Всеобщая конфедерация профсоюзов





НазваниеВсеобщая конфедерация профсоюзов
страница1/11
Дата публикации13.12.2014
Размер1.24 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Общественная организация
ВСЕОБЩАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ


международное профсоюзное объединение
(ВКП)

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


27 октября 2011 г.






8-4

Москва

О пенсионных реформах в странах СНГ: результаты и перспективы. Об итогах проведения в 2010-2011 гг. в государствах Содружества солидарной профсоюзной акции под девизом «За достойную пенсию»


Исполком ВКП отмечает, что достойное пенсионное обеспечение граждан – одна из важных задач профсоюзов Содружества. Сегодня численность пенсионеров по всем видам пенсионного обеспечения составляет более 64 млн. человек или примерно 23% общей численности населения, поэтому эти вопросы требуют особого внимания со стороны ВКП и ее членских организаций.

В государствах Содружества на протяжении двадцати лет проводится реформирование пенсионного обеспечения, практически всеми странами решен один из сложных вопросов – законодательное введение страховых платежей для финансирования пенсионных систем.

В ходе проведения в 2010-2011 гг. в странах СНГ акции под девизом «За достойную пенсию» профсоюзы, руководствуясь солидарной позицией, используя различные формы своего участия и влияния, последовательно и целенаправленно добивались от органов государственной власти, объединений работодателей стран Содружества конкретных мер по повышению уровня пенсионного обеспечения.

Сам факт проведения акции во многом способствовал усилению внимания органов законодательной, исполнительной власти и управления к положению пенсионеров. Под воздействием профсоюзов стала проводиться индексация пенсий, увеличены размеры минимальной пенсии. За прошедшие годы и за семь месяцев 2011 г. наиболее высокие показатели минимального размера пенсии по возрасту были достигнуты в России, Азербайджане, Беларуси и Казахстане. За последние годы отмечается рост среднего размера пенсии в России, Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане, Молдове.

В ряде государств Содружества стала возрастать доля расходов ВВП на выплаты населению пенсий и пособий (Армения, Россия, Кыргызстан, Таджикистан).

Вместе с тем трудовые пенсии в большинстве стран СНГ растут крайне медленно, что не обеспечивает достойные условия жизни гражданам старшего поколения и ставят пенсионеров на грань нищеты – по своему материальному положению пенсионеры являются наиболее малообеспеченной и беднейшей категорией населения.

До настоящего времени уровень замещения трудовой пенсией утраченного заработка гораздо ниже, чем в экономически развитых странах. Ни одно из государств Содружества не ратифицировало Конвенцию МОТ № 102, устанавливающую уровень замещения не ниже 40% утраченного дохода.

Крайне медленно восстанавливаются права отдельных категорий работников различных отраслей на досрочный выход на пенсию ранее установленных для них соответствующим законодательством.

Исполком ВКП постановляет:

1. Одобрить доклад «Пенсионные реформы в странах СНГ: результаты и перспективы. Итоги проведения в 2010-2011 гг. в государствах Содружества солидарной профсоюзной акции под девизом «За достойную пенсию» (прилагается).

2. Направить доклад главам правительств СНГ, в Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Межпарламентскую Ассамблею Евразийского экономического сообщества, Международную организацию труда, Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Международную Ассоциацию социального обеспечения, а также в членские организации ВКП.

3. Поддержать предложение, высказанное членскими организациями ВКП, о целесообразности продолжить в 2012-2014 гг. проведение солидарной профсоюзной акции под девизом «За достойную пенсию» ставя задачу – достижения размера пенсии не ниже 40% утраченного дохода.

4. Рекомендовать объединениям профсоюзов независимых государств и международным отраслевым объединениям профсоюзов при работе с органами законодательной, исполнительной власти и управления государств Содружества, социальными партнерами всех уровней последовательно и целенаправленно добиваться создания необходимых условий для нормального функционирования пенсионных систем через:

  • восстановление и развитие производств;

  • обеспечение занятости населения;

  • повышение уровня и легализация заработной платы;

  • достижение устойчивости пенсионных систем, опережающего роста размеров пенсии по сравнению с уровнем инфляции и повышением заработной платы;

  • включение вопросов пенсионного обеспечения трудящихся в генеральные отраслевые соглашения, коллективные договоры;

  • принятие дополнительных мер для улучшения условий жизни пенсионеров в виде доплат к пенсиям до уровня не ниже прожиточного минимума, постоянных и единовременных выплат, компенсаций и льгот;

  • регулирование вопросов демографического развития с помощью долгосрочных государственных программ в области доходов; повышение качества жизни, здоровья населения.

5. ВКП и членским организациям:

- добиваться от соответствующих межгосударственных и государственных органов стран Содружества обязательной ратификации основополагающей Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»;

- обобщать и распространять практику и опыт работы профсоюзных организаций по вопросам пенсионного обеспечения, расширения занятости граждан, легализации и повышения заработной платы, обеспечения работодателями уплаты страховых взносов своевременно и в полном размере.

6. Центру общественных связей ВКП обеспечить регулярную публикацию в информационных изданиях материалов членских организаций о ходе проведения солидарной профсоюзной акции под девизом «За достойную пенсию», а также об опыте работы профсоюзов по вопросам пенсионного обеспечения.

Президент ВКП М.В. Шмаков
Общественная организация

ВСЕОБЩАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ

Международное профсоюзное объединение

(ВКП)

ДОКЛАД

ПЕНСИОННЫЕ РЕФОРМЫ В СТРАНАХ

СНГ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ В 2010-2011гг. В ГОСУДАРСТВАХ

СОДРУЖЕСТВА СОЛИДАРНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ

АКЦИИ ПОД ДЕВИЗОМ «ЗА ДОСТОЙНУЮ ПЕНСИЮ»

2011 год


Содержание





Введение……………………………………………………………………….…

3



Общественные преобразования в странах СНГ и их влияние на состояние пенсионных систем…………………………………………………………...….

5



Содержание и результаты пенсионных реформ в странах СНГ………..…….

9



Состояние пенсионного обеспечения и особенности проведения пенсионных реформ в странах СНГ…………………………………………….

13



Перспективы и альтернативные варианты проведения пенсионных реформ в странах СНГ………………………………………………………………………

26



Опыт проведения пенсионных реформ в индустриально развитых странах…

28



Работа профсоюзов государств Содружества в области пенсионного обеспечения. Итоги проведения в 2010-2011 гг. солидарной профсоюзной акции под девизом «За достойную пенсию»…………………………………..

31



Выводы и предложения…………………………………………………………

51




Приложения………………………………………………………………………

54


Введение

Создание в начале ХХ века гражданского института пенсионного обеспечения относится к важнейшим социальным достижениям человечества. Во всех индустриально развитых странах с помощью формирования пенсионного страхования и государственного социального обеспечения была решена задача по материальному обеспечению пожилых людей и тем самым были предоставлены более широкие возможности для полноценной жизни населения старшего возраста.

В СССР пенсионное обеспечение было организовано на основе государственного регулирования трудовой деятельности, включая заработную плату, предусматривающего практически полную занятость экономически активного населения и неуклонное соблюдение государственными предприятиями и колхозами налоговой и финансовой дисциплины. Основным источником финансов проведения пенсионной системы служил государственный бюджет. Это были идеальные условия для функционирования пенсионного обеспечения, позволяющие обеспечивать приемлемые по размеру пенсии подавляющему числу пенсионеров.

Основными причинами, потребовавшими коренной модернизации всех базовых институтов и механизмов системы государственного социального обеспечения пожилых граждан являются:

Первая - предопределившая большинство других необходимых преобразований в пенсионной сфере - изменение общественного политического строя на пространстве бывшего Советского Союза, приведшего к принципиально новым трудовым, экономическим, социальным, организационным и финансовым условиям, обеспечивающим функционирование пенсионных систем, но при существенном уменьшение возможностей их финансирования со стороны государства.

Вторая - деиндустриализация экономик большинства стран СНГ. Последствиями этого стало уменьшение удельного веса штатных работников государственных предприятий в общей численности экономически активного населения, а также трансформация трудовых отношений. Это вызвало существенное ограничение возможностей по влиянию государства на хозяйствующие субъекты. В итоге все это потребовало замены государственного социального обеспечения, как основного пенсионного института, на институты обязательного и добровольного пенсионного страхования наемных работников, охватывающие своим влиянием намного меньшее число работающих лиц.

Третья и четвертая причины, вызвавшие необходимость проведения пенсионных реформ, связаны с новыми глобальными вызовами в трудовой сфере и демографии. Они сократили продолжительность постоянного найма, что привело к сокращению численности работающих и повышению пенсионной нагрузки на них.

В этой связи в странах СНГ на протяжении последних двух десятилетий, по мере формирования рыночных отношений, на первый план в социальной государственной политике все более настойчиво выходит задача создания современных пенсионных институтов.

Общая проблема всех стран Содружества – это поиски ответа на вопрос: как добиться долгосрочного и адекватного финансирования своих пенсионных систем в меняющемся мире труда, в условиях долгосрочной тенденции демографического старения населения и сокращения численности рабочей силы.

Освещению выше названных вопросов, а также деятельности профсоюзов в этих условиях посвящен доклад, в котором сделан анализ состояния пенсионного обеспечения в современных условиях, показана реальная динамика происходящих в обществе изменений и раскрывается суть задач, стоящих перед правительствами, работодателями и профсоюзами государств Содружества в средне- и долгосрочной перспективе, решение которых позволит сформировать высокоэффективные и надежные национальные системы пенсионного обеспечения.

Доклад содержит материалы и аналитические данные по вопросам пенсионного обеспечения, полученные от объединений профсоюзов независимых государств и международных отраслевых объединений профсоюзов, представивших в ВКП информации «О состоянии пенсионного обеспечения трудящихся и населения, а также о ходе солидарной профсоюзной акции под девизом «За достойную пенсию».

При подготовке доклада использованы данные Межгосударственного статистического комитета СНГ, Международной ассоциации пенсионных социальных фондов СНГ и стран Балтии, Международной ассоциации социального обеспечения и другие источники.

Консультантами при аналитической работе по подготовке доклада были ведущие ученые, специалисты научно-исследовательского института труда и социального страхования Минздравсоцразвития Российской Федерации.

1. Общественные преобразования в странах СНГ и их влияние
на состояние пенсионных систем


Переход стран СНГ к рыночной экономике вызвал необходимость коренного преобразования всех базовых институтов и механизмов действующих до этого системы государственного социального обеспечения пожилых граждан. Советская патерналистская идеология пенсионного обеспечения, базировавшаяся на принципах «алиментарности» (бесплатности) и финансирования за счет общественных фондов потребления, была отвергнута. Взамен был взят курс на формирование институтов рыночной экономики, основанных на применении принципов обязательного и добровольного пенсионного страхования.

В тоже время, необходимые экономические и социальные предпосылки, для решения столь масштабной задачи, отсутствовали. Более того, разрушение единого экономического, социального и бюджетного пространства республик бывшего СССР, возникновение таких кризисных явлений, как деиндустриализация их экономик, появление теневого рынка труда, значительной по масштабу безработицы и неполной занятости, привели к падению реального объема ВВП, уменьшению (в разы) экономических и финансовых возможностей пенсионного обеспечения, сокращению удельного веса наемных работников в общей численности экономически активного населения, вызвали деградацию социальной инфраструктуры.

Поэтому на протяжении последнего десятилетия ХХ века в странах СНГ в числе ключевых задач, требующих своего немедленного решения, стояла задача безотлагательного поиска финансовых ресурсов для выплаты пенсий и пособий, покупательная способность которых, в условиях высокой и сверхвысокой инфляции, резко снизилась.

В этих непростых условиях страны СНГ решали две группы задач:

- обеспечения выплат пенсий в пределах наличных финансовых ресурсов и постепенного повышения их размеров;

- создания условий для проведения преобразований пенсионных систем, путем разграничения их правового и экономического пространства по источникам доходов, формирования современной инфраструктуры учета пенсионных прав и обеспечения контроля за выплатами пенсий, законодательного введения страховых взносов и создания тем самым предпосылок для введения механизмов обязательного и добровольного пенсионного страхования.

Общественно-политические, социально-экономические возможности в странах СНГ, необходимые для функционирования пенсионных систем и проведения пенсионных реформ, существенно отличались, что и объясняет различные сценарии и темпы их проведения. Так, для большинства стран СНГ на первом «постсоциалистическом» этапе общественных преобразований – периоде 1990-х годов, с характерным для него глубоким экономическим и социальным кризисом, когда доходы большей его части упали в 3-5 раз, - стояла задача элементарного выживания населения, что диктовало необходимость привлечения хоть каких-либо ресурсов для финансирования пенсионных систем.

По мере преодоления экономического спада большинство стран СНГ, начали проводить пенсионные реформы и стали создавать экономические и социальные предпосылки для формирования новых пенсионных институтов.

В наиболее обобщенном виде можно выделить следующие направления государственной политики по вопросу пенсионных реформ в странах СНГ:

- сохранение существующих пенсионных систем, основанных на солидарных принципах перераспределения финансовых ресурсов между поколениями работающих и пенсионеров, использование оправдавшей себя практики государственного управления пенсионными системами, а также формирование новой инфраструктуры учета пенсионных прав, что открывает возможности для активного применения новых страховых механизмов – Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан;

- реализация широкомасштабных преобразований пенсионных систем с целью внедрения в их правовое пространство страховых механизмов, включающих индивидуальный учет пенсионных прав (их персонификацию) и применение принципиально новых пенсионных институтов, организованных на принципах условно-накопительных счетов, накопительных пенсий и негосударственного пенсионного страхования – Беларусь, Казахстан, Россия, Украина.

Результатом преобразований пенсионных систем стран СНГ на протяжении 20-летнего периода является три их важные характеристики.

Первая из них состоит в частичном, все еще не полном восстановлении уровня пенсий с позиции их покупательной способности по сравнению с советским периодом 1980-1990-х годов (см. Табл. 1).

Таблица 1.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всеобщая конфедерация профсоюзов iconВсеобщая конфедерация профсоюзов
Об опыте работы членских организаций ВКП с молодежью и задачах по ее совершенствованию
Всеобщая конфедерация профсоюзов iconВсеобщая конфедерация профсоюзов
О состоянии охраны труда в государствах – участниках Содружества Независимых Государств
Всеобщая конфедерация профсоюзов iconВсеобщая конфедерация профсоюзов
В государствах-участниках содружества независимых государств и предложения по улучшению экологической обстановки
Всеобщая конфедерация профсоюзов iconВсеобщая конфедерация профсоюзов
Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ к ратификации по инициативе вкп, Исполнительный комитет ВКП отмечает, что за...
Всеобщая конфедерация профсоюзов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В федерации действуют более 5 тыс первичных профсоюзных организаций, которые объединяют 830 тыс членов профсоюзов 25-ти общероссийских...
Всеобщая конфедерация профсоюзов iconПрофсоюзный урок Мы – будущие студенты. Цели и задачи студенческих...
Цель урока: познакомить учащихся с возможностями студенческих профсоюзов России, целями и задачами студенческих профсоюзов, сформировать...
Всеобщая конфедерация профсоюзов iconПлан работы Объединения организаций профсоюзов кбр на первое полугодие 2014 года
«Об итогах работы Объединения организаций профсоюзов кбр (фп кбр) за 2013 год и задачах на 2014год»
Всеобщая конфедерация профсоюзов icon«Организационное укрепление отраслевого профсоюза», отметили важность...
Рф и Беларуси, который был заключен в июне 2006 года. Договор реализовывался как на уровне центральных комитетов, так и на уровне...
Всеобщая конфедерация профсоюзов iconИнформация о ходе реализации Московского трехстороннего соглашения...
Объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей по итогам 2010 года
Всеобщая конфедерация профсоюзов iconОбразовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального...
Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «академия труда и социальных отношений»
Всеобщая конфедерация профсоюзов iconРабочая программа по курсу Всеобщая история 11 класс Курс «Всеобщая история»
...
Всеобщая конфедерация профсоюзов iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Всеобщая конфедерация профсоюзов iconПоурочное планирование тем в 5 классе Всеобщая история Древнего мира
...
Всеобщая конфедерация профсоюзов iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Всеобщая конфедерация профсоюзов iconАлексашкина Л. Н. Всеобщая история. 10 класс
Алексашкина Л. Н. Всеобщая история, Андреев И. Л., Данилевский И,Н, Левандовский А. А. История России
Всеобщая конфедерация профсоюзов iconЗагладин Н. В., Загладина Х. Т. Программа и тематическое планирование...
Программы курса и тематического планирования к учебнику «Всеобщая история. 10 класс», общеобразовательной школы, М., «Русское слово».,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск