«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке»





Скачать 86.53 Kb.
Название«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке»
Дата публикации18.08.2014
Размер86.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
Министерство образования Саратовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

города Красноармейска Саратовской области»

Мастер – класс по теме:
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке»


Мастер - класс подготовлен

учителем начальных классов

МОУ СОШ №8 г. Красноармейска

Орловой Натальей Константиновной

2009 год

город Красноармейск

Мастер – класс по теме:

«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке»
Психологический настрой для участников мастер - класса.

«Всё в твоих руках»(притча)

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня бабочка в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Тема моего мастер- класса «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке».
Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «комфорт»?

(Слова должны начинаться с букв данного слова)


к

-красота-

о

-органичность-

м

-мама-

ф

-фантазия-

о

-отдых-

р

-радость-

т

-тепло-

Теоретическое обоснование выбора темы.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”. Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года п. 2.1 указывает: “Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность”. Кроме того, в п. 2.2 отмечается: “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.

Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое “я”, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Психологический комфорт одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Наша задача - не подавлять желания, порывы, творческие идеи учеников, а поддерживать и направлять их. Суждения «ты сделал неправильно», «ты делаешь не так » блокирует желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые младший школьник переживает, находясь в школе.

Урок в современной начальной школе должен быть направлен на раскрепощение мысли ребёнка, на создание атмосферы творчества.

Я хочу поделиться своим опытом работы в данном направлении на примере урока русского языка в 1 классе по теме: «Правописание буквосочетаний жи, ши».

Тема: Правописание буквосочетаний жи, ши.

Цель урока: познакомить учащихся с правилом правописания буквосочетаний жи, ши.

Задачи урока: закреплять умение составлять звуковые схемы слов, учить анализировать, высказывать свое мнение по проблеме; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать доброе отношение друг к другу, привить любовь к предмету.

Ход урока.

Урок проводится с использованием информационно-коммуникативных технологий.

I. Организационный момент.

Используется приём психологического настроя.

Прозвенел для нас звонок ,

Начинается урок.

Слайд 1.

- Давайте раскроем ладошки для знаний и скажем фразу « Я хочу все знать ».

– Сегодня мы отправимся путешествовать по миру Знаний и узнаем много нового.

II. Актуализация знаний.

На этапе актуализации знаний применяются игровой и наглядный методы обучения, используется приём моделирования.

Чистописание.

- Прежде чем перейти к новому материалу, хотелось бы узнать каким багажом знаний вы уже обладаете.

- О ком загадка

Вот иголки и булавки

Выползают из под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ежик)

Слайд 2.- Картина «Ежик».

- Произнесите слово хором

- У какого звука нет пары по твердости- мягкости? [ж]

- Запишите букву, которой этот звук обозначается на письме. (ж)

Слайд 3. Проверка – высвечивается буква ж.

- Вспомните, кто из сказочных героев помог разбить яичко?

Слайд 4. Картина «Мышка».

- Какой звук имеет пару по звонкости – глухости и не имеет по твердости – мягкости? [ш]

Слайд 5. Проверка- высвечивается буква ш.

- Загадка: Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост- краса

Кто же это? - лиса

Слайд 5. Картина « Лиса».

- Выберите гласный звук, который является показателем мягкости согласного. (и)

Слайд 6. Проверка- высвечивается буква и.

- Составьте и запишите слоги, используя эти буквы.

Слайд 7. Проверка- высвечивается жи, ши.

- Придумайте слова с этими слогами (лыжи, шина).

- Давайте составим звуковые схемы этих слов.

- Самостоятельное составление.

Проверка правильности выполнения задания.

Игра «Звуки затерялись».

Учащиеся, вызванные к доске выстраиваются в соответствии со схемой слова, держа в руках квадраты соответствующего цвета.

- Сколько звуков в 1 слове, значит к доске выходят - . . . человек.

- Аня занимает место 3-го звука.

- Вася – 1-го звука и т. д.

Схемы крепятся на доске и подписываются учителем.
III. Знакомство с новым материалом.

На этом этапе урока используются технология проблемного обучения

Проблемный вопрс

- Почему после буквы ж, ш стоит буква и, обозначающая мягкость согласного, а звуки [ж, ш] все равно твердые?

([ж, ш] – всегда твердые).

- Какой звук слышится после звука [ж, ш] [ы], а записаны буквы и?

-Можем ли мы объяснить почему так пишется? (Не можем объяснить, значит нужно запомнить).

- Как вы думаете, что нам нужно будет запомнить?

Слайд 8. ( Жи – ши – пиши с И).

- Молодцы !

- Давайте хором произнесем это правило!

IV. Физминутка. Слайд 9.

Применяются здоровье сберегающие технологии и приём психологического настроя.

На рассвете у реки

Все проснулись ёжики.

Сладко-сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Ручками похлопали, ножками потопали,

Все свою прогнали лень,

И сказали: «Добрый день»!

V. Рефлексия. Слайд 10.

Используется игровой метод обучения, проводится работа в парах.

1. – Ой, ребята посмотрите нам пришло письмо.

– Текст письма написан на слайде. Слайд 11.

Милые малыш. !

Пиш.те в тетрадях чисто. Хорош.е оценки важны. Не спиш.те с ответами. Ж.вите дружно. Друж.те с ребятами. Дорож.те дружбой.

Ежата.

- Кто нам написал?

- Но, ежата еще не знакомы с правилами жи-ши и просят у нас помощи.

- Давайте им поможем вставить нужные буквы.

Выпишите слово с пропущенной буквой и вставьте нужную букву.

(Прочитав слово, называют орфограмму и букву.)

- Молодцы помогли ежатам!

-По правилам хорошего тона, если вам пришло письмо, что нужно чт сделать? (написать ответ)

Составление ответа – устно.

2. Работа в парах. Исправление ошибок в словах.

Психологический настрой для работы в парах.

Одному трудиться сложно

Парой будет веселей!

Нам работать нужно дружно

Ну, ребята, посмелей!

- Вот мы сейчас посмотрим, какие вы дружные и как умеете работать в паре.

- Исправьте ошибку!

На карточках записаны слова.

Вершына, вышывка, жылой, жызнь, машына, ежыки, карандашы, лужы, моржы, жытели.

3. Проверка ЗУН. Тест написан на слайде. Слайд 12.

1.Выберите верное утверждение:

а)Жы-шы пишется с буквой Ы

б)Жи-ши пишетстся с буквой И.

2.Выберите верное утверждение:

а)звуки [ж] и [ш] – всегда мягкие

б)звуки [ж] и [ш]- всегда твердые

VI. Итог урока. Слайд 13.

- Что нового узнали на уроке?

- С каким правилом познакомились?

- А теперь давайте все встанем, возьмемся за руки и скажем друг другу вежливые и добрые слова. Выскажите свои пожелания друг другу.
Я думаю, что подготовленный мною мастер - класс поможет учителям ещё раз проанализировать свою работу, оценить роль учителя в формировании психологического комфорта на уроке, даст возможность почувствовать, что взаимопонимание и взаимоуважение способствует комфортности на уроке и повышению качества образования.

Предлагаю правила на каждый день, которые помогут учителю:

  • Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

  • Ребёнок должен знать зачем ему это? т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

  • Необходимо исключить из своего лексикона слова ошибочный ответ; неправильно и т.д. Вместо этого - «Предлагаю обсудить», «А как вы думаете?», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»;

  • Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

  • На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.

  • Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

  • Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» iconСоздание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения
И вот здесь то одной из главных составляющих психологического комфорта и является комфорт на уроке. Ребята попадают в совершенно...
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики
В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к созданию...
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» iconПрограмма кружка по психологии «Мой мир»
Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н....
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» iconПрограмма внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья»
Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности...
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уметь обобщать приобретенные знания и применять их на практике. Способствовать развитию интереса к предмету, коммуникативных умений,...
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» iconПояснительная записка Аналитическая справка учреждения
Создание эмоционально-психологического комфорта, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» iconКомплекс мер по сохранению, укреплению и формированию здоровья школьников...
Система образования сегодня решает конкретные задачи по созданию для школьников комфортных условий обучения на основе индивидуального...
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников»: Академия; Москва; 2003
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» iconНаправления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных...
Сегодня многие ученые и практики указывают на необходимость тесного сотрудничества между учителем-логопедом и учителем начальных...
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа коррекции психологического здоровья младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Сост. Гарапова Л. Л. Казань: тггпу,...
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» iconУчащихся
Г по результатам проведенного им обширного экспериментально-психологического исследования развития речи младших школьников. На материале...
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» iconИспользование интерактивной доски в проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Использование интерактивной доски на уроке это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю...
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» iconКонспект урока информация в памяти компьютера. Системы счисления....
Ученики вместе с учителем обсуждают, что нового, интересного и познавательного узнали на уроке, были ли достигнуты цели урока, усвоены...
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» iconОфтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной...
Дети с пониженным зрением быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. У школьников младших классов с нарушением зрения...
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» iconСтепура Илона Игоревна Становление познавательных универсальных учебных...
Становление познавательных универсальных учебных действий у младших школьников третьего класса, посредством работы с текстом на уроке...
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск