Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы)





НазваниеИзучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы)
страница1/4
Дата публикации28.07.2014
Размер0.49 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи

УДК: 37.016:81


Максимова Алла Борисовна

ИЗУЧЕНИЕ МЕТАФОРЫ В АСПЕКТЕ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

(5 и 8 КЛАССЫ)


Специальность: 13.00.02 теория и методика обучения и воспитания

(русский язык, уровни общего и профессионального образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Санкт-Петербург

2012

Работа выполнена на кафедре образовательных технологий в филологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Донская Тамара Константиновна

профессор кафедры образовательных

технологий в филологии

Российского государственного

педагогического университета

им. А. И. Герцена
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Свирина Наталья Михайловна

зав. кафедрой педагогики Института

специальной педагогики и психологии
кандидат педагогических наук, доцент

Сокольницкая Татьяна Николаевна

доцент кафедры дополнительного образования

Российского государственного

педагогического университета

им. А.И. Герцена
Ведущая организация: Государственное автономное образовательное

учреждение дополнительного

профессионального образования

«Ленинградский областной

институт развития образования»
Защита состоится "31" мая 2012 г. в 18 часов на заседании совета Д 212.199.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданного на базе Российского государственного педагогическом университете им. А. И. Герцена по адресу: 199053, Санкт-Петербург, 1-я линия В.О., д. 52, ауд. 47.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 5).
Автореферат разослан " " апреля 2012 г.

Ученый секретарь совета

доктор филологических наук, профессор К. П. Сидоренко
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Компетентностный подход к обучению предполагает формирование у школьников компетентностей – готовностей, обеспечивающих наиболее полную реализацию речетворческого потенциала личности. Об остроте проблемы обучения выразительной речи в современной школе свидетельствуют данные психолого-педагогических исследований (А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева, Е.П. Суворова) и проведённого нами констатирующего эксперимента: речь большинства учащихся, служащая в основном информационным целям, бедна, бесцветна, лишена живого чувства.

Достижение коммуникативной компетентности – способности порождать речевое высказывание, адекватное авторскому замыслу (Е.А. Быстрова) – определяется таким значимым коммуникативным качеством речи, как выразительность (Б.Н. Головин). Она обеспечивается, в частности, уместным использованием выразительных средств языка, среди которых одно из ведущих – метафора (Н.Ф. Алефиренко, В.К. Харченко, Г.Н. Скляревская, А.П. Чудинов).

В силу её многофункциональности, обусловленной многофункциональностью человеческого сознания (Н.Ф. Алефиренко, Н.Д. Арутюнова, В.Н. Телия, В.К. Хар-ченко, А.П. Чудинов), с позиций лингвометодики мы рассматриваем метафору как базовый компонент выразительности речи и средство речевого развития.

Изучением метафоры преимущественно занимается методика литературы, в методике же русского языка метафора в основном рассматривается как выразительное средство, но не синтетический феномен мышления, языка и речи, между тем лишь взаимосвязанное изучение языка и литературы (словесности) интенсифицирует процесс речевого развития учащихся.

Предмет исследования: метафора как многофункциональное средство повышения речевой выразительности, определяющей положительную динамику речевого развития школьников младшего и среднего подросткового возраста.

Объект исследования: процесс речевого развития учащихся 5 и 8 классов на уроках русского языка, литературы и развития речи.

Цель исследования: создание научно обоснованной методической системы изучения метафоры в контексте речевого развития учащихся 5 и 8 классов общеобразовательных школ.

Методологическая основа исследования: лингвистическое учение о метафоре как полифункциональном лингвокогнитивном и лингвокреативном феномене, определяяющем уровень развития языкового сознания порождающего её субъекта (Н.Ф. Алефиренко, В.Н.Телия, В.К. Харченко и др.), учение об эстетической функции образного слова (Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, Б.Н. Головин, Б.А. Ларин и др.); психолингвистические законы восприятия и порождения метафоры в речевом высказывании (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская); определённые методикой речевого развития принципы, методы и приёмы формирования и развития речетворческих умений и навыков учащихся (Т.А. Ладыженская, Л.Д. Пономарёва, Л.П. Федоренко и др.); методическая теория развития речи как процесса речетворческого порождения, включающего 4 этапа: знакомство с метафорами; их репродуктивное использование; конструирование по аналогии; создание индивидуальных метафор (Л.Д. Пономарёва).

Гипотеза: изучение метафоры в школе в аспекте речевого развития школьников 5 и 8 классов будет способствовать овладению ими полифункциональностью метафорического слова, если:

1) осуществляется интегративный подход к изучению метафоры в школе на уроках русского языка, развития речи и литературы;

2) реализуется компетентностный подход к изучению метафоры с учётом выразительности как коммуникативного качества речи;

3) учитываются когнитивные механизмы порождения метафоры;

4) определяются с позиций принципа системности и перспективности преемственные связи между 5 и 8 классами;

5) система работы в 5 классе позволяет учащимся осознать когнитивную функцию метафоры, раскрыть механизм метафорических образований и освоить алгоритм их построения с целью создания выразительного речевого высказывания;

6) система работы в 8 классе обеспечивает исследование учащимися возможностей выражения авторского коммуникативного замысла через метафору с целью активизации их речетворчества.

Цель диссертационного исследования реализовывалась в системе задач, решавшихся на разных этапах работы:

1) определить уровень разработанности проблемы речевого развития учащихся в психолого-педагогической и методической литературе;

2) выявить лингвометодические основы обучения метафоре как полифунк-циональному средству развития речи;

3) создать модель конструирования метафор как продуктивного способа развития образной выразительности речи школьников;

4) разработать систему упражнений, обеспечивающую развитие метафорической выразительности речи учащихся;

5) установить особенности поэтапного речевого развития учащихся 5 и 8 классов и методы его диагностики.

В соответствии с характером поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ литературоведческих, лингвисти-ческих, психолингвистических, психологических, методических исследований, создающих объективную картину научного опыта изучения изобразительно-выразительных средств языка, в том числе метафоры, и выявляющих нерешённые вопросы, связанные с её изучением в школе; социолого-педагогические: наблюдение за процессом освоения метафоры школьниками; собеседование с учащимися и преподавателями; анкетирование учащихся; анализ творческих работ школьников с точки зрения повышения выразительности их речи в процессе освоения ими метафоры как полифункционального феномена мышления, языка и речи; экспериментальные: констатирующий и обучающий эксперименты; количественно-качественный анализ результатов экспериментов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Понимание полифункциональности метафорического слова, обеспечивающее формирование выразительности речи как её значимого коммуникативного качества, является основой для овладения учащимися 5 и 8 классов моделью создания индивидуально-авторских метафор в тексте с целью совершенствования и развития их творческого потенциала.

2. Эффективность речевого развития учащихся достигается за счет организации обучения (соответствующего возрастным особенностям и познавательной мотива-ции младших и средних подростков), направленного на развитие индивидуально-творческих речевых потенций учащихся в процессе овладения ими полифункциональностью метафорического слова; на повышение уровня метафори-ческой выразительности речи школьников в процессе изучения метафоры.

3. Определены критерии диагностики речевого развития учащихся: количественные показатели 1) отказ от ответа; 2) неметафорические реакции; 2) единичные мета-форические реакции; 3) множественные метафорические реакции; качественные показатели 1) наличие стандартных синтагматических и парадигматических мета-форических реакций а) обыденных (языковых), б) поэтических; 2) наличие нестан-дартных синтагматических и парадигматических (авторских) метафорических реакций.

4. Система поэтапной работы с метафорой на уроках русского языка, развития речи и литературы в 5 и 8 классах повышает мотивацию учащихся к обучению в ходе работы с теорией метафоры на уроках.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) впервые в методическом исследовании метафора рассматривается как многофункциональное средство обучения школьников выразительности речи и как активизирующее средство речевого развития учащихся;

2) научно обоснована соответствующая принципу преемственности и перспективности методическая стратегия поэтапного обучения учащихся 5 и 8 классов использованию метафор в создаваемых ими текстах, направленная на повышение выразительности устного и письменного высказывания;

3) выделена как доминантная в организации речевого произведения текстообразующая функция метафоры, освоение которой позволяет учащимся достичь единства формы и содержания при создании индивидуального текста;

4) разработана стратегия формирования и развития речевой рефлексии как фактора повышения выразительности речи учащихся;

5) определены критерии метафорической выразительности речи учащихся: широта индивидуальных ассоциаций; самостоятельное конструирование метафор и уместное включение их в текст; вариативность использования разных видов метафо-рических образований в соответствии с индивидуальным речевым замыслом, осознанность использования метафор в речи, а также уровни развития метафо-рической выразительности речи учащихся 5 и 8 классов: доминантой высокого уровня выступает создание индивидуальных метафорических образов как средства текстообразования; среднего уровня – спорадическое использование клиширован-ных и индивидуальных метафор в процессе освоения текстообразующей функции метафоры; низкого уровня – использование единичных метафор вследствие отсут-ствия представления о метафоре как текстообразующем выразительном средстве.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

1) в диссертации определён круг основных теоретических понятий литера-туроведения и лингвистики, необходимых для изучения метафоры в школе в качестве базового средства повышения выразительности речи учащихся (прямое и переносное значение слова, полифункциональность метафорического слова, метафо-рическая выразительность как коммуникативное качество речи; сравнение, эпитет, олицетворение, символ и др.);

2) впервые в программу обучения русскому языку введено понятие текстообразующая функция метафоры, осознание которой учащимися способствует развитию их когнитивно-коммуникативных потенций;

3) в процессе формирования выразительности речи при изучении метафоры выявлены две закономерности усвоения учащимися метафоры: систематическое обращение к семантике метафоры в различных контекстах в связи с таким критерием выразительности речи, как её адекватность замыслу, жанру и стилю высказывания, активизирует использование учащимися метафор в индивидуально-творческих высказываниях; этнокультурное своеобразие метафор определяется полифункциональностью языкового сознания языковой личности, что детерминирует полифункциональность метафорического слова в речи.

Практическая значимость работы: программа экспериментального обучения позволит учителям и методистам обучать школьников использованию метафорических средств языка, обеспечивающих выразительность речи. Разработанная система упражнений служит формированию речевых умений и навыков использования метафоры в речи. Установленные уровни достижений творческого речевого развития и критерии оценки выразительности речи учащихся позволяют анализировать и прогнозировать динамику речевого развития школь-ников в процессе выполнения ими речетворческих задач, следовательно, даёт учителю возможность корректировать этот процесс. В процессе выбора метафоры как средства выразительности речи в различных ситуациях социальной коммуника-ции более целенаправленно формируется коммуникативная компетентность учащихся.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его теоретико-методологической базой, комплексным применением различных методов исследования, адекватных его целям и задачам, применением коли-чественно-качественного анализа данных, полученных в процессе исследования; личным опытом проведения экспериментального обучения по созданной автором программе, анализом работ и результатов анкетирования учащихся.

Этапы исследования:

1 – 2006 – 2008 гг. – разработка и проведение констатирующего эксперимента, создание рабочей программы, организация и проведение ОЭ.

2 – 2009-2011 гг. – количественный и качественный анализ результатов ОЭ и завершение работы над текстом диссертации.

Рекомендации по применению результатов диссертации. Разработанная методическая система изучения метафор на уроках русского языка, литературы и развития речи в 5 и 8 классах с целью формирования выразительности речи учащихся, может быть внедрена в школьную практику. Теоретические положения и результаты ЭК и ЭО можно включать в материал лекций и семинаров для методистов, учителей русского языка и литературы, а также для участников курсов повышения профессиональной квалификации учителей-словесников.

Апробация материалов исследования осуществлялась в форме докладов на научно-практических конференциях: на заседании проблемной группы «Межкуль-турная коммуникация и образование XXI в.» (СПб, 30 января 2006 г.), на заседании секции «Традиции и новаторство в современной методике русского языка» на Герценовских чтениях 18 – 19 мая 2006 г., на заседаниях методического объедине-ния учителей русского языка и литературы Международной школы Герценовского университета.

Структура и объём работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (465 наименований), приложения и составляет 250 страниц текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются её предмет и объект, цели и задачи, гипотеза, методологическая база, методы исследования, её научная новизна и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Метафора как многофункциональное средство речевого развития школьников» рассматривается понятие «речевое развитие» в связи с изучением метафоры – полифункционального феномена мышления и языка, обладающего развивающим речетворческим потенциалом.

В первом параграфе «Метафора как продукт речетворческой деятельности языковой личности» с позиций компетентностного подхода к обучению родному языку определено понятие «речевое развитие», а также базовые для методики развития речи положения психолингвистики, позволяющие логично выстроить процесс изучения метафоры в школе.

Мы определяем речевое развитие как методически организованный процесс овладения школьниками богатством родного языка с целью успешной реализации ими индивидуального речевого замысла и творческих речевых потенций, обеспе-чивающейся выразительностью как базовым коммуникативным качеством речи.

Речь является «актом творчества», создания нового свойства языковых ресурсов для оформления представлений человека о мире (А.А. Потебня, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин), поэтому речевое развитие – средство развития личности, осваивающей мир в непрерывном процессе речетворчества.

Особенности картины мира, освоенной сознанием и отражённой в речи, определяются не только индивидуальной спецификой мышления и воображения человека, но и его национальным менталитетом (Ю.Н. Караулов, В.В. Колесов, Е.Ф. Тарасов, Т.Н. Ушакова и др.), поэтому речевое развитие предполагает освоение системы концептов
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) iconРегистрация
Лингвистическая модальность в историческом аспекте: изучение развития теории модальности в 20-21 веках
Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) icon«Вклад отечественных и зарубежных ученых в становление теории и методики...
Современные проблемы познавательно-речевого развития детей раннего и дошкольного возраста
Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский...
Цель курса: раскрыть философский смысл основных феноменов хозяйственной жизни как в аспекте истории их становления и развития, так...
Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) iconРабочая программа дисциплины архивоведение направление подготовки...
Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Изучение дисциплины предполагает рассмотрение основных направлений...
Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) iconРабочая программа по внеурочной деятельности Курс «Уроки речевого развития»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Речевое развитие» Каландарова...
Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) iconОбразовательная программа курсов повышения квалификации «Реализация...
В этом направлении идет процесс развития образования: разработка различных вариантов его содержания; использование возможностей современной...
Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое «метафора развития» и какие метафоры могут описывать развитие (в отличие от роста или эволюции)?
Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка в аспекте развивающего обучения
Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) iconУчебно-методический комплекс днм. В. Психологические основы работы с одаренными детьми
Она помогает решить задачи дальнейшего развития магистра педагогики в аспекте развития навыков создания условий для реализации творческого...
Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) iconУрок французского языка в 11-м классе по теме "Un metier de demain"
Повышение культуры речевого общения в процессе овладения принятыми правилами речевого этикета
Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) iconМетодическая разработка «сенситивные периоды развития двигательных качеств школьников»
Теоретические основы сенситивных периодов развития физических качеств школьников
Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) iconЛексические нормы русского языка
Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности
Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) iconИнформационная справка
«Центр развития ребенка – детский сад №123» реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным...
Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) iconУроки логопеда
Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995 20 экз
Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) icon5. Участие в конкурсах профессионального мастерства и детского творчества
Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования...
Изучение метафоры в аспекте речевого развития школьников (5 и 8 классы) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: создание условий для развития сенсорно-перцептивных способностей, речевого психического развития детей, эмоционально- положительного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск