Скачать 0.51 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Институт политики, права и социального развития Кафедра теории и истории государства и права Утверждаю зав.кафедрой теории и истории государства и права С.А. Комаров Решение заседания кафедры Протокол № __ «___» ___________2011 г. Рабочая программа модуля Б3.КВ10 «Проблемы теории государства и права» Направление: 030900.62 Юриспруденция Профиль: гражданско-правовой Кафедра: Теории и истории государства и права Составители: старший преподаватель кафедры Д.С. Вербин Москва, 2011
Теория государства и права – важнейшая юридическая дисциплина, с которой начинается знакомство студентов с правоведением. Она же подводит итог юридического образования, суммируя и обобщая те знания, которые получены в ходе освоения студентами отраслевых и специальных юридических дисциплин на современной общетеоретической и методологической основе, а также ознакомление студентов-выпускников с новейшими политико-правовыми тенденциями современного мира. В соответствии с целью спецкурса «Проблемы теории государства и права» его задачами являются: - дать целостное представление о политико-правовых тенденциях в современном мире; - ознакомить студентов с новейшими политико-правовыми теориями; - показать роль и значение общетеоретических и методологических положений для отраслевых юридических дисциплин; - в качестве вспомогательной (прикладной) задачи предполагается подготовка студентов-выпускников к государственной аттестации. Специфика настоящего спецкурса состоит в том, что теория государства и права является не только пропедевтической дисциплиной, являющейся введением в отраслевые юридические науки, но и общетеоретической и методологической их основой. Осмысление же этих вопросов возможно только после изучения всей юридической проблематики. Поэтому спецкурс «Проблемы теории государства и права» подводят итог с общетеоретических и методологических позиций всему юридическому образованию. Основные цели и задачи курса ЦЕЛЬ: формирование у студента следующей компетенции: во-первых, подведение теоретического итога всему предшествующему обучению, возвращение студентов от отраслевых дисциплин к цельной картине юридической действительности. во-вторых, дисциплина помогает увидеть значение общетеоретических знаний для практики юридической деятельности. Настоящая дисциплина представляет собой систему специальных проблем общей теории государства и права как фундаментальной науки, имеющей методологическое значение для всех отраслей знаний о государстве и праве, оказывающей непосредственное влияние на совершенствование практики организации и деятельности государственно-правового строительства в целом. ЗАДАЧИ: - дать целостное представление о политико-правовых тенденциях в современном мире; - информирование об актуальных проблемах, обсуждающихся в настоящее время в юридической науке - ознакомить студентов с новейшими политико-правовыми теориями; - в качестве вспомогательной (прикладной) задачи предполагается подготовка студентов-выпускников к государственной аттестации. Объем в ЗЕ: - 1 з.е. Время изучения: 2 курс, семестр: 4. Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Б3.Б1 Теория государства и права Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Б3.КВ4 Сравнительное правоведение Б3.КВ5 Общая теория прав человека Б3.КВ7 Образовательное право Групповая принадлежность ОМ: профессиональный Кластерная принадлежность ОМ: мировоззреческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): мировоззренческий кластер профессиональной группы компетенций включает в себя компетенции по использованию на практике знаний из областей, составляющих фундаментальную основу определенного направления подготовки. в правотворческой деятельности: способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1); в организационно-управленческой деятельности: способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9); способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10); в научно-исследовательской деятельности: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); в педагогической деятельности: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12); Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: нормотворческая деятельность: участие в подготовке нормативно-правовых актов; экспертно-консультационная деятельность: консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов; педагогическая деятельность: преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания. Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Аналитические задания. Структурирование проблемы: задание, направленное на всесторонний анализ, систематизацию информации о решаемой проблеме: описание проблемы, выделение и описание объекта исследования, выявление причин возникновения проблемы, рассмотрение разных (в том числе противоположных) точек зрения на проблему, выявление новых свойств объекта и т.д. Классификация: разбиение множества понятий на группы по выделенным основаниям. Ранжирование: распределение исследуемых процессов и явлений по возрастающим или убывающим показателям, характеризующим те или иные их свойства, качества. Исторический анализ: описание изменения исследуемого процесса и явления не только за период наблюдения, но и в его историческом развитии. Эксперимент: метод обучения, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Кейсы и имитационные упражнения. Имитационное упражнение: метод обучения, имеющий своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий. Они направлены на получение участниками опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике, работу на специально разработанных учебных тренажерах и т. д. Тесты. Тесты с однозначным выбором ответа: на каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовые ответы или ответы в координатной записи. Тест с многозначным ответом: в варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах. Либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должен быть выставлен прочерк. Тесты на дополнение: в этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися. Такие тесты полезны при изучении алгоритмов. Тесты с закрытой формой задания: тест, состоящий из двух частей: одна содержит утверждение или вопрос, а вторая - несколько возможных ответов, из которых один - правильный. Проверяемый, выбирая ответ, должен указать именно этот вариант. Тесты, содержащие задания на соответствие: тесты, предполагающие уставить соответствие элементов одного множества элементам другого множества. Тесты с заданиями на группировку информации: тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп. Тесты с заданиями на установление последовательности: тесты, позволяющие определить понимание студентом последовательности действий, процессов, суждений, вычислений. Тесты с заданиями на исключение лишнего: Тесты, позволяющие определить умение студента установить закономерные связи между элементами представленного списка (историческими датами, именами, событиями, понятиями, географическими объектами и проч.) и на этом основании сделать вывод об их сходстве или различии. Тесты перекрестного выбора: В них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными. Тесты идентификации: В данных тестах используются графические объекты или аналитические описания. Креативные задания. Synectics: Метод исследования, позволяющий выявить новые качества, свойства объекта или явления посредством проведения аналогии, сравнения, сопоставления с другими объектами и явлениями (зачастую, не имеющими очевидных сходств). Эссе: (от латинского слова - взвешивание, английского и французского - очерк, статья) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Автор эссе анализирует избранную проблему (эстетическую, философскую, экологическую и т.д.). Эссе издревле формировался в сочинениях, в которых автор выступает одновременно рассказчиком и героем. Опрос. Устный опрос: вид устного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме. Письменный опрос: вид письменного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме. Задания на работу с информацией. Анализ различных типов данных: работа с информацией, заданной в различном виде (в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.). Реферирование: краткое, чаще всего письменное, изложение научной работы – статьи или книги (или нескольких научных работ). Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации, реже – описание методики и проведение эксперимента, результатов и выводов исследования. Аннотирование: предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения. Планирование: краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала. Тезирование: лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала. Конспектирование: краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Комплексные задания. Курсовая работа: это индивидуальное задание, которое предполагает разработку совокупности документов (расчетно-пояснительной или пояснительной записки, при необходимости - графического, иллюстративного материала), и является творческим или репродуктивным решением конкретной задачи относительно объектов деятельности специалиста (устройств, оборудования, технологических процессов, механизмов, аппаратных и программных средств, или их отдельных частей; экономических, социальных, лингвистических проблем и т.п.), выполненной студентом самостоятельно под руководством преподавателя в соответствии с задачей, на основе приобретенных по данной и смежным дисциплинам знаний и умений. Проект: В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности. Задания, выявляющие знание фактов: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос. Задания, выявляющие знание связей: тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование. 2 уровень сложности. Задания, выявляющие прагматическое использование: имитационное упражнение. Задания, выявляющие владение методами исследований в конкретной области: реферирование, тезирование, планирование, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент. 3 уровень сложности. Задания, выявляющие творческий уровень (самостоятельное получение нового знания, новых связей, нового качества): курсовая работа, эссе, проект Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 70/30 % - мировозренческий Технологическая карта образовательного модуля
|
Решение заседания Эта многомерная цель достигается через решение следующих задач, реализуемых в ходе чтения конкретных дисциплин-модулей | Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |