Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи





Скачать 72.47 Kb.
НазваниеТема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи
Дата публикации27.09.2014
Размер72.47 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок в 1 классе по курсу «Обучение грамоте»

Учитель Быценко Н.А.

Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи.

Цель:

- ввести понятие о языке как хранящейся в голове у человека сис­теме знаний о том, как строить свою речь;

- познакомить учащихся с основными единицами языка и речи, их иерархией и назначением, смысловыми и формальными призна­ками, по которым их можно узнать и выделить в речи;

- развивать умение членить текст на предложения, предложение на слова, слово - на слоги (ударные и безударные слоги), слог на звуки (гласные и согласные) и отражать это членение графи­чески.

Оборудование: книги для домашнего задания, схема.

Ход учебного занятия:

1. Разминка:

- «скандирование»

Сборник «Домашние задания по русскому языку, 1 класс», лекси­ческий минимум, 1 столбик.

Во - ро - бей, во - ро - на, си - ни - ца, со - ло - вей, со - ро - ка - на - ре - йка.

Какой темой объединены эти слова? (птицы)

- подбор группы родственных слов

Соберите слова «про воробья»

(Воробушек, Воробейчик, воробьиха, воробейник)

2. Объяснение нового материала. Знакомство с основными единицами языка и речи.

• Какое значение имеет слово «язык»?

Для учителя: Ученики могут назвать следующие значения этого слова:!) орган в полости рта; 2) средство общения разных народов (английский, немецкий и т.д.).

Сегодня на уроке мы познакомимся с единицами языка. (Показыва­ем в таблице № 1 данные понятия и просим учеников пальчиком про­вести и прочитать или произнести нужные слова).

• Изобразите жужжание шмеля (ж-ж-ж), шуршание листика (ш-ш-ш). Что вы произносили? (Звуки).

• Звук может обозначать название какого-то явления окружающего нас м ира? (Нет).

• Какими знаками обозначаются эти звуки? (Буквами)

• Буква может обозначать название какого-то явления окружающего нас мира? (Нет).

• Если мы к букве Ш поставим А, что получится? (Ша, слог). ' Слог может обозначать название какого-то явления окружающего нас мира? (Нет).

• Итак, звук, буква и слог не имеют значений.

• Что можно построить из слогов? (Слова).

• Продолжите слог ША так, чтобы получились слова. (Шарик, шапка, шашки, шарфик).

• Слово обозначает название какого-то явления окружающего нас мира? (Да)

• Ребята, как вы думаете, мы сможем сейчас записать целые слова?

• Хотите научиться?

• Назовите любое слово. (Малина).

• Это слово обозначает предмет, признак или действие?

• Из звуков мы строили слоги, из слогов - слова. Что можно постро­ить из слов? (Проблемный вопрос).

• Я учитель. Что я делаю? (Стоите, объясняете, рассказываете и т.д.).

• Это моя —ситуация, мой кусочек мира.

• А вы что делаете? (Ученики сидят, слушают и т. д.).

• Это ваша ситуация, ваш кусочек мира. В речи такие кусочки мира называются предложениями,

• Попробуем записать то, о чём мы сейчас с вами говорили:

Идёт урок. Учитель объясняет. Дети внимательно слушают.

• Что мы построили из предложений? (текст)

• Определите «на слух» количество предложений в тексте (с помо­щью пальчиков учитель показывает, дети повторяют).

Текст. По двору бежал кот. (Пауза). В зубах у кота была птич­ка. (Пауза). Вася отнял птицу и выпустил на волю.

• Как, не умея читать, посчитать количество предложений в данном тексте? (Проблемный вопрос).

Каждому ученику предлагается на листочке текст. Ребята определяют количество предложений «на глаз» по большой букве и точке на конце.

Пример оформления текста, с которым ученики работали на глаз. У забора мальчик увидел щенка._ Собачка дрожала от холода.. Маль­чик принёс её домой

3. Работа по «Азбуке».

4, Инструктаж домашнего задания: 1) работа с лексическим мини­мумом (1 столбик); 2) собери слова «про стол».

Урок русского языка во 2 классе.

Учитель Быценко Н.А.

Тема: Решение правописных задач.

Цель:

• первичная выработка и тренировка произвольной и осознанной устной монологической речи;

• формирование привычки школьников к письму по слуху и к вдумчивой правописной деятельности;

• создание условий для развития словесно-логического мышления на основе проведения тренинга;

• развитие умения производить полный устный правописный ана­лиз записываемого текста.

Ход учебного занятия


Содержание учебного занятия


Методы и приемы


1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания:

морфемный разбор слова

снежинка

морфологический разбор слова солнце

фонетический разбор

вьюга

синтаксический разбор предложения

Поле переливалось разноцветными огоньками, по­тому что солнце поднялось высоко.

3. Разминка

'скандирование

Сборник «Домашние задания по русскому язы­ку. 2 класс», лексический минимум, 18 столбик (за­писать 2-3 слова).

восстановление начальной формы

С ними, яркое, ребенка, отваривает-отварит.

диагностика «на слух»

Снеговик, сушь, блестящий, самолет, Африка, ру­чьи, пальцы. (Назвать исключения: гласные после Ц).

разведи по значению и написанию запевать песню - запивать водой

подбор синонимов

легкий - воздушный, холод - стужа, мерзнуть -зябнуть

подбор антонимов

белый — черный, высокий — низкий

решение орфографически: задач уходил, лесок, подрастает, дубки

синтаксическая разминка

а) Верните предложение с запятыми. Чем они ос­ложнены?

Ты, братец, ступай на речку и опусти хвост в про­рубь. Кажется, я забыл взять учебник.

б) Определить количество ситуаций:

Под окном чирикали воробьи, а кошки грелись на солнышке.

4. Решение правописных задач:

а) решение задач «на слух» выскочишь, появляется, медвежьи

б) решение задач «на глаз» разъяренного

в) «решение связного текста» без праздничной иллюминации

5. Мини-диктант

Я ходил дальше в лесок, где подрастали сосенки и дуб­ки.

6.Взаимопроверка

7. Инструктаж домашнего задания: лексический минимум, столбик №19, все виды разборов.


Анализ результатов са­мостоятельной работы, развитие словесно - ло­гического мышления.


Актуализация знаний, систематизация изучен­ного материала.


Определение орфограмм на слух, развитие орфо­графической •юркости, фонематического слуха


Исследование проблемы:

- анализ слова

- решение проблемы с опорой на алгоритм


Исследовательский ме­тод, опора на алгоритм, развитие умения

уста­навливать причинно-следственные связи.




Урок русского языка в 5 классе

Учитель Морозова Л.Н.

Тема «Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов»
Цели:


  • организовать деятельность школьников по изучению и первичному закреплению правила правописания безударных гласных в окончаниях глаголов;

  • содействовать развитию у учащихся умения использовать метод наблюдения как средства познания и формирования их исследовательской культуры.


I. Проверка домашнего задания
II. Работа с лексическим минимумом.
1. Проскандируйте слова (№ №11,12).

2. Назовите слова с несоответствием звуко-буквенного состава.

3.Найдите слова синонимы.

4.Пропишите слова аллея, аптека, автомобиль, магазин, пассажир.
III. Разминка.


  • Развести по значению и написанию

Сказал Плутон – ведь плут он

  • Подбор родственников

Краткий

  • Определение начальной формы

Отвечает – ответит (определить спряжение), выпавшему птенцу

  • Диагностика

К (о) (л//) (е) кти (в) (ино) пл (а) н (е) тян

  • Определение количества простых предложений в сложном

Между соснами висел прозрачный туман, сверкала роса, воздух был свеж и чист, и Тедди, выйдя из своего ночного пристанища, заковылял дальше на север.

Выделите грамматические основы предложений, указав способы их выражения.

  • Вернуть предложения со знаками

Наш строгий папа, верите ли, любил и умел готовить. Так, например, ни газет, ни книг принести не разрешили.


IV. Объяснение нового материала


  • Определите спряжение и вид глаголов.

Отвечает – ответит

  • Выделите окончание.

  • Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (Всё на –ить, кроме брить, стелить, и 11 глаголов-исключений)

  • Вспомните глаголы-исключения (стр.21 учебника).

  • Какие гласные пишутся в окончаниях глаголов II спряжения (можно понаблюдать по алгоритму)?


V. Первичное закрепление изученного материала, решение правописных задач на правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  • Подобрать к данным глаголам видовую пару, указать их спряжение.

Упускать, отворить, развалить, исполнить, позволять, присесть, держать

  • Поставить глаголы в форму гласных. второго лица, единственного числа. Проговорить « коробочку» гласных.

  • На доске записана пара глаголов (выход (и)м – выйд (е)м. Учитель прорешивает задачи на правописание безударных гласных в данных словах, учащиеся ему активно помогают, следя по алгоритму за ходом рассуждений, «подсказывая» вопросы.

  • Решение задач на стр.45, 1. (Задать вопросы к глаголам, определить вид)

VI. Физкультминутка с глаголами-исключениями.

VII. «Решение связного текста.

Дум шь (об) обж гающ м дыхании сибирск й вьюг

ViiI. Инструктаж домашнего задания:

  1. Проскандируйте слова лексического минимума (№№ 11,12)

  2. Осуществите синтаксический разбор предложений «22, стр.18.

  3. Смеёмся, выходим, перестаёт.

  4. Прорешайте задачи на стр. 45,2, первые три пары слов; стр.44,2, последние выражения.


Администрация школы отмечает, что введение эксперимента даёт позитивные результаты в обучении русскому языку как в начальных классах (учитель Быценко Н.А.), так и в 5-6 классах (учитель Морозова Л.Н.), о чём свидетельствуют итоги промежуточного контроля, зафиксированные в таблице 1 и на диаграмме 1.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи iconКонспект урока русского языка в 5 классе Тема: «О языке глокой куздры и частях речи»
Цель: показать значение образа России в творчестве Блока; дать понятие о своеобразии решения данной темы в лирике поэта
Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать основные функции языка в обществе, о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке...
Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи iconУрок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге"
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от...
Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи iconУрок русского языка 2 класса, блок русского языка «Как устроен наш язык»
Знакомит обучающихся с теоретическими знаниями (понятие «синонимы»). Урок построен на полученных знаниях тем «Значение слова», «Текст»,...
Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Язык и человек. Основные функции языка. Соотношение язык и речь, основные единицы языка
Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи iconТема: Принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса
Цели: вспомнить основные понятия синтаксиса; познакомиться с основными принципами русской пунктуации; научиться производить синтаксический...
Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи icon«Языкознание»
Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры...
Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи iconПрограмма модуля «Лексикология»
Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры...
Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи iconТематическое планирование по русскому языку 5 класс
Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе. Писатели и ученые о богатстве и выразительности...
Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи iconСидоркина Лиана Владимировна Учитель русского языка и литературы...
Цель: сформировать понятие о глаголе как части речи, дать понятие о грамматических категориях глагола
Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи iconКонспект урока по русскому языку для 6 класса Тема: «Основные способы...
Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы говорили о том, что словарный состав языка, или лексика, постоянно изменяется: одни слова постепенно...
Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе. Писатели и ученые о богатстве и выразительности...
Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Языкознание» Заочное...
Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры...
Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи iconИсследование русского языка (на русском языке) 5-11 класс) Тема:...
Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный)....
Тема: Понятие о языке. Основные единицы языка и речи iconПрограмма по русскому языку 11 кл n п/п Система уроков
Цель: дать понятие о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск