Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации28.11.2013
Размер0.95 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6
Урок № 1

Тема. Реализм — новое художественное направление в мировой и русской литературе. Выдающиеся представители реализма первой половины XIX в. русской и мировой литературы. Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина, его связь с Кавказом

Цели:

закрепить и углубить знания учащихся о реализме как художественном направлении; расширить знания о жизни и творчестве А. С. Пушкина, про-

будить к нему устойчивый интерес; формировать и совершенствовать умение отмечать характерные черты реалистических произведений, рассказывать о творческом пути писателя с использованием

приобретённых ранее знаний; развивать логическое и абстрактное мышление, воображение; воспитывать потребность в чтении.

Оборудование: мультимедийные средства; портрет А. С. Пушкина;

электронные презентации учащихся и учителя с иллюстративным материалом; опорная схема; эпиграф на доске.

Наша память хранит с малолетства

весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук

наполняет собою многие дни нашей жизни.

Это лёгкое имя: Пушкин.

А. Блок

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие учителя

2. Объявление темы № 2, ознакомление с содержанием технологической карты

3. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь

II. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся

Обращение к эпиграфу урока

ŠŠ Что в словах А. Блока о Пушкине созвучно вашему восприятию

этого поэта и писателя?

ŠŠ Почему его имя «весёлое» и «лёгкое»?

ŠŠ Какие бы эпитеты подобрали вы?

ŠŠ О чём бы хотели поговорить на уроке?

III Работа по теме урока

1. Виртуальное справочное бюро: работа с опорной схемой «Реализм»

(Схема — на интерактивной доске или в виде раздаточного материала (см. следующую страницу).)

2. Реализация домашнего задания

Устное монологическое высказывание (или мультимедийная презентация) «Мой Пушкин».



3. Мини-лекция учителя «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»

Методический комментарий. В биографии Пушкина выделяются этапы, которые приняты и в литературоведении, и в методике. Но в школьной практике они не могут быть рассмотрены с равной тщательностью и полнотой. Каждый из этих этапов или периодов ставит перед учителем специфические задачи. В плане-конспекте лекции намечены пункты, важные для их решения. Кроме того, в ходе лекции следует опираться на то, что известно учащимся из программы

9 класса и уже прозвучало в их высказываниях. Основное внимание надо уделить тем периодам творчества Пушкина, которые не освещались раньше.

План-конспект лекции по периодам жизни и творчества

А. С. Пушкина

Вступление. С биографией А. С. Пушкина связано не просто знакомство с одним из этапов историко-литературного процесса в России; с ней связаны становление русской литературы, «подступы к реализму и его блистательный расцвет». В работе Г. А. Гуковского «Пушкин и проблемы реалистического стиля» реализм Пушкина определяется прежде всего как художественный метод социально - исторического истолкования человеческой личности. Творчество А. С. Пушкина становится убедительным доказательством того, насколько тесна связь чувства истории и чувства современности.

Детство. Родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве в семье

офицера гвардии С. Л . Пушкина и внучки Ганнибала Н. О. Ганнибал. Все факты о детстве Пушкина известны школьникам. О них можно вспомнить в краткой беседе.

Лицей (1811–1817) — учёба в Царскосельском лицее. Дружба с будущими декабристами. Первые стихи. Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», написанное ровесником десятиклассников. Зрелость гражданских чувств и мыслей, которую Пушкин проявил в стихотворении, восхитила Г. Р. Державина. Участие А. С. Пушкина в обществе «Арзамас», с членами которого поэта связывала дружба в течение долгих лет (в списке «Арзамаса» значились Денис Давыдов, Вяземский, Батюшков, Василий Львович Пушкин, Жуковский и др.). Среди этого шутливого содружества было немало будущих декабристов. Близость к людям со зрелыми гражданскими убеждениями оказали сильное влияние на юного поэта.

Петербург (1817–1820). Этот период жизни поэта начался, когда он был в 9 классе. Вольнолюбивая лирика поэта, стихотворения, «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Руслан и Людмила», эпиграммы. Пушкин — член кружка «Зелёная лампа» (литературного филиала тайного общества декабристов «Союз благоденствия»).

Южная ссылка (1820–1824). Пора пушкинского романтизма и период перехода к реализму. «Узник» и «Песнь о вещем Олеге», элегия «К морю». Романтическая лирика. Южные поэмы. Южная ссылка — это путешествие Пушкина по украинской земле. Это Днепропетровск (Екатеринбург), донские станицы, Азовское и Чёрное моря, Кавказ и Крым, Одесса, поездки в Киев и Каменку. В творчестве — это начало работы над «Евгением Онегиным».

Михайловское (1824–1826). Михайловское особо дорого памятью о поэте. Здесь всё связано с ним до сих пор. Слайды, иллюстрации, рисунки, фильм помогут создать ощущение пребывания

в мемориальном комплексе. Пафос этого периода не в том, что поэт

«B глуши, во мраке заточенья» ведёт жизнь отверженного человека,

а в том, что вопреки заточенью наступает пора расцвета его духовных и творческих сил. В эти годы Пушкин написал свыше ста лирических стихотворений, «бездну» политических эпиграмм, «Бориса Годунова», «деревенские» главы «Евгения Онегина». Встречи с лицейскими друзьями Дельвигом и Пущиным. Знакомство с А . П. Керн. Новой глубины достигает тема дружбы, пополняется вольнолюбивая лирика, удивительно проникновенной становится лирика любовная. В произведениях, которые принято относить к философской лирике, особо выделим темы самосознания поэта — тему поэта и поэзии. Со стихотворением «Пророк», завершающем этот период, мы познакомимся в этом году.

Годы скитаний (1826–1830). Москва, Петербург, Михайловское, Малинники, Кавказ. Возвращение из ссылки по приказу царя Николая I. Убеждение, что поэт, пророк, должен быть рядом с троном, чтобы облагораживать его, и разрушение надежды на союз поэзии и власти. Русско-турецкая война, включение в неё Персии, гибель А. С. Грибоедова. Знакомство с юной красавицей Н. Н. Гончаровой, первое предложение и отказ. Путешествие в Арзрум. Второе предложение Н. Н . Гончаровой и согласие на свадьбу. Продолжение работы над «Евгением Онегиным», «Полтава», «Поэт», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Путешествие в Арзрум».

Болдинская осень (1829–1830). Пребывание Пушкина в Болдине, нижегородском имении отца, переданном поэту в наследство. Самый плодотворный период творчества Пушкина. «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Повести Белкина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», завершение «Евгения Онегина», около 30 стихотворений.

Последние годы (1831–1837). Женитьба на Н. Н. Гончаровой. Жизнь в Царском Селе и Петербурге. Придворное звание камер-юнкера. Зачисление на службу в Коллегию иностранных дел, работа в архивах, поездка по местам крестьянских восстаний. Вторая болдинская осень. «История Пугачёва», «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Дубровский», сказки. Издание журнала «Современник».

1837 г., 27 января — дуэль с Дантесом на Чёрной речке.

1837 г., 29 января — смерть поэта в Петербурге. Тело Пушкина

перевезено в Святые Горы, под Михайловское. Похоронен у Святогорского монастыря.

Вывод. Говоря о значении изучения биографии А. С. Пушкина, приведём слова В. Г. Белинского: «Зрелище жизни великого поэта всегда поучительно».

Когда-то А. С. Пушкин самому себе дал такое определение: «Поэт действительности». Познакомившись с его жизнью и творчеством, мы с уверенностью можем сказать, что он первый реалист в русской литературе. «Реализм Пушкина строится на трёх определяющих его началах,— пишет Б. Томашевский,— на гуманизме, на народности и на историзме».

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

1) Прочитать стихотворения А. С. Пушкина «Вновь я посетил…»,

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…», Два чувства дивно близки нам…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»), приготовить выразительное чтение.

2) Сформулировать вопросы по ним для одноклассников.


Урок № 2

Тема. Философское осмысление главных вопросов человеческого существования, внутренней свободы, отношений человека с Богом в лирике А. С. Пушкина

Цели: углублять знания учащихся об основных мотивах лирики; продолжить формировать умение раскрывать

и анализировать лирическое содержание стихотворений; совершенствовать навыки их комментирования и выразительного чтения; побудить задуматься над вопросами смысла и цели человеческого бытия,

жизни и смерти, преемственности поколений; воспитывать потребность в чтении и понимании поэзии.

Оборудование: мультимедийные средства; портрет А. С. Пушкина;

раздаточный материал в виде таблицы; эпиграф на доске.

Читая Пушкина, можно великолепным

образом воспитать в себе человека.

В. Г. Белинский

Ход урок а

I. Организационный момент

1. Приветствие учителя

2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь

II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Обращение к эпиграфу урока

ŠŠ Как вы понимаете смысл высказывания В. Г. Белинского?

ŠŠ Читая какие произведения Пушкина, «можно …воспитать в себе человека»?

ŠŠ Можно ли то же самое сказать о стихотворениях Пушкина, с которыми вы работали дома?

III. Актуализация учебной деятельности

Виртуальное справочное бюро. Работа с таблицей

«Основные мотивы лирики А. С. Пушкина»

(Ксерокопии раздаточного материала получает каждый ученик для вклеивания в тетрадь.)

Основные мотивы лирики А. С. Пушкина

Патриотизм


Вольнолюбие

Дружба

Любовь

Пейзаж

Философия

Призвание

поэта, роль

поэзии

1.Гордость за

героическое

прошлое

русского

народа;

2.чувство на-

циональной

гордости

1.Протест

против са-

модержавия

и крепост-

ного права;

2.стремление

к «вольнос-

ти святой»;

3.воспевание

свободо-

любивой

личности

1.Дружба как

прочный

братский

союз;

2.дружба как

союз едино-

мышленни-

ков;

3.дружба;

4.вражда

1.Любовь как

чувство

идеальное,

возвышен-

ное, пре-

красное;

2.любовь как

мимолетное

влечение;

3.гуманизм

как основа

любви;

4.любовь

и чувства,

сопутству-

ющие ей

(радость,

печаль,

грусть,

робость,

ревность)

1. Любовь к

родной при-

роде;

2.изображе-

ние времён

года (и лю-

бимого —

осени);

3.олицетворе-

ние явлений

природы;

4.величес-

твенная,

неукроти-

мая приро-

да Кавказа,

Крыма

1. Рок, судьба,

предназначе-

ние и свобо-

да выбора

человека в

жизни;

2.несовершенс-

тво, измен-

чивость

человека и

нравствен-

ные идеалы;

3.осмысле-

ние жизни

и смерти;

4.категория

«личного

времени»

человека; пе-

ременчивость

представле-

ний о нём;

5. отклик на все

впечатления

бытия

1. Поэзия

и действи-

тельность;

2.назначение

поэзии;

3.психология

поэтичес-

кого твор-

чества;

4. поэт

и народ;

5. поэт

и толпа;

6.положение

поэта в сов-

ременной

Пушкину

России;

7.оценка

собственно-

го творчества

Вопросы для беседы по таблице

ŠŠ Каковы главные темы пушкинской лирики? Как основные мотивы лирики Пушкина реализуются в тематике его поэзии?

ŠŠ В каких стихотворениях Пушкина отражается мотив свободы?

ŠŠ В каких стихотворениях и как Пушкин говорит о дружбе?

ŠŠ Какие черты личности поэта проявляются в стихотворениях о любви?

ŠŠ Можете ли вы назвать стихотворения Пушкина о предназначении поэта?

ŠŠ Каким вам видится Пушкин в стихотворениях, посвящённых

природе? Какое время года Пушкин описывает с особой любовью?

ŠŠ Над какими проблемами размышляет поэт в своей философской лирике? Каковы высшие ценности жизни для Пушкина?

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск