Скачать 0.82 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт М.В. Борцова История психологии Часть 1 Методические рекомендации к семинарским занятиям Славянск-на-Кубани 2008 ББК 88.1 я 73 Б 83 Рекомендовано к печати учебно-методическим советом СГПИ Борцова М.В. История психологии. Ч 1.: Методические рекомендации к семинарским занятиям. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. – 67 с. В методических рекомендациях приведены указания по подготовке к семинарским занятиям по основным темам курса «История психологии». Тематика семинарских занятий курса соответствует содержанию учебной программы и Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования в Российской Федерации. К каждой теме приведены план занятий, темы докладов и рефератов, перечень основных терминов, комментарий, вопросы для самоконтроля. Методические рекомендации могут быть использованы для самостоятельной работы студентов специальности 031000 – «Педагогика и психология» всех форм обучения при изучении курса «История психологии». Рецензенты: А.Н. Кимберг, кандидат психологических наук, доцент Кубанского государственного университета; Л.В. Колодина, кандидат психологических наук, старший преподаватель Славянского-на-Кубани государственного педагогического института. © Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт, 2008 © Оформление. Издательский центр СГПИ, 2008 Содержание
ВВЕДЕНИЕ Курс «История психологии» представляет собой одну из дисциплин, входящих в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031000 – «Педагогика и психология». Знание истории психологии необходимо для понимания путей и тенденций развития современной психологии. Только включение в исторический контекст позволяет понять сущность различных теорий и направлений, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать исторический смысл. Исторический подход необходим для понимания современной ситуации в психологической науке, для формирования новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого1. Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение. Основная цель курса – познакомить слушателей с систематизированным в хронологическом порядке изложением истории отечественной и зарубежной психологии как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания, а также персональным вкладом отдельных учёных в развитие науки. Задачи курса: а) формирование психологического и научно теоретического мышления у студентов; б) расширение их научного кругозора; в) умение работать с научной литературой, г) формирование навыков реферирования первоисточников, публичного выступления. По итогам изучения курса «История психологии» слушатели должны:
Практико-ориентированный компонент курса «История психологии» представлен серией семинарских занятий, назначение которых – формирование основных теоретико-познавательных умений для качественного осуществления профессиональной деятельности. Целью семинарских занятий является повышение уровня знаний студентов за счет углубленного изучения теоретического материала дисциплины, знакомства с первоисточниками. Кроме того, в процессе подготовки к семинарским занятиям ставятся задачи: привить студентам навыки самостоятельной работы над литературными источниками, освоить методики проведения различных форм семинарских занятий, выработать навыки постановки проблем, ведения дискуссии, сопоставления и анализа альтернативных точек зрения; отстаивать и аргументировать свое мнение, делать обобщения, что в конечном итоге способствует развитию творческого мышления студента – будущего педагога-исследователя. В настоящем издании приведены методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по основным темам курса «История психологии» для студентов педагогических вузов всех форм обучения, исходя из учебного плана, Государственного образовательного стандарта и учебной программы курса. Часть тем или вопросов может быть рекомендована преподавателем для самостоятельного изучения студентами. Перечень выносимых на семинары тем и вопросов может корректироваться преподавателем в зависимости от уровня усвоения материала, степени подготовленности студентов и др. По каждой помещенной в данное пособие теме приводятся перечень выносимых на обсуждение вопросов, темы сообщений, докладов и рефератов, вопросы для самоконтроля уровня подготовки студентов, перечень основных понятий и терминов, рекомендуемые литературные источники, особенности подготовки к каждому вопросу темы. 1. Общие положения По согласованию с преподавателем семинарские занятия могут проводиться в различных формах: традиционные семинары, круглые столы, пресс-конференции, устные журналы, семинары-диспуты и др. При традиционной форме проведения семинарских занятий рекомендуется заслушивать по каждому вопросу доклады студентов и их ответы на вопросы аудитории, оппонентов, докладчиков и содокладчиков, а также дополнительные сообщения студентов или выступления. Преподаватель организует обсуждение докладов и содокдадов, обращая особое внимание на разбор проблемных вопросов, оценивает выступления и подводит итоги. Предполагается, что основная часть группы готовит весь материал, выносимый на семинарское занятие. При подготовке к семинарским занятиям, независимо от их формы, а также при самостоятельной проработке темы студенту целесообразно прежде всего ознакомиться с изложенными в настоящем издании методическими рекомендациями к данной теме, просмотреть и разобраться в лекционном теоретическом материале, учебной литературе, будет полезно обратить внимание на постановку проблемы, обоснование различных точек зрения. Затем прорабатываются контрольные вопросы к семинару. Студент может привлекать и другие материалы, кроме рекомендованных преподавателем, подходящие к данному вопросу. При подготовке к семинарским занятиям следует выполнять задания для самостоятельной работы, представленные в издании: конспектирование первоисточников, подготовка докладов, сообщений, рефератов, творческих заданий (например, составление кроссворда, мультимедийной презентации доклада и пр.). Перед подготовкой или в процессе подготовки к семинару студент может проконсультироваться у преподавателя по интересующим его вопросам. Преподаватель может проконтролировать подготовку студентов к семинару путем использования устного или письменного опроса или проверки конспектов литературных источников. На семинарских занятиях особое внимание уделяется не только содержанию выступления, его целесообразности, логике изложения, убедительности выводов, но и культуре речи, а также умению формулировать вопросы, логично выбирать ответ, отстаивать и обосновывать свою точку зрения. Перечисленные умения являются основой диалогового общения, столь необходимого будущему специалисту. Студенты, активно и успешно участвующие в семинарах, не пропускающие занятий без уважительных причин, имеющие отличные оценки в промежуточной аттестации и защитившие свой реферат по тематике семинарских занятий, могут быть оценены по данному курсу на отличную оценку и освобождены от явки на экзамен. Данные методические рекомендации могут быть использованы не только для подготовки к семинарским занятиям, но и для самостоятельной проработки отдельных тем и вопросов студентами как очной, так и заочной форм обучения. 2. Семинарские занятия Семинарское занятие № 1 Тема: «Предмет, объект истории психологии. Движущие силы и причины исторического развития психологических идей». Цель: рассмотреть предмет, объект, задачи, периодизацию истории психологии; изучить движущие силы и причины развития психологических идей, хронологию этапов развития психологии, принципы историко-психологического анализа; определить источники и методы истории психологии. Основные понятия: научное знание, Zeitgeist (дух времени, парадигмальная теория), научная революция. Подходы к изучению истории психологии: выделение общих оснований и установок (детерминизм – индетерминизм; элементаризм – холизм; эмпиризм – рационализм), описание истории в понятии школы, теории великих людей, эклектическая позиция, периодизация отечественной психологической мысли категориальный анализ (принципы детерминизма, системности, развития…), процесс становления предмета и др. Оппонентный круг ученого. Процесс преобразования предмета психологии. Периодизация истории психологии. Хронология этапов развития психологии. Принципы историко-психологического анализа: принцип историзма, принцип единства логического и исторического, принцип детерминизма. Методы истории психологии: теоретическая реконструкция, научная школа, изучение архивных материалов, метод интервьюирования, анализ научных ссылок. Источники истории психологии. Теоретическая часть
Комментарий к теме История психологии изучает формирование и развитие взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Основной задачей истории психологии является воссоздание исторической научной психологической мысли, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, что должно дать полную и связную картину их развития и роста. Выделяют следующие методы истории психологии: теоретическая реконструкция, изучение архивных материалов, интервью (беседа по заранее составленному исследователем перечню вопросов), биографический и автобиографический методы, анализ научных ссылок. Следует охарактеризовать каждый из перечисленных методов. В психологической науке существуют различные подходы ее истории. Рекомендуется раскрыть следующие: 1. Концепция Э. Боринга, который в целях объяснения научных открытий в психологии использовал понятие Zeitgeist (дух времени). 2. Парадигмальная теория Т. Куна. 3. Выделение общих оснований и установок, которые прослеживаются в развитии психологии на протяжении всей ее истории. 4. Описание истории в понятии школы. 5. Теории великих людей. 6. Эклектическая позиция (совместное использование различных подходов). Необходимо аргументировать каждый из этих подходов и доказать прогрессивность последнего подхода. Периодизация истории психологии. Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является выделение этапов развития психологии и определение содержания каждого из них. В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй – когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э.— середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысяч лет, второй – чуть больше столетия (середина XIX в.— настоящее время). Необходимо подробно охарактеризовать каждый из этапов с учетом следующих критериев: время, предмет изучения, важнейшие итоги. Источники истории психологии. Ими являются все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний, и прежде всего труды психологов прошлого, а также философовские труды, в которых исследуются психологические проблемы. Важным источником развития психологических знаний является общественная практика – медицина, обучение и воспитание, юридическая практика, материальное производство и т. п. К настоящему времени наиболее освоенной психологами областью оказалась медицина, особенно психиатрия. Источником психологических знаний являются также другие науки: естествознание (включая физику, химию, астрономию), языкознание, этнография, антропология и др. Этим определяется необходимость обращения историка психологии к истории других наук. Проблемы, связанные с изысканием и использованием источников, составляют особую область – источниковедение истории психологии. Следует аргументировать применение перечисленных источников истории психологии, привести примеры исследований в этой области. Контрольные вопросы
Литература1
Задания для самостоятельной работы
Семинарское занятие № 2 |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история психологии» Тугайбаева Батима Нагимовна «История психологии» – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», с | Рабочая программа дисциплины «История психологии» Содержание: умк по дисциплине «История психологии» для студентов направления подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование»,... | ||
Общая психология Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные... | Тема Содержание работы Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь... | ||
Регламент проверки рефератов аспирантов факультета психологии спбгу... Темы рефератов утверждаются силами лекторов с философского и\или психологического факультетов; окончательные списки аспирантов и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической... | ||
Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине «история психологии» Тема: Теоретическая борьба периода становления психологии как самостоятельной науки | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине... Направленность (профиль) программы аспирантуры Общая психология, психология личности, история психологии | ||
Учебно-методический комплекс история психологии специальность: 031000 «Педагогика и психология» Выявить динамику взглядов на предмет психологии и методы ее изучения в различные исторические периоды | Тема «История развития психологии» Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук. Этапы развития психологии | ||
7 Вопросы к вступительному экзамену по специальности Общая психология, психология личности, история психологии является одним из основополагающих и системных по данной специальности... | Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.... Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.... | ||
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.... Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вопрос Психология как наука. Взаимосвязь психологии с юридическими дисциплинами. История становления науки психологии | ||
Объект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Психологические науки», по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии» разработана профессорско-преподавательским... |