Святейшего Патриарха Московского и всея Руси





НазваниеСвятейшего Патриарха Московского и всея Руси
страница1/7
Дата публикации30.07.2014
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
По благословению

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

АЛЕКСИЯ II
Смирение: за и против (Серия «Православие в жизни»). — Издательский Совет Русской Пра­вославной Церкви. М„ 2008 — 144с.

Никакая другая христианская добродетель не пони­мается столь превратно, как смирение. Современным людям навязывается мнение, что смирение – это забитость и самоуничижение, что православный христианин должен смиряться даже перед злом и несправедливостью. В связи с этим

Смирение становится ненужным и невозможным состоянием человека в современном мире. О нем, как считают некоторые «мыслители», лучше забыть.

Смирение - это величайшее достижение человеческо­го духа, а не духовная деградация человека. Наша книга отвечает на злободневный вопрос, как, будучи смиренным христианином, оставаться полноценной во всех отноше­ниях личностью, как благодари смирению можно устроить мирные отношения с окружающими людьми, как прийти к подлинному смирению - основе духовного возрастания человека в Боге.

ISВN 978-5-94625-215-7 © Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008
«Измелитесь в жерновах смирения,

да будете Богу, как хлеб сладкий»

Прп. Евфросиния Полоцкая

(в миру княжна Предислава,

из потомков Владимира Мономаха)
Прот. Димитрий Константинов (+1971)

вместо предисловия

Слово «смирение» очень часто употребляется, когда речь идет о религи­озной жизни, в частности, о христианстве. Используется оно и в религиозной, и в анти­религиозной литературе; используется оно и в богословских трудах, и в научной лите­ратуре. Не все употребляющие и слышащие это слово достаточно ясно отдают себе отчет в том, о чем, собственно, идет речь, а иногда и просто неправильно понимают его.

Особенно часто говорят о смирении и под­вергают его жестоким нападкам и насмешкам представители современного атеизма. По их мнению, христианство, проповедуя смире­ние, невероятно принижает человеческую личность, ибо всякое смирение находится в полном противоречии с чувством собствен­ного достоинства. Смирение, говорят они, уничтожает чувство собственного достоинства человека, лишает его веры в себя, разлагающе Действует на формирование человеческой личности, расслабляет человека. Проповедь смирения лишает человека жизненной активности, оно является рассадником рабской психологии и угодничества, подавляет инициативу человеческой личност.

Остановимся подробнее на том, что такое смирение, и одновременно выясним, насколько справедливы отрицательные высказывания о чувстве смирения.

Прекрасный, в полном смысле слова исчерпывающий пример смирения дает нам Евангелие от Матфея в повествовании об исцелении слуги римского сотника. Как рассказывает евангелист, в одно из посещений Иисусом города Капернаума к Нему подошел офицер римских оккупационных войск, сотник, и сказал: Господи! слуга мои нежит дома в расслаблении и жестоко страдает (Мф. 8, 6). На что Спаситель ответил: Я приду и исцелю его (Мф., 8, 7).

Услышав это обещание Иисуса — прийти и исцелить, сотник неожиданно для присутствующих отреагировал на Его слова совершенно необычно. Вместо того, чтобы обрадоваться и высказать слова благодарности, сотник вдруг сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и еыздоровеет слуга мой (Мф. 8, 8).

И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе... (Мф. 8, 13).

Такова сущность приведенного евангельского повествования. Слуга сотника оказался исцеленным. Но главное заключается не только в данном факте. Главное — это отношение сотника к Иисусу. Сотник верит в Высшее Совершенное Начало, которое для него сосредотачивается в Спасителе. Одновременно, нисколько не унижая своего человеческого достоинства, сотник признает, что это Начало неизмеримо более совершенно, чем он сам. Происходит процесс осознания себя в соотношении с этим Высшим Началом. Другими словами, сравнивая себя со Спасителем, сотник признает свое несовершенство по сравнению с Ним. Отсюда и проистекает настроение римского офицера, нашедшее выражение в его словах о том, что он недостоин, чтобы Господь вошел в его дом. Вот здесь и начинается то, что мы называем смирением. Признание, с одной стороны, Высшего Начала — Бога, а с другой стороны, — своего несовершенства, и является основой того чувства, которое называется смирением. Смирение— это ясное осознание своего несовершенства перед лицом Божиим, результат самокритического анализа в лучах Невечернего Света, освещающего всю Вселенную.

Человек может всю жизнь сохранять чув­ство своего человеческого достоинства, он может быть полноценной творческой лич­ностью, он может быть в жизни предельно активным, он может иметь даже объектив­ное представление о своих силах и возмож­ностях и целесообразно использовать их, но одновременно он может отчетливо понимать и осознавать свое несовершенство перед лицом Божиим, т.е. быть смиренным. И это смирение, вопреки заявлениям современных атеистов, нисколько не мешает ему быть во всех отношениях полноценной личностью. Думать, что смирение превращает человека в нечто малоценное и приниженное, — значит, не понимать, что такое смирение в действи­тельности.

Но, признавая свое несовершенство перед лицом Творца и Создателя миров, человек одновременно подрывает в себе то чувство, которое может быть названо необоснован­ной гордостью. Ибо гордость, или гордыня, является результатом преувеличенного мне­ния о своих мнимых и действительных дос­тоинствах. Понимание же того факта, что все человеческое совершенство является ограни­ченным и даже ничтожным перед совершен­ством Бога, заменяет свойственное почти всем людям в той или иной мере чувство гордости иным чувством, которое может быть названо скромностью.

Таким образом, мы можем прежде всего отметить, что подлинное, трезвое, искрен­нее смирение уничтожает ложную гордыню и порождает скромность, являющуюся каче­ством, украшающим человека, а отнюдь не принижающим его. Скромность, как пра­вило, является свойством человека, свиде­тельствующим о его внутренней силе, о его собранности и внутренней подтянутости. Скромность — естественный спутник смире­ния, ибо как можно быть нескромным, когда знаешь, что твое совершенство и твои личные достоинства крайне относительны.

Но подлинное смирение оказывает на человека еще и другое влияние. У него изме­няется отношение ко всем людям, с которыми он сталкивается в жизни. Это изменение его отношения к другим людям совершенно понятно, если проанализировать тот процесс психологического перерождения, которое приносит чувство смирения. В самом деле, если совершенства человеческой личности являются весьма относительными и чело­век ясно осознает свое недостоинство перед Богом, то есть ли у него основание отно­ситься к другим людям критически недруже­любно? Ведь кто знает степень совершенства или несовершенства других людей перед Богом? Быть может, другие люди, внутрен­нюю жизнь которых мы недостаточно хорошо знаем, гораздо совершеннее нас, и их жизнь угоднее Богу, чем наша.

Вдумываясь в отношения каждого чело­века с Богом, мы начинаем приходить к пере­оценке людей с этой точки зрения. Каждый человек для нас начинает представляться в ином свете, ибо мы не знаем степень его духовного совершенства и, следовательно, его угодность Богу. Не совершеннее ли он нас? Знаем ли мы, насколько он угоден Богу? А если не знаем или только предполагаем, то не обязаны ли мы соблюдать предельную осторожность в смысле своего суждения и отношения к нему?

Смирение, таким образом, ведет нас по пути пересмотра и переоценки нашего отношения к людям. А это, в свою очередь, приводит к тому, что мы начинаем значительно благожелатель­нее относиться к людям, начинаем интере­соваться ими, не замыкаясь в узкие пределы своего эгоистического «я». Личность другого человека при этом подходе вырисовывается нам в совершенно ином свете. Благожелательно интересуясь другими людьми, мы начинаем стремиться оказывать им помощь, если они в этом нуждаются, относясь к ним с уравновешенным, участливым спокойствием и пони­манием, но без всякого угодничества.

Смирение является источником благоже­лательного уважения к другим людям. Мы не преклоняемся перед ними, как думают люди, ложно понимающие чувство смирения, но чувство своего недостоипства перед Богом ставит преграду всякой попытке превозноше­ния перед другими людьми. Ибо, как можно, будучи несовершенным, превозноситься перед другими и думать, что иные люди хуже тебя самого.

Осознание своего несовершенства, грехов­ности, немощи и недостоинства перед лицом Божиим естественно заставляет нас стре­миться улучшить свое внутреннее духовное состояние. В осуществлении этого стремле­ния мы вступаем во взаимоотношения с дру­гими людьми с совершенно иными настрое­ниями, ведем эти взаимоотношения на основе взаимной уступчивости, благожелательности. Уважения и любви.

Такова краткая характеристика того чув­ства смирения, указания о котором мы находим в церковной литературе. Как мы видим, оно ничего не имеет общего с само­уничижением. Настоящее смирение является одной из вершин духовного развития чело­века, укрепляющего подлинно человеческие чувства и возводящего его на совершенно иной духовный уровень,

В заключение мы должны будем также под­черкнуть, что смирение не ставит нам ника­ких особых преград для борьбы с явным злом. Если мы видим совершающуюся неправду, несправедливые и злые дела, если мы видим, что поступки того или иного человека или группы людей наносят духовный и физиче­ский вред нашим ближним, если мы видим, что наша вера в Бога подвергается гонению, уничижается имя Божие, насаждается без­божие, то чувство нашего смирения пред Богом не может помешать нам выступить для борьбы со злом. Но чувство смирения и выросшие на нем духовные плоды созда­дут совершенно иное и праведное отношение к этой борьбе и не дадут внести в нее собствен­ное зло и потерю образа Божия, что так часто случается с людьми, вступающими в борьбу со злом духовно неподготовленными.

Смирение, основанное на вере в Бога, является основой духовного возрастания человека. Смирение — величайшее достиже­ние человеческого духа, а не духовная дегра­дация человека, как об этом пишут и говорят современные атеисты.
Петр Иванов

СМИРЕНИЕ ВО ХРИСТЕ

(Излагается в сокращении)
краткая справка об авторе

Имя Петра Константиновича Иванова {с уда­рением на второй слог) как философа, журналиста, благотворителя, было весьма известно в среде русского Зарубежья. Иванов я определенной степени повторил судьбумногихсвоихсовремеинико!!(таких, как Н.А. Бер­дяев, трот. Сергии Булгаков, И.С. Шмелев). От атеизма он пришел к осознанию истинности Православия. Видимо, именно в этом и заключалась миссия его и большой части его современников — в осознании глубокой ошибочности любых нехристианских духов­ных поисков.

Его жизнь до эмиграции описывается весьма схе­матично.

Петр Константинович Иванов родился 10 февраля 1876 года в Черкассах (по другим данным, в Киеве или в Москве) в семье генерала Константина Петровича Иванова. Дворянский род Ивановых происходил из Ивановской губернии. В 1901 г. П.К. Иванов закончил историко-филологический факультет Московского уни­верситета. В 1903 г. выходит его первая книга «Студенты в Москве». В 1904 г. публикует книгу «Врагам Леонида Андреева». Близко шал Л.Н. Толстого и его семью (обе книги раннего периода творчества П.К. Иванова хра­нятся в библиотеке Л.Н. Толстого). Был подвержен, как и Многие русские интеллигенты того времени, атеистиче­ским взглядам. Женившись на дочери богатого промыш­ленника, П.К. Иванов становится весьма состоятельным человеком. Он был известен своей благотворительной деятельностью. После смерти жены и дочери от тифа начинаетсн обращение П.К. Иванова ко Христу.
В апреле 1923 г. он участвует в качестве выбор­щика от Пречистенского благочиния в Московском епархиальном съезде. В том же году советские власти высылают П.К. Иванова из СССР. В 1925 г. он оказы­вается в Париже, где живет с семьей брата. В том же голу выходит его книга «Смирение во Христе». Даже находясь в глубокой нужде (русские в Зарубежье вообще, и в Париже в частности, жили весьма бедно» Петр Константинович продолжает заниматься благотворительностью. Он не стеснялся просить мило­стыню у богатых, чтобы делать подарки больным и бедным русским эмигрантам. Несмотря на высылку из Советского Союза, П.К. Иванов не присоеди­нился к карловацкому расколу (Русская Православная Церковь Заграницей), сохранив верность Русской Православной Церкви Московской Патриархии. Петр Константинович становится участником православной группы под юрисдикцией Московской Патриархии при подворье Трех Святителей в Париже. Он также участвовал в работе религиозно-философской акаде­мии Н.А. Бердяева в Берлине и Париже. Писал и читаз лекции. Давал уроки русского языка. После окончания Великой Отечественной войны он, в отличие от мно­гих своих современников, не захотел возвращаться в СССР. Тому было несколько причин. Во-первых, он не питал иллюзий относительно лояльности совет­ских властей к Церкви. Во-вторых. Иванову в 1946 г. исполнилось 70 лет, и он полагал, что не сможет жить в Советском Союзе, не сможет адаптироваться к советскому строю. В-третьих, он нашел свое дело в Париже. Иванов считал себя нужным именно там, куда привел его Господь.

Митрополит Вениамин (Федченков), крупнейший церковный деятель Русского Зарубежья, писал о Петре Константиновиче Иванове:

«Я познакомился с ним в 1925 году, когда вызван был в Богословский институт инспектором.

К этому времени у него образовалась особая «спе­циальность», не знаю, как начавшаяся,— именно: разыскивать по разным госпиталям Парижа русских больных; я снабжать их книгами, гостинцами, утешать беседами, привлекать к этому других лиц — и т. п. На по­дарки больным он не стыдился просить у богатых людей милостыню.

А как он сам питался — по вечерам, — не знаю: ведь ему у брата давали лишь один раз пищу вдень.

Помнятся еще из этого периода его жизни две вещи; он выпустил жизненно интересную книгу «Смирение во Христе»; и — путешествие в Лурд — к Божией Матери, с одной богомолкой, которая, кажется, дала обет об этом.

Но еще важнее в нем было то, что он отличался поразительным незлобием. У него не было и не могло быть врагов! По-видимому, книга о «Смирении» была отображением его собственного настроения.

Но самым удивительным в нем была молитва. Когда в Париже образовалась группа русских православных под юрисдикцией нашей Патриархии («Патриаршая Церковь»), он тотчас же примкнул к ней. И здесь я мог видеть постоянно: как он молился! Упадет бывало на колени пред образом Божией Матери или святителя Николая со свечечкой, устремит глаза свои вверх, — ц полушепотом о чем-то говорит, как живой живым. Потом встанет с колен, поставит свечечку и скажет почти вслух: «Благодарю Тебя, Пресвятая Богородице», — или: «Святителю отче Николае»...

Вера у него была необычайная! детская! порази­тельная!

Чудесные события были в жизни его; но мне известны лишь два случая.

Было Богоявление... Освящали воду под празд­ник... И когда крест погружали в нее, он увидел бесов, — уж не знаю, в каком виде, — вышедших из купели... Об этом он тогда же сообщил М. Е.; и стало известным и мне.

Другой случай более простой. Не имея достаточно пиши, он заскорбел и в молитвах стал как бы жало­ваться Богу на свое трудное положение и просил дать ему какое-либо небольшое место. В соседнем районе освободилось место на почтамте: разбирать почту. Его приняли (за шестьсот франков в месяц; приличным прожиточный минимум). Сначала он был очень рад. Но потом скоро почувствовал, что его молитва стала сухой. И он понял, что Господь лишил его благодати Своей. И тогда он стал молиться, чтобы Господь лучше лишил его места, но возвратил бы горячую молитву. И точно в ответ на это, вышло распоряжение — сокра­тить почтовых чиновников! Он был освобожден: молитва возвратилась.

Это нужно считать тоже чудом.

Потом меня перевели в США. Я с ним рас­стался...».

Умер П.К. Иванов 15 июля 1956 г. во Франции. Похоронен он на кладбище г. Сен-Рафаэль на юге Франции.
ВЕЛИЧИЕ СМИРЕНИЯ
предварительные замечания

Говорить о смирении в наше время — это говорить о том, чего нет. В современном человеческом сознании понятие смирения ощущается как нечто ненужное и нелепое. Оно не только не является сколько-нибудь значащим фактором нашей жизни, а, напро­тив, метает ей, нарушает целостность нашего мирочувствия, нашего пути.

Смирение для нас, для того нравственного состояния, в каком наше поколение застало христианский мир, есть истинный камень преткновения. Каждый шаг современного человека — житейский, общественный, госу­дарственный, умозрительный, художествен­ный за немногими исключениями — нужно считать образном гордыни.

Гордость лежит в основе нашего домо­строительства. И потому говорить о смире­нии, — это все равно, что разрушать наши идеи, представления, общественные идеалы переиначивать смысл гениальных художевенных произведений.

Из того, что главная христианская добро­детель является для нас понятием, лишенным всякого смысла и содержания, мы можем судить, что мы такое по отношению к хри­стианской религии, которую исповедуем.

После этих предварительных слов при­ступаем, с Божией помощью, к выясне­нию понятия «смирение во Христе» и затем к посильному изображению зла, в котором лежим.
необходимость смирения

Человек неверующий не в состоянии понять необходимость смирения. Если Бога нет, то всякое смирение не только излишне, но оно даже уничтожает человека. Чтобы жить без Бога, нужно верить в собственные силы.

Смирение же говорит: все, что имеешь, — это от Бога и все, что делаешь хорошего, —-это от Бога, чем меньше будешь полагаться ил свои силы (прося у Бога помощи), тем лучше. Христианский идеал — совершенный отказ от самого себя. Вручить себя, свою жизнь-всякое свое дело, каждую свою минуту Богу. Смиритесь под крепкую руку Божию, да возне­сет вас в свое время (I Петр. 5, 6).
необходимость смирения

Человек неверующий не в состоянии понять необходимость смирения. Если Бога нет, то всякое смирение не только излишне, но оно даже уничтожает человека. Чтобы жить без Бога, нужно верить в собственные силы.

Смирение же говорит: все, что имеешь, — это от Бога и все, что делаешь хорошего, —-это от Бога, чем меньше будешь полагаться ил свои силы (прося у Бога помощи), тем лучше. Христианский идеал — совершенный отказ от самого себя. Вручить себя, свою жизнь-всякое свое дело, каждую свою минуту Богу. Смиритесь под крепкую руку Божию, да возне­сет вас в свое время (I Петр. 5, 6).

Именно на это качество отношения Бога к человеку указал Христос, когда в послед­ний вечер пребывания на земле умыл ноги ученикам. Сошедши на землю, чтобы рас­крыть Имя Отца, т.е. Любовь, Господь Иисус Христос должен был выяснить также и харак­тер любовной помощи Бога — быть слугой, а не господином.

Ибо вы знаете благодать Господа нашего Ицсуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетой (2 Кор. 8, 9).

Сколько нужно терпения, кротости и снис­хождения, чтобы, будучи всем, т. е. Богом — всем во всем, бесконечно возиться с ничтож­ной, созданной Им Самим тварью, постоянно вразумлять, следить за каждым шагом, входить в мельчайшие подробности жизни и, что самое труднейшее, мириться с постоянно подни­мающейся гордостью у этого существа, ибо, созданная по образу и подобию Божию и не чувствующая над собой власти, тварь все время хочет сама стать выше всего и захватить власть у своего Создателя, который не показывает ее, чтобы не стеснить лелеемое Им существо.

Вот в чем начало нашего общения с Богом, возможность Его помощи человеку: если человек, поняв смирение Божие, смирится сам до меры своего ничтожества, будет во всех своих делах чувствовать, что сам он ничего не может, а что только помощь Божия дает ему возможность идти по верному пути.

Малейшее противление — и общение с Бо­гом уже затруднено, и уже отклонился против­ник от истины.

Ибо что может Бог, верный Своему слову, — дать человеку свободно выбирать свой путь, что может сделать Он при злом сопротивле­нии Себе твари? Только одно — отойти!

Бог отошел, и человек идет, куда хочет, и делает, что ему нравится. Начинается тот лабиринт заблуждений, который в Евангелии назван широким путем, или путем гибели. Все на этом пути кажется приятным, слад­ким, интересным, ибо тут не нужно никакой борьбы с собой, никаких усилий. И впереди все представляется великолепным, заманчи­вым, но открывается в свое время как пус­тота, мрак и смерть, как царство злобы для души, проснувшейся от миражей, бесконеч­ное отчаяние.

Что может испытать существо, созданное по образу и по подобию Божию, в мире, где Бог есть все во всем, оторвавшись от Бога и пожелавши остаться одиноким? Отчаяние одиночества!

Но это, когда откроется правда Божия. В земной же жизни противники Божий часто бывают очень счастливы. Можно лаже ска­зать: кто никогда не гнул выи добровольно. т.е. полный нечестивец, есть самый счастли­вый человек на земле. Он подобен некоему, кто пришел в чужой дворец, владетель кото­рого кроток до полного своего исчезновения, и некий чувствует себя и распоряжается всем. как хозяин.

Бог не хочет гибели человека и по своему милосердию до конца жизни, хотя и издали (по мере удаления от Него человека) указы­вает путь возвращения к Нему. Но сопро­тивляющийся обыкновенно плохо различает свои грехи (Свет— удален) и непрестанно запутывается в них все больше и больше В гордыни ему кажется, что его путь самый верный, жизненный путь.

В этом трагедия человеческого Богообще-ния; Бог, несмотря на всю Свою милость, не в состоянии предотвратить гибель грешника. Нет препятствий тому, кто в течение поло­женного ему времени не желает взять на себя добровольно подвиг смирения и выставляет постоянно только свою волю: делаю, что хочу, и иду, куда хочу. Любовь Божия стано­вится бездейственной для него.

Напротив, узок путь, ведущий ко спасе­нию. Господь Иисус Христос ясно предупре­ждает: немногие идут им.

И нужно отдать себе точный отчет: под­чиняться Богу очень трудно. Трудность зак­лючается в том, что, имея все права и чув­ствуя себя чрезвычайно самостоятельным, нужно отказаться от этих прав и самостоя­тельности.

Как уничтожить самого себя? Все время приходится с болью надламывать вырастаю­щую в нас гордыню; я все могу. Все время нужно как бы говорить и бороться внутри: ты можешь, но я тебе не позволю.

И вот радость Господа в нас, когда Он видит, что мы, чувствуя себя вполне самими собой, совершенно отдельными существами, индивидуумами, не пользуемся ничем без Него. Когда мы постоянно в молитве пре­даем себя Его воле, все время как бы распла­стываемся нин прел Отцом, восклицая: «Не я, Господи, а Ты. Вели меня, куда Ты хочешь, и куда Ты знаешь». Вот только тогда мы Можем услышать Его голос в Себе и почувст­вовать Его руку, твердо ведущую нас, к неиз­вестной нам, но Его пели.

На этом пути, когда Господь ведет чело­века, не все ровно и гладко, есть много Неожиданностей, кажущихся противоречий, совершенно непонятного. Но истинный христианин, т.е. смиренный, относит все непонятное к своему неразумию.

— Я не понимаю, Господь не открыл мне, значит, не нужно мне знать. Я должен сми­рить свой удивляющийся ум и не поддаваться чувству сомнения в Премудрости Божией, сказать себе: это оттого, что я несовершенен.

Странности и противоречия в нашей жизни служат как бы материалом для смире­ния. Именно потому, что человек свободен, условия для сомнения, для борьбы всегда сопутствуют ему. Иначе чем же и испытуется человек, как не этими кажущимися неразумностями жизни.

Земля есть живой питомник будущих дру­зей Господа, горнило испытаний.

Бог любит нас.

Сыновняя любовь и доверие требуются от нас до конца.
ИДЕАЛЫ СМИРЕНИЯ

Подвиг авраама

Самое трудное для человека — сми­ряться перед тем, что кажется ему неразум­ным.

Аврааму было предложено самое бессмыс­ленное, что только может себе представить человеческий ум, самое злое.

Целую жизнь Авраам молил Бога даровать ему сына от любимой жены Сарры, и на ста­рости лет сын у него родился. Как он должен был любить сына и благодарить Бога!

Исаак вырос, и Бог сказал — убей его ради Меня.

Беспрекословно взял Авраам сына и по­шел на гору, на которую указал Господь. Собственноручно приготовил дрова, сделал жертвенник и занес руку с острым ножом над любимым.

Что сделал он с собой, чтобы твердо дер­жать нож в руке?

Ему необходимо было сначала уничтожить в себе свой ум (как должен был восставать Человеческий ум против такого злодейства), он должен был убить свое отцовское сердце (какой невыразимой тоской, обессиливаю­щей волю, должно было наполниться оно).

Это не было самоубийство, ибо само­убийца сам себя лишает сознания и не видит себя мертвым, но Авраам увидел себя мерт­вым.

Вот кто занес руку над сыном, — мерт­вый во Господе. До конца уничтожившийся, самый нищий духом, ибо ничего не осталось своего.

Какой страх испытываем мы, предлагая себе вопрос: могли бы мы совершить такое дело? и по мере этого страха можем судить, как далеки мы от совершенства.

За этот подвиг любви и послушания Богу в семени Авраамовом благословились все народы земли, т.е. от семени его родился Спаситель мира.
любовь

(Смирение Пресвятой Богородицы)

Человек должен научиться смире­нию на земле. Смирения не было у его пра­отца Адама, не послушавшего Бога.

Но не смирение нужно Господу. Тот, кому необходимо смиряться, т.е. ломать свою непокорную волю, желающую не того, чего хочет Бог, еще не знает тайны любви. Он еще вне Бога, не ходит и Боге.

Совершенный человек не знает смирения, как насилия над собой: его смирение есть любовь.

Се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему (Як. 1.38).

Это не голос человека, имеющего свою жизнь и свою волю — это выражение радости Той, Которая не знает ничего, кроме счастья принадлежать Господу — любимому и любя­щему.

Искажала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1.46 — 48).

Тот, кто любит Бога, не имеет своих слов.

Как трудно понять нам это. Мы так доро­жим своими словами, своей как будто свобо­дой, творчеством своих слов.

Дорожим? Какая гордость в нас! Доро­жить — и в то же время знать наверное — неужели мало еще было свидетельств? что чем кто ближе к Богу, тем совершеннее его слова, т.е. менее человеческие, и самые совершенные слова это Слово Одного в нас и через нас.

За каждое же собственное слово мы дадим ответ Богу.

Гармоничный человек— это тот, у кото­рого нет разлада с Богом, ни малейшей цара­пины, ни малейшего звука, отличающего его от Творца.

Такова была святая Дева Мария.

Она говорила святые слова или молчала и сохраняла слова, слышанные ею, в сердце Своем.

Она не пришла в мир проповедовать, как Ее Сын, и только однажды мы слышим Ее пророческий голос, когда узнала Она, что именно Она призвана быть Матерью Госпола Своего.

В остальное время жизни любовь к Богу, наполняющая Ее, делает Ее почти невиди­мой: все мирское проходит через Нее, не задерживаясь ни на мгновение, ни на чем внешнем, земном Она не останавливает своих взоров; так же, как Ее Сыну, Ей негде преклонить голову. И после распятия Христа апостол Иоанн берет Ее в свой дом.

Пресвятая Дева Мария в жизни говорит только самое необходимое, даже меньше, чем необходимое.

Как мы знаем из Евангелия, слова Ее все­гда кратки. Они не привлекают внимания к Ней, а всегда — к Ее Сыну. Иногда только можно догадаться, что скрыто за Ее сло­вами.

Через двенадцать лет после Благовещения мы слышим кроткий и как бы тихий голос Марии, когда Отрок, Сын Ее, остался в Иеру­салимском храме, и Она долго, целых три дня, искала Его везде: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скор­бью иска/ш Тебя (Л к. 2, 48). Но Ее тихий голос немедленно гаснет при ответе, данном Ее Сыном: Мне должно быть в том, что принад­лежит Отцу Моему (Як. 2, 49).

И еще раз мы замечаем Ее, скромно дожидающуюся у дверей дома, где пропове­довал Христос. Но и тут Она сейчас же как бы выпадает из нашего внимания, смущен­ного суровым ответом Проповедника: кто матерь Моя и братья Мои? Вот матерь Моя ч братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мк. 3,33-35).

Чувствуется как бы некая безответность Богородицы, Ее забывчивость о Себе. При словах Сына Она умолкает, выражаясь по-современному, стушевывается, и думаем, что будет правильно, если прибавим, — наме­ренно.

Тот, Кто был кроток и смирен сердцем. Родился от кротчайшего и смиренннейшего Существа. Понятно: Он должен был ратобор­ствовать, но Она только созерцала, беззвучно жила сердцем.

Она любила Бога и людей. Потому что любить Бога— значит любить и сочувство­вать людям.

Невидимо людской стон доходил до Ее сердца, не только стон, а малейшую жалобу человеческую слышала Она.

Об этом мы можем судить из того, что рас­сказано о браке в Кане Галилейской. Именно здесь познаем мы, какое было сердце у Ро­дившей Иисуса Христа. Оно раскрывается перед нами, как чудо.

Если читать поверхностно, то внимание наше в этом месте Евангелия сосредотачива­ется на воде, сделавшейся вином, — первом перед учениками знамении Христа.

Но если вдуматься глубже, то видим, что на этом браке раскрывается тайна отношений между Богородицей и Господом, и мы как бы прозреваем в будущую небесную жизнь Пресвятой Девы Марии.

Инициатива милосердия принадлежит Ей. Она замечает, что на пире недостает вина вина нет у них (Ин. 2, 3). В этих кратких сло­вах, сказанных Сыну, уже заключена просьба. Конечно, по домашнему опыту Она знает, что Он может.

Однако Христос медлит: Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). Он высок. Это самое малейшее и не необходи­мое в жизни людей как бы отклоняет Его.

Но Она настаивает. Сама Дева, Пресвятая Мария заботится о свадебном веселье.

Далее в тексте Евангелия как бы некото­рая сокращенность. Это оттого, конечно, что Дева Мария не любит говорить. Просьба Ее сейчас же переходит в жалобу сердца. Она разговаривает с Сыном сердцем, а не сло­вами. Взор Ее выразил моление, и взглядом же соглашается Ее Сын. И тогда с радостью говорит слугам: Что скажет Он вам, то сде­лайте (Ин. 2, 5). Она умолила Его.

Так и там (в Царствии Небесном — прим, ред.) теперь: все слышит, все видит, всему сострадает.

И еше раз, в последний в Евангелии, опять невидная, стоит Богородица у креста, на котором распят Ее Сын. Мы только на один момент замечаем Ее, когда Господь Иисус говорит, обращаясь к Иоанну: се. Матерь твоя (Ин. 19, 27). И тотчас забываем о Ней, в страхе созерцая Распятого за наши грехи. Но Она стоит здесь. Непорочная, с оружием, которое прошло Ее душу.

Ничем нигде не выражает Пресвятая Дева Мария своих чувств вовне, разве только в оттенках голоса. Нигде Она не плачет, не восторгается, как Мария Магдалина у гроб­ницы или Мария, сестра Лазаря, пролившая миро на ноги Спасителя. И даже про рас­пятие сказано просто: стояла среди других у креста.

Святая Дева Мария была так скромна, так все скрывала в Себе, что не находили, что ска­зать о Ней. И все сказанное так мало и как бы незначительно, что, читая Евангелие, трудно даже представить себе Ее земное существова­ние, найти Ее в жизни.

И при жизни Сына Она была в глубокой тени, и по Вознесении Его осталась в неза­метности.

Однако имеющие теперь Единую Заступ­ницу в Пресвятой Богородице, мы знаем, что жизнь Ее была лучшая из всех, какие только были на земле.

Что же говорит нам земная жизнь Девы Марии? Она говорит нам, что высочай­ший подвиг, — будучи исполненным любви к людям, остаться незаметным. И что совер­шеннейшее смирение есть любовь.
смирение господа иисуса христа

(смирение Бога сына, ПОДОБНОЕ СМИРЕНИЮ Бога Отца)

... (Господь послал Сына Своего в мир, чтобы спасти людей от греха, проклятия и смерти, чтобы даровать им жизнь вечную: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). — прим, ред.)
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси iconСвятейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
О том, что Церковь есть матерь наша по праву возрождения в Таинстве святого Крещения
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси iconДоклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском...
Управления федеральной службы исполнения наказания, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2013 г
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси iconМосковское государство в конце XV – начале XVI века. Государь всея Руси Иван Васильевич III
Тема: Московское государство в конце XV – начале XVI века. Государь всея Руси Иван Васильевич III целевая аудитория: 6 класс
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси iconКонспект урока «Иван III. Государь Всея Руси»
Рабочая программа по обществознанию 10 класс составлена учителем моу ксош №32 Сасиной Е. Н
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси iconКонспект модульного урока по истории России в 10 классе «Иван III государь всея Руси»
Начальник 36 пожарно-спасательного отряда противопожарной службы Самарской области
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси iconИван III – государь всея Руси. Образование единого государства. Учебный предмет
Автор: Ашаткина Анна Ивановна – учитель истории и обществознания. Моу покровская оош, муниципального района Кинельский, Самарской...
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси iconКакие центры Руси борются за лидерство в XIII в.?
Как можно охарактеризовать социально-политический строй Московского государства в xv–xvi вв.?
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси icon1. История пирогов на Руси
Пироги на Руси начали печь очень давно. Пироги приготовляли и употребляли на Руси вначале исключительно по праздникам
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси iconТема урока: «Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв»
Образовательная раскрыть отношения Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв. Определить роль Галицко-Волынского князя Даниила в восстановлении...
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси iconУрок в 10 классе. Тема урока: Культура Руси
Оборудование урока: Кабинет информационных технологий, омс диск №56 Культура Киевской Руси и Расцвет культуры домонгольской Руси
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мхк конспект – Художественная культура Киевской Руси, Искусство Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Московского...
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси iconВеликое княжество Литовское
В течение столетия после Батыева нашествия на десятков земель и княжество Древней Руси выросли два мощных государства, две новые...
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси iconТемы рефератов Образование Древнерусского государства. Принятие христианства на Руси
Восточнославянская государственность в XI-XII веках (Усобица на Руси и ее причины)
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси iconПрограмма дисциплины Институты власти в средневековой Руси
В стадии формирования находилась и сама государственность средневековой Руси. Следует иметь в виду, что проблема формирования власти...
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси iconНаследница Киевской Руси
Формирование представлений о расширении границ Древнего русского государства, о роли князей, потомков княгини Ольги в становлении...
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси iconЭкзаменационный тест по дисциплине «Отечественная история» Время расцвета Киевской Руси
Принцип «отчиности» в новых правилах организации власти на Руси, принятых в 1097 г в Любече означал


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск