Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности





Скачать 237.54 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности
Дата публикации21.01.2015
Размер237.54 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Математика > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ТЕОРИИ РИСКОВ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности

05.13.18 – математическое моделирование, численные методы и комплексы программ очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Авторы работы _____________________________/А.Г. Хохлов/

_____________________________/Н.Л. Кузнецова/



«03»06 2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры МАиТФ

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 15 стр.

И.О. Зав. кафедрой ______________________________/ А.Г. Хохлов /

«03»06 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ «28» 06 2011г., протокол №4

Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/И.Н. Глухих/

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_____________М.Р. Сорокина

«______»_____________2011 г.

2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра математического анализа и теории функций



А. Г. Хохлов

Н. Л. Кузнецова
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ТЕОРИИ РИСКОВ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 05.13.18 – математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011 А.Г. Хохлов, Н.Л. Кузнецова, Математические модели теории рисков. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 05.13.18 – математическое моделирование, численные методы и комплексы программ очной и заочной форм обучения Тюмень, 2011, 15 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Математические модели теории рисков [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой Математического анализа и теории функций.

Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: И.О. заведующего кафедрой МАиТФ,


Кандидат физ.-мат. наук, доцент Хохлов А.Г.



© Тюменский государственный университет, 2011.

© А.Г.Хохлов, Н.Л. Кузнецова, 2011.



  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Теория рисков» является ознакомление аспирантов с природой и содержанием понятий «неопределенность» и «риск», основными принципами и методами оценивания риска, принятия решений при неопределенности, моделирования систем в условиях неопределенности и риска.

Задачи дисциплины:

  • дать определения ключевых понятий "неопределенность" и "риск", раскрыть различные аспекты усиления неопределенности и полезности риска в современных условиях хозяйствования;

  • выделить критерии классификации рисков и охарактеризовать виды рисков в соответствии с выделенными критериями;

  • ознакомить с теоретическими основами исследования рисков;

  • охарактеризовать традиционные и современные методы исследования рисков, методы количественной оценки рисков;

  • ознакомить с основными аксиомами и элементами современной теорией рисков и существующими концепциями риска;

  • представить порядок проведения исследования рисков;

  • охарактеризовать ценность информации в рисковых ситуациях и выборе управленческих решений;

  • охарактеризовать критерии выбора в рисковых ситуациях;

  • изучить методы моделирования рисковых ситуаций и обоснования решений.




    1. Место дисциплины в структуре ООП.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям аспиранта формируются в результате изучения следующих дисциплин:

  • Математический анализ;

  • Информатика;

  • Экономическая теория;

  • Теория вероятностей;

  • Менеджмент;

  • Статистика;

  • Методы оптимальных решений.




    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурными (ОК):

  • способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно обучаться новым методам исследования (ОК-1);

  • способен управлять знаниями в условиях формирования и развития информационного общества: анализировать, синтезировать и критически резюмировать и представлять информацию (ОК-6);

  • профессиональными (ПК):

  • способен на практике применять новые научные принципы и методы исследований. (ПК-3);

  • способен ставить и решать прикладные задачи в условиях неопределенности и определять методы и средства их эффективного решения (ПК-7);

  • способен проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований (ПК-8);

  • способен проводить анализ экономической эффективности ИС, оценивать проектные затраты и риски (ПК-10);

  • способен выбирать методологию и технологию проектирования ИС с учетом проектных рисков (ПК-11);

  • способен анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования (ПК-12);

  • способен принимать эффективные проектные решения в условиях неопределенности и риска (ПК-18).




  1. Трудоемкость дисциплины.

Семестр 5. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов (из них 26 часов самостоятельной работы). 2 контрольные работы и реферат.


  1. Тематический план.

Таблица 1

Тематический план




Тема

Всего часов

виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

из из них в интерактивной форме

Формы контроля

лекции

лабораторные занятия

самостоятельная работа*

1

2

3

4

6

7

8

1

Анализ риска.

7

2

5

1

Контрольная работа

2

Сопоставление разных способов измерения риска.

7

2

5

1

3

Управление риском.

9

3

6

1

4

Коллективные решения.

6,5

1,5

5

1

Контрольная работа

5

Финансовые инструменты.

6,5

1,5

5

1




Итого:

36

10

26

5

зачет




из них часов в интерактивной форме







5








Таблица2

Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Анализ риска

Подготовка к занятиям. Выполнение заданий практики. Подготовка к контрольной работе.

Изучение литературы и ресурсов Интернета

5

2

Сопоставление разных способов измерения риска

5

3

Управление риском

6

4

Коллективные решения

Написание и защита реферата

Подготовка к контрольной работе

5

5

Финансовые инструменты

Подготовка к занятиям. Выполнение заданий практики. Подготовка к контрольной работе

Подготовка к контрольной работе

5




ИТОГО:







26




  1. Содержание дисциплины.

Тема 1. Анализ риска.

    1. Типы риска.

    2. Особая сложность задач анализа риска.

    3. Измерение риска: а) инженерный подход, б) модельный подход, в) восприятие риска.

Тема 2. Сопоставление разных способов измерения риска.

2.1. Установление стандартов.

2.2. Человеко-машинное взаимодействие.

2.3. Риск катастрофических событий как независимый критерий.

2.4. Распределение с «тяжелыми хвостами».

2.5. Аверсы и их анализ.

Тема 3. Управление риском.

3.1. Критерии.

3.2. Особенности задач выбора с точки зрения теории принятия решений.

3.3. Анализ вариантов.

3.4. Конструирование нового варианта.

Тема 4. Коллективные решения.

4.1. Парадокс Кондорсе.

4.2. Метод Борда.

4.3. Правило большинства голосов.

4.4. Аксиомы Эрроу.

4.5. Теорема невозможности и реальная жизнь.

4.6. Принятие коллективных решений в малых группах.

Тема 5. Финансовые инструменты.

5.1. Оптимальность по Парето.

5.2. Производные финансовых инструментов.


  1. Планы семинарских занятий.

Тема 1. Анализ риска.

    1. Типы риска.

    2. Особая сложность задач анализа риска.

    3. Измерение риска: а) инженерный подход, б) модельный подход, в) восприятие риска.

Тема 2. Сопоставление разных способов измерения риска.

2.1. Установление стандартов.

2.2. Человеко-машинное взаимодействие.

2.3. Риск катастрофических событий как независимый критерий.

2.4. Распределение с «тяжелыми хвостами».

2.5. Аверсы и их анализ.

Тема 3. Управление риском.

3.1. Критерии.

3.2. Особенности задач выбора с точки зрения теории принятия решений.

3.3. Анализ вариантов.

3.4. Конструирование нового варианта.

Тема 4. Коллективные решения.

4.1. Парадокс Кондорсе.

4.2. Метод Борда.

4.3. Правило большинства голосов.

4.4. Аксиомы Эрроу.

4.5. Теорема невозможности и реальная жизнь.

4.6. Принятие коллективных решений в малых группах.

Тема 5. Финансовые инструменты.

5.1. Оптимальность по Парето.

5.2. Производные финансовых инструментов.


  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа аспирантов включает подготовку к практическим занятиям, изучение специальной литературы, выполнение заданий для самостоятельной работы студентов, решение тестов и др.

Задания для самостоятельной работы выполняются аспирантом в письменном виде. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение и презентацию полученных результатов на практических занятиях. Работа выполняется с использованием текстового редактора, электронных таблиц и программ подготовки и проведения презентаций в электронном виде из состава пакета Microsoft Office (MS Word, MS Excel, MS PowerPoint) или аналогичного им по характеристикам программного обеспечения.

При необходимости в процессе работы над заданием аспирант может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Промежуточный и текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе учебного процесса на практических занятиях, при проведении индивидуальных консультаций, а также по итогам выполнения самостоятельных работ.

  1. При изучении дисциплины используются сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности аспирантов для достижения запланированных результатов обучения и формирования заявленных компетенций.

Лекционные занятия проводятся с использованием наглядных пособий и раздаточных материалов. Целью лекций является изложение теоретического материала и иллюстрация его примерами и задачами.

При проведении практических занятий используются индивидуальные и групповые формы работы; работа в малых группах; выполнение заданий в паре; взаимопроверка выполненных задач. Во время лекционных занятий ведется активный диалог со слушателями, используется проблемное изложение материала.

Принципами организации учебного процесса являются: активное участие слушателей в учебном процессе; проведение практических занятий, определяющих приобретение навыков решения практических задач; приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям.

7.1 Примерные задания контрольных работ:

1. Пациенты поступают в отделение скорой помощи крупной городской центральной больницы со следующей интенсивностью:

Время между моментами прибытия

последовательных пациентов (мин.): 2 4 6 8 10 12 14

Процент прибытий: 5 10 12 23 27 16 7

В последние три месяца проводился анализ времени, которое необходимо на обслуживание одного пациента. Обслуживание включает первичный опрос пациента, короткое обследование, диагноз возможного заболевания и переадресовку для прохождения дальнейшего лечения. Далее пациента обычно перемещают в отдел рентгенологии или сканирования, или же в другое отделение больницы для постановки точного диагноза и оказания специализированной помощи. На начальном этапе работы с пациентом обычно задействуется младший врач, и далее в таблице дано время обслуживания пациентов согласно проведенному наблюдению:

Время обслуживания (мин): 10 12 14 16 18 20 22

Процент пациентов: 15 21 19 17 15 9 4

(i) Смоделируйте прибытие первых пятнадцати пациентов в отделение скорой помощи при условии, что имеется только один дежурный доктор, занимающейся их приемом на первом этапе. Прокомментируйте данную ситуацию с точки зрения предоставляемого обслуживания.

(ii) При условии, что имеется два дежурных врача, воспроизведите модель для пятнадцати пациентов и определите среднее время ожидания и среднюю длину очереди.

(iii) Если поставить дополнительно еще одного дежурного врача, то повлияет ли это существенным образом на ситуацию с обслуживанием?

2. На производственной линии изготавливаются готовые изделия, при этом их выпуск в час составляет:

Количество изделий,

производимых в час: 25 26 27 28 29 30 31

Процент часов: 5 12 21 19 17 14 12

Далее готовые изделия поштучно перемещают в зону ожидания, где их складируют штабелями перед отправкой. Каждые четыре часа партия из 100 изделий отправляется на центральный склад, который находится в другом месте на территории завода.

(i) Смоделируйте поступление и транспортировку этих изделий на отрезке 6 20 часов. В качестве условия вводится наличие 50 изделий в зоне ожидания на начало моделирования. Определите количество изделий в зоне ожидания в конце каждого часа, а также среднее количество изделий, находящихся там.

(ii) Повторите моделирование, но при условии, что партии из 100 изделий отправляются на центральный склад по мере их формирования. Отправка менее ста изделий за один раз не считается необходимой. Как это влияет на среднее количество изделий в зоне ожидания? Кроме того, повлияет ли серьезным образом такой новый подход на частоту перевозок изделий на склад?

3. На центральном складе крупного образовательного учреждения хранятся различные канцелярские принадлежности, предназначенные для различных факультетов и отделов и представляемые последним по их заявкам. Часто требуются три наименования: бумага для принтера, бумага для ксерокса и пленка для проектора. Эти наименования хранятся в отдельном складском помещении, которое более приспособлено для раздачи. Заявки поступают на этот склад по телефону, и при наличии заказанные материалы немедленно отправляются по назначению. Далее в таблице приведена интенсивность поступления заявок:

Время между двумя последовательными

звонками (мин): 4 5 6 7 .8 9 10

Процент звонков 13 7 10 25 23 17 5

По каждому из звонков запрашивается только одно наименование. Далее в таблице показан процент звонков по каждому наименованию:

Наименование: бумага для принтера бумага для ксерокса пленка для проектора

Процент звонков: 25 55 20

Смоделируйте поступление следующих двадцати звонков с учетом следующей информации:

(i) Текущий уровень запасов материалов:

Наименование: бумага для принтера бумага для ксерокса пленка для проектора

Количество 30 40 10

(i) При заказе обычно отправляется партия из 5 единиц каждого наименования в адрес соответствующего отдела. Если запасов не имеется в таком количестве, то отправляются остатки.

(iii) Каждые полчаса автоматизированная система управления запасами проверяет уровень запасов по каждому наименованию и отправляет заявку на центральный склад, когда уровень запасов становится меньше 10 единиц. Заказываются следующие размеры партий:

Наименование: бумага для принтера бумага для ксерокса пленка для проектора

Размер партии 80 120 40

(iv) Заказанные материалы обычно доставляются в течение четырех часов с момента заказа.

Смоделируйте средний уровень запасов по каждому наименованию на складе, а также зафиксируйте все случаи отсутствия материалов при поступлении заявок факультетов и отделов, так что их невозможно исполнить немедленно.

4. Владелец средних размеров магазина по продаже одежды в розницу пересматривает политику размещения заказов на одну из моделей джинсов. Недельный спрос на джинсы «Релис-супер» распределяется, как это показано в таблице ниже:

Недельный спрос: 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34

Процент недель: 15 35 25 15 10

(i) Смоделируйте спрос на отрезке в 15 недель и оцените средний недельный спрос (для целей этого моделирования возьмите срединные значения из каждого диапазона).

(ii) Определите средний недельный доход и средние недельные затраты на основании значений, полученных при моделировании согласно п. (i), и с учетом следующих данных:

Розничная цена пары джинсов — 40 ф. ст.

Цепа приобретения — 25 ф. ст. за пару.

Размер партии — 50 пар джинсов.

Затраты на размещение заказа — 40 пар.

Точка заказа — 40 пар.

Цикл заказа — 2 недели.

Затраты на хранение — 2 ф. ст. на 1 пару.

Исходный уровень запасов — 90 пар.

Потери вследствие дефицита— 10 ф. ст. на 1 пару.

(iii) Повторите моделирование при условии, что цикл заказа непостоянен и распределяется следующим образом:

Цикл заказа (число недель): 1 2 3 4

Процент заказов: 20 45 30 5

(iv) Подумайте, как моделирование можно использовать для определения оптимального

размера заказа с целью максимизации прибыли.

5. Компания «Кноплер Инк» из Сан-Диего создала простую модель для оценки дневной выручки от реализации конкретного товара, исходя из цены за единицу этого товара. При цене за единицу товара (Р) в промежутке от 20 долл. до 100 долл. дневная выручка от реализации (S) рассчитывается как:

S=6000 – 20P + V

Значение V — непредсказуемые колебания, которые в целом нормально распределены со средним 0 и среднеквадратическим отклонением 1000 долл.

(i) При цене за единицу 50 долл. смоделируйте дневную выручку от реализации данного товара на отрезке в 15 дней. По этой модели определите среднюю выручку от реализации данного товара за указанный период.

(ii) Возьмите другое значение цены за единицу товара, переделайте модель и рассмотрите, как это скажется на выручке от реализации па отрезке в 15 дней.

6. На производственной линии табачной фабрики «Кристофер Форд», расположенной в Батон-Руж (Луизиана), инспекцией по проверке качества было установлено, что вес партии из 200 сигарет нормально распределен со средним 100 г и среднеквадратическим отклонением 1.2 г. Партии из 200 сигарет, вес которых менее 98.5 г, бракуются и пускаются на переработку. Смоделируйте производство первых 20 партий из 200 сигарет и зафиксируйте, какие партии бракуются. Сколько партий заобраковано при этом моделировании? Проанализируйте другие стратегии по контролю за качеством, в частности выбраковка партий весом менее 99.5 г или более 101 г. Как это повлияет на количество брака? Сравните ваши результаты с ожидаемым количеством брака по методу нормального распределения вероятностей.

7. Компания «Арсенал», имеет складское помещение, где хранятся наиболее популярные персональные компьютеры и периферия.

Компания испытала трудности, связанные с возникновением дефицита и невозможностью удовлетворить требования клиентов. На этом неустойчивом и сильно конкурентном рынке требования клиентов, которые не могут быть удовлетворены немедленно, часто теряются и отходят другим поставщикам. Поэтому важно иметь в запасе наиболее популярные модели с тем, чтобы можно было немедленно удовлетворить потребности покупателей.

Рассмотрим вопросы, связанные с хранением компьютера. Цена приобретения компьютера составляет 500 ф. ст., а «Арсенал» реализует ее клиентам по базовой цене 700 ф. ст. и получаст прибыль в сумме 200 ф. ст. с одного компьютера. За прошлый год недельный объем продаж компьютера распределился следующим образом:

Недельный объем продаж: 1 2 3 4 5 6

Процент: 5 10 20 30 25 10

С учетом административных и транспортных расходов было установлено, что эффективно заказывать компьютеры у производителя партиями по 10 штук. Затраты на размещение заказа составляют 60 ф. ст. в виде административных издержек, а также расходов на упаковку и транспортировку. Компания заказывает новую партию компьютеров, когда уровень запасов достигает отметки 8 или менее единиц. Уровень запасов проверяется в начале каждой недели. Цикл заказа составляет три недели. То есть заказ, размещенный в первую неделю, обязательно попадает в запасы в начале 4-й недели. Затраты на хранение составляют 10 ф. ст. на компьютер в неделю.

Смоделируйте спрос на этот товар на отрезке в 12 недель при условии, что в начале первой недели в запасах имелось 12 компьютеров, а также определите по этому периоду следующее:

(i) общее количество проданных компьютеров;

(ii) количество потерь требований по причине дефицита (считайте, что если требование невозможно удовлетворить немедленно, то оно теряется);

(iii) общую выручку от реализации;

(iv) среднюю недельную прибыль.

Прокомментируйте эту политику размещения заказов и сравните ее с другой, при условии, что точка заказа составит 12 компьютеров.

8. (D) На производственной линии изготавливаются бутылки и покупаются партиям ПО 1000 штук. Произведенные партии немедленно перемещаются на склад и поступают туда со следующей интенсивностью:

Интервал (мин): 2 4 6 8 10 12

Процент: 5 10 15 28 26 16

Грузовики регулярно прибывают на склад и разгружаются партиями с одной точки. Далее в таблице дано время, которое уходит на разгрузку одного грузовика:

Время разгрузки (мин) 10 12 14 16 18 20

Процент: 30 35 20 8 5 2

(i) Смоделируйте прибытие и разгрузку первых пятнадцати партий на складе.

Прокомментируйте ситуацию. Каково среднее количество партий, ожидающих разгрузки на складе?

(ii) При условии того, что имеется две точки разгрузки, то есть два грузовика могут разгружаться одновременно, смоделируйте эту ситуацию и определите среднее количество партий, ожидающих разгрузки. Достаточно ли двух точек разгрузки, чтобы справиться с потоком выпускаемой продукции? Если нет, то как вы определите, сколько точек разгрузки необходимо?

9. (I) Запросы клиентов поступают на центральный пульт компании «U-tel» со следующей интенсивностью:

Время между звонками (мин): 1 2 3 4 5 6 7

Процент звонков: 12 15 21 25 18 5 4

Смоделируйте первые двадцать телефонных звонков на «U-tel» и зафиксируйте время ожидания для звонящих в разные отделы при условии, что в каждом отделе на запросы отвечает только один сотрудник. Каково среднее количество звонящих, ожидающих помощи от отделов?

7.2 Темы докладов, рефератов, исследовательских работ:

  1. Роль математических методов исследования в научно-техническом прогрессе.

  2. Математические методы планирования эксперимента -эффективный инструмент исследования.

  3. Организационно-экономические и социально-психологические механизмы самоторможения развития науки

  4. Методы и возможности наукометрии как инструмента управления научно-техническим прогрессом.

  5. Методы принятия решений, позволяющих повысить экономическую эффективность управления научно-техническим прогрессом.

  6. Проблема устойчивости выводов (по отношению к малым отношениям исходных данных и субъективным «оцифровкам» качественных оценок) при решении стратегического менеджмента.

  7. Методы построения суммарной оценки проекта по оценкам отдельных факторов.

  8. Способы выбора весовых коэффициентов в задачах стратегического менеджмента.

  9. Сравнение таких характеристик финансовых потоков инвестиционных проектов, как чистая текущая стоимость и рентабельность.

  10. Методы разработки процедур применения экспертных оценок при сравнении эффективности инвестиционных проектов.

  11. Эконометрические методы в информационных системах.

  12. Роль Интернета и корпоративных компьютерных сетей в управлении предприятием.

  13. Теория измерений как научная дисциплина, посвященная гомоморфизмом эмпирических систем с отношениями в числовые.

  14. Законы больших чисел в пространствах произвольной природы, в том числе в дискретных пространствах.

  15. Оптимизационные постановки в вероятностно-статистических задачах принятия решений.

  16. классическая математическая статистика как предельный случай статистики интервальных данных.

  17. теория нечеткости и интервальная математика.

  18. Взаимосвязь теории нечеткости и теории вероятностей.

  19. Изменение роли государства в экономике за последние 20 лет и последствия этих изменений для принятия управленческих решений.

  20. Классификация постановок задач деномиозации в теории и практике принятия решений.

  21. Использование весовых коэффициентов в задачах принятия решений.

  22. Проблема агрегирования значений единичных показателей при принятии решений.

  23. Классификация оптимизационных задач принятия решений.

  24. Многокритериальные задачи принятия решений: различные методы свертки критериев.

  25. Моделирование и экспертные оценки при принятии решений.

  26. Интерактивные системы принятия решений.

  27. Методы учета неопределенностей при принятии оптимальных решений: вероятностные модели, теория нечеткости, интервальная математика.

  28. Имитационное моделирование и метод статистических испытаний.

  29. Методы теории игр (теория конфликтов), роль информации и равновесия по Нэшу в теории принятия решений.

  30. Информационные технологии поддержки принятия решений.

  31. Роль экспертных оценок в менеджменте. Организация различных видов экспертных исследований.

  32. Классификация математических моделей принятия решений.

  33. Соотношение словесных и математических моделей.

  34. Средние величины для основных характеристик (смертности, рождаемости, продолжительности жизни в демографических моделях).

  35. Математическое моделирование и «математическая экономика».

  36. Роль нечисловых переменных в современных моделях принятия решений.

  37. Использование модели межотраслевого баланса В. Леонтьева при планировании.

  38. Отражение возможностей управления государственными расходами и налогами в макроэкономических моделях.

  39. Место математической теории планирования эксперимента при использовании имитационных экономических моделей.

  40. Соотношение экономической теории и эконометрики при построении экономико-математических моделей с целью принятия решений.

  41. Экономико-математическое моделирование работы промышленного предприятия.

  42. Применение теории массового обслуживания при моделировании работы организаций сферы массовых услуг (телефонных сетей, магазинов и т.д.)

  43. Эконометрическая и экономико-математическая поддержка работы малого предприятия.

  44. Специфика решения задачи оптимизации при анализе классической модели работы склада.

  45. Современная логистика в системе организационно-экономических методов управления организацией.

  46. Комплексные системы управления качеством продукции и международные стандарты ИСО (International Standardization Organization - Международная организация по стандартизации сокращенно ISO, по-русски ИСО)

  47. Взаимосвязь технического уровня, качеств и конкурентоспособности продукции.

  48. Различные варианты взаимодействия поставщика и потребителя в связи с системой принятия решений о качестве продукции.

  49. Экономическая эффективность усеченных планов статистического приемного контроля.

  50. Специфика решения задачи оптимизации при анализе классической модели работы склада.




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

8.1. Основная литература:

1. Галиц Л. Финансовая инженерия: инструменты и способы управления финансовым риском. – М.: ТВП, 1998.

2. Мельников А.В. Риск-менеджмент: стохастический анализ рисков в экономике финансов и страхования. – М.: Анкил, 2003.

3. Фалин Г.И., Фалин А.И. Теория риска для актуариев в задачах. – М.: Мир, 2004.
8.2. Дополнительная литература:

1. Рэдхэд К, Хьюс С. Управление финансовыми рисками. – М.: ИНФРА-М, 1996.

2. Поджиновский В.В. количественная важность критериев // Автоматика и телемеханика, 2000, №5.

3. Кини Р.Л., Райфа Х. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. – М.: Радио и связь, 1981.

4. Гюйбо Д.Т. Теория общего интереса и логическая проблема агрегирования // Математические методы в социальных науках. Под. ред. П. Лазернсфельда, Н. Генри. – М.: Прогресс, 1973.

4. Фалин Г.И. Математический анализ рисков в страховании. – М.: Российский юридический издательский дом, 1994.
8.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. http://risktheory.ru – Сайт Новоселова А.А., СФУ, Институт математики СФУ

2. http://www.gks.ru - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

3. http://mech/math/msu/su/probab/staff/stumets/youagre - Тутубалин В.Н. Вероятностная и финансовая математика: Новые теоретические и прикладные возможности, 2002.


  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Для изучения учебной дисциплины необходимо:

1) для проведения лекций и практических занятий - аудитория, оборудованная мультимедийными средствами (персональный компьютер, проектор, экран);

2) для самостоятельной работы аспирантов и подготовки занятий преподавателям - персональные компьютеры с установленным пакетом офисных программ и доступом в сеть Интернет.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 09. 00. 05 этика

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности iconКафедры
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 01. 02. 05


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск