Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/14
Дата публикации11.03.2014
Размер2.83 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Департамент образования и науки Тюменской области
Автономное образовательное учреждение Тюменской области

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Департамент лесного комплекса Тюменской области

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ

Тюмень

2013
Печатается по решению редакционно-издательского совета ТОГИРРО

в соответствии с государственным заданием

департамента образования и науки Тюменской области


Составитель:

Каткова Ольга Анатольевна, доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО, к.п.н.
Рецензенты:

Кускова М. В., к.п.н., доцент, проректор ТОГИРРО

Милованова Н. Г., д.п.н., профессор ТОГИРРО

Нуржанова Ж.О., главный специалист отдела мониторинга, охраны и защиты лесов управления лесничествами департамента лесного комплекса Тюменской области

Методические рекомендации по организации школьных лесничеств.

Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных учебных заведений и дополнительного образо-вания, руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием, специалистов лесного хозяйства, студентов педагогических вузов и колледжей, школьников/ Составитель Каткова О.А.-

Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с.

В методических рекомендациях рассмотрены основные вопросы создания и организации работы школьных лесничеств, особенности их возникновения как одной из форм трудового и экологического воспитания детей, на-правления их деятельности, нормативно-правовые документы. Кроме того, представлен опыт организации школьных лесничеств на территории юга Тюменской области.

© ТОГИРРО, 2013

Содержание
Введение ………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………4
Раздел 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ………………………………………..5
Раздел 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ……………………….….6

2.1. Примерный тематический план занятий школьного лесничества……………………………………………………………………………………6

2.2. Примерный план работы специалистов лесного хозяйства со школьными лесничествами в Тюменской области….…7
Раздел 3. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ – ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ……………………10

3.1.Экологическое воспитание и координация деятельности движения школьных лесничеств в Уральском федеральном округе (И.В. Бечина)…………………………………………………………………………………………………………………………………………..10

3.2. Деятельность тюменского областного общественного детского движения «ЧИР» (С. Л. Максимова)……………………...11
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА…………………………………………………………………………….…16

4.1. Особенности организации школьного лесничества………………………………………………………………………………………………………..16

4.2. Структура школьного лесничества…………………………………………………………………………………………………………………………………….17

4.3. Основные направления деятельности школьного лесничества……………………………………………………………………………………..17

4. 4. Формы организации школьных лесничеств…………………………………………………………………………………………………………………….18

4. 5. Создание кабинета школьного лесничества……………………………………………………………………………………………………………………19

4. 6. Необходимые условия организации школьного лесничества……………………………………………………………………………………….19
Раздел 5. ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….22

5.1. Организация работы кружка «Школьное лесничество» МАОУ Юргинская СОШ. (Л.В. Беседина)…………………………….22

5. 2. Особенности реализации программы школьного лесничества «Исток» МАОУ Омутинской СОШ № 1

(О.А. Мельникова)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….23

5.3. Образовательная программа «Юные лесничие» (А. И. Левченко)……………………………………………………………………………….26

5.4. Организация работы школьного лесничества «РОСТОК» МАОУ «Маранская СОШ им. Д.Д.Калашникова» Ярковского района (Л. А. Беженцева)…………………………………………………………………………………………………………………………………….28

5.5. Социально-значимая деятельность учащихся в экологическом объединении «Школа юного лесовода-эколога»

(Н.В. Журавлёва)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………29

5.6. Изучение экосистемы леса на примере исследовательских работ воспитанников эколого-краеведческих объединений (Г.П. Теселева)………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…31

5.7. Экологическое воспитание на занятиях в школьном лесничестве и биологического кружка.

(Р. С. Темербаева)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….32
Список рекомендуемой литературы……………………………………………………………………………………………………………………………………….…32
Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…35

Приложение 1.Программа развития движения школьных лесничеств РФ…………………..…………………………………………………….…35

Приложение 2.Программа развития движения школьных лесничеств в Тюменской области ……………………….………………….38

Приложение 3. Реестр школьных лесничеств Тюменской области на 01.02.2013 г.………………………..…………………………………40

Приложение 4.План мероприятий регионального учебно-методического совета ГАОУ СПО «Тюменский лесотехнический техникум» по методическому обеспечению деятельности школьных лесничеств Тюменской

области на 2013 – 2015 годы………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…46

Приложение 5. Примерный бланк приказа (о создании школьного лесничества)………………………………………………………………47

Приложение 6. Договор о сотрудничестве государственного (муниципального) образовательного учреждения

и отдела лесничества департамента лесного комплекса Тюменской области по организации деятельности

школьного лесничества………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………47

Приложение 7. Программно-методическая документация деятельности школьных лесничеств

(соответствие выполняемых документов)…………………………………………………………………………………………………………………………………48

Приложение 8.План мероприятий по работе со школьными лесничествами Тюменской области………………………………….…51

Приложение 9.Словарь лесника…………………………………………………………………………………………………………………………………………………58

Приложение 10.План основных мероприятий ТООДД «ЧИР» на 2013 год……………………………………………………………………………60

Приложение 11.Программа «Областная полевая школа для педагогов». Для специалистов и педагогов

учреждений дополнительного образования эколого-биологической направленности………………………………………….……………60

Приложение 12.Примерная тематика исследовательских работ школьных лесничеств ……………………………………………………63

Приложение 13. Примерный перечень оборудования, наглядных пособий, материалов, инструментов

в школьном лесничестве…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...63

ВВЕДЕНИЕ
Россия славится лесными ресурсами. Работники лесного хозяйства в своей деятельности большое внимание придают преемственности, передаче своего опыта подрастающему поколению. Поэтому в 60-е годы ХХ столетия возникли школьные лесничества, что стало одной из эффективных форм трудового воспитания детей.

«История российского лесного образования, или целенаправленной подготовки юношества к выполнению государственных функций «надзора за лесами и ведения хозяйства в них», начинается с 1732 года. Тогда по распоряжению императрицы Анны Иоанновны из Германии были вызваны формейстеры (лесничие), которым, помимо непосредственных обязанностей, было поручено подготовить, «ничего не скрывая», будущих русских лесничих.

В 1813 году в г. Санкт-Петербурге был организован первый в стране лесной институт. С 1824 по 1860 годы были созданы лесные школы и училища для подготовки из детей крестьян специалистов среднего звена.

В 1898 году в преддверии торжеств по поводу 100-летия Лесного Департамента был впервые проведен праздник древонасаждений. Организаторами были лесничие, учителя местных школ, местные священники при полном содействии земского и волостного руководства, главными участниками праздника были дети.

Тогда же, в 1898 году, была впервые выдвинута идея включения элементов лесоводственных знаний и практических навыков в программы общеобразовательных учебных заведений: Императорское Лесное Общество представило тогда ряд предложений учителям «по воспитанию у детей чувства разумной любви к лесу». В этих целях было предложено преподавать в учительских семинариях азы лесоводства, издавать популярные сочинения о лесном хозяйстве, выделять средства на создание и содержание при школах лесных питомников.

В 1920 году в Москве Станция юных любителей природы в Сокольниках возродила День древонасаждений [Дорошин, Ю.П. «О движении школьных лесничеств в России»/ Календарь знаменательных дат лесной отрасли. Экологическая культура и общественное развитие.// Научно-практическая секция «Экологическая культура как условие гармоничного общественного развития» в рамках 12 Международной конференции «Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу». – М.: Издательский дом «Лесная промышленность», 2006.-240с.] Это начинание подхватили школьники других городов. Вместе со взрослыми школьники участвовали в посадке деревьев, уборке захламленности в лесу, учились бережному отношению к природе. Ученики сельских и городских школ участвовали в озеленении школьных участков, улиц сел и городов. Прообразом первого школьного лесничества был ученический отряд «Лесной патруль», организованный в 1952 году в Жуковском лесхозе Брянской области.

В 1964 году в Советском Союзе возникло движение школьных лесничеств. Юные друзья леса оказывали огромную помощь взрослым лесоводам, на их счету тысячи полезных дел.

В 1967 году было разработано и утверждено Положение о школьном лесничестве. А еще через два года Министерство лесного хозяйства РСФСР, Министерство просвещения России, Центральный совет Всероссийского общества охраны природы по согласованию с ЦК ВЛКСМ утвердили условия Всероссийского смотра школьных лесничеств.

В период с 1969 по 1988 годы ежегодно проводились Всероссийские смотры школьных лесничеств. По итогам последнего смотра, прошедшего в 1988 году, в Российской Федерации насчитывалось более 6 тыс. школьных лесничеств. По данным смотра 1986 года, из числа выпускников школ – членов школьных лесничеств остались работать на предприятиях и организациях лесного хозяйства и поступили в учебные заведения лесохозяйственного профиля среднего и высшего профессионального образования более 6 тыс. учащихся.

В целях совершенствования деятельности школьных лесничеств с 1973 года (периодичностью один раз в три года) по 1989 год ЦК ВЛКСМ, Министерством просвещения РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Всероссийским обществом охраны природы проводились Всероссийские слеты и конкурсы школьных лесничеств и юных друзей природы.

С 1996 года по инициативе Федеральной службы лесного хозяйства России была возобновлена работа со школьными лесничествами: жизнь требовала внесения определенных корректив в их деятельность. Школьные лесничества в этот период рассматривались как одна из форм дополнительного эколого-лесохозяйственного образования учащихся 5-11 классов.

В 1999 году, после длительного перерыва, был проведен IX Всероссийский слет членов школьных лесничеств и юных друзей природы, который восстановил общественное движение школьных лесничеств, сложившееся на лучших традициях лесного хозяйства, расширении и углублении знаний по ботанике, биологии и другим естественным наукам, а также профессионально ориентированной работе  со школьниками.

В марте 2004 года на Всероссийском съезде школьных лесничеств были учреждены ежегодные Российский национальный и Международный юниорские лесные конкурсы.

В 2012 году приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.04.2012 № 145 утверждена «Программа развития движения школьных лесничеств» (Приложение 1).

Настоящая программа разработана в целях поддержки и развития движения школьных лесничеств в России. Программа призвана координировать и направлять развитие природоохранной, лесохозяйственной и научно-исследовательской работы в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.

Согласно Программе координируют работу школьных лесничеств межведомственные комиссии по организации деятельности школьных лесничеств. Кроме того, в каждом субъекте РФ создаются учебно-методические советы по методическому обеспечению деятельности школьных лесничеств, которые курируются на федеральном уровне Центром методического обеспечения деятельности школьных лесничеств.

В настоящее время в системе Федерального агентства лесного хозяйства действует более 3 тысяч школьных лесничеств. Школьные лесничества работают практически во всех субъектах Российской Федерации и объединяют более 73 тысяч школьников старших и младших классов. Средний возраст членов школьных лесничеств – 14 лет. В 2012 году департаментом лесного комплекса Тюменской области утверждена «Программа развития движения школьных лесничеств» (Приложение 2). На 01.02.2013 г. в области организовано 56 школьных лесничеств (Приложение 3).

Раздел 1.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ
В 2012 году в Уральском федеральном округе стартовал пилотный проект по оптимизации системы государственного управления лесами, первоочередной задачей которого является развитие кадрового потенциала лесной отрасти путем активизации движения школьных лесничеств и их координации в субъектах Российской Федерации Уральского федерального округа.

В Тюменской области организацию деятельности школьных лесничеств осуществляет региональная Межве-домственная комиссия по координации деятельности школьных лесничеств Тюменской области, создание которой утверждено совместным приказом департамента лесного комплекса и департамента образования и науки Тюменской области «О создании региональной Межведомственной комиссии по координации деятельности школьных лесничеств Тюменской области». Комиссия сформирована из числа представителей органов исполнительной власти Тюменской области, учебных заведений и общественных объединений.

Методическое обеспечение деятельности школьных лесничеств регламентирует совместный приказ департа-мента образования и науки Тюменской области и ГАОУ СПО «Тюменский лесотехнический техникум» «О создании Регионального учебно-методического совета по методическому обеспечению деятельности школьных лесничеств». К нему прилагается, утвержденный департаментом образования и науки Тюменской области, план мероприятий регионального учебно-методического совета ГАОУ СПО «Тюменский лесотехнический техникум» по методическому обеспечению деятельности школьных лесничеств Тюменской области на 2013 – 2015 годы (Приложение 4).

На заседании межведомственной рабочей группы Рослесхоза по вопросу развития движения школьных лесничеств от 10.07.2012 № АП-13/362-пр определены критерии отнесения детских природоохранных объединений к школьным лесничествам (Таблица).

Критерии отнесения детских природоохранных объединений к школьным лесничествам

Критерии

Показатели

Организационное обеспечение деятельности

Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных лесничеств

Наличие договора между образовательным учреждением, организацией лесного хозяйства (хозяйствующей в лесном фонде структурой), природоохранным учреждением (заповедником, национальным парком и др.) об организации школьного лесничества; Наличие документов, регламентирующих его деятельность (устав, положение, планы, приказы и т.д.).

Привлечение специалистов лесного хозяйства, работающих с учащимися в качестве руководителей (или наставников)

Наличие специалистов лесного хозяйства в качестве руководителей или консультантов, работающих с участниками детского объединения по утвержденному плану.

Материально-техническое обеспечение деятельности

Учебно-производственная база

Наличие учебно-производственной базы.

Помещение (кабинет) для работы школьного лесничества

Наличие оформленного кабинета для работы школьного лесничества.

Техническое оснащение

Наличие инвентаря и оборудования для ведения лесохозяйственных работ.

Программно-методическое обеспечение деятельности

Образовательная деятельность

Реализуемые образовательные программы дополнительного образования детей по лесохозяйственному профилю.

Различные виды методической продукции

Наличие методических разработок, рекомендаций, учебных пособий, в том числе регламент школьного лесничества, проект освоения лесов), бюллетеней и др., обеспечивающее образовательный процесс.

Практическая лесохозяйственная деятельность

в том числе:

- сбор семян древесных и кустарниковых пород

Выполнение работ по сбору семян древесных и кустарниковых пород.

- выращивание посадочного материала на различных этапах

Выполнение работ по выращиванию посадочного материала в питомниках, на учебно-опытных участках.

- участие в посадке и уходе за ним

Выполнение работ по посадке лесных культур; озеленении населенных пунктов, берегов рек, оврагов. Придорожных полос и уход за посадками.

- участие в работах по уходу за лесными культурами и естественными молодняками

Выполнение работ по уходу за лесными культурами и естественными молодняками.

- защита леса

Выполнение работ по обнаружению очагов вредителей леса, ведение мониторинга состояния лесных насаждений и проведение мероприятий по их защите.

Просветительская и природоохранная деятельность

Лесоохранная агитация и пропаганда

Проведение мероприятий по лесоохраной агитации и пропаганде: беседы, распространение листовок, изготовление и установка аншлагов лесоохранного назначения, выступление агитбригад, подготовка тематических мероприятий для СМИ.

Природоохранные мероприятия

Участие в природоохранных акциях: день древонасаждений, день птиц, день земли, марш парков и др.

Опытническая и исследовательская деятельность

Организация опытно-исследовательской деятельности

Выполнение опытно-исследовательских работ по лесохозяйственной тематике.

Участие в муниципальных, региональных и федеральных лесных конкурсах и других мероприятиях эколого-биологической направленности

Участие в муниципальных, региональных и федеральных лесных конкурсах и других мероприятиях эколого-биологической направленности за последние 3 года.

Важными документами являются распоряжение или приказ директора общеобразовательного учреждения о создании лесничества и выделении времени использования кабинета для внеклассной работы (Приложение 5). При подготовке положения о школьном лесничестве можно менять любые пункты данного шаблона по согласованию с дирекцией школы, районным лесничеством или лесохозяйственным предприятием, которое берет шефство над этой организацией.

Как и любая организация, лесничество работает по определённым правилам, которые регламентируют работу отдельных членов, способы управления лесничеством, определяют цели и задачи работы. Правила создания лес-ничества, порядок управления его членами, система выборов руководства, система поощрений и контроля за работой расписаны в типовом положении о школьном лесничестве.

Дополнительно заключается Договор с лесничеством (отделы-лесничества департамента лесного комплекса Тюменской области) или лесхозом, в котором оговариваются условия работы школьников, обязанности руководителей лесничества по оказанию консультативной помощи и закреплению куратора. Договор о сотрудничестве государствен-ного (муниципального) образовательного учреждения и отдела лесничества департамента лесного комплекса Тю-менской области по организации деятельности школьного лесничества представлен в приложении 6. Программно-методическая документация деятельности школьных лесничеств (соответствие выполняемых документов) указана в приложении 7.

Высшим органом руководства школьным лесничеством является общее собрание его членов, собираемое два раза в год. На собрании подводятся итоги сделанной работы, награждаются лучшие члены, принимается план работы на следующий год. На общем собрании выбирается Совет школьного лесничества, который руководит деятельностью учащихся и согласовывает все работы с кураторами. Совет проводит заседания не реже 1 раза в месяц, на которых по каждому мероприятию обсуждается: что удалось или нет и почему; что необходимо сделать в следующем месяце; какие работы необходимо запланировать на будущее, чтобы успеть подготовиться.

В Тюменской области разработан план мероприятий по работе со школьными лесничествами Тюменской области (Приложение 8).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск