Скачать 0.75 Mb.
|
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 72 г. Челябинска РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Методическим советом Заместителем директора по УР Директор школы Протокол №__ _______________ _________В.Г. Терентьева от _____/_____/ 201___г. от _____/_____/ 201___г. _____/_____/ 201___г. Рабочая программа по Социально-бытовой ориентировке 8 класс Cоставитель: Кожунова Н.А., учитель СБО (первая квалификационная категория) г.Челябинск 2011 Рабочая программа включает следующие разделы:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по Социально-бытовой ориентировке . 1. Программ Программа адресована учащимся 8 класса МСКОУ № 72 Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: . 1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010 – Сборник 1., стр.111 - Раздел Социально-бытовая ориентировка, авторы: С.А.Казакова, В.В.Воронкова. 2 Закон РФ «Об образовании» 3 Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. (Утверждено Постановлением правительства РФ от 12.03.97 №288) 4 Приказ Департамента Государственной политики в образовании МОиН РФ от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год». 5 Приказ МОиН Челябинской области от 27.05.2008 года № 02-452 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Челябинской области на 2008-2009 учебный год (для классов С(К)ОУ) 6 «Письмо МОиН Челябинской области от 28.05.2009 № 103/2365 об использовании учебных планов С(К)ОУ I-VIII видов Челябинской области на 2008-2009 учебный год 7 Областной базисный учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Челябинской области VIII вида на 2008-2009 учебный год. (пр. № 02-452 от 27.05.08)
Социально-бытовая ориентировка представляет собой специальные коррекционные занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель: Достижение определенного уровня образованности в соответствии с возможностями ребенка, социальная реабилитация и интеграция в общество. Задачи специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке:
Программа курса «Социально-бытовая ориентировка» специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида составлена С.А.Казаковой и В.В.Воронковой. Программа составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (приложение 1). Материал программы по СБО расположен по принципу усложнения и увеличений объема сведений: строится по концентрическому принципу, ее особенностью является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Учебный материал по годам обучения расположен следующим образом:
Программа по коррекционному курсу СБО состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений. Каждый из 11 разделов программы отслеживается от класса к классу. Последовательность изучения разделов по программе: При составлении тематического планирования по СБО для 8 класса использованы рекомендации «Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование / автор-составитель С.А.Львова. – Волгоград: Учитель, 2011.»
Системный подход к социально-бытовой ориентации учащихся требует начинать работу с первых шагов пребывания ребенка в школе. Все общеобразовательные предметы дают определенный объем знаний и умений, способствуют расширению общего кругозора. Каждый учебный предмет имеет свои связи с курсом социально-бытовой ориентировки. Межпредметные связи коррекционных занятий по СБО с другими дисциплинами учебного плана показаны в приложении 2. Основной формой организации занятий по СБО является урок. Виды уроков по СБО в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида: урок практических работ; урок тренинга знаний, умений и навыков в сюжетно-ролевых играх; урок-экскурсия.
Особое внимание на уроках СБО уделяется использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. На уроках СБО используются разные формы практических работ: коллективные (бригадные) и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя). Запись в тетради определенных правил, зарисовки, упражнения и др. При выполнении практической части программы на уроках постоянно отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, режущим инструментом, навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Наглядным материалом при изучении правил техники безопасности служат плакаты по СБО (приложение 8). При выполнении практических работ учащиеся также приучаются к соблюдению санитарно-гигиенических требований. На уроке практических работ центральное место занимает система упражнений по формированию умений и навыков повседневной жизни. Почти каждый раздел программы требует выполнения практических работ учащихся.
Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую их жизнь. Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения знакомство с различными предметами и явлениями. На уроках СБО проводятся вводные, текущие и итоговые экскурсии. На экскурсию отводится один час учебного времени, если место экскурсии недалеко от школы, либо последний урок и воспитательные часы, если объект находится далеко. По окончании экскурсий проводятся заключительные беседы, материалы экскурсий используются при проведении практических работ, моделировании реальных ситуаций, упражнений (приложение 3).
К одной из организационных форм обучения можно отнести деловую игру (сюжетно-ролевую игру). На уроке-тренинге формируются навыки повседневной жизни в реальных условиях или моделировании реальных ситуаций. В 8 классе используется вариант сюжетно-ролевой игры без разучивания ролей. Сюжетно-ролевые игры проводятся на этапе закрепления пройденного материала, для формирования навыков общения, умения строить свои отношения с другими людьми (приложение 4).
Беседа является одним из основных методов обучения. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения. В начале занятия проводится краткая вводная беседа, в конце – заключительная. Беседа применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, практическими работами.
социально-бытовой ориентировке (использование пословиц, поговорок, загадок).
форм обучения. Выполняя домашнюю работу, дети закрепляют полученные на уроках знания и навыки. В рабочей программе по СБО в 8 классе дано следующее распределение часов по четвертям:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке разработана на основе базисного плана общего образования умственно отсталых... | Рабочая программа Гурьяновой Людмилы Николаевны, учителя I категории... В семьях домашнее хозяйство часто ведется столь плохо, что научиться чему-либо в таких условиях сложно. Л. С. Выготский отмечал:... | ||
Программа по социально-бытовой ориентировке в 10 классе составлена... Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 10-12 классов... | Урока класс : 4б дата: 14 марта 2012 г. Тема : «Одежда» Образовательная: развитие языковой компетенции в социально-бытовой области по теме «Одежда» | ||
Реферат Бытовая химия Целью иследования является : подробное изучение материалов о бытовой химии, что она из себя представляет, а так же информации об... | Реферат Бытовая химия Целью иследования является : подробное изучение материалов о бытовой химии, что она из себя представляет, а так же информации об... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: развитие коммуникативной культуры и социально культурной образованности учащихся, позволяющие участвовать в социально... | Пояснительная записка к рабочей программе по английскому языку для 6 классов Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями... | ||
Конспект урока в 10-м классе. Тема: «Значение спорта в жизни подростка» Цель: развитие коммуникативной культуры и социально-культурной образованности учеников, позволяющих участвовать в социально- бытовой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В процессе формирования социально-бытовой ориентировки умственно отсталых учащихся | ||
Мультимедийное сопровождение уроков социально-бытовой ориентировки... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составитель: Бальцер И. М. учитель социально-бытовой ориентировки, учитель-дефектолог | ||
Контрольные вопросы к теме 1 20 2 Человек как элемент системы «Человек среда» Определение бытовой среды. Основные группы неблагоприятных факторов бытовой среды [5] 42 | Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей... Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных... | ||
Рабочая учебная программа по географии за курс средней (полной) общей... Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных... | Урок социально – бытовой ориентировки для учащихся 2 класса специальной... Давайте вместе со мной повторим волшебные слова, которые будут девизом нашего урока |