Скачать 0.49 Mb.
|
На правах рукописи УДК: 37.016:81 Максимова Алла Борисовна ИЗУЧЕНИЕ МЕТАФОРЫ В АСПЕКТЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ (5 и 8 КЛАССЫ) Специальность: 13.00.02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровни общего и профессионального образования) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Санкт-Петербург 2012 Работа выполнена на кафедре образовательных технологий в филологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Донская Тамара Константиновна профессор кафедры образовательных технологий в филологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Свирина Наталья Михайловна зав. кафедрой педагогики Института специальной педагогики и психологии кандидат педагогических наук, доцент Сокольницкая Татьяна Николаевна доцент кафедры дополнительного образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Ведущая организация: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования» Защита состоится "31" мая 2012 г. в 18 часов на заседании совета Д 212.199.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданного на базе Российского государственного педагогическом университете им. А. И. Герцена по адресу: 199053, Санкт-Петербург, 1-я линия В.О., д. 52, ауд. 47. С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 5). Автореферат разослан " " апреля 2012 г. Ученый секретарь совета доктор филологических наук, профессор К. П. Сидоренко Общая характеристика работы Актуальность исследования. Компетентностный подход к обучению предполагает формирование у школьников компетентностей – готовностей, обеспечивающих наиболее полную реализацию речетворческого потенциала личности. Об остроте проблемы обучения выразительной речи в современной школе свидетельствуют данные психолого-педагогических исследований (А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева, Е.П. Суворова) и проведённого нами констатирующего эксперимента: речь большинства учащихся, служащая в основном информационным целям, бедна, бесцветна, лишена живого чувства. Достижение коммуникативной компетентности – способности порождать речевое высказывание, адекватное авторскому замыслу (Е.А. Быстрова) – определяется таким значимым коммуникативным качеством речи, как выразительность (Б.Н. Головин). Она обеспечивается, в частности, уместным использованием выразительных средств языка, среди которых одно из ведущих – метафора (Н.Ф. Алефиренко, В.К. Харченко, Г.Н. Скляревская, А.П. Чудинов). В силу её многофункциональности, обусловленной многофункциональностью человеческого сознания (Н.Ф. Алефиренко, Н.Д. Арутюнова, В.Н. Телия, В.К. Хар-ченко, А.П. Чудинов), с позиций лингвометодики мы рассматриваем метафору как базовый компонент выразительности речи и средство речевого развития. Изучением метафоры преимущественно занимается методика литературы, в методике же русского языка метафора в основном рассматривается как выразительное средство, но не синтетический феномен мышления, языка и речи, между тем лишь взаимосвязанное изучение языка и литературы (словесности) интенсифицирует процесс речевого развития учащихся. Предмет исследования: метафора как многофункциональное средство повышения речевой выразительности, определяющей положительную динамику речевого развития школьников младшего и среднего подросткового возраста. Объект исследования: процесс речевого развития учащихся 5 и 8 классов на уроках русского языка, литературы и развития речи. Цель исследования: создание научно обоснованной методической системы изучения метафоры в контексте речевого развития учащихся 5 и 8 классов общеобразовательных школ. Методологическая основа исследования: лингвистическое учение о метафоре как полифункциональном лингвокогнитивном и лингвокреативном феномене, определяяющем уровень развития языкового сознания порождающего её субъекта (Н.Ф. Алефиренко, В.Н.Телия, В.К. Харченко и др.), учение об эстетической функции образного слова (Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, Б.Н. Головин, Б.А. Ларин и др.); психолингвистические законы восприятия и порождения метафоры в речевом высказывании (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская); определённые методикой речевого развития принципы, методы и приёмы формирования и развития речетворческих умений и навыков учащихся (Т.А. Ладыженская, Л.Д. Пономарёва, Л.П. Федоренко и др.); методическая теория развития речи как процесса речетворческого порождения, включающего 4 этапа: знакомство с метафорами; их репродуктивное использование; конструирование по аналогии; создание индивидуальных метафор (Л.Д. Пономарёва). Гипотеза: изучение метафоры в школе в аспекте речевого развития школьников 5 и 8 классов будет способствовать овладению ими полифункциональностью метафорического слова, если: 1) осуществляется интегративный подход к изучению метафоры в школе на уроках русского языка, развития речи и литературы; 2) реализуется компетентностный подход к изучению метафоры с учётом выразительности как коммуникативного качества речи; 3) учитываются когнитивные механизмы порождения метафоры; 4) определяются с позиций принципа системности и перспективности преемственные связи между 5 и 8 классами; 5) система работы в 5 классе позволяет учащимся осознать когнитивную функцию метафоры, раскрыть механизм метафорических образований и освоить алгоритм их построения с целью создания выразительного речевого высказывания; 6) система работы в 8 классе обеспечивает исследование учащимися возможностей выражения авторского коммуникативного замысла через метафору с целью активизации их речетворчества. Цель диссертационного исследования реализовывалась в системе задач, решавшихся на разных этапах работы: 1) определить уровень разработанности проблемы речевого развития учащихся в психолого-педагогической и методической литературе; 2) выявить лингвометодические основы обучения метафоре как полифунк-циональному средству развития речи; 3) создать модель конструирования метафор как продуктивного способа развития образной выразительности речи школьников; 4) разработать систему упражнений, обеспечивающую развитие метафорической выразительности речи учащихся; 5) установить особенности поэтапного речевого развития учащихся 5 и 8 классов и методы его диагностики. В соответствии с характером поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ литературоведческих, лингвисти-ческих, психолингвистических, психологических, методических исследований, создающих объективную картину научного опыта изучения изобразительно-выразительных средств языка, в том числе метафоры, и выявляющих нерешённые вопросы, связанные с её изучением в школе; социолого-педагогические: наблюдение за процессом освоения метафоры школьниками; собеседование с учащимися и преподавателями; анкетирование учащихся; анализ творческих работ школьников с точки зрения повышения выразительности их речи в процессе освоения ими метафоры как полифункционального феномена мышления, языка и речи; экспериментальные: констатирующий и обучающий эксперименты; количественно-качественный анализ результатов экспериментов. Положения, выносимые на защиту: 1. Понимание полифункциональности метафорического слова, обеспечивающее формирование выразительности речи как её значимого коммуникативного качества, является основой для овладения учащимися 5 и 8 классов моделью создания индивидуально-авторских метафор в тексте с целью совершенствования и развития их творческого потенциала. 2. Эффективность речевого развития учащихся достигается за счет организации обучения (соответствующего возрастным особенностям и познавательной мотива-ции младших и средних подростков), направленного на развитие индивидуально-творческих речевых потенций учащихся в процессе овладения ими полифункциональностью метафорического слова; на повышение уровня метафори-ческой выразительности речи школьников в процессе изучения метафоры. 3. Определены критерии диагностики речевого развития учащихся: количественные показатели 1) отказ от ответа; 2) неметафорические реакции; 2) единичные мета-форические реакции; 3) множественные метафорические реакции; качественные показатели 1) наличие стандартных синтагматических и парадигматических мета-форических реакций а) обыденных (языковых), б) поэтических; 2) наличие нестан-дартных синтагматических и парадигматических (авторских) метафорических реакций. 4. Система поэтапной работы с метафорой на уроках русского языка, развития речи и литературы в 5 и 8 классах повышает мотивацию учащихся к обучению в ходе работы с теорией метафоры на уроках. Научная новизна исследования заключается в том, что: 1) впервые в методическом исследовании метафора рассматривается как многофункциональное средство обучения школьников выразительности речи и как активизирующее средство речевого развития учащихся; 2) научно обоснована соответствующая принципу преемственности и перспективности методическая стратегия поэтапного обучения учащихся 5 и 8 классов использованию метафор в создаваемых ими текстах, направленная на повышение выразительности устного и письменного высказывания; 3) выделена как доминантная в организации речевого произведения текстообразующая функция метафоры, освоение которой позволяет учащимся достичь единства формы и содержания при создании индивидуального текста; 4) разработана стратегия формирования и развития речевой рефлексии как фактора повышения выразительности речи учащихся; 5) определены критерии метафорической выразительности речи учащихся: широта индивидуальных ассоциаций; самостоятельное конструирование метафор и уместное включение их в текст; вариативность использования разных видов метафо-рических образований в соответствии с индивидуальным речевым замыслом, осознанность использования метафор в речи, а также уровни развития метафо-рической выразительности речи учащихся 5 и 8 классов: доминантой высокого уровня выступает создание индивидуальных метафорических образов как средства текстообразования; среднего уровня – спорадическое использование клиширован-ных и индивидуальных метафор в процессе освоения текстообразующей функции метафоры; низкого уровня – использование единичных метафор вследствие отсут-ствия представления о метафоре как текстообразующем выразительном средстве. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что: 1) в диссертации определён круг основных теоретических понятий литера-туроведения и лингвистики, необходимых для изучения метафоры в школе в качестве базового средства повышения выразительности речи учащихся (прямое и переносное значение слова, полифункциональность метафорического слова, метафо-рическая выразительность как коммуникативное качество речи; сравнение, эпитет, олицетворение, символ и др.); 2) впервые в программу обучения русскому языку введено понятие текстообразующая функция метафоры, осознание которой учащимися способствует развитию их когнитивно-коммуникативных потенций; 3) в процессе формирования выразительности речи при изучении метафоры выявлены две закономерности усвоения учащимися метафоры: систематическое обращение к семантике метафоры в различных контекстах в связи с таким критерием выразительности речи, как её адекватность замыслу, жанру и стилю высказывания, активизирует использование учащимися метафор в индивидуально-творческих высказываниях; этнокультурное своеобразие метафор определяется полифункциональностью языкового сознания языковой личности, что детерминирует полифункциональность метафорического слова в речи. Практическая значимость работы: программа экспериментального обучения позволит учителям и методистам обучать школьников использованию метафорических средств языка, обеспечивающих выразительность речи. Разработанная система упражнений служит формированию речевых умений и навыков использования метафоры в речи. Установленные уровни достижений творческого речевого развития и критерии оценки выразительности речи учащихся позволяют анализировать и прогнозировать динамику речевого развития школь-ников в процессе выполнения ими речетворческих задач, следовательно, даёт учителю возможность корректировать этот процесс. В процессе выбора метафоры как средства выразительности речи в различных ситуациях социальной коммуника-ции более целенаправленно формируется коммуникативная компетентность учащихся. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его теоретико-методологической базой, комплексным применением различных методов исследования, адекватных его целям и задачам, применением коли-чественно-качественного анализа данных, полученных в процессе исследования; личным опытом проведения экспериментального обучения по созданной автором программе, анализом работ и результатов анкетирования учащихся. Этапы исследования: 1 – 2006 – 2008 гг. – разработка и проведение констатирующего эксперимента, создание рабочей программы, организация и проведение ОЭ. 2 – 2009-2011 гг. – количественный и качественный анализ результатов ОЭ и завершение работы над текстом диссертации. Рекомендации по применению результатов диссертации. Разработанная методическая система изучения метафор на уроках русского языка, литературы и развития речи в 5 и 8 классах с целью формирования выразительности речи учащихся, может быть внедрена в школьную практику. Теоретические положения и результаты ЭК и ЭО можно включать в материал лекций и семинаров для методистов, учителей русского языка и литературы, а также для участников курсов повышения профессиональной квалификации учителей-словесников. Апробация материалов исследования осуществлялась в форме докладов на научно-практических конференциях: на заседании проблемной группы «Межкуль-турная коммуникация и образование XXI в.» (СПб, 30 января 2006 г.), на заседании секции «Традиции и новаторство в современной методике русского языка» на Герценовских чтениях 18 – 19 мая 2006 г., на заседаниях методического объедине-ния учителей русского языка и литературы Международной школы Герценовского университета. Структура и объём работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (465 наименований), приложения и составляет 250 страниц текста. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются её предмет и объект, цели и задачи, гипотеза, методологическая база, методы исследования, её научная новизна и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту. В первой главе «Метафора как многофункциональное средство речевого развития школьников» рассматривается понятие «речевое развитие» в связи с изучением метафоры – полифункционального феномена мышления и языка, обладающего развивающим речетворческим потенциалом. В первом параграфе «Метафора как продукт речетворческой деятельности языковой личности» с позиций компетентностного подхода к обучению родному языку определено понятие «речевое развитие», а также базовые для методики развития речи положения психолингвистики, позволяющие логично выстроить процесс изучения метафоры в школе. Мы определяем речевое развитие как методически организованный процесс овладения школьниками богатством родного языка с целью успешной реализации ими индивидуального речевого замысла и творческих речевых потенций, обеспе-чивающейся выразительностью как базовым коммуникативным качеством речи. Речь является «актом творчества», создания нового свойства языковых ресурсов для оформления представлений человека о мире (А.А. Потебня, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин), поэтому речевое развитие – средство развития личности, осваивающей мир в непрерывном процессе речетворчества. Особенности картины мира, освоенной сознанием и отражённой в речи, определяются не только индивидуальной спецификой мышления и воображения человека, но и его национальным менталитетом (Ю.Н. Караулов, В.В. Колесов, Е.Ф. Тарасов, Т.Н. Ушакова и др.), поэтому речевое развитие предполагает освоение системы концептов |
Регистрация Лингвистическая модальность в историческом аспекте: изучение развития теории модальности в 20-21 веках | «Вклад отечественных и зарубежных ученых в становление теории и методики... Современные проблемы познавательно-речевого развития детей раннего и дошкольного возраста | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский... Цель курса: раскрыть философский смысл основных феноменов хозяйственной жизни как в аспекте истории их становления и развития, так... | Рабочая программа дисциплины архивоведение направление подготовки... Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Изучение дисциплины предполагает рассмотрение основных направлений... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности Курс «Уроки речевого развития» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Речевое развитие» Каландарова... | Образовательная программа курсов повышения квалификации «Реализация... В этом направлении идет процесс развития образования: разработка различных вариантов его содержания; использование возможностей современной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Что такое «метафора развития» и какие метафоры могут описывать развитие (в отличие от роста или эволюции)? | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка в аспекте развивающего обучения | ||
Учебно-методический комплекс днм. В. Психологические основы работы с одаренными детьми Она помогает решить задачи дальнейшего развития магистра педагогики в аспекте развития навыков создания условий для реализации творческого... | Урок французского языка в 11-м классе по теме "Un metier de demain" Повышение культуры речевого общения в процессе овладения принятыми правилами речевого этикета | ||
Методическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников» Теоретические основы сенситивных периодов развития физических качеств школьников | Лексические нормы русского языка Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности | ||
Информационная справка «Центр развития ребенка – детский сад №123» реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным... | Уроки логопеда Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995 20 экз | ||
5. Участие в конкурсах профессионального мастерства и детского творчества Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: создание условий для развития сенсорно-перцептивных способностей, речевого психического развития детей, эмоционально- положительного... |