Скачать 0.92 Mb.
|
Братский район муниципальное общеобразовательное учреждение «ИЛИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» 665748, Иркутская область, Братский район, п. Прибрежный, пер. Школьный, 4 тел./факс (3953) 408-304, Е-mail: scola-prib@yandex.ru Методические рекомендации для проведения курса «Комбинаторика» Разработала: Шехирева Галина Владимировна I квалификационная категория Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава I. Общие понятия комбинаторики. § 1. Исторические сведения……………………………………………... 7 § 2. Комбинаторные принципы сложения и умножения………………. 9 § 3. Основные формулы комбинаторики. 3.1 Размещения………………………………………………………… 15 3.2 Перестановки……………………………………………………… 17 3.3 Сочетания………………………………………………………… 20 § 4. Треугольник Паскаля………………………………………………... .23 § 5. Бином Ньютона………………………………………………………..24 § 6. Правила для решения комбинаторных задач………………………..25 Глава II. Методика введения комбинаторных задач в V – VI классах………28 § 1. Характеристика комбинаторных задач…………………………….. 30 § 2. Подготовительный этап – непосредственное составление соединений из небольшого количества предметов……………….. .37 § 3. Обучение решению комбинаторных задач с использованием систематического перебора всех возможных вариантов…………..38 § 4. Обучение решению комбинаторных задач с помощью таблиц и графов……………………….………………………………………42 § 5. Обучение решению комбинаторных задач с помощью способа умножения…………………………………………………………..52 Глава Ш. Методические рекомендации для организации факультативных занятий в IX – XI классах……………………………………………55 Глава IV. Олимпиадные задачи из области комбинаторики………………….61 Глава V. Педагогический эксперимент………………………………………...69 Заключение ……………………………………………………………………....72 Приложение 1. Задачи по комбинаторике……………………………………..73 Приложение 2. Ответы и указания ……………………………………………80 Приложение 3. Основные формулы комбинаторики………………………….82 Приложение 4. Тематика занятий по комбинаторике…...…………………… 83 Список литературы………………………………………………………………84 Введение Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно переоценить, это способность мыслить и передавать свои мысли посредством речи. Способность человека четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли необходима каждому: ученому и руководителю, врачу и преподавателю и т.д. Развитие мышления учащихся – одна из основных задач школьного обучения. Мышление школьника проявляется в умении анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать и т.д., то есть, в умении применять различные приемы мыслительной деятельности при изучении материала, решении задач и доказательстве теорем. Перед учителем стоит задача не только обучать учащихся отдельным мыслительным приемам, но и развивать умение делать выбор того или иного приема в зависимости от содержания изучаемого материала; выработать привычку самостоятельного применения этих приемов. Указанную методическую задачу можно выполнить в процессе обучения на уроках и внеклассных занятиях по математике. Внеклассные и факультативные занятия, играя немаловажную роль в развитии мышления, способностей и склонностей учащихся, позволяют углубленно изучать отдельные вопросы математики, устанавливать межпредметные связи. Рассматривая тему «Комбинаторные задачи в школьном курсе математики» в своей работе, мы преследовали цель рассмотреть возможность обучения решению комбинаторных задач учащихся V – VI классов («неформальному» методу – перебора) и учащихся IX – XI классов (формальному методу, т.е. применению формул для решения конкретных комбинаторных задач) В разделе «Тематическое планирование учебного материала» программа по математике предполагает варианты планирования, ориентированные на использование действующих учебников и на учебные пособия для школ (классов) с углубленным изучением математики[25]. Планирование учебного материала в V – VI классах, с использованием учебников под редакцией Дорофеева В.Г. и Шарыгина И.