Скачать 162.59 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой менеджмента и психологии управления _______________(Пучкова Е.Б.) Решение заседания кафедры Протокол № 1_ «_3_» _сентября_2013 г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля ФТД. 1 «Техники деловой коммуникации внутреннего PR» Направление: 080200 «Менеджмент» Профиль: «Управление человеческими ресурсами» Квалификация: бакалавр менеджмента Набор 2012-2013 года Составитель: _Королева Н. Н.ст. преподаватель Москва-2013 Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Цель: обучение системе методов и приемов, позволяющих быть уверенным в себе, настаивать на своем и добиваться своих целей в любых обстоятельствах. Задачи:
Объем в ЗЕ: 6 Время изучения: курс 4 семестр 7,8 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: _ОМ Психология личности, ОМ Возрастная и социальная психология Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: _ОМ Педагогическая практика, ОМ Производственная практика Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций ПКМенБ-00 - И05 ПКМенБ-00 - И13 Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: Ф03МенБ-00/03 Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): 1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование. 2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тестирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics. 3 уровень сложности: кейсы, проблемные задачи, эссе. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 30/70 % - инструментальный кластер Содержание курса Раздел 1. Деловые коммуникации как предмет психологических исследований. Тема 1. Истоки деловой коммуникации. Составные элементы процесса деловой коммуникации Четыре основные цели общения. Составляющие схемы коммуникации К. Шеннона и схемы общения Г. Лассвела. Коммуникационный акт Р. Якобсона и общая модель коммуникации. Характеристика демонстрационной модели общения фон Туна. Основные разговорные стили. Особенности проведения деловых переговоров и совещаний Тема 2. Психологическая роль слушания в процессе деловой коммуникации Три уровня слушания. Слушание – это один из основных элементов внимания. Способы активного слушания. Коммуникативные установки, влияющие на процесс слушания Тема 3. Модели поведения и основные социальные установки в деловой коммуникации Обмен информацией, значимой для участников общения. Общая направленность личности, определяющая стиль общения. Типы личности в зависимости от проявления привязанности к другим. Типология личности по отношению к проявлению влияния на других. Общение как взаимодействие. Позиции партнеров в общении Тема 4. Психологическая характеристика основных видов деловой коммуникации Деловая коммуникация – многогранный процесс, изучаемый различными науками. Фазы деловой коммуникации. Уровни деловой коммуникации. Примитивные реакции в процессе общения. Манипулятивный уровень общения. Деловой уровень общения..Ограничения в общении, делающие его формальным Тема 5. Факторы успешной деловой коммуникации Понятие, критерии и уровни успешности общения. Критерии выбора моделей поведения для успешного общения. Выбор моделей поведения с учетом гендерных характеристик личности. Темперамент и стиль общения. Совместимость между темпераментами . Тема 6. Психологические защиты и их влияние на модели поведения в общении Защитные механизмы психики и поведения. Современные представления о психологических защитных механизмах. Вклад З. Фрейда, А. Фрейд, Д. Сандлера и др. в понимание и типологию психологических защит. Механизмы психологической защиты у взрослых. Изоляция аффекта, идеализация, идентификация. Имидж в деловом общении. Раздел II Деловая коммуникация. История и характеристика. Тема 1. История психологии и этики делового общения Истоки психологии и этики делового общения. Взгляд Конфуция на проблему взаимодействия людей. Основные принципы социального взаимодействия в Конфуцианстве. Взгляды Сократа и Платона на проблемы общения. Общение в контексте философии Нового времени. Г. Тард, Г. Лебон, С. Сигеле, Э. Дюркгейм и социально-психологическая теория. Подходы к общению немецких мыслителей, внесших вклад в психологию общения: И. Кант, Х. Штейнталь, В. Вундт, З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер и др.. Современные исследователи о психологии общения (Дж. Морено, М. Аргайл, Ч. Осгуд, Л. Беркович, Э. Фромм, Ф. Олпорт и др.). Тема 2. Детерминация человеческого поведения в деловом общении Имидж как социальный феномен. «Я»-концепция как совокупность установок . Макро- и микросреда личности. Ролевое поведение в деловом общении. Основные социальные стереотипы в общении. Ролевое поведение в деловом общении. Тема 3. Характеристика деловой коммуникации и её виды Составные элементы структуры совместной деятельности. Основные функции общения, реализуемые в деловом взаимодействии. Условия, необходимые для реализации делового общения. Виды делового общения. Познавательное общение, убеждающее общение, экспрессивное общение. Суггестивное и ритуальное общение. Объект и предмет психологии делового общения. Тема 4. Ключевые характеристики организационной структуры, их влияние на деловое взаимодействие Специфика делового взаимодействия в процессе формирования организационной структуры. Процесс формирования групп. Статусно-ролевые позиции в деловом взаимодействии. Социально-психологическая структура группы. Установки, влияющие на формирование групп. Социометрический статус группы. Малые социальные группы, их отличительные признаки и закономерности существования. Особенности взаимодействия руководителя с коллективом. Классификация лидеров и теории лидерства. Руководящие стили и характеристика умения руководить. Условия эффективной работы коллектива. Факторы уничтожения компетентного персонала. Тема 5. Теории личности в современной психологии в контексте делового общения Теория У. Джеймса в контексте делового взаимодействия. Характеристика психодинамической теории З. Фрейда. Модель психической структуры личности в концепции З. Фрейда. Модель психической структуры личности К.Г. Юнга. Психология тела, разработанная В. Райхом. Трехфакторная модель «значимого Другого» А.В. Петровского. Раздел III Типология личности и деловая коммуникация Тема 1. Характер как составляющая имиджа, его влияние на деловое взаимодействие Модели типологии характера. Экстравертированная установка в общении. Интровертированная установка в общении. Психологический тип и индикатор типов МБТИ с позиции: способов выражения и направления энергии; получения и сбора информации; способов принятия решений; способов организации жизни. Темперамент в контексте соционики. Группа интуитивно-эмоциональных типов личности (Аполлон). Группа интуитивно-мыслительных типов личности (Прометей). Группа сенсорно-решающих типов личности (Эпиметей). Группа сенсорно-воспринимающих типов личности (Дионисий). Тема 2. Типы лидеров и особенности их поведения в процессе общения Особенности лидеров каждого типа. Некоторые стили лидерства. Эффективное принятие решений. Характеристика основной мотивации различных типов личности. Характеристика предпочтений каждого социотипа. Тема 3. Типы отношений в соционике Стили коммуникабельности. Проявления стрессоустойчивости каждого социотипа. Дуальные и миражные отношения в процессе коммуникации. Отношения Супер-эго в процессе коммуникации. Активация и квазитождество в процессе коммуникации. Отношения социального заказа в общении. Раздел IV Деловые коммуникации в работе руководителя Тема 1. Деловые коммуникации – часть корпоративного имиджа компании Корпоративная культура и деловые коммуникации Имидж и репутация компании Особенности формирования образа компании и деловые коммуникации Корпоративная этика и выбор типа деловых коммуникаций Внутренние и внешние деловые коммуникации: цели и фокусные группы Тема 2. Коммуникации, как функция менеджера Деловые коммуникации, как функция менеджера Восходящие, нисходящие и горизонтальные внутренние коммуникации Цели каждого из видов коммуникаций Что такое идеологическое информирование и зачем это нужно? Инструменты внутренних деловых коммуникаций: переписка, интернет, обратная связь и другие Тема 3. Инструменты внутренних коммуникаций менеджера Стили руководства и особенности информирования сотрудников Ролевые позиции по Э. Берну и соответствующие им стили руководства Обратная связь, как инструмент информирования Характеристики эффективной обратной связи Цели и формат совещаний Правила эффективного совещания Тема 4. Внешние коммуникации и переговорный процесс Внешние коммуникации: переговоры, презентации, публичные выступления, работа со СМИ и другие инструменты PR Виды переговоров: ознакомительные, «мокрые», батальные, партнерские Особенности взаимодействия с клиентом в переговорном процессе Понятие «клиентоориентированность» в переговорном процессе Подготовка к переговорам: базовая, содержательная, психологическая Цели и стиль переговорного процесса Основные понятия
Тематика рефератов
Вопросы к зачету
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Основная литература:
Дополнительная литература:
Информационное обеспечение: http://www.ecopsy.ru/ http://www.ht.ru/ http://www.hr-portal.ru http://www.hrm.ru http://www.zarplata.ru |
Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |