Решение заседания кафедры Протокол №1 «03»





Скачать 347.47 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
страница1/3
Дата публикации21.10.2014
Размер347.47 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Психология > Решение
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

Левченко И.Ю.

___________

Решение заседания

кафедры Протокол № _1_

«_03__» __сентября_________2013_г.

Программа модуля "Медико-биологические проблемы дефектологии"


Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Составитель: Дружиловская О.В., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Москва-2014

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Целью дисциплины «Медико-биологические проблемы дефектологии» является знакомство студентов с историей формирования клинического подхода в дефектологии, взаимодействие клинических дисциплин с психолого-педагогическим блоком.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающие виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих основных задач:

-культурно-исторический подход к формированию профессиональных компетенций в процессе изучения клинических дисциплин;

- применение современных подходов инклюзивного образования в процессе изучения клинических дисциплин;

-изучение причин возникновения (биологических и социальных) и клинических проявлений дизонтогенеза;

-раскрытие значения возрастного фактора в резидуальной патологии;

-совместное использование клинико- психолого - педагогической помощи в коррекционной работе.
Объем в ЗЕ: 3 кредита

Время изучения: курс 2 семестр 1

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих специальных и психолого-педагогических дисциплин.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Медико-биологические проблемы дефектологии (Невропатология, Клиника интеллектуальных нарушений, Психопатология, Основы нейропсихологии, Основы нейрофизиологии, Основы анатомии, физиологии и валеологии), Специальная психология, Обучение и воспитание лиц с нарушениями интеллекта (Психология умственно отсталых детей, Олигофренопедагогика), Технологии обучения детей с ЗПР / Современная система образования детей с ЗПР, Обучение и воспитание детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / Коррекционная работа при РДА, Обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА / Педагогические технологии работы с детьми с ДЦП, Основы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха / Основы сурдопедагогики, Основы тифлопедагогики / Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, Технологии обучения и воспитания детей с выраженными интелектуальными нарушениями / Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития/ Организация коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями развития).

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

способен использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

способен строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);

способен выбирать и применять методы диагностики в практической работе с учетом особенностей ОВЗ детей и подростков (ПКСПП-1);

умеет разрабатывать рекомендации субъектам коррекционного образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКСПП-6);
Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

Формирование у студентов умения решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ;

  • в области исследовательской деятельности:

сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.
Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

В современных тенденциях дефектологического образования используется интегративный подход в изучении медико-биологического блока дисциплин в подготовке магистров.

В связи с увеличением количества детей с нарушениями интеллектуального развития специалисты в области дефектологии решают вопросы диагностики, коррекции, реабилитации детей дошкольного и школьного возраста средствами индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку на основе интегрирования образовательных, медицинских и социальных контактов. Отбор детей и их направление в специализированные коррекционные учреждения осуществляются городской и окружными медико-психолого-педагогическими комиссиями, в работе которых принимают участие клиницисты, психолого-педагогический персонал.

Содержание дисциплин медико-биологического блока в связи с новыми требованиями к содержанию курсов психолого-педагогических и специальных дисциплин определяет системно-интегративный уровень обучения, а также использование специальной терминологии, что обеспечивает установление междисциплинарного взаимодействия в процессе обучения:

- использование терминологического аппарата в результате взаимодействия медицинской и педагогической науки и с пересмотром отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья;

- изменение в структуре специальных учреждений, возникновение учреждений нового типа (смешанные группы, реабилитационные центры, интеграция детей с проблемами в развитии в массовые учреждения, классы КРО и т.д.), что вызывает необходимость в расширении функциональных обязанностей педагога специального образования;

- расширение контингента лиц, нуждающихся в специальных образовательных услугах.

Специалист в области специальной педагогики и специальной психологии должен знать основные закономерности развития мозга как базы формирования психических процессов и механизмов организации адаптивного поведения на разных этапах онтогенеза. Он так же должен уметь оценивать адекватность методов и условий обучения и воспитания с функциональными возможностями ребенка и их влияния на рост, развитие и здоровье детей. Результатом системной интеграции курсов «Нейрофизиология и ВНД детей и подростков» и «Психопатология» является изучение закономерностей онтогенеза и дизонтогенеза с точки зрения мозговой организации психических процессов, обеспечивающих целесообразное построение учебно-воспитательного процесса, выбор адекватных средств, методов и условий обучения.

Набор знаний о биологии человека, о его месте в природе, родстве с другими биологическими объектами играет важную роль в формировании естественно-научного мировоззрения у студентов.

В процессе обучения необходимо воспитать четкое представление о том, что человек отличается от животных на уровне высших форм организации поведения и психической деятельности, но в то же время его биологическая природа, реализующаяся на уровне первичных физиологических реакций, остается необходимой составной частью его жизни, и в ряде случаев, что особенно характерно для детей с интеллектуальной недостаточностью, проявляется в индивидуальном развитии и социальной адаптации.

Ознакомление учащихся с основами ВНД человека на уровне современной высшей школы может происходить только на базе соответствующей подготовки в области общей биологии, где необходимо выделить курс «Основы генетики», изучающий закономерности и патогенез наследственных заболеваний, наиболее часто проявляющихся в популяции.

Базовый уровень знаний студенты получают также в процессе изучения курса «Анатомия, физиология и гигиена детей и подростков», поэтому при изучении курса «Основы нейрофизиологии и ВНД детей и подростков» студенты опираются на уже сформированную систему знаний об анатомо-физиологическом уровне нормального и отклоняющегося развития и способны определять биоэнергетические, биоритмические и наследственные особенности детского организма, что дает возможность использовать в коррекционном процессе современные арттерапевтические методы работы.

Для изучения продуктивности усвоения знаний по медико-биологическим дисциплинам используются тестовые задания на основе содержания медико-биологических дисциплин. В процессе усвоения курсов необходимо раскрыть содержание понятий: «этиология», «патогенез», «диагностика», «гомеостаз», «системогенез», «дизонтогенез».

Тесты и схемы, представляющие собой обобщение изученного материала теоретического и практического характера, позволяют выявить интегративный уровень знаний для следующего этапа профессиональной подготовки: 1) усвоение студентами профессиональных знаний на различных уровнях: информационном, профессиональном и деятельностном; 2) понимания содержания и смысла профессиональной информации; 3) использование в возможной (или настоящей) педагогической деятельности; 4) умение адекватно оценивать свои возможности по защите своих гарантий и профессиональных интересов; 5) мотивы, характеризующие отношения к профессиональным знаниям и умениям;

Для совершенствования процесса усвоения основных понятий дисциплин медико-биологического цикла необходимо соблюдение следующих педагогических условий: 1) систематизировать учебный материал, выделив основные понятия, усваиваемые в процессе изучения медико-биологических дисциплин и интегрировано отражающиеся в курсах профессиональной подготовки; 2) проводить диагностические срезы знаний, отражающих сформированность интеграции знаний медико-биологического цикла и профессиональной подготовки специалистов; 3) обеспечить процесс обучения современными подходами, позволяющими оптимизировать учебную деятельность с учетом ее своеобразия в связи с задачами подготовки педагога системы специальной педагогики и психологии.

Интегративный подход определяет эффективность обучения студентов дефектологических факультетов в преподавании медико-биологического цикла, процесс установления и изучения общих понятий для различных наук закономерностей и методов.
Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: курсовая работа, эссе, проект.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - нормативный кластер

Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ОК-10




Тема 1


Конспекты лекции 1, презентации


тесты с многозначными ответами, тест с открытой формой задания, тесты перекрёстного выбора


реферирование, тезирование


Рабочая тетрадь

Тема 1


Письменный опрос


ОК-8



Тема 2


Конспекты лекции 2, презентации

тесты с заданиями на исключение лишнего,

имитационное упражнение; реферирование


Рабочая тетрадь

Тема 2

Письменный опрос

ОК-10




Конспекты лекции 2, презентации

тесты идентификации

Конспектирование, аннотирование

Рабочая тетрадь тема 2

Устный опрос

ОК-10


Тема 3


Конспекты лекции 3, презентации

тесты с закрытой формой ответа, тесты с заданиями на исключение лишнего


аннотирование


Рабочая тетрадь тема 3




Письменный опрос

ПКСПП-1




Конспекты лекции 3, презентации

Тесты с многозначным выбором, тесты перекрестного выбора

планирование

Рабочая тетрадь тема 3

Письменный опрос

ПКСПП-1




Тема 4

Конспекты лекции 4, презентации

тесты идентификации, конспектирование

имитационное упражнение, структурирование проблемы

Рабочая тетрадь тема 4

Письменный опрос

ПКСПП-6




Презентации

Конспектирование.

Реферирование.

Рабочая тетрадь тема 4

Письменный опрос

ОПК-5




Тема 5

Конспекты лекции 5, презентации

тесты перекрёстного выбора, устный и письменный опрос

реферирование, тезирование

Рабочая тетрадь тема 5

Письменный опрос

ПКСПП-1



Конспекты лекции 5, презентации

тесты на соответствие, устный и письменный опрос

реферирование, тезирование

Рабочая тетрадь тема 5

Письменный опрос

ОК-10




Конспекты лекции 5, презентации

Конспектирование, тесты с закрытой формой ответа

Тезирование, структурирование проблемы

Рабочая тетрадь тема 5

Письменный опрос

ПКСПП-6

Конспекты лекции 5, презентации

устный и письменный опрос

реферирование

Рабочая тетрадь тема 5

Письменный опрос
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск