Скачать 86.53 Kb.
|
Министерство образования Саратовской области Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 города Красноармейска Саратовской области» Мастер – класс по теме: «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» Мастер - класс подготовлен учителем начальных классов МОУ СОШ №8 г. Красноармейска Орловой Натальей Константиновной 2009 год город Красноармейск Мастер – класс по теме: «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» Психологический настрой для участников мастер - класса. «Всё в твоих руках»(притча) «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня бабочка в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Тема моего мастер- класса «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке». Вхождение в тему (метод «Ассоциации») - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «комфорт»? (Слова должны начинаться с букв данного слова)
Теоретическое обоснование выбора темы. В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”. Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость. В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года п. 2.1 указывает: “Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность”. Кроме того, в п. 2.2 отмечается: “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”. Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое “я”, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность. Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество. Психологический комфорт одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Наша задача - не подавлять желания, порывы, творческие идеи учеников, а поддерживать и направлять их. Суждения «ты сделал неправильно», «ты делаешь не так » блокирует желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые младший школьник переживает, находясь в школе. Урок в современной начальной школе должен быть направлен на раскрепощение мысли ребёнка, на создание атмосферы творчества. Я хочу поделиться своим опытом работы в данном направлении на примере урока русского языка в 1 классе по теме: «Правописание буквосочетаний жи, ши». Тема: Правописание буквосочетаний жи, ши. Цель урока: познакомить учащихся с правилом правописания буквосочетаний жи, ши. Задачи урока: закреплять умение составлять звуковые схемы слов, учить анализировать, высказывать свое мнение по проблеме; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать доброе отношение друг к другу, привить любовь к предмету. Ход урока. Урок проводится с использованием информационно-коммуникативных технологий. I. Организационный момент. Используется приём психологического настроя. Прозвенел для нас звонок , Начинается урок. Слайд 1. - Давайте раскроем ладошки для знаний и скажем фразу « Я хочу все знать ». – Сегодня мы отправимся путешествовать по миру Знаний и узнаем много нового. II. Актуализация знаний. На этапе актуализации знаний применяются игровой и наглядный методы обучения, используется приём моделирования. Чистописание. - Прежде чем перейти к новому материалу, хотелось бы узнать каким багажом знаний вы уже обладаете. - О ком загадка Вот иголки и булавки Выползают из под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (Ежик) Слайд 2.- Картина «Ежик». - Произнесите слово хором - У какого звука нет пары по твердости- мягкости? [ж] - Запишите букву, которой этот звук обозначается на письме. (ж) Слайд 3. Проверка – высвечивается буква ж. - Вспомните, кто из сказочных героев помог разбить яичко? Слайд 4. Картина «Мышка». - Какой звук имеет пару по звонкости – глухости и не имеет по твердости – мягкости? [ш] Слайд 5. Проверка- высвечивается буква ш. - Загадка: Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост- краса Кто же это? - лиса Слайд 5. Картина « Лиса». - Выберите гласный звук, который является показателем мягкости согласного. (и) Слайд 6. Проверка- высвечивается буква и. - Составьте и запишите слоги, используя эти буквы. Слайд 7. Проверка- высвечивается жи, ши. - Придумайте слова с этими слогами (лыжи, шина). - Давайте составим звуковые схемы этих слов. - Самостоятельное составление. Проверка правильности выполнения задания. Игра «Звуки затерялись». Учащиеся, вызванные к доске выстраиваются в соответствии со схемой слова, держа в руках квадраты соответствующего цвета. - Сколько звуков в 1 слове, значит к доске выходят - . . . человек. - Аня занимает место 3-го звука. - Вася – 1-го звука и т. д. Схемы крепятся на доске и подписываются учителем. III. Знакомство с новым материалом. На этом этапе урока используются технология проблемного обучения Проблемный вопрс - Почему после буквы ж, ш стоит буква и, обозначающая мягкость согласного, а звуки [ж, ш] все равно твердые? ([ж, ш] – всегда твердые). - Какой звук слышится после звука [ж, ш] [ы], а записаны буквы и? -Можем ли мы объяснить почему так пишется? (Не можем объяснить, значит нужно запомнить). - Как вы думаете, что нам нужно будет запомнить? Слайд 8. ( Жи – ши – пиши с И). - Молодцы ! - Давайте хором произнесем это правило! IV. Физминутка. Слайд 9. Применяются здоровье сберегающие технологии и приём психологического настроя. На рассвете у реки Все проснулись ёжики. Сладко-сладко потянулись И друг другу улыбнулись. Ручками похлопали, ножками потопали, Все свою прогнали лень, И сказали: «Добрый день»! V. Рефлексия. Слайд 10. Используется игровой метод обучения, проводится работа в парах. 1. – Ой, ребята посмотрите нам пришло письмо. – Текст письма написан на слайде. Слайд 11. Милые малыш. ! Пиш.те в тетрадях чисто. Хорош.е оценки важны. Не спиш.те с ответами. Ж.вите дружно. Друж.те с ребятами. Дорож.те дружбой. Ежата. - Кто нам написал? - Но, ежата еще не знакомы с правилами жи-ши и просят у нас помощи. - Давайте им поможем вставить нужные буквы. Выпишите слово с пропущенной буквой и вставьте нужную букву. (Прочитав слово, называют орфограмму и букву.) - Молодцы помогли ежатам! -По правилам хорошего тона, если вам пришло письмо, что нужно чт сделать? (написать ответ) Составление ответа – устно. 2. Работа в парах. Исправление ошибок в словах. Психологический настрой для работы в парах. Одному трудиться сложно Парой будет веселей! Нам работать нужно дружно Ну, ребята, посмелей! - Вот мы сейчас посмотрим, какие вы дружные и как умеете работать в паре. - Исправьте ошибку! На карточках записаны слова. Вершына, вышывка, жылой, жызнь, машына, ежыки, карандашы, лужы, моржы, жытели. 3. Проверка ЗУН. Тест написан на слайде. Слайд 12. 1.Выберите верное утверждение: а)Жы-шы пишется с буквой Ы б)Жи-ши пишетстся с буквой И. 2.Выберите верное утверждение: а)звуки [ж] и [ш] – всегда мягкие б)звуки [ж] и [ш]- всегда твердые VI. Итог урока. Слайд 13. - Что нового узнали на уроке? - С каким правилом познакомились? - А теперь давайте все встанем, возьмемся за руки и скажем друг другу вежливые и добрые слова. Выскажите свои пожелания друг другу. Я думаю, что подготовленный мною мастер - класс поможет учителям ещё раз проанализировать свою работу, оценить роль учителя в формировании психологического комфорта на уроке, даст возможность почувствовать, что взаимопонимание и взаимоуважение способствует комфортности на уроке и повышению качества образования. Предлагаю правила на каждый день, которые помогут учителю:
|
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения И вот здесь то одной из главных составляющих психологического комфорта и является комфорт на уроке. Ребята попадают в совершенно... | Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к созданию... | ||
Программа кружка по психологии «Мой мир» Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.... | Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уметь обобщать приобретенные знания и применять их на практике. Способствовать развитию интереса к предмету, коммуникативных умений,... | Пояснительная записка Аналитическая справка учреждения Создание эмоционально-психологического комфорта, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса | ||
Комплекс мер по сохранению, укреплению и формированию здоровья школьников... Система образования сегодня решает конкретные задачи по созданию для школьников комфортных условий обучения на основе индивидуального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников»: Академия; Москва; 2003 | ||
Направления и формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных... Сегодня многие ученые и практики указывают на необходимость тесного сотрудничества между учителем-логопедом и учителем начальных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа коррекции психологического здоровья младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Сост. Гарапова Л. Л. Казань: тггпу,... | ||
Учащихся Г по результатам проведенного им обширного экспериментально-психологического исследования развития речи младших школьников. На материале... | Использование интерактивной доски в проектно-исследовательской деятельности младших школьников Использование интерактивной доски на уроке это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю... | ||
Конспект урока информация в памяти компьютера. Системы счисления.... Ученики вместе с учителем обсуждают, что нового, интересного и познавательного узнали на уроке, были ли достигнуты цели урока, усвоены... | Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной... Дети с пониженным зрением быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. У школьников младших классов с нарушением зрения... | ||
Степура Илона Игоревна Становление познавательных универсальных учебных... Становление познавательных универсальных учебных действий у младших школьников третьего класса, посредством работы с текстом на уроке... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов.... |