Скачать 379.34 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогикиКафедра общей и социальной педагогикиСеливанова О.А. Социализация подростка и риски асоциального поведения Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050400.62 Психолого-педагогическое образование, очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2012 Селиванова О.А. Социализация подростка и риски асоциального поведения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050400.62 Психолого-педагогическое образование, очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2012, 25 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Социализация подростка и риски асоциального поведения [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Емельянова И.Н, профессор, д.п.н.© Тюменский государственный университет, 2012. © Селиванова О.А., 2012. Оглавление
Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины – изучение процесса социализации подростка и специфики коррекционно-профилактической деятельности в сфере рисков асоциального поведения, сопровождающих данный процесс. Задачи: 1. Создание условий для приобретения знаний по социально-педагогической девиантологии как отрасли гуманитарного знания, ее объекте и предмете исследования и основных категориях (не ниже уровня государственного стандарта). 2. Создание условий для приобретения знаний для осмысления значения социально-педагогического взаимодействия в практической деятельности и жизни каждого человека. 3. Актуализация междисциплинарных знаний в области философии, педагогики, социологии, психологии, позволяющих раскрыть сущность понятия «риски асоциального поведения» 4. Овладение умениями научного анализа рисков асоциального поведения в социуме, теоретической аргументацией выбора технологического обеспечения процесса социально-педагогической коррекции; 5.Раскрытие специфики профилактической и реабилитационной деятельности в области предотвращения рисков асоциального поведения ребенка; овладение основными методами и формами профилактической и реабилитационной деятельности в данной области;
Дисциплина относится к циклу Б.3 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ. Дисциплины по выбору. Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору студента). Таблица 1 Взаимосвязь с предшествующими дисциплинами ООП
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями: Общекультурные компетенции: владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5); Общепрофессиональные компетенции: готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
причинно-следственные связи формирования и проявления асоциального поведения; типологию основных рисков асоциального поведения, модели и подходы профилактики и коррекции в области преодоления асоциального поведения;
диагностировать различные уровни и формы девиантного поведения человека планировать деятельность по профилактике и коррекции различных вариантов девиантного поведения
Семестр 5 . Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа (16 - лекций, 16 - практических, 40 - самостоятельной работы). Таблица 2 Тематический план
Таблица 3 Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 4 Планирование самостоятельной работы студентов
с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами Таблица 5
Модуль 1. Социализация подростка Тема 1.1. Социализация подростка: история понятия, теории и подходы, структура явления Социализация как контекст социального воспитания: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. Принципы, содержание, методика социального воспитания в воспитательных организациях (быта, жизнедеятельности и взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов) Основные понятия: Социализация, десоциализация, асоциальное поведение, социальное воспитание, риски асоциального поведения. Тема 1.2. Детерминация десоциализации: характеристика объективных факторов Противоречия социально-экономического и политического развития как источник социальных отклонений и девиантного поведения. Психотравмирующие факторы, влияющие на возникновение реакций дезадаптации в детском и подростковом возрасте. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей. Теоретические аспекты посттравматического стресса. Эмпирические модели посттравматического стресса. Основные понятия: семья в трудной жизненной и экстремальной ситуации, семейный стресс, психотравмы у детей, фактор риска, условия риска, ситуация риска, риски , связанные с выполнением какой-либо задачи, риски, связанные с социальным воздействием, риски, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности, риски , вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи Тема 1.3. Детерминация десоциализации: характеристика субъективных факторов Основные проблемы неблагополучного детства и виды травматизации ребенка. Статус личности и его влияние на социальное поведение. Основные понятия: Социальное поведение, социальный статус, вид травматизации, социально-психологическая проблема. Модуль 2 Классификация рисков асоциального поведения Тема 2.1. Задержки психического развития и умственная отсталость в детском и подростковом возрасте Задержка темпа психического развития как обратимое состояние недоразвития психики. Основные причины задержек психического развития. Основные варианты задержек психического развития (ЗПР): ЗПР конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм); инфантильность психики, типа телосложения, детской пластичности моторики. ЗПР соматогенного происхождения: хроническая физическая и психическая астенизация как фактор, тормозящий развитие активных форм деятельности. ЗПР психогенного происхождения, социальный генез данной аномалии, роль психотравмирующих факторов, эмоциональной и сенсорной депривации. ЗПР церебрально-органического генеза: причины - патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы. Основные понятия: Задержка темпа психического развития, гармонический психический и психофизический инфантилизм, инфантильность психики, эмоциональная и сенсорная депривация Тема 2.2. Нарушения нервно-психического развития как основная причина формирования поведенческих девиаций Причины формирования поведенческих девиаций в детском и подростковом возрасте: наследственные конституциональные особенности, нервно-психические нарушения, возрастные психологические проблемы, неадекватные социальные воздействия. Не скомпенсированные своевременно нарушения нервно-психического развития как основная причина. Социум как пусковой фактор реализации предрасположенности к девиантным формам поведения. Классификация девиантных форм поведения в зависимости от степени выраженности поведенческих нарушений. Классификации девиантных форм поведения по содержанию. Делинквентное поведение, аддиктивное поведение, психопатологическое поведение, патопсихологическое поведение, аномальное поведение на базе гиперспособностей. Основные понятия: Нервно-психические нарушения, психопатологическое поведение, патопсихологическое поведение, аномальное поведение на базе гиперспособностей. Тема 2.3. Формы патологии влечений Проблемы формирования патологических зависимостей. Критерии нормы и патологии влечений. Аномалии (стигмы) сферы влечений, спектра психических реакций, поведенческие и личностные отклонения, способствующие формированию патологических зависимостей. Общие факторы риска: органические нарушения деятельности центральной нервной системы, аномалии взаимоотношений в системе “мать-дитя”, проблемы адаптации к образовательным учреждениям в связи с нормативностью нервно-психического развития. Сенсорная депривация как самостоятельный фактор риска, эффект сенсорной депривации как следствие нервно- психических расстройств. Употребление психоактивных веществ как способ компенсации проблем развития. Основные понятия: Аномалии (стигмы) сферы влечений, эффект сенсорной депривации , аномалии спектра психических реакций. Модуль 3 Технологии реабилитации лиц с асоциальными формами поведения Тема 3.1. Характеристика методик диагностики уровней, форм и видов рисков асоциального поведения Проблема диагностики в науке и практике. Структурный и содержательный подходы к анализу рисков. Основные этапы методики диагностики вариантов рисков асоциального поведения. Основные группы критериев, характеристика которых является индикатором риска асоциального поведения. Перечень психологических и социально-педагогических методик диагностики рисков асоциального поведеия. Основные понятия: методика диагностики рисков асоциального поведения, критерии диагностики рисков асоциального поведения , показатели диагностики рисков асоциального поведения. Тема 3.2. Основные подходы к осуществлению профилактической и коррекционной деятельности в области рисков асоциального поведения. Основные подходы, направления и формы профилактической и коррекционной деятельности в области рисков асоциального поведения. Стратегии коррекционного вмешательства при различных видах рисков асоциального поведения. Становление и развитие современной системы и инфраструктуры социально-профилактической деятельности в отношении рисков асоциального поведения. Основные понятия: первичная, вторичная, третичная, общая и специальная профилактика, коррекция в области рисков асоциального поведения. Тема 3.3. Способы и методы профилактики и коррекции различных рисков асоциального поведения Основные формы профилактической работы. Определение стратегии индивидуального психологического сопровождения (психокоррекции)взрослых и детей в кризисном состоянии. Учет структуры эмоционального и интеллектуального дефекта при коррекции ЗПР. Основные подходы в коррекции и психотерапии патологических привычных действий. Особенности работы специалиста с данной категорией детей и подростков. Своеобразие методов психотерапевтического и коррекционного воздействия. Основные понятия: динамичность коррекционных, реабилитационных и профилактических мероприятий, непрерывность реабилитационных мероприятий, цикличность реабилитационных мероприятий, дискретность реабилитационных мероприятий. 5. Темы практических занятий с методическими рекомендациями В рамках данного курса тематика семинарских занятий соответствует тематике лекционных. На семинарских занятиях проводится последовательное обсуждение в минигруппах следующих фильмов, предварительно просмотренных студентами в ходе самостоятельной подготовки к семинару (см. таблицу № 6): Таблица 6 Программа практических занятий
Содержание обсуждения на семинарах соответствует проблематике лекционных занятий. Студентам предлагается в процессе подготовки к семинару самостоятельно изучить видеопроизведение в контексте знаний, полученных на соответствующей лекции. На семинаре в процессе микрогрупповой работы (3-5 человек) студенты готовят развернутое сообщение по теме лекции на основе материала фильма и выступают с ним. 6.Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 6.1. Задания для самостоятельной работы студентов: |
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Физика» Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов физических специальностей.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения направления 221400. 62 «Управление качеством»... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов Краснова Т. В. Семейное право. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» О. И. Девяткова Бизнес- планирование пректа: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности. Тюмень:... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки Бардасов С. А. Эконометрика (продвинутый курс). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной формы... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность» очной и заочной... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс предназначен для первого и второго курса обучения английскому языку для студентов направления 010800.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032001. 65 «Документоведение и документационное обеспечение... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности030301. 65 «Психология»,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Матвеева Н. П. Археология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030400. 62 «История» очной формы... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Васильева И. В. Экспресс-психологическая помощь в кризисных ситуациях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030200.... | ||
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления «Сервис» Третьякова Реклама и маркетинг предприятий сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100... |