Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/9
Дата публикации02.01.2014
Размер1 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В. П. Астафьева»

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

Прогнозирование, проектирование, и моделирование в социальной работе

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность 040101.65 «Социальная работа»

Красноярск 2013
УМКД составлен к.и.н., доцентом Мариненко Людмилой Евгеньевной

Обсужден на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы
"__" _____________200__ г.
Заведующий кафедрой Т.В. Фуряева

д.п.н., профессор


Одобрено учебно-методическим советом (методической комиссией)


"____" ___________200__ г.
Председатель комиссии_____________________

(Ф.И.О., подпись)
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» с другими дисциплинами специальности 040101.65 «Социальная работа»

на 2013/2014 учебный год

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол, №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Технология социальной работы

социальной педагогики и социальной работы


Предложений по изменению нет

Протокол № ______

«___» ____________

Кафедра___________

__________________

Содержание и методика социально–медицинской работы

социальной педагогики и социальной работы


Предложений по изменению нет

Протокол № ______

«___» ____________

Кафедра___________

__________________

Опыт организационно–административной работы в системе социальных служб, учреждений, организаций

социальной педагогики и социальной работы


Предложений по изменению нет

Протокол № ______

«___» ____________

Кафедра___________

__________________

Заведующий кафедрой Т.В. Фуряева________________________

Председатель НМСС ________________________ «____» ___________ 2013г.

Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в рабочей программе на 2010__/2011___учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. Расширена тематика семинарских занятий.

Дополнения и изменения в рабочей программе на 2012__/2013___учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

  1. Внесены изменения в лекционный курс.

  2. Внесены изменения в список основной литературы дисциплины.

  3. Дополнен глоссарий


Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры "___"_____ 200__г.

Внесенные изменения утверждаю

Заведующий кафедрой

Декан

"_____"___________ 200__г.


Оглавление

1. Пояснительная записка.

2. Рабочая программа дисциплины, в том числе:

2.1. выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 «Социальная работа»;

2.2. введение;

2.3. содержание теоретического курса дисциплины;

2.4. тематический план

2.5.учебно–методическая (технологическая ) карта дисциплины

2.6. карта литературного обеспечения дисциплины;

2.7. журнал рейтинга в соответствии с технологической картой дисциплины;

3. Методические рекомендации

3.1 Методические рекомендации для студентов

3.2. Методические рекомендации для преподавателя

4. Банк контрольных заданий и вопросов по учебной дисциплине

4.1. Тесты;

4.2. Вопросы к зачету;

4.3. Тематика рефератов.

5. Глоссарий.

Пояснительная записка

Учебно–методический комплекс дисциплины (УМКД) «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» для студентов очной формы обучения специальности 040101.65 «Социальная работа» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя выписку из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 «Социальная работа», введение, содержание теоретического курса дисциплины; тематический план, учебно–методическую (технологическую ) карту дисциплины, карту литературного обеспечения дисциплины; журнал рейтинга в соответствии с технологической картой дисциплины.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые помогут студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины.

  3. Методических рекомендаций для преподавателя, которые помогут эффективно организовать учебный процесс.

  4. Банка контрольных заданий и вопросов, в который входят тесты; вопросы к зачету; тематика рефератов.

  5. Глоссарий, содержащий понятийно–категориальный аппарат дисциплины.

Министерство образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В. П. Астафьева»

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

Рабочая программа дисциплины

Прогнозирование, проектирование, и моделирование в социальной работе

Специальность 040101.65 «Социальная работа»

Красноярск 2013

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

СТАНДАРТА


ОПД.Ф.15 Прогнозирование, проектирование, моделирование в социальной работе.

Социальное прогнозирование как метод научного познания: объект, предмет, его виды.

Функции и принципы прогнозирования в социальной работе, технологические этапы и методы.

Сущность и технология проектирования в социальной работе, нормативная база, информационное обеспечение проектирования деятельности организаций, учреждений и служб в области социальной работы.

Технологические проблемы моделирования в социальной работе; виды, методы, пути и средства апробации.



Введение

Дисциплина «Прогнозирование, проектирование, и моделирование в социальной работе» Данная дисциплина занимает особое место в системе профессиональной подготовки специалиста по социальной работе. Она опирается на знание студентами базовых положений теории социальной работы, владение спецификой социальных технологий в работе с разными категориями клиентов. Данный курс ориентирован на изучение практических вопросов овладения профессией социального профиля. В учебном процессе студенты учатся разрабатывать реальные социальные проекты и модели, которые актуальны для практики социальной работы, тем самым овладевают навыками социального проектирования, моделирования и прогнозирования.

Содержательно данная дисциплина базируется на изучении таких дисциплин как «Социология», «Теория социальной работы», «История социальной работы». Знания, полученные при изучении дисциплины, могут быть использованы при освоении последующих дисциплин «Опыт организационно–административной работы в системе социальных служб, учреждений, организаций», «Разработка социально–психологических проектов», «Управление образовательными системами».

Основной целью изучения дисциплины является: сформировать у студентов систему знаний о методологии и методике профессиональной деятельности по социальному прогнозированию, проектированию и моделированию в социальной работе; сформировать навыки применения технологии моделирования при научном обосновании важнейших социально значимых проблем и задач; овладение студентами практикой использования полученных знаний и навыков при разработке социальных программ и планов.

Задачи преподавания дисциплины:

- рассмотреть основные вопросы методологии, теории, истории организации научного прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов;

–изучить отечественный и зарубежный опыт в данной области;

– рассмотреть различные виды и типы прогнозов, проектов и моделей.

– изучить функции и принципы прогнозирования в социальной работе, технологические этапы и методы.

– изучить технологию проектирования в социальной работе, нормативную базу, информационное обеспечение проектирования деятельности организаций, учреждений и служб в области социальной работы.

–рассмотреть технологические проблемы моделирования в социальной работе; виды, методы, пути и средства апробации.
В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать основные методы прогнозирования и проектирования, нормативную базу разработки социальных программ, технологию моделирования.

уметь организовывать и проводить анализ проблемной социальной ситуации, разрабатывать программу изменения ситуации, применять организационно-целевой метод проектирования деятельности социального учреждения.

владеть навыками практической работы по созданию социальных проектов с применением социальной диагностики, социальной прогностики и методов социального моделирования.

Технология процесса обучения по дисциплине включает в себя лекционный курс, работу студентов на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде зачета.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 1. Методологические аспекты социального прогнозирования
Тема 1.Сущность, объект и предмет социального прогнозирования

Понятия «предвидение», «предсказание», «прогноз». Научное и ненаучное предвидение. Прогноз как форма конкретизации предвидения. Сущность социального прогнозирования. Объект и предмет социального прогнозирования. Прогностика как наука о законах и методах прогнозирования. Социальное прогнозирование как одно из направлений конкретных социальных исследований. Специфика социального прогнозирования. Явление футурологии. Принципиальные границы социального прогнозирования.
Тема 2. Основные принципы и критерии методологии социального прогнозирования

Принцип целостности, системности, комплексности принципы объективности, клиентоцентризма в прогнозировании социальных объектов. Типология социальных прогнозов. Поисковое прогнозирование. Нормативное прогнозирование. Основные методы прогнозирования: общенаучные (логической дедукции, индукции и др.), методы конкретных наук (математические, статистические, социологические, экономические и др.), специальные (экспертный метод, метод прогнозных сценариев, метод моделирования выбора оптимального решения, метод Делфи, метод эффекта Эдипа, метод эффекта Пигмалиона и др.). Минимальный и максимальный периоды упреждения прогноза (прогнозный горизонт). Общая структура и разработка программы прогнозного исследования. Предпрогнозная ориентация. Построение базовой модели объекта прогнозирования. Сбор данных прогнозного фона. Определение источников и типов информации (фоновая и профильная). Построение предварительных поисковых и нормативных прогнозных моделей объекта исследования. Верификация прогноза, ее виды. Выработка рекомендаций для решения вопросов в сфере управления.

Тема 3. Специфика прогнозирования в социальной работе

Предмет прогнозирования в социальной работе. Представления о социальной проблеме. Структура социальной проблемы: необходимость, потребность и условия социальной проблемы. Типология социальных проблем. Основные концепции решения социальных проблем. Диагностика социальных проблем: предназначение, основные средства, виды, этапы. Критерии отбора проблем в социальной работе.
Модуль 2. Методология социального проектирования
Тема 4. Социальное проектирование: предметная и проблемная область

Понятия «проект» и «проектирование», «социальный проект». Предмет социального проектирования. Понятийный контекст социального проектирования: инновация, социальная субъектность, жизненные концепции, ценности, нормы, установки, идеал. Общенаучные принципы социального проектирования. Субъект и объект социального проектирования. Структура объекта социального проектирования. Объектно-ориентированный, субъектно-ориентированный, проблемно-ориентированный подходы к социальному проектированию. Цели и задачи социального проектирования. Основные предпосылки социального проектирования. Социальное конструирование. Социальная инженерия. Социальная утопия, антиутопия. Оптимизация социального проектирования.
Тема 5. Особенности разработки социального проекта.

Методы социального проектирования

Типология социальных проектов. Организационные и содержательные аспекты проектирования. Рождение замысла проекта. Концепция проекта. Актуальность проекта. Проблемно-целевой ромб. Задачи проекта. Обоснование проекта. Ожидаемые последствия. Жизнеспособность проекта. Текущее и перспективное планирование проекта. Этапы проектирования. Основные методы социального проектирования: «мозговая атака», метод синектики, метод аналогии, метод ассоциаций, метод «вживание в роль», ТРИЗ, метод контрольных вопросов, метод сценариев.
Тема 6. Проектирование и программирование в социальной работе

Целевые ориентации проектирования. Классификация социальных проектов. Проект социальной работы как система. Программа как отражение целевых аспектов социального проекта. Сущность и цели программирования. Основные этапы социального программирования. Основные технологии программирования. Социальные программы и их виды. Программно-целевое управление в социальной работе. Социальные факторы, оказывающие влияние на разработку программ. Критерии выбора социальных программ. Примерная структура программы. Принципы регионального стратегического проектирования и планирования в социальной работе. Целевые региональные социальные программы. Проектирование на уровне взаимодействия социального работника и клиента. Стадии процесса: диагностика ситуации клиента; поисковый прогноз; целепологание как стыковка целей и средств; планирование как форма определения пространственно-временных параметров будущей деятельности; выбор и принятие решения и роль в этом процессе нормативного прогноза; практическая реализация проекта и оценка ее результатов.

Сущность социальной экспертизы, ее предмет, цель и функции.
Модуль 3. Методологические аспекты моделирования
Тема 7. Моделирование как способ познания социальных процессов

Понятие модели. Классификация моделей. Моделирование и его принципы. Цели и задачи социального моделирования. Критерии оценки моделей: прогрессивность, новизна отражения, уровень разработанности, уровень творческого решения, уровень использования модели. Языки моделирования: словесное описание, графическое представление, блок-схемы, математическое описание. Методологические принципы моделирования (Шродт, Форрестер). Требования к построению моделей. Свойства моделей. Виды моделей: материальные и идеальные, эвристические, прогностические и прагматические. Типы функционирования моделей: имитационный и режимный.

Требования к модели. Критерии оценки моделей: уровень творческого решения, уровень разработанности, уровень использования.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск