Диагностика предметной одаренности





НазваниеДиагностика предметной одаренности
страница1/9
Дата публикации24.06.2013
Размер0.95 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ДИАГНОСТИКА ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЕННОСТИ

Под предметной одаренностью понимается развитие уникальных способностей учащегося в определенных сферах знаний – математическая, физическая, гуманитарная, химико-биологическая и т.д.

Математическая одаренность

Диагностика математических способностей наиболее актуальна на сегодняшний день при изучении одаренности как детей, так и взрослых. Как справедливо указывает В.Н.Дружинин «причин этому несколько. Первая причина состоит в том, что математика одна из наиболее древних наук, является неотъемлемой частью человеческой культуры, и овладение ее основами или элементами - жизненная задача каждого человека. Вторая причина состоит в том, что для овладения математическим материалом и успешного решения математических задач требуется высокий уровень развития абстрактного мышления…..Третья причина в высокой разработанности общепсихологической теории мышления, - заимствование многих моделей математики» [5, С. 161-185].

Одно из определений математической способности дается В.Н.Дружининым и его школой: «Математическая способность рассматривается как свойство психологической функциональной системы деятельности (математической деятельности), а отдельные элементарные способности как свойства систем, ответственных за протекание познавательных процессов» [там же].

Существует несколько популярных классификаций математических способностей.

Виды элементарных процессов лежащих в основе математической познавательной деятельности по А. Кэймерону [там же].

1) анализ математической структуры и перекомбинирование ее элементов;

2) сравнение и классификация числовых и пространственных данных;

3) применение общих принципов и оперирование абстрактными количествами;

4) сила воображения.

Несколько иной список предлагает В. Коммсрел (там же):

1) ясное и логическое мышление;

2) сила абстракции;

3) комбинаторные способности;

4) пространственные представления и операции;

5) критическое мышление;

6) память.

Г. Томас выделяет следующие элементарные способности, лежащие в основе математической деятельности.

1) абстракция;

2) логическое рассуждение;

3) специфическое восприятие;

4) сила интуиции;

5) умение использовать формулы;

6) математическое воображение.

Выдающийся американский психолог Э. Торндайк предложил следующий список элементарных математических способностей, основанный на результатах:

1) способность обращаться с символами;

2) способность выбора и установления отношений;

3) способность обобщения и систематизации;

4) способность к выбору элементов и данных;

5) способность к приведению в систему идей и навыков.

Аналогичный интроспективный список выдвинул А. Ф. Лазурский:

1) систематичность и последовательность мышления;

2) его отчетливость;

3) способность к обобщению;

4) сообразительность;

5) память в области чисел.

Ф. Митчел приводит такую последовательность математических способностей [5]:

1) классификация;

2) понимание и операции с символами;

3) дедукция;

4) манипуляция с абстракциями без опоры на конкретное.

Выдающийся советский математик А. Н. Колмогоров выделил следующие элементарные математические способности [22]:

1) алгоритмическая способность;

2) геометрическое воображение;

3) искусство логического рассуждения.

В советской психологии наиболее полно математические способности исследовал В. А. Крутецкий (Основы педагогической психологии. М., 2000).

На основе информационного подхода он выделил следующие математические способности при психологическом анализе познавательной деятельности школьников:

1) получение математической информации—способность к формализованному восприятию формальной структуры задачи;

2) переработка математической информации;

а) логическое мышление отношениями, числами, символами;

б) обобщение математических объектов, отношений, действий;

в) способность мыслить свернутыми структурами;

г) гибкость мыслительных процессов;

д) ясность, простота, экономичность и рациональность решений;

е) обратимость мыслительного процесса;

3) математическая память.

4) математическая направленность ума.

Исходя из приведенных выше критериев математической одаренности мы видим, что она не сводится к общему интеллекту, а представляет собой свойство системы познавательных процессов, проявляющееся в эффективном решении сложных познавательных задач, решение которых требует умственных операций с пространственным и символическим материалом без опоры на наглядность.

Поэтому наиболее продуктивным оказывается тест математических аналогий - «Задачи Гайштута» (ТМА). Авторские права не позволяют привести полностью этот тест, однако, описание теста и ссылки на интерактивные источники могут быть весьма полезны как для диагностики математической одаренности, так и для развития указанных способностей [23].

Физическая и химико-биологическая одаренность

Физическая и химико-биологическая одаренность могут рассматриваться как уровень формирования естественно-научного мышления. В рамках критериальной диагностики разработаны тесты для диагностики естественнонаучного мышления (Г. А. Берулава, 1992). Тесты естественнонаучного мышления для учащихся 7 (ТЕМ - 7) и 8 класса (ТЕМ - 8) включают в себя систему заданий, являющихся моделью когнитивной организации предметной области естествознания. Каждый тест содержит родовые задачи, каждой из которых соответствует некоторый класс индивидуальных задач. В тесты включены лишь задачи качественного характера. В естественнонаучных предметах процент задач, решаемых по жесткому алгоритму, очень незначителен. Это связано с тем, что взаимодействие объектов, лежащих в основе любой естественнонаучной задачи, в значительной степени определяется условиями взаимодействия и индивидуальными свойствами объектов взаимодействия, в отличие, например, от математики, где данные факторы не имеют значения. При определении содержательной валидности тест должен ориентироваться на внешние социально обусловленные и педагогически адаптированные требования. Однако сам теоретический критерий валидности должен быть психологическим. При этом существенно, что он должен быть различным для дифференцированных моделей обучения, реализуемых в рамках школ различных типов.

Все задания носят качественный характер. При этом сюжетная форма заданий, без наличия в их условиях каких - либо абстрактных символов и знаков, не позволяет ассоциировать их с какой - либо абстрактной теорией. Каждый тест для диагностики сформированности у учащихся естественнонаучного мышления содержит задачи, в основе которых лежит 5 естественнонаучных законов, являющихся для усвоения учебного материала в 7 и 8 классах основополагающими. Каждому закону соответствуют шесть задач, три из которых составлены на материале физики, в рамках которого изучались данные законы, и три - на межпредметном материале (биологии и физики в 7 классе, биологии, физики и химии - в 8). Каждый тест содержит два субтеста, один из которых диагностирует сформированность дифференциально - синтетической стадии естественнонаучного мышления, а второй – синтетической.

Приведем примеры заданий из дифференциально - синтетического субтеста теста естественнонаучного мышления для 7 класса (ТЕМ - 7).

Задание: «Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой:

а) вода будет испаряться с поверхности горящего керосина;

б) вода будет смешиваться с керосином вследствие явления диффузии;

в) плотность воды больше плотности керосина, поэтому вода будет опускаться вниз, а керосин будет всплывать наверх и не закроет доступ воздуха, необходимого для горения керосина.

Варианты ответов для задания субтеста (их по три в каждой задаче) позволяют диагностировать преимущественный способ мышления учащегося: эмпирически - бытовой (ему в данном задании соответствует 1- й вариант ответа), эмпирически - научный (ему соответствует 2 - й вариант ответа) или дифференциально - синтетический (3 - й вариант ответа), который характеризует уже теоретический тип мышления. Аналогичную структуру имеют задания синтетического субтеста.

Задание: « Почему кит, оказавшись на мели, погибает?:

а) сила трения, имеющаяся на твердой почве, мешает ему добраться до воды;

б) кит задыхается от воздуха;

в) вследствие закона Архимеда вес кита оказывается незначительным, на суше выталкивающая сила отсутствует, и кит погибает под действием собственного веса.

В основе решения данной задачи лежит закон Архимеда, в то же время она построена на нехарактерном для курса физики биологическом материале. Эмпирически - бытовому способу мышления в данном случае соответствует 2 - й вариант ответа, эмпирически - научному - 1 - й вариант, теоретическому (дифференциально - синтетическому) способу мышления соответствует 3 - й вариант ответа. При разработке структуры теста естественнонаучного мышления для 8 класса (ТЕМ - 8) был использован тот же принцип построения, но законы, лежащие в его основе, являются уже репрезентативными для естественнонаучного познания учащихся 8 класса. Задания дифференциально - синтетического субтеста ТЕМ - 8 имеют структуру, аналогичную заданиям дифференциально - синтетического субтеста ТЕМ - 7.

Задание: «Почему притертую стеклянную пробку легко вынуть из флакона, если потереть его горлышко сухой тряпкой или бумагой?:

а) при натирании горлышка бутылки совершается механическая работа, благодаря чему увеличивается внутренняя энергия горлышка, оно нагревается и расширяется;

б) из - за колебаний горлышка бутылки пробка расшатывается, и ее легче вынуть из бутылки;

в) в результате силы трения горлышко расшатывается, и поэтому пробку легче вынуть из бутылки.

Вариант ответа "б" при этом соответствует эмпирически - бытовому способу мышления, "в" - эмпирически - научному. Первый вариант ответа характеризует теоретический способ мышления (в данном случае его дифференциально - синтетическую стадию). В основе решения предложенной задачи лежит закон сохранения энергии. В рамках дифференциально - синтетического субтеста ему соответствуют две задачи, построенные на характерном для курса физики материале. В синтетическом субтесте данный закон применяется в условиях, адекватных материалу, используемому в курсах биологии и химии.

Структура теста позволяет оценить сформированность процесса теоретического обобщения, понимаемого как восхождение от абстрактного к конкретному. Это обеспечивается тем, что каждому естественнонаучному закону соответствует серия задач одинаковой объективной сложности, в которых варьируются лишь конкретные условия применения закона.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что разработанные тесты удовлетворяют необходимым статистическим критериям. Диагностика сформированности естественнонаучного мышления с помощью разработанных тестов создает возможность не только определить тип естественнонаучного мышления (эмпирический или теоретический), но и стадию их сформированности. В рамках эмпирического типа - это эмпирически - бытовая и эмпирически - научная стадии.

Качественная обработка результатов позволяет также сделать вывод, какие типы связей (законов) вызывают затруднение у учащихся, и произвести в этом направлении целенаправленную коррекцию.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диагностика предметной одаренности iconРабота классного руководителя по выявлению и развитию одаренности...
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – а 30) впишите номер выбранного...
Диагностика предметной одаренности iconАнкета оценки общей одаренности
Банк данных «Одаренные дети» формируется психологом школы – Мояревской Ниной Викторовной, зам директора по нмр кононенко А. Ю., классными...
Диагностика предметной одаренности iconПсихолого-педагогическая диагностика одаренности диагностический материал
Дисциплина изучается один год, с недельной нагрузкой 6-8 часов. При изучении дисциплины используется учебник Математика. 10 класс:...
Диагностика предметной одаренности iconРеферат По курсу: «Развитие одаренности подростков в системе дополнительного...
Целью является рассмотреть особенности инновационного подхода к созданию программы развития детской одаренности в системе дополнительного...
Диагностика предметной одаренности iconОтчёт о проделанной работе предметной недели по географии, биологии...
Для проведения предметной недели был составлен план работы. Определены по дням недели мероприятия, их содержание, класс, ответственные....
Диагностика предметной одаренности iconПсихолого педагогическая диагностика психолого-педагогическая диагностика
Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический...
Диагностика предметной одаренности iconУчебный план календарный учебный график
Практика «Функциональная диагностика и ультразвуковая диагностика»
Диагностика предметной одаренности iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «Читательская...
Методическое пособие предназначено для педагогов, уделяющих огромное внимание внеклассной деятельности, посвящено читательской конференции...
Диагностика предметной одаренности iconОтчет о проведении предметной недели мо гуманитарного цикла, посвященной 450-летию
Классные беседы, посвященные открытию предметной недели «2014 год год памятных литературных дат»
Диагностика предметной одаренности iconОтчет о проведении предметной декады мо лир’А
Подготовка к проведению мероприятий предметной декады мо лир’А (Литература и русский язык) началась еще в августе 2013 года, на первом...
Диагностика предметной одаренности iconПатоморфологические изменения и дифференциальная диагностика при...
Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий» Иллюстрированное издание в 2-х томах. Издательство «Ковчег», «Схолия», Москва, 2004
Диагностика предметной одаренности iconДисциплина: Диагностика и экспертиза коррозионных разрушений
Программа учебного курса «Диагностика и экспертиза коррозионных разрушения составлена в соответствии с основной образовательной программой...
Диагностика предметной одаренности iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Этиология (энтеробиоз, аскаридоз, токсакороз, амебиаз, шистосомоз, анкилостомоз, некатороз, клонорхоз, парагонимоз, стронгилоидоз)....
Диагностика предметной одаренности icon«Клиническая лабораторная диагностика», №4, 2007, стр. 24-29
Нпп «Медицинская лабораторная диагностика», Москва, дц «Алкор-Био», Санкт-Петербург, Медицинская компания омб, Москва
Диагностика предметной одаренности iconПоложение о школьной предметной олимпиаде учащихся моу «Ильичёвская...
Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи школьной предметной олимпиады, её порядок проведения, организационно-методическое...
Диагностика предметной одаренности iconАннотация рабочей программы дисциплины «Лабораторная диагностика»...
В соответствии с гос впо дисциплина «Лабораторная диагностика» в структуре учебного плана Основной образовательной программы выделена...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск