М. В. Борцова История психологии





НазваниеМ. В. Борцова История психологии
страница1/6
Дата публикации22.01.2015
Размер0.82 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


Славянский-на-Кубани

государственный педагогический институт



М.В. Борцова

История психологии

Часть 1
Методические рекомендации
к семинарским занятиям


Славянск-на-Кубани

2008

ББК 88.1 я 73

Б 83

Рекомендовано к печати

учебно-методическим советом СГПИ

Борцова М.В. История психологии. Ч 1.: Методические рекомендации к семинарским занятиям. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. – 67 с.


В методических рекомендациях приведены указания по подготовке к семинарским занятиям по основным темам курса «История психологии». Тематика семинарских занятий курса соответствует содержанию учебной программы и Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования в Российской Федерации. К каждой теме приведены план занятий, темы докладов и рефератов, перечень основных терминов, комментарий, вопросы для самоконтроля.

Методические рекомендации могут быть использованы для самостоятельной работы студентов специальности 031000 – «Педагогика и психология» всех форм обучения при изучении курса «История психологии».

Рецензенты:

А.Н. Кимберг, кандидат психологических наук, доцент Кубанского государственного университета;

Л.В. Колодина, кандидат психологических наук, старший преподаватель Славянского-на-Кубани государственного педагогического института.
© Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт, 2008

©


Оформление. Издательский центр СГПИ, 2008


Содержание


Введение ……………………………………………………………..

4

1. Общие положения ……………………………………………….

6

2. Семинарские занятия …………………………………………..

7

Семинарское занятие № 1 ………………………………………

7

Семинарское занятие № 2 ………………………………………

10

Семинарское занятие № 3………………………………………

15

Семинарское занятие № 4 ………………………………………

18

Семинарское занятие № 5 ………………………………………

21

Семинарское занятие № 6 ………………………………………

24

Семинарское занятие № 7 ………………………………………

27

Семинарское занятие № 8 ………………………………………

33

Семинарское занятие № 9 ………………………………………

36







3. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов …………………………………………………………………

39

Конспектирование первоисточников …………………………..

39

Подготовка учебного реферата ………………………………..

41

Требования, предъявляемые к оформлению реферата …..

44







4. Примерная тематика рефератов ……………………………..

44

5. Примерные тесты по дисциплине …………………………….

46

6. Материалы для аттестации ………………………………………

56

Контрольные вопросы к экзамену ……………………………..

56

Критерии оценивания ответов студентов на экзамене …….

58







7. Рекомендуемая литература ……………………...………………

59

Приложения ………………………..……………………………………

62


ВВЕДЕНИЕ
Курс «История психологии» представляет собой одну из дисциплин, входящих в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031000 – «Педагогика и психология».

Знание истории психологии необходимо для пони­мания путей и тенденций развития современной психологии. Только включение в исторический контекст позволяет понять сущность различных теорий и направлений, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать исторический смысл. Исторический подход необходим для понимания совре­менной ситуации в психологической науке, для формирования новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого1.

Изучение истории психологии имеет большое об­разовательно-нравственное значение.

Основная цель курса – познакомить слушателей с систематизированным в хронологическом порядке изложением истории отечественной и зарубежной психологии как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания, а также персональным вкладом отдельных учёных в развитие науки.

Задачи курса: а) формирование психологического и научно теоретического мышления у студентов; б) расширение их научного кругозора; в) умение работать с научной литературой, г) формирование навыков реферирования первоисточников, публичного выступления.

По итогам изучения курса «История психологии» слушатели должны:

  1. Иметь представление об истории психологии как особой отрасли знания. Знать её предмет, объект, задачи.

  2. Знать периодизацию истории психологии, движущие силы и причины развития психологических идей, принципы историко-психологического анализа, методы и источники истории психологии.

  3. Владеть хронологией этапов развития психологии: от античности до периода выделения психологии в самостоятельную науку.

  4. Знать персоналии каждого направления, периода, их основные идеи.

Практико-ориентированный компонент курса «История психологии» представлен серией семинарских занятий, назначение которых – формирование основных теоретико-познавательных умений для качественного осуществления профессиональной деятельности.

Целью семинарских занятий является повышение уровня знаний студентов за счет углубленного изучения теоретического материала дисциплины, знакомства с первоисточниками.

Кроме того, в процессе подготовки к семинарским занятиям ставятся задачи: привить студентам навыки самостоятельной работы над литературными источниками, освоить методики проведения различных форм семинарских занятий, выработать навыки постановки проблем, ведения дискуссии, сопоставления и анализа альтернативных точек зрения; отстаивать и аргументировать свое мнение, делать обобщения, что в конечном итоге способствует развитию творческого мышления студента – будущего педагога-исследователя.

В настоящем издании приведены методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по основным темам курса «История психологии» для студентов педагогических вузов всех форм обучения, исходя из учебного плана, Государственного образовательного стандарта и учебной программы курса. Часть тем или вопросов может быть рекомендована преподавателем для самостоятельного изучения студентами. Перечень выносимых на семинары тем и вопросов может корректироваться преподавателем в зависимости от уровня усвоения материала, степени подготовленности студентов и др.

По каждой помещенной в данное пособие теме приводятся перечень выносимых на обсуждение вопросов, темы сообщений, докладов и рефератов, вопросы для самоконтроля уровня подготовки студентов, перечень основных понятий и терминов, рекомендуемые литературные источники, особенности подготовки к каждому вопросу темы.

1. Общие положения
По согласованию с преподавателем семинарские занятия могут проводиться в различных формах: традиционные семинары, круглые столы, пресс-конференции, устные журналы, семинары-диспуты и др. При традиционной форме проведения семинарских занятий рекомендуется заслушивать по каждому вопросу доклады студентов и их ответы на вопросы аудитории, оппонентов, докладчиков и содокладчиков, а также дополнительные сообщения студентов или выступления. Преподаватель организует обсуждение докладов и содокдадов, обращая особое внимание на разбор проблемных вопросов, оценивает выступления и подводит итоги. Предполагается, что основная часть группы готовит весь материал, выносимый на семинарское занятие.

При подготовке к семинарским занятиям, независимо от их формы, а также при самостоятельной проработке темы студенту целесообразно прежде всего ознакомиться с изложенными в настоящем издании методическими рекомендациями к данной теме, просмотреть и разобраться в лекционном теоретическом материале, учебной литературе, будет полезно обратить внимание на постановку проблемы, обоснование различных точек зрения. Затем прорабатываются контрольные вопросы к семинару.

Студент может привлекать и другие материалы, кроме рекомендованных преподавателем, подходящие к данному вопросу.

При подготовке к семинарским занятиям следует выполнять задания для самостоятельной работы, представленные в издании: конспектирование первоисточников, подготовка докладов, сообщений, рефератов, творческих заданий (например, составление кроссворда, мультимедийной презентации доклада и пр.).

Перед подготовкой или в процессе подготовки к семинару студент может проконсультироваться у преподавателя по интересующим его вопросам. Преподаватель может проконтролировать подготовку студентов к семинару путем использования устного или письменного опроса или проверки конспектов литературных источников.

На семинарских занятиях особое внимание уделяется не только содержанию выступления, его целесообразности, логике изложения, убедительности выводов, но и культуре речи, а также умению формулировать вопросы, логично выбирать ответ, отстаивать и обосновывать свою точку зрения. Перечисленные умения являются основой диалогового общения, столь необходимого будущему специалисту.

Студенты, активно и успешно участвующие в семинарах, не пропускающие занятий без уважительных причин, имеющие отличные оценки в промежуточной аттестации и защитившие свой реферат по тематике семинарских занятий, могут быть оценены по данному курсу на отличную оценку и освобождены от явки на экзамен.

Данные методические рекомендации могут быть использованы не только для подготовки к семинарским занятиям, но и для самостоятельной проработки отдельных тем и вопросов студентами как очной, так и заочной форм обучения.

2. Семинарские занятия

Семинарское занятие № 1
Тема: «Предмет, объект истории психологии. Движущие силы и причины исторического развития психологических идей».

Цель: рассмотреть предмет, объект, задачи, периодизацию истории психологии; изучить движущие силы и причины развития психологических идей, хронологию этапов развития психологии, принципы историко-психологического анализа; определить источники и методы истории психологии.

Основные понятия: научное знание, Zeitgeist (дух времени, парадигмальная теория), научная революция. Подходы к изучению истории психологии: выделение общих оснований и установок (детерминизм – индетерминизм; элементаризм – холизм; эмпиризм – рационализм), описание истории в понятии школы, теории великих людей, эклектическая позиция, периодизация отечественной психологической мысли категориальный анализ (принципы детерминизма, системности, развития…), процесс становления предмета и др. Оппонентный круг ученого. Процесс преобразования предмета психологии. Периодизация истории психологии. Хронология этапов развития психологии. Принципы историко-психологического анализа: принцип историзма, принцип единства логического и исторического, принцип детерминизма. Методы истории психологии: теоретическая реконструкция, научная школа, изучение архивных материалов, метод интервьюирования, анализ научных ссылок. Источники истории психологии.

Теоретическая часть

  1. Предмет, задачи и методы истории психологии.

  2. Подходы к изучению истории психологии

  3. Периодизация истории психологии.

  4. Хронология этапов развития психологии.

  5. Источники истории психологии.


Комментарий к теме

История психологии изучает формирование и развитие взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса.

Основной задачей истории психологии является воссоздание исторической научной психологической мысли, анализ возникновения и дальнейшего развития научных зна­ний о психике, что должно дать полную и связную кар­тину их развития и роста.

Выделяют следующие методы истории психологии: теоретическая реконструкция, изучение архивных материалов, интервью (бесе­да по заранее составленному исследователем перечню вопросов), биографический и автобиографический методы, анализ научных ссылок.

Следует охарактеризовать каждый из перечисленных методов.

В психологической науке существуют различные подходы ее истории. Рекомендуется раскрыть следующие:

1. Концепция Э. Боринга, который в целях объяснения научных открытий в психологии использовал понятие Zeitgeist (дух време­ни).

2. Парадигмальная теория Т. Куна.

3. Выделение общих оснований и установок, которые прослеживаются в развитии психологии на протяжении всей ее истории.

4. Описание истории в понятии школы.

5. Теории великих людей.

6. Эклектическая позиция (совместное использование различных подходов).

Необходимо аргументировать каждый из этих подходов и доказать прогрессивность последнего подхода.

Периодизация истории психологии. Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является выделение этапов развития психологии и определение содержания каждого из них.

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй – когда психо­логия развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э.— середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысяч лет, вто­рой – чуть больше столетия (середина XIX в.— насто­ящее время).

Необходимо подробно охарактеризовать каждый из этапов с учетом следующих критериев: время, предмет изучения, важнейшие итоги.

Источники истории психологии. Ими являются все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний, и прежде всего труды психологов прошлого, а также философовские труды, в которых исследуются психологические проблемы.

Важным источником развития психологических знаний является общественная практика – медицина, обучение и воспитание, юридическая практика, материальное производство и т. п. К настоящему времени наиболее освоенной психологами областью оказалась медицина, особенно психиатрия. Источником психологических знаний являются также другие науки: естествознание (включая физику, химию, астрономию), языкознание, этнография, антропология и др. Этим определяется необходимость обращения историка психологии к истории других наук.

Проблемы, связанные с изысканием и использованием источников, составляют особую область – источниковедение истории психологии.

Следует аргументировать применение перечисленных источников истории психологии, привести примеры ис­следований в этой области.
Контрольные вопросы

  1. В чем заключается специфика предмета истории психологии?

  2. Каковы преимущества и ограниченность различных концепций истории психологической науки?

  3. В чем заключается категориальный подход к методологии истории психологии? Кто автор этого подхода?

  4. Каково значение вопроса о предмете психологии для реконструкции историко-психологического процесса?

  5. Каковы условия, причины и периодизация развития психологических знаний?

  6. Какие методы исследования разработаны в истории психологии?

Литература1

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1990.

  2. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.

  3. Морозов А.В. История психологии: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. – М., 2005.

  4. Левин К. Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в психологии // Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. – М, 2001. – С. 54 – 84.

  5. Теплов Б.М. О некоторых общих вопросах разработки истории психологии // Теплов Б.М. Избранные труды. – М., 1985. Т. 2. – С. 191 – 198.

  6. Теплов Б.М. О культуре научного исследования // Там же. С. 310 – 317.

  7. Ярошевский М.Г. Психология науки. – СПб., 1995.


Задания для самостоятельной работы

    • Конспектирование источника (по выбору)

  1. Теплов Б.М. О культуре научного исследования // Теплов Б.М. Избранные труды. – М., 1985. Т.2. – С. 310 – 317.

  2. Теплов Б.М. О некоторых общих вопросах разработки истории психологии // Теплов Б.М. Избранные труды. – М., 1985. Т.2. – С. 191 – 198.

    • Представить в виде схемы методы истории психологии

    • Составить словарь терминов по теме семинарского занятия.



Семинарское занятие № 2
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. В. Борцова История психологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история психологии»
Тугайбаева Батима Нагимовна «История психологии» – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с
М. В. Борцова История психологии iconРабочая программа дисциплины «История психологии»
Содержание: умк по дисциплине «История психологии» для студентов направления подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование»,...
М. В. Борцова История психологии iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
М. В. Борцова История психологии iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
М. В. Борцова История психологии iconРегламент проверки рефератов аспирантов факультета психологии спбгу...
Темы рефератов утверждаются силами лекторов с философского и\или психологического факультетов; окончательные списки аспирантов и...
М. В. Борцова История психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
М. В. Борцова История психологии iconРейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине «история психологии»
Тема: Теоретическая борьба периода становления психологии как самостоятельной науки
М. В. Борцова История психологии iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине...
Направленность (профиль) программы аспирантуры Общая психология, психология личности, история психологии
М. В. Борцова История психологии iconУчебно-методический комплекс история психологии специальность: 031000 «Педагогика и психология»
Выявить динамику взглядов на предмет психологии и методы ее изучения в различные исторические периоды
М. В. Борцова История психологии iconТема «История развития психологии»
Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук. Этапы развития психологии
М. В. Борцова История психологии icon7 Вопросы к вступительному экзамену по специальности
Общая психология, психология личности, история психологии является одним из основополагающих и системных по данной специальности...
М. В. Борцова История психологии iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....
М. В. Борцова История психологии iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....
М. В. Борцова История психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вопрос Психология как наука. Взаимосвязь психологии с юридическими дисциплинами. История становления науки психологии
М. В. Борцова История психологии iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
М. В. Борцова История психологии iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Психологические науки», по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии» разработана профессорско-преподавательским...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск