Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Приволжска
Рассмотрено
Руководитель МО
__________/Зобнина Т.А.
Протокол № 1 от
«28» августа 2013г.
| Согласовано
Заместитель директора по УР
МКОУ СОШ №1
_________/Волгина С.Б.
«28» августа 2013г.
| Утверждаю
Директор МКОУ СОШ №1
____________/ Горлатенко В.Г.
Приказ № 78
от 01.09.2013
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: обществознанию 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений. Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Цели курса:
— создание условий для социализации личности; — формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования; — формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; — содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Рабочая программа составлена к учебникам:
Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М.: Просвещение, 2009.
Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М.: Просвещение, 2009.
Обществознание. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой.— М.: Просвещение, 2010.
Обществознание. 9класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой.— М.: Просвещение, 2011.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Политика и социальное управление
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
ЛИТЕРАТУРА Учебно-методический комплекс по всему курсу«Обществознание» Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др.
Тесты и задания по обществознанию: 8 кл.— М., 2007. Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочии тетради по курсу «Обществознание»: 6,7,8,9 кл.— М., 2009. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 9 кл.— М., 1998.
Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2009.
Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2009.
Обществознание: учебн. для 8—9 кл. /Под ред. Л. Н. Боголюбоаа.— 13-е изд.— М., 2008. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002. Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа.— М., 2000. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2002. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию/ Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2000. К разделу «Человек. Природа. Общество» Литература для учащихся Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002. Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 1995.
Кравченко А. И. Обществознание: 8 ил.— М., 1999. Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999. Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002. Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001. Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000. Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов
с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и
Л. Ф. Ивановой.— М., 1997. Литература для учителя Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999. К разделу Гражданин. Мораль. Право» Литература для учащихся Гуревич П. С. Обществознанне: 9 кл.— М., 2000. Гуревич П. С. Человек: Обществоведческий курс: 9 кл. — М., 1998. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права: Пособие для учащихся 9 тот. для доп. образования.— М., 1998. Кишенкова О. В. Основы гражданских знаний: 9 кл.— М., 1998. Кравченко А. И. Обществознание: М., 1999. Мушинский В. О. Азбука гражданина: 8—9 кл.— М., 1997. Мушинский В. О. Обществознание: 9 кл.— Ч. 2.— М., 2000. Мушинский В. О. Основы правоведения: 8—9 кл.— М., 1997. Никитин А. Ф. Граждановедение: 8 кл.— М., 1998.
Никитин А. Ф. дополнительные материалы к пособию «Право и политика»: 9 кл.— М., 1998.
Литература для учителя Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия.— М., 1999. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика.— М., 1998. Зеленкова И. Л. Основы этики.— Минск, 1998. Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике.— Ростов н/д, 1999. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. — М., 2001. Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие.— М., 2000. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.— М., 2001. Нерсесянц В. С. Философия права.— М., 1997. Основы этических знаний/Под ред. М. Н. Росенко и др.— СП6., 1998.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К УРОКАМ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ
№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
учащихся
| Вид
Контроля
Измерители
| Д. З.
| Дата проведения План Факт
| 1
| Введение. Политика и власть
| 1
| Урок
изучения
нового
| Политика. Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политика и СМИ.
| Знать основные положения урока, термины: политика, власть, политическая власть, понимать сущность власти. Уметь работать с текстом, другими источниками информации, высказывать собственное мнение.
| Ответы на вопросы. Анализ текстов СМИ
| П. 1, твор. зад. по подбору матер. СМИ
|
| 2
| Государство
| 1
| Комби-
нированный
| Понятие государство. Признаки государства. Формы государства. Гражданство.
| Знать основные положения урока, термины. Объяснять происхождение государства. Выделять различные значения понятия гражданин.
| Словарь темы. Схема «Признаки государства»,
«Формы государства»
| П. 2, тест
|
| 3
| Политические режимы
| 1
| Комбини-
рованный
| Понятие политический режим. Виды политических режимов.
| Знать основные положения темы и термины. Сравнивать различные политические режимы, уметь атрибутировать вид политического режима на исторических примерах. Высказывать собственное мнение, доказывать свою т. зр.
| Таблица «Политические режимы»
| П.3, тест
|
| 4
| Правовое государство
| 1
| Комбини-
рованный
| Правовое государство и его признаки.
| Характеризовать понятие правового государства, разделение властей. Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства. Доказывать свою т. зр. Уметь находить признаки правового государства в современных обществах.
| Ответы на вопросы
| П. 4
|
| 5
| Гражданское общество и государство
| 1
| Комбини-
рованный
| Государство как основной политический институт. Гражданское общество и его структура. Признаки гражданского общества. Причины, условия возникновения гражданского общества. Местное самоуправление.
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
| Кластер, схема
«Гражданское общество»,
Анализ материалов СМИ
| П.5, подбор материалов СМИ
|
| 6
| Участие граждан в политической жизни.
| 1
| Комбини-
рованный
| Политические права граждан. Выборы. Референдум. Различные пути влияния на власть и участия во власти.
| Объяснять смысл основных понятий. Уметь работать с правовыми документами. Уметь высказывать свою точку зрения, обосновывать выводы.
| Словарь темы. Схема «Политические права граждан»
| П. 6
|
| 7
| Политические партии и движения
| 1
| Комбини-
рованный
| Политические партии и общественные движения и их признаки.
| Знать основные положения урока и термины. Уметь сравнивать различные политические организации. Знать основной политический спектр партий РФ.
| Словарь темы. Сравнительная таблица «Политические организации»
| П. 7
|
| 8
| Человек и политика.
| 1
| Урок
повторения и обобщения
| Политическая жизнь общества и человека.
| Самоанализ имеющихся знаний. Уметь выделять главное, конкретизировать и систематизировать знания.
| Словарь темы.
| Повтор.
П. 1-7
|
| 9
| Человек и политика.
| 1
| Урок контроля
знаний
| Политическая жизнь общества и человека
|
| Контрольная работа
|
|
| 10
| Роль права в жизни общества, человека и государства.
| 1
| Урок
изучения нового
| Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Мера свободы. Норма права и закон. Законодательство.
| Знать, что мораль и право неразрывно взаимосвязаны, что право связано с юридическими законами и государством. Знать основные понятия урока. Объяснять отличие права от других социальных норм. Аргументировать свою точку зрения.
| Словарь темы. Схема «Признаки права»
Схема
«Система права»
| П. 8
|
| 11
| Правоотношения и субъекты права
| 1
| Комбини-
рованный
| Понятие правоотношение, его сущность и особенности. Виды субъектов правоотношений. Правоспособность и дееспособность.
| Характеризовать основные понятия. Приводить примеры различных правоотношений. Обосновывать свою точку зрения.
| Словарь темы. Схема «Субъекты правоотношений»
| П. 9
|
| 12-13
| Правонарушения и юридическая ответственность
| 2
| Комбини-
рованный
| Понятие правонарушения и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность и ее виды. Презумпция невиновности.
| Знать основные положения темы и термины. Различать основания для привлечения к юридической ответственности. Уметь решать учебные ситуационные правовые задачи.
| Словарь темы. Схема «Юридическая ответственность», решение задач
| П.10
|
| 14
| Правоохранительные органы
| 1
| Комбини-
рованный
| Суд. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Полиция.
| Знать основные положения урока. Уметь объяснять назначение различных правоохранительных органов. Уметь анализировать различные правовые ситуации .
| Решение ситуационных задач.
| П. 11
|
| 15-16
| Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ
| 2
| Комбини-
рованный
| Конституция –основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Основы конституционного строя РФ.
| Знать, что Конституция обладает высшей юридической силой и уметь это объяснять. Характеризовать смысл основных понятий. Анализировать текст.
| Работа со статьями Конституции, краткий констпект.
| П. 12-13
|
| 17-18
| Права и свободы человека и гражданина
| 2
| Комбини-
рованный
| Права человека и гражданина. Происхождение прав человека. Виды прав человека. Международные документы по правам человека. Защита прав человека. Права ребенка.
| Знать основные положения урока, термины, краткое содержание и значение документов по правам человека. Уметь анализировать правовые документы и делать выводы.
| Работа со статьями Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека. Сравнительный анализ.
| П. 14-15
|
| 19-20
| Гражданские правоотношения
| 2
| Комбини-
рованный
| Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Субъекты и объекты гражданского права. Договорные отношения. Дееспособность. Защита прав потребителя.
| Знать основные положения урока. Характеризовать основные понятия. Уметь решать ситуационные правовые задачи. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
| Решение задач. Тест. Словарь урока.
| П. 16
|
| 21-22
| Трудовые правоотношения.
| 2
| Комбини-
рованный
| Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель.
Рабочее время и время отдыха.Предпринимательство.
| Знать основания возникновения трудовых правоотношений, стороны трудовых отношений.
| Решение практических задач, тест.
| П. 17
|
| 23
| Семейные правоотношения.
| 1
| Комбини-
рованный
| Понятия семьи и брака. Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных правоотношений.
| Знать основные положения урока, уметь характеризовать основные понятия, решать ситуационные задачи.
| Решение ситуационных задач. Тест.
Словарь урока.
| П. 18
|
| 24
| Административные правоотношения.
| 1
| Комбини-
рованный
| Административное право. Понятие и черты административных правоотношений. Административные правонарушение. Административные наказания.
| Знать основные положения и термины урока. Уметь решать ситуационные задачи.
| Схемы «Администра-
тивные правонарушения «Администра-
тивная ответственность»
| П.19
|
| 25-26
| Уголовно-правовые отношения.
| 2
| Комбини-
рованный
| Уголовное право и его особенности. Понятие преступления. Виды преступлений. Признаки преступления. Уголовное наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
| Знать основные положения и понятия урока. Уметь работать с текстом, выделять главное, решать ситуационные задачи.
| Работа с текстом, краткий конспект. Тест.
Словарь урока.
| П. 20
|
| 27
| Социальные права.
| 1
| Комбини-
рованный
| Социальные права. Социальная политика государства.
| Знать основные положения урока. Уметь работать с правовыми документами и анализировать их.
| Анализ статей Конституции, решение правовых задач.
Схема «Социальные права граждан РФ»
| П. 21
|
| 28
| Международное гуманитарное право
| 1
| Урок
изучения нового
| Понятие МГП. Основные документы МГП. Комбатанты.
| Знать основные положения и понятия урока. Уметь решать ситуационные задачи.
| Решение задач.
Словарь урока.
| П. 22
|
| 29
| Правовое регулирование в сфере образования
| 1
| Комбини-
рованный
| Законодательство в сфере образования.
| Знать основные права и обязанности гражданина РФ в сфере образования.
| Решение ситуационных задач.
| П. 23
|
| 30
| Роль права в жизни общества и человека.
| 1
| Урок повторения и обобщения
| Основные правовые понятия курса
| Обобщение и систематизация знаний.
| Решение различных заданий
| Повт. Тему «Право»
|
| 31
| Роль права в жизни общества и человека
| 1
| Контрольный урок
|
|
| Контрольная работа
|
|
| 32-33-34-
35
| Человек и различные сферы жизни общества
| 4
| Уроки повторения и обобщения
| Подготовка к итоговой аттестации
| Обобщение и систематизация знаний
|
|
|
| |