Ф., предусматривает изучение комбинаторной линии. В V классах 5 часов отводится на тему «Перебор возможных вариантов», основной целью, которой является: сформировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач. В VI классе 6 часов отводится на изучение темы «Комбинаторика», целью которой является: развить умение решать комбинаторные задачи методом полного перебора вариантов, познакомить с приемом решения комбинаторных задач умножением. Затем введение комбинаторной линии продолжается в IX классе для школ (классов) с углубленным изучением математики, но не является обязательным, а уже в XI классе рассматривается раздел « Элементы комбинаторики», на изучение которого по программе [25] рассчитано 10 – 12 часов. Изучение данного раздела начинается с изучения метода математической индукции, доказательства тождеств и факториала. Затем изучаются комбинаторные принципы сложения и умножения, основные формулы комбинаторики: размещения, перестановки и сочетания (без повторений и с повторениями), а тема «Бином Ньютона» является дополнительной темой и по рассмотрению учителя ее можно не изучать. После изучения раздела «Элементы комбинаторики» программа предусматривает возможность изучения раздела «Элементы теории вероятностей и математической статистики», как дополнительного и необязательного раздела. Для выполнения работы была выбрана тема «Комбинаторные задачи в школьном курсе математики» Дидактическое, воспитательное и практическое значение темы чрезвычайно велико. Элементы комбинаторики помогают установить многочисленные внутри - межпредметные связи. Комбинаторика – это раздел дискретной математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов. Комбинаторика или комбинаторный анализ тесно связаны с целым рядом других областей дискретной математики – как теоретических, так и прикладных. К теоретическим областям относятся такие, как теория конечных множеств, теория вероятности, теория графов, высшая алгебра, теория групп и теория чисел, а к практическим – сетевое планирование и управление, программирование, языки и алгоритмы ЭВМ, кодирование и декодирование, математические основы биологии, исследование операций Выбором объектов и расположением их в том или ином порядке приходится заниматься чуть ли не во всех областях человеческой деятельности. Например, конструктору, разрабатывающему новую модель механизма, ученому – агроному, планирующему распределение сельскохозяйственных культур на нескольких полях, химику, изучающему строение органических молекул, имеющих данный атомный состав, лингвисту – учесть различные варианты значений букв незнакомого языка и т. д. Проблема исследования заключалась в систематизации и обобщении существующих разработок по данной теме для формирования у учащихся знаний, умений и навыков по комбинаторике. Объектом исследования был выбран процесс обучения школьников V – VI классов теме: «Комбинаторные задачи». Цель исследования состояла в разработке методики обучения учащихся V – VI классов решению комбинаторных задач и методических рекомендаций для организации факультативного курса в IX – XI классах по теме «Элементы комбинаторики». На основе этого была выдвинута гипотеза, что разработанная методика позволяет эффективно проводить обучение данной темы. В первой главе дипломной работы содержатся сведения из истории развития комбинаторики как науки; комбинаторные принципы и основные формулы комбинаторики, рассмотренные при помощи задач. Вторая глава посвящена характеристике комбинаторных задач и методике обучения решению комбинаторных задач. Третья глава касается вопросов, связанных с методическими рекомендациями для организации факультативных занятий в IX-XI классах по теме «Элементы комбинаторики». В четвертой главе представлены решенные олимпиадные задачи по комбинаторике. В пятой главе описаны результаты опытной проверки. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ КОМБИНАТОРИКИ. § 1. Исторические сведения. С задачами, получившими название комбинаторных, люди столкнулись в глубокой древности. Уже несколько тысячелетий назад в Древнем Китае увлеклись составлением магических квадратов, в которых заданные числа располагались так, что их сумма по всем горизонталям, вертикалям и главным диагоналям была одной и той же. В Древней Греции подсчитывали число различных комбинаций длинных и коротких слогов в стихотворных размерах, занимались теорией фигурных чисел, изучали фигуры, которые можно составить из частей особым образом разрезанного квадрата и т. д. Комбинаторные задачи возникли и в связи с такими играми, как шашки, шахматы, домино, карты, кости и т. д. (например, задача о расстановке восьми ферзей на шахматной доске, так чтобы ни один из них не оказался под боем при обходе всех полей шахматным конем). Потому, что в жизни привилегированных слов тогдашнего общества большое место занимали азартные игры. Комбинаторика становится наукой лишь в XVII веке – в период, когда возникла теория вероятностей. Чтобы решать теоретико-вероятностные задачи, нужно было уметь подсчитывать число различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям. Одним из первых занялся подсчётом числа различных комбинаций при игре в кости итальянский математик Н. Тарталья. Он составил таблицу показывавшую, сколькими способами могут выпасть r костей. Однако при этом не учитывалось, что одна и та же сумма очков может быть получена разными способами (например, 1+3+4=4+2+2). После первых работ, выполненных в XVIв. итальянскими учёными Дж. Кардано, Н. Тартальей и Галилеем, теоретическое исследование вопросов комбинаторики предприняли французские ученые Паскаль и Ферма. Исходным пунктом их исследований были проблемы азартных игр. Большую роль сыграла задача о разделе ставки, которую предложил Паскалю его друг: «Матч в орлянку ведётся до шести выигранных партий; он был прерван, когда один игрок выиграл 5 партий, а другой – 4; как разделить ставку?» Ясно, что раздел в отношении 5/4 несправедлив. Применив методы комбинаторики, Паскаль решил эту задачу в общем случае, когда одному игроку остается до выигрыша r партий, а второму s партий. Другое решение нашёл Ферма. Первым рассматривал комбинаторику как самостоятельную ветвь науки немецкий философ и математик Г. Лейбниц, опубликовавший в 1666 г работу “Об искусстве комбинаторики”, в которой впервые появляется сам термин “комбинаторный”. Замечательные достижения в области комбинаторики принадлежат Л. Эйлеру. Комбинаторными задачами интересовались и математики, занимавшиеся составлением и разгадыванием шифров, изучением древних письменностей. За последние годы комбинаторика переживает период бурного развития, связанного с общим повышением интереса к проблемам дискретной математики. Комбинаторные методы используются для решения транспортных задач, задач по составлению расписаний, в биологии – для изучения состава белков и ДНК, в механике сложных сооружений и т. д. По мере развития комбинаторики выяснилось, что, несмотря на внешнее различие изучаемых вопросов, многие из них имеют одно и тоже математическое содержание и сводятся к задачам о конечных множествах и их подмножествах. Постепенно выявилось несколько основных типов задач, к которым сводится большинство комбинаторных проблем. |
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические... Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (5-й семестр) отделения логопедии | Методические рекомендации по проведению курса по выбору В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения... | ||
Методические рекомендации по подготовке к экзаменам Методические рекомендации по подготовке экзаменационных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по выбору обучающихся,... | Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов... Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников... | ||
Методические рекомендации по разработке экзаменационных материалов... Данные методические рекомендации составлены с учетом особенностей организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников... | Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса Фоминых С. Г., Скальский С. В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического... | Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального... Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по экономике, требования к структуре и содержанию олимпиадных... | ||
Методические рекомендации для студентов 4 курса стоматологического факультета ... | Методические рекомендации по изучению курса «Основы менеджмента обсуждены... Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе... Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой... | Методические рекомендации базлов С. Н., Вакулин Г. В.,Королюк Е. Г,Бабаян К. В.,Нечаева Ю. С Общеврачебная практика (терапевтический, хирургический и акушерский профиль) Методические рекомендации для студентов 4 курса педиатрического... | ||
Методические рекомендации для преподавателей Челябинск 2007 Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям Челябинского юридического колледжа и его структурных подразделений... | Методические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл».... Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова | ||
Методические рекомендации «Культурология. Содержание курса и методические... Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития | Гбоу впо «Уральская государственная медицинская академия» Министерства... Биоэтика: Программа курса / методические рекомендации. – Екатеринбург, угма, 2012 |