Скачать 178.14 Kb.
|
МБОУ Асаковская средняя общеобразовательная школа Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога (реферат) Выполнил: учитель математики Каширина Т.А. Чупряково 2012 г Содержание 1.Введение…………………………………………………………………………………..3 2. Основная часть. 1). Понятие конфликта…………………………………………………………………… 5 2). Виды педагогических конфликтов…………………………………………………….5 3). Особенности педагогических конфликтов……………………………………………6 4). Причины конфликтов………………………………………………………………… 7 5). Стили взаимодействия педагога в конфликте с учащимися………………………….7 6). Психологический анализ конфликтов……………………………………………….. 10 3. Заключение …………………………………………………………………………… 11 4. Рекомендации педагогам…………………………………………………………….. 11 5. Библиография………………………………………………………………………… 12 «Святая наука – расслышать друга» друга». Булат Окуджава Введение Существует ряд определений конфликта. «Конфликт – актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновение самих оппонентов» (Большой психологический словарь). Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. Ни для кого не секрет, что школьная среда содержит в своей структуре большое количество конфликтных ситуаций. Конфликты идут по разным векторам: учитель – ученик, учитель - администрация, учитель – учитель, учитель – родитель, ученик – ученик. В.А.Сухомлинский писал: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Умение избежать конфликт – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива». Так как «ученик – главная действующая фигура образовательного процесса» (И.С. Якиманская), то в данной работе мне хотелось бы остановиться в большей степени на конфликте между учителем и учеником. Из всех вышеназванных школьных конфликтов этот считаю наиболее заслуживающим внимания. Если учителю удастся разрядить ситуацию на уровне «учитель-ученик», то последующих конфликтов «учитель – родитель», «ученик – ученик», может и не произойти. Таким образом, конфликтологическая компетентность учителя является одной из составляющих профессиональной культуры и деятельности педагога. И учителю необходимо овладеть рядом стратегий, которые помогут ему быть компетентным в вопросах упреждения и преодоления конфликтов, в снятии последствий стресса, в построении эффективного общения, помогут управлять конфликтом в образовательных целях. 3 Основная часть Учителя – это особые люди, которые с раннего возраста большую часть своего времени проводят в школе. Перестав быть детьми, они не входят вполне в ту систему отношений, которая характерна для взрослых. Школа оказывается чем-то вроде храма, живущего по своим законам. Ребенок также почти целый день проводит вместе с этим взрослым, который в его глазах занимает место родителей: его надо слушаться, от него может последовать наказание или награда. Между учителем и учеником возникает эмоциональную зависимость. «Учитель не делает карьеры. Он – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться…Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения?». (С. Соловейчик. Вечная радость). В своей ежедневной работе учитель остается один на один со всем, что его тревожит. Ему необходимы знания для разрешения конфликтных ситуаций, для поддержки учащегося в трудный возрастной период и в сложной жизненной ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе обучения. Таким образом, речь идет о профессиональной компетентности педагога в решении вопросов дисциплины и мотивации, а также о развитии организационной культуры педагогических коллективов. Среди критериев эффективной школы всегда выступали: способность мотивировать детей к познавательной деятельности и саморазвитию; способность образовательного учреждения поддерживать дисциплину, не прибегая к методам насилия, и тем самым давать детям первые жизненные навыки в условиях демократического социума; способность создать такую корпоративную культуру, в которой все учащиеся и родители чувствовали бы принадлежность к единой организации, были мотивированы на взаимопомощь и кооперацию в решении проблем класса и школы в целом. Мотивация, дисциплина и кооперация – три составные части корпоративной культуры, которая в свою очередь позволяет решать три главные задачи школы:
Основными действующими элементами организационной структуры образовательного учреждения являются педагоги. Каждый учитель в отдельности как уникальный педагог с характерным для него стилем учебно-воспитательной работы и педагогический коллектив в целом, как еще один особый участник процесса, который должен транслировать ценности детям, должен быть мудрым и понимающим, умеющим разобраться в любой проблеме и справиться с любой конфликтной ситуацией. Чтобы выполнить эту важную задачу, учитель должен в первую очередь перестраиваться сам, овладевая конфликтологическими знаниями. Управление конфликтами (в узком смысле) – целенаправленное воздействие на реальный конфликт на основе принятых и признаваемых его участниками правил, норм и способов поведения в возникшем конфликтном противоборстве. Управление конфликтами (в широком смысле) – система технологий, процедур, форм и методов неконфронтационного и конструктивного воздействия на конфликт с целью его прекращения или минимизации его негативных последствий. 4 1. Понятие конфликта Взаимодействия с учащимися учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия. В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам. При разрешении педагогических ситуаций действия учителей часто определяются их личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым. Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смена настроения и т. д. Правильно реагируя на поведение учащегося, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт. 2. Виды педагогических конфликтов. Все педагогические конфликты можно распределить на три группы: мотивационные; связанные с недостатками в организации в обучении; конфликт взаимодействий. Мотивационные. Они возникают между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся (из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению). Связанные с недостатками в организации в обучении. I конфликтный период происходит в начальной школе, когда первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную. II конфликтный период - переход в 5 класс. На смену одному учителю приходит несколько учителей –предметников . Появляются новые учебные предметы. III конфликтный период - в начале 9 класса, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс. IV конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, ЕГЭ, начало личной жизни. Конфликт взаимодействий. Конфликты дисциплины. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия. Конфликты в методике обучения. Конфликты в тактике взаимодействия учителя с подростком. Конфликты этики. 5 3. Особенности педагогических конфликтов. Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь учебное заведение, в котором учится ребенок, – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель–ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте. Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику – справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму. Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю. Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники - ученики, педагоги, администрация, родители. 6 4. Причины конфликтов. При всем разнообразии конфликтов можно выделить их основные причины: – В последние годы учащиеся сильно изменились, тогда как некоторые учителя видят их такими, какими были учащиеся десять – пятнадцать лет назад, поэтому отношения с учениками складываются напряженные. – Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, зачастую воспринимается учителями как негативное отношение к их личности. – Консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств. – Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей. – Оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье. – Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика. – Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение этих учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними. – Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность); настроение учителя при взаимодействии с учениками; жизненное неблагополучие учителя. – Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе. 5. Стили взаимодействия педагога в конфликте с учащимися. Как решить проблему противоречий во взаимоотношениях педагога с учащимися? Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должна быть тактически проработана, а тонкое психологическое прикосновение к личности ребенка – согласно тому, что он есть сейчас (возраст, состояние, опыт, знания, интеллект, способности, уровень воспитанности и другое) – оправдано. Многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа. К. У. Томасом и Р. Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стили поведения в конфликтной ситуации. 7 Стили разрешения конфликтной ситуации Стиль конкуренции или соперничества
Стиль сотрудничества
Стиль компромисса
Стиль уклонения, избегания
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В работе шмо приняли участие учитель математики Лимина Р. В., учитель математики и физики Петрунькин А. С., учитель химии и географии... | Реферат По специальности 05020152 преподавание математики в основной... В настоящее время в разных странах существует более или менее единое мнение по следующим двум вопросам | ||
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,... | Реферат На тему: «Магические Квадраты» Однажды за 3 минуты до конца урока математики учитель предложил одному классу решить следующую задачу | ||
Использование тестов в школьном курсе математики (реферат) Гуженкова... Р 93 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Иностранный язык (английский): метод рекомендации... | Урока математики И. В. Вдовенко, учитель математики, мбоу «Федоровская... Целеполагание в условиях метапредметной деятельности учащихся на примере урока математики | ||
Реферат По специальности 05020152 преподавание математики в основной... Числовая последовательность есть функция натурального аргумента. (Так, например, арифметическая прогрессия является линейной функцией... | «избранные вопросы математики» Составила учитель математики Подколзина Е. Н Предлагаемый курс содержит совершенно не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием сможет привлечь... | ||
Урок математики в 6 классе Автор: Никандрова Надежда Витальевна, учитель математики мбоу «Большевыльская сош» Аликовского района | «Путешествие в страну Звукобуквию» с применением тестопластики Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | ||
Реферат по теме «Межпредметные взаимосвязи физики и математики в курсе основной школы» Работу выполнила Колобова Елена Николаевна, учитель физики средняя общеобразовательная школа N12 г. Пушкино | Урок путешествие Тема: Чтение слов с буквой «Т» Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | ||
Урок математики, 5 класс Игнатьева Антонина Яковлевна, учитель математики мбоу «Шоркасинская сош» Канашского района.( 8-909-301-10-53) | Методическая разработка урока математики в 5 классе Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош» |