Скачать 299.55 Kb.
|
На правах рукописи______________________МАНСУРОВА Инна СергеевнаОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕННОСТИ НАДЕЖДЫ В СВЯЗИ С УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ЖИЗНЬЮ И ОЦЕНКОЙ ЗНАЧИМЫХ СОБЫТИЙ Специальность 19.00.05 – «Социальная психология» (психологические науки) АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Ростов-на-Дону 2008 Работа выполнена на кафедре социальной психологиифакультета психологии Южного федерального университета
Защита состоится 18 декабря 2008 года в 9.30 на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук в Южном федеральном университете по адресу 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М.Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148. Автореферат разослан 14 ноября 2008 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Перемены, происходящие в российском обществе, являются причиной формирования в рамках социальной психологии новых подходов к изучению как «негативных», так и «позитивных» личностных и групповых феноменов, структура и содержание которых изменяются в результате динамики социальных, экономических, политических процессов, в целом, образа жизни. Несмотря на большое количество работ, цель которых заключается в определении особенностей психологического благополучия, счастья, оптимизма, жизнестойкости, сопряженный с ними феномен надежды остается недостаточно изученным в контексте социальной психологии. О том, что надежда является универсальным, глобальным, общечеловеческим феноменом, что она придает жизни смысл, мы узнаем, прочитывая богословские труды [Августин А., 1999], обращаясь к работам религиоведов [Богатова И., 1999; Екатериновский П., 2001; Курашов В.И., 2006; Крифт П., 2005; Марсель Г., 1995; Шеховцова Л.Ф., 2005], к философским [Блох Э., 1997; Кант И., 1965; Сартр Ж.-П., 1989; Тиллих П., 1994; Фромм Э., 2005], культурологическим [Деменев А.Г., 2001; Немировский А.И., 1992; Штейнер Е.С., 1980], социологическим [Кессельман Л.Е., 1998; Сикевич З.В., 1999, 2004], лингвистическим [Кругликова Е.А., 2004; Лассан Э., 2002; Мошина Е.А., 2005] исследованиям. В них сформулировано важное для социальной психологии положение о том, что выраженность надежды обусловлена социокультурным контекстом, жизненными обстоятельствами человека, что надежда – это сложное интегральное образование, не сводимое к эмоциональному состоянию или переживанию, что надежда – это, одновременно, и рациональное, и иррациональное отношение к различным аспектам жизни. Она не только придает жизни смысл [Фромм Э., 2005], но и способствует адаптации личности к новым, изменяющимся условиям взаимодействия, преодолению трудных жизненных ситуаций [Хорни К., 1999], обеспечивает поддержание и восстановление упорядоченной, непротиворечивой «картины мира» [Stotland E, 1969]. Отечественные и зарубежные психологи, психотерапевты, пытаясь ответить на вопрос о сущности надежды, интерпретируют ее как ценностную ориентацию [Дьяконов Г.В., 2004], состояние [Горбатков А.А., 1999; Бек А., 1979; Staats S., 1991], осознанное ожидание наступления желаемых событий [Averill J.R., 1990; Snyder C.R., 1994]. Считают, что надежда является социальной установкой [Муздыбаев К., 1999; Kwon P., 2002; Stotland E., 1969], выполняет функцию мотивации к действию [Реан А.А., 2006; Nurmi Jari-Erik., 1989]. Авторы работ [Averill J.R., 1990; Lester D., 2001; Nurmi Jari-Erik, 1989] выделяют такую характеристику надежды, как сбалансированность компонентов ее структуры, подчеркивают зависимость выраженности надежды от определенных жизненных событий [Chau-Kiu Cheung, 1996; Emine G.Kapci, 1998]. В целом, на основе этих исследований, формируется представление о существовании двух видов надежды, отличающихся степенью выраженности компонентов, входящих в их структуру, - «рациональная надежда» и «иррациональная (эмоциональная) надежда». Социально-психологический статус надежды определяется тем, что она всегда включена в систему отношений человека с миром и другими людьми, сопряжена с определенными социальными контекстами, перечень сфер ее выражения не имеет границ, «объектом» надежды может стать любой аспект жизнедеятельности человека. Проблема заключается, во-первых, в том, что в отечественной социальной психологии надежда не изучается как интегральный феномен, структура которого включает «рациональные» и «эмоциональные» компоненты. Во-вторых, исследования выраженности надежды ограничены обращением к изучению выраженности надежды – безнадежности как состояний, образующих однонаправленную шкалу. В-третьих, не определены виды надежды в соответствии со степенью сбалансированности выраженности ее компонентов. В-четвертых, констатируется влияние жизненных событий на выраженность надежды, но не изучается проблема динамики выраженности надежды в соответствии с модальностью оценок жизненных событий, включенных в определенные социальные контексты и сферы взаимодействия людей. В-пятых, проблема заключается в том, что в исследованиях подчеркивается значимость надежды в жизни людей, но не рассматривается вопрос о том, как на обыденном уровне относятся россияне к надежде, какие приписывают ей функции. В целом, в современных социально-психологических исследованиях до сих пор не ставилась задача соотнесения видов надежды, выраженности ее компонентов с удовлетворенностью жизнью. Исходя из вышесказанного, цель исследования заключается в изучении видов надежды как интегральных социально-психологических феноменов и типов взаимосвязей между выраженностью компонентов надежды, удовлетворенностью жизнью и оценками значимых событий. Предмет исследования – особенности выраженности компонентов надежды в связи с удовлетворенностью жизнью и оценкой значимых событий. Гипотезы исследования: 1.Виды надежды отличаются выраженностью и сбалансированностью компонентов, образующих ее структуру. 2.Модальность оценки значимых событий, принадлежащих к различным сферам жизнедеятельности, оказывает дифференцированное влияние на интенсивность выраженности надежды. 3.Удовлетворенность жизнью и ее различными временными этапами в сочетании с выраженностью компонентов надежды образуют социально-психологические типы надежды. Задачи исследования: Теоретические задачи: 1.Осуществить анализ философско-культурологических и социально-психологических интерпретаций феномена надежды. 2.Осуществить анализ теоретических подходов к изучению удовлетворенности жизнью и жизненных событий. Методические задачи: 3.Разработать методику, направленную на изучение обыденных представлений о надежде и ее функциях. 4.Подобрать, модифицировать методики, направленные на изучение структурных компонентов надежды, образующих ее виды. Эмпирические задачи: 5.Проанализировать обыденные представления о надежде и ее функциях в жизни человека. 6.Определить виды надежды на основе взаимосвязей между выраженностью ее компонентов и осуществить сравнительный анализ. 7.Определить степень влияния оценок значимых событий на изменение выраженности надежды и сбалансированности ее компонентов. 8.Осуществить сравнительный анализ выраженности различных компонентов надежды у лиц, отличающихся удовлетворенностью жизнью, ее различными временными этапами. Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились положения культурно–исторической концепции развития высших психических функций (Л.С.Выготский), историко-эволюционного подхода (А.Г.Асмолов), субъектно-деятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский); идеи психологии человеческого бытия, разрабатываемой В.В.Знаковым, З.И.Рябикиной; представления о личности как активном субъекте жизнедеятельности (К.А.Абульханова–Славская); о надежде как общечеловеческой ценности, об ее экзистенциальных и социально-психологических функциях в жизни человека (Э.Блох, И.Кант, С.Кьеркегор, Ж.-П.Сартр, П.Тиллих, Э.Фромм, К.Хорни); теоретический подход к надежде как сложному интегральному образованию, включающему эмоционально-оценочные, когнитивные и мотивационно-поведенческие компоненты (J.R.Averill, Chau-Kiu Cheung, Emine G.Kapci, P.Kwon, D.Lester, Nurmi Jari-Erik, К.Муздыбаев, C.R.Snyder, S.Staats, E.Stotland). Теоретические положения о конструктивном и деструктивном изменении личности, ее системы отношений под влиянием жизненных событий, об их связи с удовлетворенностью жизнью (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова, Л.Ф.Бурлачук, Ф.Е.Василюк, Б.Ф.Ломов, В.Н. Мясищев). Методы и методики исследования. Теоретический анализ, сравнение концепций, рассматривающих феномен надежды, обобщение и систематизация выводов изучаемых работ. Эмпирические методы: анкетирование, опрос, контент - анализ. В исследовании использовались следующие методики: 1. Для изучения обыденных представлений о надежде и ее функциях использовался контент - анализ ответов на вопросы, разработанной нами анкеты «Отношение к надежде». 2. С целью изучения структуры надежды и определения степени выраженности ее компонентов применялись: шкала безнадежности А.Бека (в модификации А.А.Горбаткова); шкала диспозиционной надежды С.Снайдера; опросник мотивации достижения А.А.Реана; шкала «личностный контроль времени», выделенная в методике «Шкала аттитюдов ко времени Ньюттена» (в модификации К.Муздыбаева). 3. Для изучения удовлетворенности жизнью использовались: опросник «Индекс жизненной удовлетворенности» Neugarten a. o. (адаптированный Н.В.Паниной); шкала аттитюдов ко времени Ньюттена (в модификации К.Муздыбаева). 4. С целью изучения оценок значимых событий применялись: методика «Психологическая автобиография», разработанная Л.Ф.Бурлачуком и направленная на психодиагностику жизненных ситуаций; методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, модифицированная нами. Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании методов математической статистики: частотного анализа, процедуры квартилирования, корреляционного анализа Пирсона, t-критерия Стьюдента, факторного анализа по методу выделения главных компонент. Применялись компьютерные программы статистической обработки данных «Statistica» и «SPSS 16.0 for Windows». Исходя из теоретических представлений о надежде как интегральном социально-психологическом феномене и ее функций в жизни человека, был определен эмпирический объект исследования, в качестве которого выступили 263 человека в возрасте от 18 до 68 лет, относящиеся к различным социальным группам: студенты, госслужащие, пенсионеры; из них 77 мужчин и 186 женщин. Положения, выносимые на защиту: 1. Надежда наряду с верой и любовью является метаценностью человеческого бытия, духовным качеством человека. В контексте социальной психологии надежда интерпретируется как интегральное образование, в структуру которого входят эмоционально-оценочный, когнитивный и мотивационно-поведенческий компоненты, включенное в систему отношений человека с миром и другими людьми, выраженность которого опосредована совокупностью жизненных событий, происходящих в профессионально-деловой и межличностной сферах бытия человека. 2. Преобладающими в жизни человека являются два вида надежды: 1) «эмоциональная надежда» и 2) «рациональная надежда», представленная сочетанием выраженности когнитивного и мотивационно – поведенческого компонентов. «Мотивационно-поведенческий» вид надежды не является характерными для российской выборки участников исследования, что подтверждают результаты анализа обыденных представлений о надежде и выводы работ, фиксирующих преобладание «когнитивной» и «эмоциональной» надежды в жизни человека. Несбалансированность выраженности компонентов надежды, образующих ее структуру, является существенной характеристикой выделенных видов надежды. 3. Прошедшие и будущие события, имеющие для человека высокую субъективную значимость, отличаются силой воздействия на интенсивность выраженности надежды и сбалансированность компонентов, входящих в ее структуру. Выраженность эмоционально-оценочного, когнитивного и мотивационно-поведенческого компонентов надежды сопряжена с количеством, временем ретроспекции и антиципации жизненных событий. 4. Негативные прошедшие события в большей степени влияют на выраженность эмоционально-оценочного компонента надежды, чем на выраженность когнитивного и мотивационно-поведенческого компонентов. Субъективная оценка степени устойчивости выраженности надежды становится тем выше, чем больше опыт переживания человеком значимых негативных событий. 5. Удовлетворенность жизнью и ее различными временными этапами в сочетании с выраженностью компонентов надежды образуют социально-психологические типы надежды: 1) «эмоционально-когнитивный тип надежды», преобладающий у субъектов, позитивно относящихся к жизни; 2) «эмоциональный тип надежды», характерный для субъектов, относящихся более позитивно к будущему, чем к прошлому и настоящему; 3) «когнитивный тип надежды», выраженный у субъектов, относящихся более позитивно к прошлому, чем к настоящему и будущему. Научная новизна. Впервые феномен надежды рассмотрен как интегральное социально-психологическое образование, виды которого отличаются выраженностью и сбалансированностью компонентов, образующих его структуру. Впервые осуществлен анализ обыденных представлений о надежде и ее функциях в жизни человека. Выявлены значимые жизненные события, отличающиеся силой воздействия на интенсивность выраженности надежды. Впервые, на основе сочетания таких показателей, как выраженность структурных компонентов надежды, степень удовлетворенности жизнью и ее различными временными этапами, создана социально-психологическая типология надежды. Теоретическая и практическая значимость исследования. Выполненное диссертационное исследование вносит вклад в формирование социально – психологического подхода к изучению надежды. Оно расширяет представления о влиянии жизненных событий на трансформацию, выраженность социально-психологических, личностных образований. Оно существенно дополняет теоретические представления о надежде, ее видах и функциях в жизни человека; вносит вклад в разработку проблем жизненной удовлетворенности, отношения к жизни, субъективного благополучия, в развитие концепции о личности как субъекте жизни. Результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе оказания психологической помощи в трудных, жизненных ситуациях. Подобранный и разработанный методический инструментарий может быть применен с целью психодиагностики выраженности надежды, прогнозирования модальности отношения к жизни. Выводы теоретической и эмпирической частей диссертационного исследования могут быть использованы при создании учебных программ курсов и спецкурсов по социальной психологии, психологии отношений. На основе теоретических и эмпирических данных диссертационного исследования может быть разработан спецкурс: «Социально-психологические основы надежды». |
Реализация принципа связи обучения с жизнью при изучении биологии Статья посвящена формированию познавательных универсальных учебных действий при изучении биологии и реализации принципа связи обучения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Раскрыть особенности строения внутренних органов тела рыбы в связи с жизнью в воде и их функциональное значение | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическое сопровождение... Человек начинает жить «мертвой жизнью» – жизнью «жертвы» событий, ситуаций, людей, самого себя. Его «любимый вид спорта» – плавание... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Манипулятивное воздействие текстов интернет-сми на примере освещения значимых общественных событий 89 | ||
Психогенные (реактивные) психозы Реактивные психозы — психические нарушения психотического уровня, возникающие в результате воздействия сверхсильных потрясений, неблагоприятных... | Рабочая программа учебного предмета «Физика» Курс «Физика в быту» направлен на формирование социально значимых знаний и умений, позволяет связать изучаемый материал с жизнью,... | ||
Листопадова Ольга Викторовна Предмет: Информатика Класс: 2 Тема: Последовательность событий Цель: Научить определять последовательность событий, находить и исправлять ошибки в последовательности событий | Тема урока: Танцы,танцы, танцы… Сегодня мы продолжаем изучение раздела, который называется «День полный событий». На прошлом уроке мы начали разговор о музыке, связанной... | ||
Медицинский работник и онкологический больной И если человек все равно вскоре помрет, то возникает нравственная проблема: что лучше: цинично сказать человеку правду о его здоровье... | Тема: «Ранняя весна» Цель урока: формирование умений наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и... | ||
Урок проводится в медиатеке Цель урока: формирование умений наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и... | Революции, Перевороты, путчи Целью дальнейшей работы является изучение событий в период дворцовых переворотов, буржуазно-демократических революций, их особенности... | ||
Вероятностный подход к определению количества информации Сформировать у учащихся понимание вероятности, равновероятных событий и событий с различными вероятностями | Конспект комплексного занятия в старшей группе Цель урока: формирование умений наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и... | ||
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Весна» Цель урока: формирование умений наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и... | Конспект занятия по развитию речи и экологии в старшей группе Цель урока: формирование умений наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и... |