам жизни и творчества А. С. Пушкина Вступление. С биографией А. С. Пушкина связано не просто знакомство с одним из этапов историко-литературного процесса в России; с ней связаны становление русской литературы, «подступы к реализму и его блистательный расцвет». В работе Г. А. Гуковского «Пушкин и проблемы реалистического стиля» реализм Пушкина определяется прежде всего как художественный метод социально - исторического истолкования человеческой личности. Творчество А. С. Пушкина становится убедительным доказательством того, насколько тесна связь чувства истории и чувства современности. Детство. Родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве в семье офицера гвардии С. Л . Пушкина и внучки Ганнибала Н. О. Ганнибал. Все факты о детстве Пушкина известны школьникам. О них можно вспомнить в краткой беседе. Лицей (1811–1817) — учёба в Царскосельском лицее. Дружба с будущими декабристами. Первые стихи. Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», написанное ровесником десятиклассников. Зрелость гражданских чувств и мыслей, которую Пушкин проявил в стихотворении, восхитила Г. Р. Державина. Участие А. С. Пушкина в обществе «Арзамас», с членами которого поэта связывала дружба в течение долгих лет (в списке «Арзамаса» значились Денис Давыдов, Вяземский, Батюшков, Василий Львович Пушкин, Жуковский и др.). Среди этого шутливого содружества было немало будущих декабристов. Близость к людям со зрелыми гражданскими убеждениями оказали сильное влияние на юного поэта. Петербург (1817–1820). Этот период жизни поэта начался, когда он был в 9 классе. Вольнолюбивая лирика поэта, стихотворения, «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Руслан и Людмила», эпиграммы. Пушкин — член кружка «Зелёная лампа» (литературного филиала тайного общества декабристов «Союз благоденствия»). Южная ссылка (1820–1824). Пора пушкинского романтизма и период перехода к реализму. «Узник» и «Песнь о вещем Олеге», элегия «К морю». Романтическая лирика. Южные поэмы. Южная ссылка — это путешествие Пушкина по украинской земле. Это Днепропетровск (Екатеринбург), донские станицы, Азовское и Чёрное моря, Кавказ и Крым, Одесса, поездки в Киев и Каменку. В творчестве — это начало работы над «Евгением Онегиным». Михайловское (1824–1826). Михайловское особо дорого памятью о поэте. Здесь всё связано с ним до сих пор. Слайды, иллюстрации, рисунки, фильм помогут создать ощущение пребывания в мемориальном комплексе. Пафос этого периода не в том, что поэт «B глуши, во мраке заточенья» ведёт жизнь отверженного человека, а в том, что вопреки заточенью наступает пора расцвета его духовных и творческих сил. В эти годы Пушкин написал свыше ста лирических стихотворений, «бездну» политических эпиграмм, «Бориса Годунова», «деревенские» главы «Евгения Онегина». Встречи с лицейскими друзьями Дельвигом и Пущиным. Знакомство с А . П. Керн. Новой глубины достигает тема дружбы, пополняется вольнолюбивая лирика, удивительно проникновенной становится лирика любовная. В произведениях, которые принято относить к философской лирике, особо выделим темы самосознания поэта — тему поэта и поэзии. Со стихотворением «Пророк», завершающем этот период, мы познакомимся в этом году. Годы скитаний (1826–1830). Москва, Петербург, Михайловское, Малинники, Кавказ. Возвращение из ссылки по приказу царя Николая I. Убеждение, что поэт, пророк, должен быть рядом с троном, чтобы облагораживать его, и разрушение надежды на союз поэзии и власти. Русско-турецкая война, включение в неё Персии, гибель А. С. Грибоедова. Знакомство с юной красавицей Н. Н. Гончаровой, первое предложение и отказ. Путешествие в Арзрум. Второе предложение Н. Н . Гончаровой и согласие на свадьбу. Продолжение работы над «Евгением Онегиным», «Полтава», «Поэт», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Путешествие в Арзрум». Болдинская осень (1829–1830). Пребывание Пушкина в Болдине, нижегородском имении отца, переданном поэту в наследство. Самый плодотворный период творчества Пушкина. «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Повести Белкина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», завершение «Евгения Онегина», около 30 стихотворений. Последние годы (1831–1837). Женитьба на Н. Н. Гончаровой. Жизнь в Царском Селе и Петербурге. Придворное звание камер-юнкера. Зачисление на службу в Коллегию иностранных дел, работа в архивах, поездка по местам крестьянских восстаний. Вторая болдинская осень. «История Пугачёва», «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Дубровский», сказки. Издание журнала «Современник». 1837 г., 27 января — дуэль с Дантесом на Чёрной речке. 1837 г., 29 января — смерть поэта в Петербурге. Тело Пушкина перевезено в Святые Горы, под Михайловское. Похоронен у Святогорского монастыря. Вывод. Говоря о значении изучения биографии А. С. Пушкина, приведём слова В. Г. Белинского: «Зрелище жизни великого поэта всегда поучительно». Когда-то А. С. Пушкин самому себе дал такое определение: «Поэт действительности». Познакомившись с его жизнью и творчеством, мы с уверенностью можем сказать, что он первый реалист в русской литературе. «Реализм Пушкина строится на трёх определяющих его началах,— пишет Б. Томашевский,— на гуманизме, на народности и на историзме». V. Подведение итогов урока VI. Домашнее задание 1) Прочитать стихотворения А. С. Пушкина «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», Два чувства дивно близки нам…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»), приготовить выразительное чтение. 2) Сформулировать вопросы по ним для одноклассников. Урок № 2 Тема. Философское осмысление главных вопросов человеческого существования, внутренней свободы, отношений человека с Богом в лирике А. С. Пушкина Цели: углублять знания учащихся об основных мотивах лирики; продолжить формировать умение раскрывать и анализировать лирическое содержание стихотворений; совершенствовать навыки их комментирования и выразительного чтения; побудить задуматься над вопросами смысла и цели человеческого бытия, жизни и смерти, преемственности поколений; воспитывать потребность в чтении и понимании поэзии. Оборудование: мультимедийные средства; портрет А. С. Пушкина; раздаточный материал в виде таблицы; эпиграф на доске. Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека. В. Г. Белинский Ход урок а I. Организационный момент 1. Приветствие учителя 2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Обращение к эпиграфу урока Как вы понимаете смысл высказывания В. Г. Белинского? Читая какие произведения Пушкина, «можно …воспитать в себе человека»? Можно ли то же самое сказать о стихотворениях Пушкина, с которыми вы работали дома? III. Актуализация учебной деятельности Виртуальное справочное бюро. Работа с таблицей «Основные мотивы лирики А. С. Пушкина» (Ксерокопии раздаточного материала получает каждый ученик для вклеивания в тетрадь.) Основные мотивы лирики А. С. Пушкина
Вопросы для беседы по таблице Каковы главные темы пушкинской лирики? Как основные мотивы лирики Пушкина реализуются в тематике его поэзии? В каких стихотворениях Пушкина отражается мотив свободы? В каких стихотворениях и как Пушкин говорит о дружбе? Какие черты личности поэта проявляются в стихотворениях о любви? Можете ли вы назвать стихотворения Пушкина о предназначении поэта? Каким вам видится Пушкин в стихотворениях, посвящённых природе? Какое время года Пушкин описывает с особой любовью? Над какими проблемами размышляет поэт в своей философской лирике? Каковы высшие ценности жизни для Пушкина? |