Республики Татарстан «Утверждаю»





Скачать 361.05 Kb.
НазваниеРеспублики Татарстан «Утверждаю»
страница1/3
Дата публикации22.09.2014
Размер361.05 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3


Старописьмянская средняя общеобразовательная школа

Лениногорского муниципального района

Республики Татарстан

«Утверждаю» протокол

директор школы заседания педсовета

Чатурова Л.В.

_______ № 2 от 10.09.2010

ПРОГРАММА

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

«Формирование гражданско-правовой культуры –

эффективное средство социализации школьников»
с 2010 уч. г. по 2013 уч.г.

Актуальность проекта программы В современном российском обществе происходят глубокие процессы, направленные на демократическое преобразование в социально-политической и экономических сферах жизни общества. Основная цель этих процессов заключается в формировании правового государства, призванного соблюдать и защищать права и свободу человека и гражданина. Однако, построение цивилизованного общества, опирающегося на верховенство права, невозможно без прочного фундамента, который складывается из развитого правосознания и гражданско-правовой культуры широких масс населения. Все еще актуальными остаются слова выдающегося русского мыслителя, правоведа, философа И.А. Ильина: «Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца». Государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. При этом важным признается «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В силу этого гражданско-правовое воспитание личности относится к числу ключевых проблем не только села, города, региона, но и государства в целом.

             Проблематика проекта программы. В обществе пробуждается практический интерес к гражданским институтам, укрепляется отношение к ним как к механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном мире, они приобретают конкретные черты и значение для каждого. Современная социокультурная ситуация в России такова, что гражданская, правовая позиция не является безусловной ценностью. По мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем гражданского сознания. Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит школе. В «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» подчеркивается, что в современном обществе приоритетными ориентирами для воспитания личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства. Создана и функционирует «Программа по профилактике и предупреждению правонарушений среди подростков». Важное направление этой программы – повышение профилактической роли правового образования, субъектами которого должны активнее становиться дети из так называемой «группы риска». Исходя из социокультурной ситуации, сложившейся в селе, мы определили основную проблему программы, как в направлении реализации задач модернизации российского образования, так и задач, поставленных нашим родительским и ученическим сообществом, так как формирование человека-гражданина, развитие норм правового поведения является одной из задач миссии школы.

           Решение актуальных проблем современного этапа развития российского общества, заключается в «построении правового государства как задачи государства, построение гражданского общества как задачи социального развития, воспитание социально ответственного гражданина как задачи реформирования школьного образования». Все эти вопросы оказываются тесно связанными с обновлением целей, форм и содержания гражданско-правового воспитания и обучения в школе.

            В настоящее время российское образование начинает переориентироваться на формирование у юных граждан России таких качеств, как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. В «Концепции модернизации российского образования» определены  приоритетные направления, среди которых усиление воспитательного потенциала образовательного процесса и организация эффективного гражданского образования.

          Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий развития образования,  при определении основных направлений школьной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений, так как при системном подходе оно способствует воспитанию внутренней свободы личности, участию ее в системе социализации. Осваивая основы гражданско-правовой культуры, ребенок учится самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества.

          В одном из нормативных документов Министерства образования России, «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ» (2003) подчеркивается, что «главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве и гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а так же быть готовым к участию в общественно-политической жизни школы, местных сообществ».  Таким образом, в основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия школьника в жизни школы, общества, социума.

          Под гражданским образованием мы понимаем воспитание Гражданина, который обладает определенными правовыми знаниями, умениями, имеет ценности демократического государства, умеет анализировать, принимать решения, занимает четкую гражданскую позицию.

          Неотъемлемой частью гражданского образования и воспитания является правовое образование, как необходимая и важная составляющая социальной адаптации личности. Право, как ни одно из других явлений общественной жизни, может претендовать на роль «инструмента» гражданского общества и любого гражданина как социального субъекта. Центральной частью гражданских умений и навыков гражданской компетентности являются правовые ценности, правовые умения и навыки: представления о равенстве, свободе, законности, правопорядке. Правовые знания, установки и ценности организуются в систему ценностных ориентаций, которые важны в сфере реализации права. Знание и восприятие (осознание) положительного права молодыми гражданами является несомненным условием их правовой защищенности

При организации гражданско-правового воспитания и обучения основными методологическими принципами являются:

- принцип системности – процесс обучения и воспитания организуется в соответствии с проблемой развития школы; с использованием внутри предметных и межпредметных связей;

- принцип последовательности – работа над реализацией проекта осуществляется в соответствии с планом действий и графиком работы;

-принцип преемственности – содержание программ учебных, элективных курсов, аспектов воспитательной работы определяется для разных возрастов учащихся, развивающих и углубляющих знания, умения, опыт гражданско-правовой культуры;

- принцип непрерывности – воспитание и обучение гражданско-правовой культуры школьников осуществляется поэтапно; этапы должны быть логично взаимосвязаны друг с другом.

           Отличительной особенностью нашего проекта является построение воспитательно-образовательного процесса в виде последовательного осмысления, анализа и принятия решений по наиболее актуальным социально- и политико-правовым проблемам. Позитивные результаты нами отмечены в тех случаях, когда обучение и воспитание осуществляется на материале, близком для учащихся, согласовано с их реальными жизненными проблемами и интересами (например, работа с законодательством по защите прав потребителей, изучение и создание правовой базы деятельности своей школы, класса, «пробы» в проектах социальных практик др.).

           При этом центральным вопросом в реализации программы развития является не расширение и углубление гражданско-правовых знаний, а в первую очередь «культивирование» правового поведения, развитие, выработка прочных правовых традиций, способствующих социализации личности выпускника в современном динамично развивающемся обществе.

     Целью системы гражданско-правового воспитания и образования, по нашему убеждению, является формирование совокупности гражданских свойств личности, к которым  мы относим:

·        Гражданственность – наличие у выпускника системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам.

·        Гражданская активность – накопление опыта реальных социально значимых дел, участия в социальных проектах.

·        Гражданско-правовая компетентность, позволяющая личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы.

     Модель выпускника является конечным продуктом воспитательной и образовательной деятельности и должна представлять собой:

·        гражданина, знающего и уважающего законы России и способного использовать их;

·        личность, способную критически мыслить, искать пути рационального решения, уметь выходить из конфликтных ситуаций, руководствуясь этическими нормами и нормами права;

·        человека коммуникабельного, толерантного, способного адаптироваться к новым жизненным условиям, работать в различных социальных группах.

         Целью экспериментальной работы является  разработка вариантов эффективной системы правового и гражданского воспитания, образования и формирование эффективных форм целенаправленной внеурочной деятельности.

           Для достижения цели исследования, были поставлены следующие

          задачи:

1.     Создание единого гражданско-правового пространства учебно-воспитательного процесса в школе.

2.     Преодоление дискретности подхода к гражданскому, правовому, патриотическому воспитанию, обеспечение единства методологических подходов в работе с педагогами, учащимися, родителями, общественностью.

3.     Выявление взаимосвязи между теорией и практикой гражданско-правового образования, определение наиболее эффективных форм урочной и внеурочной деятельности.

4.     Обеспечение взаимодействия теории гражданско-правового и патриотического обучения, условий для консолидации педагогов-исследователей в разработке новых тематик, программ внеурочной деятельности, тесно связанных с практикой социальной жизни.

5.     Создание в школе клубов, переговорных площадок для творческого сотрудничества со всеми заинтересованными организациями, социальными службами, связанными со школой договорами о сотрудничестве.

Этапы реализации:

  • I этап 2010-2011 учебный год – подготовительный этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность;

  • II этап 2011-2012 учебные годы – основной практический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы и организационной экспериментальной деятельности;

  • III этап 2012-2013 учебный год- обобәаюәе-аналитический этап, включаюәий реализаөи., анализ, обобәение резулҗтатов повседневной работы и организаөионной эксперименталҗной деятелҗности, прогнозирование и конструирование далҗнейших путей развития.

       

          Гражданско-правовое образование и воспитание – это целая система. Для  реализации цели и задач программы развития школы по данной проблематике мы выделяем в учебно-воспитательном процессе следующие блоки:

          Начальная школа, где вводятся микромодули «Государственные символы РФ», «Следопыты РТ», «Дети и закон», «Наследники РТ», в рамках предмета «Окружающий мир», в котором рассматриваются элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, нравственности.

          В основной школе планируется ввести микромодули: «Дух демократии» 5 класс, «Права человека: история, современная практика и

защита» - 6 класс; «Право и политика» - 7 класс; «Толерантность» - 8 класс; «Право и труд» - 9 класс. Названные микромодули позволят сформировать у учащихся достаточно полные представления о правах и обязанностях гражданина, будут способствовать участию личности в решении практических задач разного уровня.

          Все это позволяет выстроить вертикаль гражданско-правовых знаний, которая в состоянии обеспечить формирование устойчивого правосознания, усвоение правовой культуры и воспитание высоких нравственных качеств личности.

            Гражданско-правовое воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств и гражданских ценностей, к которым мы относим:

- самоопределение личности;

- уважение прав и свобод;

- уважение человеческого достоинства;

- уважение к институтам гражданского общества;

- уважение к нормам и правилам современной демократии;

- справедливость;

- равенство человека  перед законом;

- общественное благо;

- уважение к национальным традициям;

- ценность политического многообразия;

- патриотизм;

- готовность к разумному компромиссу;

- толерантность;

- правдивость.

           При организации единого гражданско-правового пространства планируется создать условия для формирования следующих компетентностей:

- Компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина).

- Компетентность в социально-экономической сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере рыночных отношений, трудовом и административном законодательстве, приобретение навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики).

- Компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать и использовать в нужных целях, критически мыслить).

          Целостность гражданско-правового пространства будет обеспечиваться «горизонтальным» направлением, т.е. единством политических, правовых и нравственных идей, проблем, проектов, преемственностью содержания воспитания и образования на каждой ступени школы, а также единством методических подходов.

          Во внеурочной деятельности в области гражданско-правового воспитания нами накоплен значительный опыт. В школе созданы условия для многообразных форм работы, таких как:

·        Клуб «Молодого избирателя»;

·        Консультационный центр учащихся «Мои права»;

·        Клуб интересных встреч (встречи с выпускниками школы, ветеранами школы, ветеранами труда);

·        Тимуровское движение;

·        Акция «Милосердие»;

·        Акция «Служат наши выпускники»;

·        Военно-спортивная игра «Добрые молодцы» «Взятие высоты»;

·        Уроки мужества.

       Реализация выдвинутых целей и задач, в рамках проекта программы развития, предполагает осуществление основных направлений учебной и внеурочной деятельности, в следующих блоках:

   - учебная деятельность;

   - внеурочные формы работы;

   - демократический уклад школьной жизни;

   - взаимодействие с социумом;

   - социальные проекты.

            Учебная деятельность представлена учебными дисциплинами и элективными курсами.

Учебные дисциплины

Уровень

Предметы

Гражданские ориентиры

Начальная школа

Окружающий мир

Знакомство младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, важнейшими событиями истории Российского государства, что способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие своих предков

Русский язык, литературное чтение, ИЗО

Воспитание основ национального самосознания и достоинства, чувства уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и в конечном итоге формируют осознанное чувство патриотизма

Основная и средняя школа

Обществознание

Помощь в успешном ориентировании в социальной реальности, взаимодействии с социальной и природной средой;

Приобретение опыта освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.)

Отечественная и всеобщая история

 Организация систематического и целенаправленного освоения школьниками истории развития прав человека и основных принципов, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека и гражданина

История и обществоведение

Представление о духовном развитии человека, о статусе личности в условиях различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости.

Литература

Источник знаний о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человек и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе; способствует формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.

Английский язык

 Культура других народов, знакомство с опытом становления и развития гражданского общества и демократического государства за рубежом

Предметы естественно-научного цикла

Формирование чувства ответственности за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении глобальных проблем стоящих перед человечеством

Серия уроков гражданско-правового воспитания:

1 класс

Окружающий мир

1. «Я и мой мир» урок-знакомство;

2. «Наша страна – Россия» урок - презентация;

3. «Дом, в котором ты живешь» урок-ролевая игра.

Изобразительное искусство

4. Нарисуй и расскажи «Флаг России»;

5. «Мы граждане России» раскраска

Литературное чтение

6. Речевая разминка «Мы Россияне».

7. «Родной край» урок – беседа.

2 класс

Окружающий мир

  1. Родина – что это значит.

  2. Из истории нашей Родины. Как Русь начиналась.

  3. Мы граждане России.

Изобразительное искусство

  1. Рисование на тему: «Мои друзья на границе»

  2. Рисование с натуры «Цветы нашей Родины»

Технология

6. Народные игрушки.

Литературное чтение

7. Татарская сказка «Три сестры» В.Солоухин «Деревья».

3 класс

Окружающий мир

1. «Где и когда ты живешь?» (Человек – член общества. Россия – наша Родина. Символика России);

2. Красная книга России. (Красная книга России, её значение);

3. «Во что верили славяне»;

4. «Как называли нашу Родину в разные времена».

Изобразительное искусство

«Наследие предков: памятники архитектуры»;

Литературное чтение

1. Басни Эзопа, И.А. Крылова (внутри текстовая мораль в басне);

2. К.Г. Паустовский «Кот – ворюга»;

3. М. Пришвин «Моя Родина».

Русский язык

Изложение с элементами сочинения «Что же дорогое?».

4 класс

1. «Символы российского государства» урок –беседа по предмету Окружающий мир.

2. Урок – диспут по технологии «Что значит быть счастливым в своей стране».

3. Час доверительного разговора на уроке математике «Я человек и гражданин»;

4. Интересные факты из газет и журналов о моей стране «Это интересно»;

5. Доверительная беседа на уроке музыки «Мои мечты, мои желания»

6. Ролевая игра на литературном чтении «Что такое права и свобода»

5 класс

1. «Берегите землю» урок географии;

2. «Практические задачи по математике»

3. «Право в древней Греции» урок истории;

4. «Право в Древнем Риме» урок истории;

5. «Законы царя Хаммурапи» урок истории.

6. Дорожное право. Урок физической культуры

7. «Структура правительства России».

6 класс

1. «Именины государства» - урок географии;

2. «Русская правда» урок истории;

3. Страна и государство. Что общее и отличие;

4. «Решение задач по математике»;

5. «Структура правительства России».

7 класс

1. «Конституция четырёх островов» урок географии;

2. «Домострой» урок истории;

3. «Дом, в котором я живу» урок обществознании;

4. «Права и обязанности» урок обществознании;

5. «Структура правительства России в сравнении с Великобританией» урок английского языка;

6. «Практические занятия по математике».

8 класс

1. Конституция РФ «О природе» урок биологии;

2. «Татарстан: вчера, сегодня, завтра» урок географии;

3. «Права и обязанности граждан при ЧС» серия уроков по ОБЖ;

4. «Структура правительства России в сравнении с Великобританией» урок английского языка;

5. «Практические занятия по математике».

6. «Твои обязанности» правила техники безопасности на уроках химии;

7. «Конституция РФ и РТ. Основные законы нашей жизни» обществознание;

8. «Права и обязанности учащихся на лабораторных работах по физике»

9. Проблема национальных отношений в России» обществознание;

10. «Предпринимательство: дети и бизнес» обществознание;

11. История нашего народа в XIX веке. Урок истории;

9 класс

1. «Твой правовой статус» урок географии;

2. «Решение практических задач по математике»;

3. «Твои обязанности» правила техники безопасности на уроках химии;

4. «Структура правительства России в сравнении с Австралией» урок английского языка;

6. «Гражданское общество и правовое государство» обществознание;

7. «Политический статус личности» обществознание;

8. «Роль права в жизни общества» обществознание;

9. «Революция 1905-1907 гг.» (права и свобода трудящихся) урок истории;

10. «Права и обязанности учащихся на уроке физике»

11 «Сущность сталинизма: исторические предпосылки; политические репрессии» урок истории.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республики Татарстан «Утверждаю» iconО конкурсе "Лучший интернет-сайт в составе Портала Правительства Республики Татарстан"
В целях повышения информационной открытости деятельности Правительства Республики Татарстан и органов исполнительной власти Республики...
Республики Татарстан «Утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Татарстан среди учащихся 1-4 классов общеобразовательных учебных заведений Республики Татарстан (далее – Конкурс) учреждается и проводится...
Республики Татарстан «Утверждаю» iconЗакон республики татарстан о государственных наградах республики...
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Татарстан учреждает государственные награды Республики Татарстан, устанавливает...
Республики Татарстан «Утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерством образования и науки Республики Татарстан и Министерством...
Республики Татарстан «Утверждаю» iconРеспублики татарстан
Заключение на проект закона Республики Татарстан «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на...
Республики Татарстан «Утверждаю» iconРеспублики татарстан пресс-служба
Второй год подряд Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с Управлением Президента Республики Татарстан...
Республики Татарстан «Утверждаю» icon«Одаренные дети» Программа по реализации Закона «О языках народа...
Кадетская школа-интернат открылась 1 сентября 2005 года наПостановлению Кабинета Министров Республики Татарстан №720 от 19. 12. 2000...
Республики Татарстан «Утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30. 06. 2009 n 445 "О стандартах качества государственных...
Республики Татарстан «Утверждаю» iconУважаемый Рустам Нургалиевич!
Думе Федерального Собрания, Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, а также основными...
Республики Татарстан «Утверждаю» iconИ науки республики татарстан институт развития образования республики татарстан
Печатается по решению Ученого совета Института развития образования Республики Татарстан
Республики Татарстан «Утверждаю» iconПояснительная записка Статус документа
Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №443рт от 18....
Республики Татарстан «Утверждаю» iconРабочая программа По музыке для 3 класса Учителя мбоу н. Мактаминская сош №1
Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №44зрт от 18....
Республики Татарстан «Утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №44зрт от 18....
Республики Татарстан «Утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №44зрт от 18....
Республики Татарстан «Утверждаю» iconПостановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа...
Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной...
Республики Татарстан «Утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Республики Татарстан №1502/09 13 августа 2009 года, согласован Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск