Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция





НазваниеНарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция
страница1/8
Дата публикации07.03.2015
Размер0.52 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8


На правах рукописи



ТРОИЦКАЯ ЛЮБОВЬ АНАТОЛЬЕВНА

Нарушения познавательной деятельности

у детей с эпилепсией и их коррекция
19.00.04 – медицинская психология (психологические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Москва-2007

Работа выполнена на кафедре нервных болезней педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.
Научный консультант:

  • доктор медицинских наук, профессор Петрухин Андрей Сергеевич


Официальные оппоненты:

  • доктор психологических наук, профессор Глозман Жанна Марковна

Московский государственный университет М.В.Ломоносова

  • доктор психологических наук Визель Татьяна Григорьевна

Московский научно-исследовательский институт психиатрии Росздрава

  • доктор медицинских наук, профессор Медведев Михаил Иванович

Российский государственный медицинский университет
Ведущее учреждение: Научный центр психического здоровья Российской академии медицинских наук
Защита диссертации состоится «26» сентября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 208.044.01 при Федеральном государственном учреждении «Московский научно-исследовательский институт психиатрии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» по адресу: 107076, г.Москва, ул.Потешная, д.3.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского научно-исследовательского института психиатрии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.
Автореферат разослан «__» ________ 2007 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат медицинских наук Т.В.Довженко

Общая характеристика работы


Актуальность темы Эпилепсия у детей характеризуется высокой частотой встречаемости (до 1% среди детского населения) и приводит к значительным по степени выраженности психическим расстройствам. Серьезную угрозу это заболевание представляет в период развития и обучения детей, когда наступают характерные для эпилепсии явления органической деменции и эпилептические изменения личности (Усачёва Е.Л., 2000; Полонская Н.Н., 2001; Яхно Н.Н.2003), требующие точной диагностики и реабилитации.

При определении очага эпилептической активности на ранних этапах эпилепсии у детей клиницист сталкивается с большими сложностями. По клинической картине приступа далеко не всегда можно судить о расположении патологического процесса. Незрелость детского мозга, свойственный детям полиморфизм судорожных состояний маскируют очаговую симптоматику (Федорова В.И., 1998; Соловьев А.Н. 1999). Изменения биоэлектрической активности мозга на начальных этапах заболевания в основном носят диффузный характер (Морозов А.А., Коган Э.И., Аверьянов Ю.Н.,1998; Мельничук П.В., Зенков Л.Р., 2001). Материалы электрофизиологических и рентгенологических (компьютерная томография) обследований могут быть недостаточны для полноценной диагностики, так как при дебюте эпилептической болезни часто не наблюдается очаговых поражений головного мозга (Тёмин П.А., Никанорова М.Ю. 1998). В этом случае большие возможности открывает нейропсихологический метод исследования, более «чувствительный» к патологическому состоянию различных структур головного мозга, чем технические средства. Нейропсихологические симптомы отражают тонкие функциональные изменения мозговой ткани. В современной психиатрии нейрокогнитивные исследования, основанные на нейропсихологическом методе, прочно вошли в научную и исследовательскую практику специалистов-медиков и психологов (Поляков Ю.Ф., 1997, Корсакова Н.К., 1999, Тхостов А.Ш., 2006), однако в эпилептологии не отмечается столь широкого внедрения нейропсихологического метода. Современная нейропсихология расширила сферу исследования от анализа локальной патологии мозга до нейропсихологии индивидуальных различий и детской нейропсихологии (Хомская Е.Д, Ениколопова Е.В и др., 1997; Ахутина Т.В., 1998, Микадзе Ю.В., 1999, Цветкова Л.С., 2001; Ахутина Т.В., 2003). Тем не менее, в отечественной и зарубежной литературе недостаточно представлен анализ нейропсихологического дефицита, обусловленного наличием и определенной локализацией эпилептического очага у детей (S.Dikmen и C.Matthews, 1999; Петрухин А.С., 2000; Мельничук П.В., Зенков Р.Л 2003). Включение нейропсихологического обследования в диагностику детей, страдающих эпилепсией, проводится сравнительно недавно (Тархан А.У., 1995; Шлепаков И.М. 1996; Тетеркина Т.И., Wallace S, 1997.). Практически не разработаны методы психологической коррекции и социальной адаптации детей с эпилепсией. Отсутствуют работы по оценке динамики психической деятельности детей после проведенной направленной комплексной медикаментозной терапии и/или психологической коррекции. Новые исследования в этих направлениях являются актуальными для клинической психологии (прежде всего, нейропсихологии) и медицины (в первую очередь, эпилептологии и неврологии).

Цель исследования

Разработка комплексной психологической оценки нарушений познавательной деятельности и методов их коррекции у детей с эпилепсией на основе изучения структурно-функциональных основ интеллектуальных процессов.

Задачи исследования:

1. Изучить возможности нейропсихологического метода исследования в установлении локализации эпилептического очага у детей с разными формами эпилепсии и оценить негативное влияние эпиактивности установленной локализации в осуществлении мнестических, речевых и других психических функций.

2. Проанализировать психологическое содержание процессов, обеспечивающих познавательную деятельность детей с эпилепсией, и оценить роль отдельных звеньев этой структуры в осуществлении целостного процесса, с учетом тяжести течения заболевания.

    3. Оценить характер речевых нарушений, учитывая анамнез заболевания и клинические показатели, у детей с разными формами эпилепсии. Сравнить состояние речевых функций у детей с эпилепсией с нарушениями речи как ведущим расстройством и без таковых.

    4. Изучить специфику мнестических расстройств у детей с ранними и поздними формами эпилепсии, с учетом межполушарной асимметрии и локализации расположения очага эпиактивности.

5. Сравнить профиль нарушений вербально-мнестических функций у детей с эпилепсией с состоянием этих функций в группе здоровых детей того же возраста.

6. Оценить влияние расположения очага эпиактивности на особенности поведения и эмоционального развития детей с эпилепсией.

7. Провести верификацию результатов нейропсихологического исследования детей с эпилепсией на основе использования данных клинического и электрофизиологического методов исследования

8. Разработать новые, адаптировать имеющиеся психологические и логопедические методы и программы обучения, адекватные механизмам нарушения психической деятельности у детей с разными формами эпилепсии.

9. Сопоставить динамику умственного развития детей с эпилепсией и наследственными формами аминоацидопатии при проведении комплексной медикаментозной и психологической коррекции.

Теоретико-методологические основания работы

Методологической основой исследования являются современные представления отечественной психологии о высших психических функциях как сложных самоорганизующихся процессах, социальных по своему происхождению, опосредованных по своему строению и сознательных, произвольных по способу своего осуществления (П.К.Анохин, 1968, А.Р.Лурия, 1969, 1973, А.Н.Леонтьев, 1974, Л.С.Выготский, 1984). Фундамент работы составляет теория системной динамической локализации высших психических функций, разработанная Л.С.Выготским и А.Р.Лурия. Базисным является положение детской нейропсихологии и других нейронаук о высокой функциональной специализации различных структур головного мозга и их пластичности в детском возрасте (Э.Г.Симерницкая, 1989, Т.Я.Сафонова, 1993, А.Д.Фролова, 1998). Исследование проводится в рамках мультидисциплинарного подхода к анализу речевых и мнестических расстройств.

Объект исследования: познавательные процессы у детей с разными формами эпилепсии и наследственными нарушениями, сопровождающимися судорожным синдромом.

Предмет исследования: расстройства речевой и мнестической деятельности, эмоциональной сферы детей с эпилепсией; патогенетически обусловленные методы психологической коррекции.

Работа является частью системных исследований когнитивных функций у детей с разными формами эпилепсии, проводимых на кафедре нервных болезней педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Методы исследования. В работе использовался метод синдромного анализа нарушений высших психических функций, разработанный А.Р.Лурия, адаптированный для изучаемой категории больных. Для детей с умственной недостаточностью специально была разработана объективная количественная и качественная оценка отдельных сфер психической деятельности (сферы общения, эмоционально-волевой, моторной, речевой деятельности, предметно-конструктивного праксиса и игровой деятельности) в виде «профиля». Количественный анализ результатов обследования с помощью специально созданной компьютерной программы проводился для выявления специфики допущенных ошибок и проявления дефицитарности функций. Основная выборка испытуемых формировалась методом возрастных срезов, к части этой выборки был применен лонгитюдный метод изучения. Был проведен сравнительный анализ результатов нейропсихологического исследования с данными клинического, логопедического и электрофизиологического методов исследования.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция iconКлинико-иммунологические сопоставления больных эпилепсией
В 1997, группа ученых исследовала 135 человек с эпилепсией. Больше чем 80 этих людей имели один или более дефектов в их клеточной...
Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия,...
Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция iconОсновные направления работы по формированию познавательной деятельности...
Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы...
Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция iconГ. В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей
Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие
Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция icon08- 5 о значении мониторинга содержания металлов в организме детей с эпилепсией
Фундаментальные основы здоровья и профилактика заболеваний учащихся и преподавателей
Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция iconАдаптивная саморегуляция психофизиологического состояния детей с...
Развитие умений и навыков детей в различных видах деятельности не возможно без совместной работы дошкольного учреждения с семьёй
Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7
Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция iconАктивизация познавательной деятельности младших школьников посредством...
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы
Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция iconФормирование у детей дошкольного возраста адекватного поведения на...
Формы работы в организации образовательного процесса в соответствии с образовательными областями, видами деятельности
Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью данной работы является изучение особенностей познавательной деятельности учащихся и анализ форм работы, способствующих активизации...
Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция iconЗанятие 3 Формы организации познавательной деятельности учащихся
Цель занятия: познакомиться с продуктивными формами организации познавательной деятельности учащихся, приёмами работы с текстом
Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция iconЗанятие 3 Формы организации познавательной деятельности учащихся
Цель занятия: познакомиться с продуктивными формами организации познавательной деятельности учащихся, приёмами работы с текстом
Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция iconМетоды организации познавательной деятельности
Методами организации познавательной деятельности с учебно-научным текстом являются лингвосмысловой анализ текста, перекодирование...
Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция iconРекомендации по оптимизации обучения детей с ммд
Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга, заключается в том, что при обучении и организации...
Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция iconУчебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция...
Данный курс изучает закономерности и отклонения психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск