Скачать 356.27 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогикикафедра музыкального образованияГолубева Н.В. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ АСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов ОДО специальности 050601.65 «Музыкальное образование» Тюменский государственный университет 2013 Голубева Н.В. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ АСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов ОДО специальности 050601.65 «Музыкальное образование», Тюмень, 2013, 22 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по специальности. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ АСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой музыкального образования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:И.о. заведующего кафедрой Дьяченко И.Ю.© Тюменский государственный университет, 2013. © Голубева Н.В., 2013. Пояснительная записка Последнее десятилетие отмечено многочисленными и многообразными инициативами государства по решению задач охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения, реализуемыми на всех уровнях, в том числе в образовании. К сожалению, для современной системы образования характерна тенденция ухудшения состояния здоровья значительной части детей. Школа рассматривается как экзогенный фактор, негативно влияющий на их здоровье. Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО выявили школьные факторы риска, ими являются: интенсификация учебного процесса, стрессовая педагогическая тактика, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, нерациональная организация учебной деятельности, функциональная неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья, отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Эта проблема многократно увеличивает необходимость поиска оптимальных форм организации педагогической среды, способствующей сохранению здоровья детей и препятствующей приобретению ими разного рода заболеваний, нарушений развития. Анализ научных исследований в области педагогики, психологии, музыкальной психологии (Выготский Л.С., Теплов Б.М., Назайкинский Е.В., Медушевский В.В., Готсдинер А.Л., Голубева Н.В. и др.) свидетельствует о возможности активного воздействия музыки на процесс сохранения здоровья, на оптимизацию общего развития, формирование интеллектуальных и творческих способностей детей. В последние годы возрос интерес к лечебно-педагогическому и коррекционно-развивающему аспектам метода элементарного музицирования. Проведенные исследования показали, что элементарное музицирование несет в себе коррекционно-развивающий, здоровьесохраняющий эффект, влияя на эмоциональную, речевую, двигательную сферы. Ритмическая основа музицирования с ее эмоционально-художественной направленностью, отвечает активно-двигательной природе ребенка, привлекает его, а интегративная направленность метода расширяет художественный кругозор, стимулирует интеллектуальное и социальное созревание ребенка. Его интерес к музыкальной деятельности обусловлен творчески поиском, добыванием знаний путем самообнаружения их при взаимодействии всех участников творческого процесса. Важно, что в коллективной деятельности реализуются творческие возможности каждого ребенка, независимо от уровня его способностей, развития, состояния здоровья и т.п. Т.о., социальная значимость охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения, его полноценного, творческого развития позволила нам предложить в качестве одного из решений обозначенной проблемы, данную программу. Она адресуется студентам музыкально-педагогических высших учебных заведений. Работа имеет необходимый теоретический, методический и практический материал, раскрывающий своеобразие и уникальность музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста с ослабленным здоровьем. Основное место отведено художественным здоровьесберегающим методам и приемам. Показана роль и влияние элементарного музицирования на формирование личности ребенка, его гармоничное развитие. Предложены пути творческого подхода педагога к реализации программы в условиях современных образовательных учреждений разного профиля. Курс призван помочь студентам в формировании их профессиональной компетентности и подготовке к самостоятельной деятельности. В рамках данного курса раскрываются цели, задачи, сущность метода элементарного музицирования, как средства сохранения здоровья учащихся, возможности его применения на уроке музыки и во внеурочной деятельности. В курсе рассматриваются варианты адаптаций метода элементарного музицирования к различным направлениям педагогической деятельности: игровому, учебному, исполнительскому, а также коррекционно-развивающему и здоровьесберегающему. Изучается международный опыт метода элементарного музицирования, как средства психокоррекции, психотерапии, музыкотерапии. Изучение курса базируется на знаниях, приобретенных на теоретических и исполнительских дисциплинах, используются навыки полученные в процессе практического овладения дисциплинами «Класс дополнительного музыкального инструмента (блокфлейта), раздела «Игра на элементарных музыкальных инструментах и музыкально-пластическая деятельность» курса «Музыкально-педагогические практикумы». Курс идёт параллельно с предметом «Элементарное музицирование на уроке музыки» или по выбору «Частные методики музыкального образования», являющимися базовыми для данного. Курс относится к разделу «Дисциплины и курсы по выбору» компонента «Общепрофессиональные дисциплины» учебного плана специальности (ГОС 2005 г.) Цель курса: Сформировать у студентов компетентность в применении здоровьесберегающих методов и приемов на основе метода элементарного музицирования, позволяющую самосовершенствоваться в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся, привития им навыков здорового образа жизни. Задачи курса:
Трудоёмкость дисциплины Трудоемкость дисциплины: всего 38 часов, из них 17 ч. – лекционных, 21 ч. – на самостоятельную работу студентов в 6 семестре. Таблица 1
|
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное... | ||
Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное... | Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное... | ||
Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное... | Министерство образования и науки федеральное государственное бюджетное... | ||
Методические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа учебной практики министерство образования и науки российской... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Приложение г силлабус (памятка) Министерство образования и науки РФ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение впо | Министерство образования и науки Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа дисциплины Факультет Министерство Образования и Науки Российской Федерации Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение | Методические указания для обучающихся по специальности Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение | ||
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |