Учебно-методическая разработка
по теме
«Задачи на проценты на уроках и
в жизни» в школе олимпийского резерва
с учащимися 8-9 классов
-
составитель:
| учитель математики
МОУ «Лицей №44»
| Терушкина В. И.
|
Структура методической разработки
|
|
Содержание
Пояснительная записка
Дидактический анализ. Принцип построения программы
Методические рекомендации
Тематическое планирование
Примерная разработка занятия по теме: «Три главные задачи на проценты»
Примерная разработка занятия по теме “Проценты на уроках экономики”
Примерная разработка занятия по теме "Решение задач на сложные проценты"
Примерная разработка занятия по теме “Задачи на проценты на уроках физики”
Примерная разработка занятия по теме “Задачи на проценты на уроках химии”
Приложение. Несколько общих рекомендаций. Задачи, связанные с изменением цены. Задачи о вкладах и займах. Задачи на смеси и сплавы Задачи для самостоятельного решения.
Заключение.
Литература
|
| Пояснительная записка
|
| Решение задачи - есть вид творческой деятельности, а поиск решения - есть процесс изобретательства.
Важнейшим требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной общеобразовательной подготовки. Всё больше специальностей связаны с непосредственным применением математики (физика, химия, биология, экономика, социология, технология и др.)
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. В школьном курсе математики обучению решения задач уделяется много внимания, но основным методом такого обучения является показ способов решения определённых видов задач и не даются необходимые знания о сущности задач и их решений. У учащихся не вырабатываются отдельно умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач, не стимулируется постоянный анализ учащимися своей деятельности по решению задач и выделению в них общих подходов и методов. Решение задач по теме “Проценты” нельзя отнести к легко усваиваемым. Ее традиционное изучение сосредоточено в строгих временных рамках курса V—VI классов, что не позволяет расширять спектр практических приложений и полноценно учитывать возрастные возможности учащихся в формировании ряда важных практических умений в работе с процентами.
Вследствие этого фактора, а также необходимости умения решать задачи на проценты в курсах химии, физики, экономики возможна организация работы олимпийского резерва “Задачи на проценты на уроках и в жизни” в 8-9 классах. Такая работа позволит сделать курс математики практико-ориентированным, показать учащимся, что приобретаемые ими математические знания применяются в повседневной жизни. Интерес в значительной степени поддерживается также и содержанием задач на проценты, фабулы которых могут быть приближены к современной тематике и к жизненному опыту детей, а затем и подростков, что послужит достаточно сильным мотивом для решения предлагаемых задач. Необходимо учитывать и тот факт, что на последующих этапах обучения программой по математике, функционирующей в данное время, не предусматривается повторное обращение к теме “Проценты”.
На занятиях олимпийского резерва можно компактно повторить теорию вопроса, отработать навыки решения типовых задач, уделить особое внимание решению задач с практическим содержанием. Предлагаемые задачи должны различаться по уровню сложности: от простейших упражнений на применение формул до достаточно сложных расчетов, связанных, например, с реалиями банковских расчетов или химического производства. Задания могут быть подобраны из сборников задач вступительных экзаменов в вузы, так как учащиеся 8-9 классов имеют все необходимые для решения умения и навыки. Информирование учащихся о том, в какие конкретные вузы и на какие факультеты предлагались те или иные задачи позволит значительно усилить познавательную мотивацию и сделать процесс занятий более значимым для школьников, повысить самооценку.
Каждое занятие предполагает: устный счет (автоматизация навыка простейших процентных вычислений), решение задач с учителем, самостоятельная работа, домашнее задание. Завершается занятие самооценкой учащихся, фиксируемой в листе самоконтроля.
| |