Скачать 204.46 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора – начальник управления по научной работе _______________________ /Г.Ф. Ромашкина/ __________ _____________ 2011 г. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы ___________________________/ А.А. Дмитриев/ «10» июня 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры Дефектологии, (10.06.2011 г., протокол №15) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 11 стр. Зав. кафедрой __________________________/ А.А. Дмитриев/ «10» июня 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИПиП (дата, номер протокола) Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМК _____________________/ А.В. Арефьева/ «_____»___________2011 г. «СОГЛАСОВАНО» Нач. отдела аспирантуры и докторантуры_____________________/ М.Р. Сорокина/ «_____»___________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ДЕФЕКТОЛОГИИ ДМИТРИЕВ АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13.00.03 Коррекционная педагогика (олигофренопедагогика, логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика) очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Дмитриев А.А. Специальная психология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 11 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Специальная психология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой Дефектологии. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: зав.кафедрой Дефектологии,д.пед.н., профессор Дмитриев А.А.© Тюменский государственный университет, 2011. © Дмитриев А.А., 2011.
Цель дисциплины – формирование научно-исследовательских компетенций аспирантов, расширение их методологического кругозора, овладение современными методами исследований. Основные задачи дисциплины:
Для освоения дисциплины «Специальная психология» аспиранты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения курсов «Педагогика», «Психология». Освоение данного курса является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Специальная педагогика», «Технологии диагностики и коррекции речевых нарушений», «Технологии коррекционно-оздоровительной работы в специальном образовании», а также дисциплин по выбору аспиранта.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Тема 1. Задачи, методы специальной психологии, дефект и компенсация, теории компенсации, Л.С. Выготский о дефекте и компенсации, внутрисистемная и межсистемная компенсация. Опорные слова: психологическая структура дефекта, первичные отклонения, вторичные отклонения, сохранные функции, аномальное развитие, компенсация. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка. Компенсация - возмещение, развитие нарушенных функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных. Проблема психологической структуры дефекта. Первичный дефект и вторичные отклонения. Сложность структуры аномального развития: - первичный дефект, вызванный биологическим фактором, и вторичные нарушения, обусловленные первичным дефектом в процессе последующего аномального развития (интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта; - органического поражения головного мозга, ведёт к вторичным нарушениям высших познавательных процессов, к вторичному недоразвитию психических свойств личности). Взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Влияние первичного дефекта на вторичные, отклонения. Воздействие вторичных симптомов на первичный фактор. Влияние коррекционно-педагогического воздействия на вторичные отклонения в развитии аномального ребёнка. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Тема 2. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями, роль биологических и социальных факторов в психическом развитии. Опорные слова: общие закономерности, процесс развития ребёнка, развитие психики, ведущая деятельность, биологические и социальные факторы. Общие закономерности психического развития ребёнка. Биологизаторское и социологизаторское понимание процесса развития ребёнка. Роль обучения и воспитания в развитии психики детей. Понятие ведущей деятельности. Игра, учение и труд в разные периоды жизни ребёнка. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка. Природные задатки, внешнее окружение, присвоение социальных норм и культуры. Тема 3. Компенсация и коррекция, социальная адаптация, ведущая роль обучения в развитии аномальных детей. Опорные слова: компенсация, адаптация, дезадаптированные дети. Этапы компенсаторных процессов. Внутрисистемная и межсистемная перестройка нарушенных функций. Уровни компенсаторных процессов. Копинг - стратегии. Адаптационные процессы. Обучение как ведущий вид деятельности аномальных детей. Включение аномального ребёнка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду в соответствии с психофизическими возможностями. Тема 4. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии. Опорные слова: психологическая диагностика, принципы, психологический диагноз. Общие основы психологической диагностики детей с отклонениями в развитии. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии: принцип комплексности, принцип целостности психолого-педагогического обследования; изучение в процессе ведущей деятельности и др. Психологический диагноз, его виды. Выделение важнейших элементов структуры нарушенного развития. Психологическое заключение. Формулировка выводов и рекомендации.
Тема 1. Задачи специальной психологии. Методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С.Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. 1. Задачи и методы исследования в специальной психологии. 2. Проблема психологической структуры дефекта. 3. Первичный дефект и вторичные отклонения. 4. Сложность структуры аномального развития. 5. Взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Тема 2. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии.
Тема 3: Компенсация и коррекция, социальная адаптация, ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.
Тема 4. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.
Требования к оформлению рефератов и эссе: 10-12 страниц, 14-й шрифт, 30 строк на странице. Реферат или контрольная работа должны иметь: план, список литературы (не менее трех источников). В содержании работы отражаются введение, основная часть, заключение или выводы. Примерные темы контрольных работ, рефератов и эссе:
Деловая игра по теме № 1: Задачи специальной психологии. Методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С.Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Метод проектов. Проект по теме № 2: Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии. Круглый стол по теме № 3: Компенсация и коррекция, социальная адаптация, ведущая роль обучения в развитии аномальных детей. Электронный вариант проекта по теме № 4: Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.
9.1. Основная литература:
9.2. Дополнительная литература: 1. Верхотурова, Н.Ю. Перспективы социально-ролевого взаимодействия в коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушение интеллектуального развития // Индивидуально-личностное развитие детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста: мат. XII Всерос. научн.-практ. конф. педагогов, психологов (15-17 февраля 2010 г.): в 2 т. Т. 1. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2010. С 225-232. 2. Поливара З. В. Специальная психология: учеб. Пособие / З. В. Поливара; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - 256 с.; 20 см. - Библиогр. в конце гл. 3. Соловьева, С.В. Некоторые аспекты проектирования индивидуальных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ / С.В. Соловьева. – Екатеринбург, 2010.
- Мультимедийная аудитория
Раздаточный материал (бланки, анкеты, тесты и т.п.) для студентов. |