«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф»





Название«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф»
страница1/7
Дата публикации12.10.2014
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда РФ»

«Questions of criminal procedure in practice of Constitutional Court of Russian Federation and European Court of Human Rights»


Язык обучения: русский

Трудоемкость: 4 зачетные единицы

Регистрационный номер

рабочей программы:



Санкт-Петербург

2013

Раздел 1. Характеристика, структура и содержание учебной дисциплины
1.1. Цели и результаты изучения дисциплины

Цели изучения дисциплины:

обучение студентов основам международно-правовой и конституционной защиты прав и основных свобод человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства, изучение содержания и сферы применения правовых позиций Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда РФ, сформулированных в отношении защиты прав и основных свобод человека и гражданина, изучение российской и зарубежной правовой доктрины, применительно к проблемам применения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в сфере защиты прав участников уголовно-процессуальной деятельности, изучение особенностей решений по рассматриваемым категориям дел, исследование случаев реагирования законодателя на правовые позиции ЕСПЧ и Конституционного суда РФ.

Результаты изучения дисциплины : формирование у студентов целостного представления о содержании и форме правовых позиций ЕСПЧ и Конституционного Суда РФ в сфере защиты прав и свобод участников уголовно-процессуальных отношений, о содержании действующего международного и федерального законодательства, регулирующего отношения в указанной сфере; развитие умений по составление процессуальных документов, используемых в практике ЕСПЧ и Конституционного Суда РФ, в том числе таких, для составления которых требуется изложение мотивированной и обоснованной правовой позиции в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина с учетом возможных последствий, анализу нестандартных ситуаций и выработке различных вариантов решений; квалифицированному толкованию правовых актов в их взаимосвязи.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

Не требуется
1.3. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины:

1.3.1. Общие компетенции

Выпускник Университета с квалификацией (степенью) «магистр» должен обладать следующими общими компетенциями

ОКМ-1

способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень

ОКМ-2

готов использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач

ОКМ-3

способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению профиля своей профессиональной деятельности

ОКМ-4

готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях

ОКМ-5

готов работать с текстами профессиональной направленности на русском и английском языках

1.3.2. Требования к результатам освоения образовательной программы, предъявляемые в зависимости от особенностей направления подготовки

Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения образовательной программы магистратуры по направлению подготовки:

ПК-1

знает состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере

ПК-2

знает цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе

ПК-3

знает закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и её значение в механизме (системе) правового регулирования

ПК-4

знает состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере

ПК-5

знает соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов

ПК-6

знает методологию получения юридических знаний; философские основы формирования представлений о правовой действительности

ПК-7

знает основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по профилю подготовки

ПК-8

умеет применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики

ПК-9

умеет аргументировать принятие решения, в том числе с учётом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений

ПК-10

умеет анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений

ПК-14

владеет навыками составления письменных документов юридического содержания; разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов

1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися.

1.4.1.По результатам обучения магистр должен знать

- состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере;

- цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе;

- закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования;

- состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере;

- соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов;

- методологию получения юридических знаний;

- философские основы формирования представлений о правовой действительности;

- основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по специализации
1.4.2. По результатам обучения магистр должен уметь:

- применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;

- аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;

- анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

- квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии;

- проводить экспертизу правовых актов, в том числе, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции,

- объяснить действие норм права их адресатам;

– проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;

- самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний.

1.4.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками:

- составления письменных документов юридического содержания;

- разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов;

- устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;

- ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом;

- составления экспертных заключений;

- осуществления разъяснительной и воспитательной работы среди населения по правовым вопросам, в том числе с применением современных интерактивных информационных технологий;

– изучения правовой действительности с помощью научной методологии;

- консультирования граждан по правовым вопросам.
1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебной работы по дисциплине

Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Во-первых, классические лекционные методы - 6 часов; во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий – 16 часов; в-третьих, объем интерактивных занятий – 10 часов; в четвертых, всего аудиторных часов – 32 часа; в-пятых, – контроль за самостоятельной учебной работой студентов - 62 часа.

1.6. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самосто

тельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость
лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

в т.ч. с использованием методических материалов

текущий контроль

промежуточная
аттестация

Очная форма обучения (программы магистратура)

 С1

6

часов

16

часов

2

часа

10

часов

часов

часов

часов

часов

2

часа

62

часов

часов

часов

часов

2

часа

10часов

4

зачётных
единиц

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

сту

ентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студент

в

студентов

студентов

студентов

сту

ентов

ИТОГО:

6

часов

16

часов

2

часа

10

часов

часов

часов

часов

часов

2

часа

62

часов

часов

часов

часов

2

часа

10часов

4

зачётных
единиц


Указываются виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулям и формам обучения в таблице:

Виды, формы и сроки
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

 С1

 Экзамен

 до 26 января

-

-

 

 

 

 

 



1.7. Структура и содержание учебной дисциплины
Тема 1. Значение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров для российского уголовного процесса.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как составная часть правовой системы РФ. Роль международных договоров в защите прав человека и основных свобод. Необходимость совершенствования судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне. Международные обязательства РФ в сфере обеспечения и соблюдения прав человека и гражданина при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.

Классические лекции - 1 час


Тема 2. Правовые позиции ЕСПЧ и Конституционного Суда РФ по проблемам обеспечения права лица на свободу и личную неприкосновенность

Неотчуждаемость права на свободу и личную неприкосновенность: международно-правовые и конституционные гарантии. Основания и порядок задержания лица и заключения его под стражу. Принципы ограничения свободы лица. Законность и обоснованность задержания и содержания под стражей. Правомерность заключения под стражу. Множественность оснований ограничения свободы. Соразмерность ограничения свободы содеянному и учет характеристики личности. Разумный срок предварительного заключения под стражу. Мотивы содержания под стражей. Содержание под стражей лица после его осуждения.

Особенности ограничения свободы несовершеннолетних. Эффективное применение воспитательного режима. Несовершеннолетние как носители прав, гарантированных ЕКПЧ.

Ограничение свободы душевнобольного, помещение в психиатрическую больницу. Помещение в стационар для производства медицинской экспертизы в недобровольном порядке

Законность заключения под стражу в рамках оказания правовой помощи другому государству. Заключение под стражу иностранцев с целью высылки или экстрадиции.

Право задержанного, арестованного знать о причинах ограничения свободы.(право на информацию).

Гарантии, имеющие целью уменьшить риск произвола. Право задержанного или заключенного на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Соответствие национального процессуального права ст. 5 ЕКПЧ.

Органы, уполномоченные проверять законность и обоснованность задержания и содержания под стражей. Право на безотлагательное рассмотрение законности и правомерности заключения под стражу. Цели и природа судебного контроля. Состязательность процесса.

Особые случаи задержания. Право на компенсацию вследствие незаконного задержания или заключения под стражу: условия осуществления. Уважение чести и достоинства, обеспечение надлежащих условий содержания в местах ограничения свободы. Запрещение пыток. Судебный контроль за ограничением права на свободу и личную неприкосновенность. Анализ правовых позиции ЕСПЧ и Конституционного Суда РФ по рассматриваемым вопросам.

Классические лекции –1 час

Семинарские занятия - 4 часа.

1. Международно-правовые обязательства РФ в сфере уголовного судопроизводства.

Задание: подготовка письменных презентаций по вопросам международно-правовых обязательств РФ в сфере уголовного судопроизводства для обсуждения на семинаре. В качестве источников обязательств следует изучить Всеобщую Декларацию прав человека и гражданина, Европейскую Конвенцию по правам человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах и иные международно-правовые акты.

Задачи 1,3 (приложение)

2. Практическое занятие -Проблемы обеспечения права лица на свободу и на личную неприкосновенность (ст.5 ЕКПЧ) и системные нарушения этого права в российском уголовном процессе. - 4 часа (ролевая игра)

Распределение ролей: сторона – заявитель, сторона – ответчик (государство), суд. Сторона-заявитель готовит презентацию своей позиции, в которой должны быть отражены допущенные нарушения и аргументированы требования с указанием конкретных нарушенных норм. Сторона- ответчик готовит презентации с возражением на поданное заявление и аргументирует свою позицию. Задача суда в указанной ситуации состоит в проведении заседания в соответствии с установленным регламентом , процессуальном обеспечении надлежащей правовой процедуры. По окончании заседания суд готовит проект решения. По итогам игры – обсуждение позиций сторон и решений суда . участники излагают свою позицию в письменном виде и сдают до начала занятия преподавателю.

Задание к ролевой игре – см приложение 5 и 6

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф» icon3. Интеграция и ее значение. 6 Некоторые вопросы интеграции/Права мигрантов 7
Миграционная политика в обзоре решений Европейского суда справедливости, Европейского суда по правам человека 8
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф» icon«Процессуальное право» основной образовательной программы высшего профессионального образования
Конституционном Суде РФ и тенденций судебной практики. Изучение правовых позиций Европейского Суда по правам человека и Конституционного...
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф» iconПрактика Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека...
Охватывает как решение существующих проблем, так и отыскание проблем (поиск и задание новых вопросов)
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф» iconСопоставление решений Европейского суда по правам человека и Конституционного...
Организации. Эти принципы применяются как на международном уровне, так и внутри государств. В декларации тысячелетия была подтверждена...
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф» iconАкадемического Международного Института роль европейского суда по правам человека
В системе реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф» iconЕвропейский суд по правам человека бывшая первая секция
Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2006. N с. 4 35
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф» iconРабочая программа дисциплины актуальные вопросы европейского права...
Основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф» iconРабочая программа учебной дисциплины
Конституционного Суда рф, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ в разрешении правовых проблем, возникающих в бюджетной...
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф» iconПравила суда (1 июня 2010 г.) Секретариат европейского суда г. Страсбург...
Суде в отношении тех Высоких Договаривающихся Сторон, которые выразили свое согласие применять на временной основе положения Протокола...
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф» icon«Бюджетное право: проблемы теории и практики»
Конституционного Суда рф, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ в разрешении правовых проблем, возникающих в бюджетной...
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф» icon«Бюджетное право: проблемы теории и практики»
Конституционного Суда рф, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ в разрешении правовых проблем, возникающих в бюджетной...
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф» iconПрецедентный характер решений европейского суда по правам человека...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф» iconПрограмма дисциплины «Решения и правовые позиции Конституционного...
«Решения и правовые позиции Конституционного Суда рф» направлен на углубленное изучении теории и практики судебного конституционного...
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф» iconЮридический институт
Программа предназначена для изучения спецкурса «Реализация решений Европейского Суда по правам человека в уголовном процессе рф»...
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф» iconЮридический институт
Программа предназначена для изучения спецкурса «Реализация решений Европейского Суда по правам человека в уголовном процессе рф»...
«Вопросы уголовного процесса в практике Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда рф» icon«Правовое регулирование нефте- и газоснабжения» «L
РФ, Министерства природных ресурсов и экологии рф; уяснение места и роли судебных актов (Конституционного суда РФ и Высшего арбитражного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск