Скачать 173.17 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Уральский институт Кафедра теории и социологии управления Бизнес и управление организациями в сфере услуг Рабочая программа курса по направлению подготовки 080200 МЕНЕДЖМЕНТ программа «Управление проектами» программа «Управление человеческими ресурсами» заочная форма обучения Составитель: Г.Г. Климова, кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Кривова ассистент Екатеринбург 2012 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1.1. Цель и задачи изучения дисциплины Цель дисциплины – углубленное изучение теоретико-методологических основ управления в сфере услуг и приобретение знаний и навыков, позволяющих эффективно заниматься бизнесом. Задачи дисциплины:
1.2. Место курса в профессиональной подготовке магистра Изучение курса «Бизнес и управление организациями в сфере услуг» базируется на знаниях, полученных студентами в результате изучения дисциплин «Основы менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Разработка управленческих решений», «Управление проектами», «Исследование систем управления», «Современные проблемы менеджмента», «Экономические аспекты управленческой деятельности», «Маркетинг». Знания, полученные в результате изучения данного курса, могут быть использованы при изучении специальных дисциплин, а также при написании магистерской диссертации. 1.3. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Бизнес и управление организациями в сфере услуг» входит в блок 2 цикла профессиональных дисциплин, вариативная часть учебного плана. Курс предполагает наличие у магистров знаний концепций современного управления, эффективности бизнеса, по методам управления бизнесом. Знания и навыки, полученные магистрантами при изучении данного курса, становятся основой для анализа социальных аспектов государственной политики. 1.4. Компетенции, осваиваемые в процессе изучения курса. Магистранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны: владеть: - способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1); - способностью разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2); знать: - категории услуг; этапы эволюции и современное состояние сферы услуг; - информационную базу для реализации услуг; - ресурсную базу для оптимизации организации услугами; - основные виды и требования к услугам; - требования к выбору методов исследования и управления услугами; - методы управления; - систему целеполагания при планировании услуг для конкретной организации; уметь: - выбирать объекты услуг исходя из рыночной конъектуры; - подбирать технологии для решения проблем управления; - видеть границы применения услуг; выбирать направления и формы социально-технологической деятельности; - проводить социальные эксперименты и другие формы; - проводить диагностику услуг; - оценивать социально-экономическую эффективность услуг; организовывать деятельность по внедрению новых видов услуг. 2. ОБЪЕМ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ Методическими приемами изучения «Бизнес и управление организациями в сфере услуг» являются активные методы (лекции с использованием проекционного оборудования, практические занятия, построенные на основе рассмотрения конкретных ситуаций). Программа предусматривает проведение семинарских занятий, направленных на освоение студентами практических навыков. Формы контроля: - текущий контроль: осуществляется в виде самостоятельной работы на семинарских и практических занятиях. Включает в себя выполнение контрольной работы, а также активного участия в семинарских занятиях (кейс-анализ, доклады, обсуждения, деловые игры); - промежуточный контроль – домашнее задание; - итоговый контроль: экзамен. Складывается из накопительной оценки и оценки за экзамен. Примерное распределение времени по темам курса Заочная форма обучения
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Темы дисциплины и их краткое содержание Тема 1. Развитие сферы услуг. Понятия «услуга» и «сфера услуг» Понятие «услуга». Подходы к определению услуги. Основные тенденции развития сферы услуг в мировой экономике. Факторы, обуславливающие активное развитие сферы услуг (К. Лавлок). Сфера услуг и формирование постиндустриального общества (Д. Белл). Функции сферы услуг. Проблематика определения границ сферы услуг. Отрасли сферы услуг. Сфера услуг в международных и российских классификациях экономической деятельности. Тенденции и перспективы развития российской сферы услуг в настоящее время. Тема 2. Характеристики и классификации услуг Характеристики услуг (Л. Берри, В. Зайтамл и А. Парашураман). Классификации услуг по различным классификационным признакам: классификация Д. Томаса, серия матриц К. Лавлока, матрица сервисного процесса Р. Шменнера, сервисный куб Дж. Хайвуд-Фармера. Тема 3. Формирование сервисной системы Сервисный пакет. Формирование сервисной системы в контексте разработки и реализации стратегии организации сферы услуг. Факторы, влияющие на особенности формирования сервисной системы. «Servuction» модель. Подходы к проектированию сервисной системы: метод «поточной линии», «потребитель как со-производитель» и «контакт с потребителем». Размещение организаций сферы услуг. Сервисный ландшафт. Метод сервисного плана (Л. Шостак). Сервисная система и стадии достижения конкурентоспособности сервисной организации (Р. Чейз и Р. Хайес). Тема 4. Управление спросом и предложением в организациях сферы услуг Проблемы согласования спроса и предложения для организаций, производящих услуги. Подходы, используемые сервисными организациями при управлении спросом. Понятие мощности организаций сферы услуг. Управление мощностями организаций сферы услуг. Использование моделей массового обслуживания при планировании мощности сервисной организации. Тема 5. Прогнозирование спроса на услуги. Общая характеристика системы факторов, определяющих спрос в сфере услуг. Основные этапы процесса прогнозирования. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования. Качественные и количественные методы прогнозирования спроса на услуги, их преимущества и недостатки. Анализ временных рядов. Точность прогноза. Тема 6. Маркетинг организаций сферы услуг Особенности маркетинга сервисных организаций. Треугольник Ф. Котлера. Внутренний, двусторонный маркетинг. «Маркетинг-микс» для организаций сферы услуг. 4 «P». 7 «P» Б. Бумса и М. Битнер. 8 «P» К. Лавлока. Маркетинг взаимоотношений (маркетинг партнерских отношений) для организаций сферы услуг и маркетинг отдельных сделок. Уровни маркетинга взаимоотношений (Л. Берри и А. Парашураман). Сервисная цепочка прибыли (Дж. Хескетт и др.). Особенности формирования системы «восстановление» услуги и системы гарантий (К. Харт, Дж. Хескетт и У. Сассер). Тема 7. Управление персоналом сервисной организации Роль сервисного персонала организации в предоставлении услуги. Внутренний маркетинг. Наделение полномочиями, преимущества и недостатки (Д. Боуэн и Э. Лоулер). Уровни наделения полномочиями. Наделение полномочиями и метод поточной линии. «Круг успеха» и «круг провала» (Л А. Шлезингер и Дж. Л. Хескетт). Тема 8. Качество услуг Проблемы определения качества услуг. Подходы к понятию «качество услуг». Концепция воспринятого качества К. Гронруза. Детерминанты качества услуг (А. Парашураман, Л. Берри, В. Зайтамл). Метод SERVQUAL (А. Парашураман, Л. Берри, В. Зайтамл). GAP модель (А. Парашураман, Л. Берри, В. Зайтамл). Проблема определения и использования зоны толерантности. Тема 9. Услуги на мировом рынке Предложение услуг на мировом рынке. Тенденции международной торговли услугами. Факторы, влияющие на развитие международной торговли услугами. Генеральное соглашение по торговле услугами. Виды поставок услуг, определенные ГАТС. Причины увеличения международной конкуренции в сфере услуг (М. Портер). Типы международной конкуренции в сфере услуг (М. Портер). Национальные конкурентные преимущества в сфере услуг (М. Портер). 3.2. Практическая работа студентов на семинарах Тема 1. Развитие сферы услуг. Понятия «услуга» и «сфера услуг» Задание: обсуждение Тема 2. Характеристики и классификации услуг Задание: кейс-анализ Тема 3. Формирование сервисной системы Задание: доклады Тема 4. Управление спросом и предложением в организациях сферы услуг Задание: кейс-анализ Тема 5. Прогнозирование спроса на услуги Задание: кейс-анализ Тема 6. Маркетинг организаций сферы услуг Задание: деловая игра Тема 7. Управление персоналом сервисной организации Задание: деловая игра Тема 8. Качество услуг Задание: деловая игра Тема 9. Услуги на мировом рынке Задание: кейс-анализ 3.3. Самостоятельная работа студентов в межсессионный период В межсессионный период магистранты выполняют контрольную работу. Контрольная работа – это письменная работа, выполненная студентом самостоятельно на основе изучения учебной литературы, монографий, статей, официальных документов. Контрольная работа заключается в подготовке реферата по одной из предложенных тем. Методика выполнения задания по подготовке реферата:
Работа должна быть сдана преподавателю в установленное время. Оценка «незачет» ставится в следующих случаях:
В случае оценки «незачет», студент получает 0 баллов за этот вид работы. Тематика рефератов:
4. СИСТЕМА ОЦЕНКИ Для осущесьвления общего контроля учебной работы магистрантов используется:
Итоговая оценка складывается на основе Положения о рейтинге Уральского института-филиала РАНХиГС и выставляется учащемуся следующим образом: «удовлетворительно», если суммарно начислено не менее 50 баллов; «хорошо», если суммарно начислено не менее 66 баллов; «отлично», если суммарно начислено не менее 76 баллов.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Интернет-источники:
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Контактная информация о преподавателях:
|
Рабочая учебная программа дисциплины по направлению подготовки 080200.... Изучение и формирование навыков применения методов календарного планирования являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки... | Рабочая программа дисциплины «Управление инновационными проектами» Рекомендуется для направления подготовки 080200 – Менеджмент, профиль подготовки «Управление проектами» | ||
Рабочая учебная программа дисциплины по направлению подготовки 080200... Цель дисциплины состоит в обучении студентов необходимым навыкам работы со специализированными информационными технологиями и системами... | Программа дисциплины ir менеджмент направления 080200. 68 Менеджмент... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Рабочая программа управление проектами направление подготовки «менеджмент» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | В количественные методы анализа в маркетинге по направлению подготовки... ... | ||
Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки 080200 «Менеджмент» Бакалавр по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» готовится к следующим видам профессиональной деятельности | Программа дисциплины «Прогнозирование и моделирование рисков проекта»... ... | ||
Программа дисциплины Психология» по направлению подготовки 080200.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Управление человеческими ресурсами» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Управление человеческими ресурсами», учебных ассистентов и студентов,... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Ооп) первого уровня высшего профессионального образования (бакалавр производственного менеджмента) по направлению подготовки 080200.... | О. А. Батурина Финансовый менеджмент, ооп 080200. 62 Менеджмент. Управление малым бизнесом, ооп 080200. 62 Менеджмент. Совместная международная... | ||
Программа дисциплины нис современные проблемы и методы маркетинговых... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Управление государственными и муниципальными... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Управление рекламной... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... |