Скачать 210.29 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение “Лицей №3” _____________________________________________________________________________ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКОЙ И ПОКАЗАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И МАТЕМАТИКИ В курсе математики средней и старшей школы мы получаем большой объём математических знаний. Порой многие понятия курса алгебры и математического анализа 10-11 классов носят абстрактный характер, и мы задаёмся вопросом: «А где применяются те знания, которые мы получаем на уроках математики?» Так возникла идея: исследовать в каких областях науки, техники нашли применение логарифмы, логарифмическая и показательная функции. Задавшись целью (исследовать в каких областях науки, техники нашли применение логарифмы, логарифмическая и показательная функции) и определив задачи (актуализация практической значимости математических знаний; развитие нравственных представлений о природе математики, сущности и происхождении математических абстракций; понимание значимости математики для научно-технического прогресса.) мы провели большую исследовательскую работу и выяснили, что логарифмы, логарифмическая и показательная функции имеют прикладное значение в следующих областях естествознания: физике, химии, биологии, географии, астрономии, а так же экономике банковского дела и производства. История возникновения логарифма Потребность в сложных расчётах в XVI веке быстро росла, и значительная часть трудностей была связана с умножением и делением многозначных чисел. В конце века нескольким математикам, почти одновременно, пришла в голову идея: заменить трудоёмкое умножение на простое сложение, сопоставив с помощью специальных таблиц геометрическую и арифметическую прогрессии, при этом геометрическая будет исходной. Тогда и деление автоматически заменяется на неизмеримо более простое и надёжное вычитание, а извлечение корня степени n сводится к делению логарифма подкоренного выражения на n. Первым эту идею опубликовал в своей книге «Arithmetica integra» Михаэль Штифель, который, впрочем, не приложил серьёзных усилий для реализации своей идеи.
Эти таблицы стали советским бестселлером. С 1930 года их издавали едва ли не ежегодно в течение тридцати лет. Эту книжку читали миллионы. Школьники, студенты, инженеры – таблицы Брадиса были у всех. В наше время нельзя представить экономику банковского дела без расчетов с логарифмами, примером этому следуют представленные нами задачи: Задача 1 Пусть вкладчик положил в банк 10 000 руб. под ставку 12% годовых. Через сколько лет его вклад удвоится? Решение Сначала давайте поймем, как будут накапливаться деньги. Через год на счету вкладчика будет сумма:10 000 + 10 000 (руб.), т.е. исходная сумма плюс проценты. Еще через год эта сумма составит (руб.), т.е. сумма денег после первого года и проценты от денег первого года. Ясно, что дальше все будет происходить по этой же схеме, однако не складывать же нам все эти суммы до тех пор, пока не получим сумму в 20 000 руб.! Попробуем найти закон образования суммы вклада после каждого года. После первого года:. После второго года: После третьего года: Внимательно присмотревшись к правым частям наших равенств, можно заметить закономерность построения этих денежных сумм и увидеть, что через n лет хранение денег их количество составит рублей. На самом деле мы сейчас вывели формулу, которая в экономике называется формулой сложных процентов:, где A-начальная сумма вклада, P-процентная ставка (годовая), n-срок хранения вклада (в годах), а S-накопительная (итоговая) сумма вклада. Итак, в нашем случае деньги на вкладе накапливаются по формуле . Нам необходимо найти n, при котором , т.е. решить уравнение . Мы можем решить это уравнение по определению логарифма числа и получить, что n=log. Вычислим этот логарифм, предварительно перейдя к основанию 10, пользуясь калькулятором. . Таким образом, удвоение вклада произойдет через 6 лет (с небольшим). Задача №2 Некоторая сумма денег в A руб. подвержена приросту в P% годовых. Через сколько лет эта сумма составит S руб.? Решение Руководствуясь формулой сложных процентов, имеем уравнение относительно n: . Логарифмируя это уравнение по основанию 10 (так как видели, именно с этим основанием удобно работать в случаях с прямыми подсчетами), получим: lg S = lg, lg S = lg A + lg, lg S – lg A = n, откуда n=. Хочется обратить внимание на то, что умение проводить такие расчёты является очень важной составляющей экономического анализа, особенно в случаях с принятием оптимального решения. Однако мы рассмотрели примеры, когда деньги просто положены под проценты, причём неважно: в банк, в производство и т.д. Но реальные ситуации проводимых операций с деньгами намного более сложные, поэтому посмотрим пример с небольшим усложнением. Задача №3 Пенсионер 1 января положил на вклад все свои сбережения – 150.000 руб. под 5% годовых. Он намеревается каждый год 31 декабря снимать с вклада по 25 тыс. руб. На протяжении какого периода времени он это может делать? Решение Рассмотрим сначала ситуацию в общем виде. Пусть A-исходная сумма, S-снимаемая сумма ежегодно, P-процентная ставка. Тогда через год на счету будет , а после снятия денег ; Через два года: , или ; Через три года: , или ; Через четыре года: , или и т. д. Получается, что после снятия в конце года денег на вкладе остается сумма в количестверуб Сумма представляет собой конечную геометрическую прогрессию с первым членом 1 и знаменателем , а значит, эта сумма равна . Тогда в итоге получаем -закон образования суммы в конце каждого года после съема денег с вклада. В нашем случае получаем: , и нам необходимо найти, при каком значении n эта сумма станет равной нулю. ; ; ; ; ; ; Таким образом, выполнение денежных операций в полном объеме возможно на протяжении 7 лет. Задача №4 Пусть в начальный момент времени имелось q единиц некоторого компонента, В некоторый другой момент времени t имеющийся компонент изменился в p раз. Установите, через какой промежуток времени (начиная с начального момента) этот компонент достигнет заданного количества B единиц. Для того чтобы это сделать, сначала напомним, то процессы, у которых происходит быстрый рост или быстрое затухание, описываются показательной функцией вида . Решение В нашем случае будем считать, что начальный момент времени соответствует нулю, тогда , и значит, c0 =q, т.е. функция, описывающая этот процесс, имеет вид . В следующий момент времени t у нас произошли изменения, описываемые уравнением , т.е. p=at, откуда lg p=lg at, lg p=tlga, Таким образом, по данным условия мы получаем функцию y=q. И теперь ясно, что мы ищем x, при котором y=B, т.е. надо решить уравнение B=q. Выполняя логарифмирование уравнения B=q по основанию 10, получим Логарифмы в биологии В нашу современную жизнь вторгается математика с ее особым стилем мышления, становящимся сейчас обязательным и для инженера, и для биолога. Задача №5 В начальный момент времени было 8 бактерий, через 2 ч после помещения бактерий в питательную среду их число возросло до 100. Через сколько времени с момента помещения в питательную среду следует ожидать колонию в 500 бактерий? Решение. q=8, t=2, p=100/8, B=500. Значит, требуемое время соответствует значению выражения , то есть примерно через 3 ч. 15 мин Задача №6 Примером быстрого размножения бактерий является процесс изготовления дрожжей, при котором по мере их роста производится соответствующая добавка перерабатываемой сахаристой массы. Увеличение массы дрожжей выражается показательной функцией m= m”(1,2t), где m” – масса дрожжей в процессе дрожжевания. Вычислим m, если m”=10 кг, и t=9 ч. Решение. Вычислим массу дрожжей в процессе дрожжевания: m = 10 * (1.2)9= 51.6 кг Ответ : 51.6 кг Логарифмы в химии и биофизике Для чего же нужны логарифмы в химии и как они применяются? Думаю, все из нас неоднократно встречались с пометкой pH на моющих средствах. В химии эту пометку принято называть водородным показателем. За что же он отвечает? Водородным показателем pH называется отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода. Переводя на доступный язык, можно сказать, что с помощью водородного показателя определяется уровень кислотности среды. С помощью логарифмов ученые научились определять точный возраст ископаемых пород и животных. Наиболее распространен Радиоуглеродный анализ. На примере задачи попытаемся понять суть этого метода. Задача №7 Известно, что соотношение между углеродом C12 и его радиоактивным изотопом C14 во всех живых организмах постоянно. Период полураспада углерода C14 составляет 5760 лет. Определите возраст остатков мамонта, найденных в вечной мерзлоте на Таймыре, если относительное содержание изотопа C14 в них составляет 26% от его количества в живом организме. |
Практическое применении циклоиды в различных областях жизни и деятельности Цель научной работы: изучить замечательную кривую циклоиду и найти для нее практическое применение в различных областях жизни | Тема урока: Иррациональные уравнения и неравенства Цель урока – обобщить основные методы решения иррациональных уравнений и неравенств; повторить свойства показательной и логарифмической... | ||
Урок математики в 6 классе. Тема «Пропорция» Обратить особое внимание учащихся на применение пропорции в различных областях деятельности, важность изучения указанной темы для... | Уроках математики Учитель математики моу «Гимназия имени М. М. Вахитова... Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению... | ||
Программа создана на основе «Программы специальных (коррекционных)... Домоводство — прикладная наука. Знания, приобретенные учащимися при изучении математики, русского языка, чтения, естествознания,... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Теория функций комплексной переменной является одним из заключительных разделов общего курса высшей математики, изучаемой студентами... | ||
Урока: Повторить и систематизировать способы решения показательных... Формировать умение работать самостоятельно, выбирать рациональное решение, умение обобщать, отличать один способ решения от другого,... | Понятие вектора Одним из фундаментальных понятий современной математики являются вектор и его обобщение – тензор. Эволюция понятия вектора осуществлялась... | ||
Отчет по изучению на семинаре учителей шмо математики, информатики... «Формирование учебно-познавательных и информационных компетенций на уроках математики, информатики и естествознания» | Урок обобщения и систематизации знаний. По основному способу проведения Урок – деловая игра по теме: «Применение производной в различных областях науки» | ||
8. обыкновенные дифференциальные уравнения Многие задачи естествознания после соответствующих упрощений сводятся к решению уравнений, содержащих функции одного или нескольких... | Исследовательская работа математика в различных сферах жизнедеятельности Было дано понятие прикладной математики и ее основных составляющих. С помощью математических методов и моделей было охарактеризовано... | ||
Урока математики в 5 классе мкоу «Берёзовская сш» «Сложение и вычитания смешанных чисел», и усовершенствовать навыки сложения продолжать осуществлять перенос теоретических знаний... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению,... | ||
Программа учебной дисциплины «Математическое моделирование в современном естествознании» Ознакомление слушателей с проблемой математического моделирования в различных областях естествознания на основе обобщенного понятия... | Урока: Применение математических функций при создании Flash анимаций Тема учебного занятия: Применение математических функций при создании Flash анимаций |