Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края»





НазваниеМкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края»
страница1/9
Дата публикации19.08.2013
Размер1.23 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МКОУ «Прослаухинская средняя

общеобразовательная школа Баевского района,

Алтайского края»

c:\documents and settings\user\мои документы\мои рисунки\img.jpg


Педагогическое просвещение родителей через реализацию Программы клуба «Молодая семья»


Автор:

Мартюшова Елена Сергеевна, учитель начальных классов

Прослаухинской СОШ

Адрес: 658519 Алтайский край

Баевский р-он, с. Прослауха

Ул. Школьная 11/2

Тел.: 8 385 85 28-3-10

С. Прослауха

2011г.

Номинация: Инновационный опыт освоения современного

дошкольного образования

Содержание

Введение……………………….…………………………………………………………………………………………….. 3

I Модуль. Теоретическая интерпретация опыта…………………………………………………………………………… 4

    1. Основная характеристика опыта, область применения, характер

решаемой методической проблемы ………….…………………………………………………………… 4

1.2 Условия возникновения, становление опыта………………………………………………………… 5

1.3 Актуальность опыта……………………………………………………………………………………………….. 5

1.4 Теоретическая база опыта………………………………………………………………………………………. 5

    1. Новизна опыта…………………………………………………………………………………………………………. 8

1.6 Ведущая педагогическая идея………………………………………………………………………………… 8

    1. Результативность…………………………………………………………………………………………………….. 9

    2. Адресная направленность……………………………………………………………………………………….. 9

    3. Трудоемкость…………………………………………………………………………………………………………… 9

II Модуль. Технология опыта………………………………………………………………………………………………………… 10

III Модуль. Творческие находки автора………………………………………………………………………………………… 14

IV Модуль. Заключение.........................................................................................................................18

Литература……………………………………………………………………………………………………………………… 19

Приложения ………………………………………………………………………………………………………………….. 20

Приложение 1. Тематический план-программа заседаний клуба «Молодая семья»…………………..20

Приложение 2. План-программа родительского клуба «Молодая семья»…………………………………....20 Приложение 3. Разработки родительских собраний...........................................................................23

Приложение 4. Готовность ребенка к поступлению ГКП..................................................................53

Приложение 5. Памятка для родителей «Адаптация ребенка к ГКП»…………………………………………..55

Приложение 6. Анкетирование для родителей (анонимное)………………………………………………………....55

Приложение 7. Запись на магнитофон ответов детей на вопросы…………………………………………………55

Приложение 8. Памятки для родителей «Если ребенок провинился…»………………………………………56

Приложение 9. Факторы, влияющие на развитие ребенка………………………………………………………….....56

Приложение 10. Тест «Какой вы родитель?»……………………………………………………………………………….….56

Приложение 11. Десять золотых правил проведения родительских собраний…………………………… 57

Приложение 12. Памятка «Десять заповедей родителей» ………………………………………………………….…57

Приложение 13. Рисуночный тест «Страшная история» (З. Королёва)……………………………………....58

Приложение 14. Психологический сонник………………………………………………………………….…………….….59

Приложение 15. Плакат семиконечной звезды………………………………………………………………………………..59

Приложение 16. Практические советы «Как вести себя родителям в период кризиса»…………......60

Приложение 17. Советы психолога………………………………………………………………………………………………...60

Приложение 18. Анкетирование родителей «Мое отношение к деятельности клуба –

Молодая семья»…………………………………………………………………………………………………………………………………61

Глоссарий……………………………………………………………………………………………………………………………………………62

«Дети составляют самую красивую,

самую звучную и радостную часть

общества…»

А.С. Макаренко

ВВЕДЕНИЕ

Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – все берет свое начало в детстве. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: ГКП (группа кратковременного пребывания), семья, общественность.

В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители обескуражены поведением своих малышей, т.к. по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием? Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Анализируя эти и множество других вопросов, с которыми родители обращаются за помощью к воспитателю и другим специалистам ГКП, можно прийти к выводу, что родителям нужна методическая помощь, начальные знания о психофизических особенностях малышей, о методах и приемах взаимодействия с ними.

Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать ГКП. В группе кратковременного пребывания, ребенок - равноправный член социальной группы, а в семье - объект обожания, всепрощения; в ГКП характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении ГКП и семья могут создать условия для полноценного развития личности ребенка, нужно признавать его ценность, уважать его права, быть таким какой он есть.

Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психологической культуры родителей. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые социально - экономические условия в стране, отразившиеся и на работе группы кратковременного пребывания, требуют новых подходов в работе с родителями.

Таким образом, учителем реализуется функция родительского просвещения и корректировка семейного воспитания - именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, что обеспечивает и коррекцию личности родителей. ГКП определяет своей целью не только воспитание и обучение ребенка, но и помощь, и поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации ребенка.

I Модуль. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА

Наименование опыта

Педагогическое просвещение родителей через реализацию Программы клуба «Молодая семья».

Автор:

Мартюшова Елена Сергеевна

Образование: высшее

Педагогический стаж: 12 лет

Категория: вторая

Адрес:

Алтайский край, Баевский район

Прослаухинская МСОШ, ул. Центральная 22

Основная характеристика опыта, область применения, характер решаемой им управленческой, методической проблемы

Какие бы задачи общество ни ставило перед ГКП без помощи и поддержки родителей, их глубокой личной заинтересованности, наличии у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. Следовательно, роль учителя как воспитателя в просвещении родителей, установлении их контакта с ГКП особенно велика. А мудрому и опытному воспитателю, искренне любящему своих воспитанников, удастся наладить отношения детей и родителей даже в затянувшейся конфликтной ситуации.

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т.д. В связи с этим деятельность педагога, воспитателя, не должна оставаться в стороне, она должна быть направлена на формирование социальной грамотности семьи. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «ГКП – семья», требует усилий от воспитателя.

Воспитатель, работающий с группой детей (в моем случае работа в группе кратковременного пребывания), должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции.

Учитывая все эти факторы, воспитателю следует выбирать направления, формы и методы работы с родителями. Умело организованное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитанию умений родителей.

Условия возникновения и становление опыта

Взаимодействия ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколения. Поскольку основа личности человека закладывается в детстве, это как следствие приводит к тому, чтобы процесс воспитания сделать более эффективным, заинтересовать родителей в воспитании детей, повысить педагогическую культуру родителей, ответственность за воспитание своих детей.

Именно это послужило толчком создания клуба «Молодая семья» на базе Прослаухинской школы, благодаря которому созданы условия для психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ГКП, навыкам общения с взрослыми и сверстниками. Ведущей целью деятельности родительского клуба является сохранение психологического и физического здоровья детей и родителей, гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга.

Занятия в семейном клубе способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. В нем создается особый микроклимат, для которого характерны уважение к личности ребенка, забота о каждом, доверительные отношения между родителями и детьми, родителями и педагогами.

Таким образом, родительский клуб – это очень удобная форма работы с родителями, своеобразная школа, где они получают знания о воспитании и развитии детей, о формах и методах работы с дошкольниками.
Актуальность опыта

Актуальность проблемы очевидна, т.к. многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно, осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.

Теоретическая база опыта

В своей работе использовала методику «Система сопровождения родителей» М.Ф. Тимофеевой, «Педагогика взаимопонимания» О.В. Москалюк и «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия» С. В. Глебовой, обеспечивающие познавательную сферу психолого – педагогического просвещения.

В работе с родителями можно использовать различные виды, формы проведения занятий.

Дискуссиясовместное обсуждение какого-либо спорного вопроса. Попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить мнение. Позиции, установки и ценности участников Клуба.

Круглый столбеседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями и остальными участниками.

Симпозиум более формализованное обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы.

Тренингможет быть направлен на тренировку и развитие нужных качеств (умение общаться, слушать, развитие эмпатии и пр.)

Деловая играмодель социального взаимодействия, средство усвоения социальных установок. Игра расширяет сознание, расширяет творческие способности, талант к общению. ФУНКЦИИ ИГРЫ: познавательная, коммуникативная, развивающая, объединяющая, психотерапевтическая.

Занятия в форме деловой игры проводится по схеме:


Создание игровой проблемной ситуации

«Проживание» проблемной ситуации, развертывание игрового сюжета



Подведение итогов, анализ игровых ситуаций, обсуждение действий участников


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

I.Выбор темы собрания

Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности группы, закономерностями развития личности дошкольника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей и совершенствования взаимоотношений детского сада и семьи.

II. Определение целей родительского собрания

В качестве целевых ориентиров могут быть избраны следующие:

  • способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и ГКП;

  • содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению паи и мам в жизнедеятельность группового сообщества;

  • выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей в семье и ГКП;

  • пропагандировать опыт успешного семейного воспитания;

  • подвести итоги совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей за полугодие или учебный год.

III. Изучение воспитателем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме

IV. Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания

Назначаются ответственные:

* за музыкальное оформление;

* организацию конкурсов;

* проведение рейдов проверки;

* оформление группы и столов.

V. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

Проведение микроисследования необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. К исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и детьми, заполнение ими простейших анкет, тестов и опросников с небольшим количеством вопросов и заданий.

VI. Приглашение родителей и других участников собрания

Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут там рассматриваться. Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз за 2-3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз за 4-5 дней, с целью подтверждения информации о дате и времени проведения собрания.

Для родителей вывешивается коллективное приглашение (в виде интересного объявления), в котором указана тема и форма собрания, место и время проведения. Цель встречи формулируется таким образом, чтобы родители поняли значимость и важность этого события. Можно приготовить индивидуальные приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания. С родителями, которые не смогут прийти на встречу, проводится индивидуальная беседа. Воспитатели нередко переживают из-за того, что не все родители откликаются на предложение прийти на консультацию, собрание, родительскую конференцию: «Им же так нужны эти знания», «Кому, как ни этой семье нужно было прийти на собрание». Чтобы информация дошла до тех, кому она предназначена (маме и папе, бабушке и дедушке), ее необходимо повторять. Именно при повторе создается избыточность, т. е. гарантированная полнота восприятия.

VII. Изготовление оригинальных памяток с советами
на тему собрания


Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

VIII. Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания

Принципы:

  • в конкурсе участвуют дети и родители;

  • все работы выставляются до начала собрания;

  • лучшие работы выбирают родители. Победителям вручается приз.

Можно подготовить стенгазету, видеофрагменты, фотографии, которые раскрывают отдельные моменты из жизни группы и др.
IX. Запись ответов детей по теме собрания на магнитофон

X. Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников

XI. Разработка сценария собрания

XII. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям

Решение - это обязательный элемент родительского собрания, т. к. очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и ГКП. Поэтому воспитатель должен за 2-3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только «классическую» форму - в виде перечня планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей.

XIII . Приглашение сказочного героя на собрание (по мере необходимости)

XIV. Написание плакатов по теме собрания.

XV. Проведение заседания родительского комитета за месяц до собрания

XVI. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания

Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном помещении. Чтобы создать определенную настроенность родителей, в помещении, где пройдет собрание, можно подготовить наглядный материал: оформить выставку в соответствии с темой собрания, организовать выставку детских работ, стенды с описанием индивидуальных достижений воспитанников, выставку методической литературы по вопросам воспитания дошкольников, выпустить стенгазету, «раскладушку», подготовить видеоматериал.

Новизна опыта

Внесение новых элементов в работу способствуют развитию личностных качеств родителей и детей. Общая цель с родителями - создать в коллективе детей и родителей атмосферу доверия и взаимопонимания. В течение двух лет работала по данной программе клуба «Молодая семья», используя методику «Система сопровождения родителей» М.Ф. Тимофеевой и успешно адаптирована в своей педагогической деятельности.

Ведущая педагогическая идея

Воспитателю необходимо знать социальный статус семьи, специфику семейных взаимоотношений, поэтому возникла идея сбора материалов. Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием – соблюдение педагогического такта и гибкости. Рекомендуемые методы:

- Установить контакт с родителями с помощью верного тона разговора, точных ответов.

- Выявить структуру семьи и ее психологический климат (сколько человек, возраст, образование, отношения между взрослыми в семье, профессии взрослых).

- Выявить формы семейных отношений:

а) гуманизм или жестокость,

б) ответственность или стихийность,

в) взаимопонимание или недоверие,

г) взаимопомощи или неуважение.

- Определить микроклимат в семье:

а) какой фон семейной жизни преобладает- положительный или отрицательный,

б) каковы причины семейных конфликтов,

в) причины отрицательных переживаний детей и родителей,

г) как разрешаются конфликты.

- Выявить положение матери и отца в семье:

а) степень участия в воспитательном процессе,

б) степень участия в организации семейной жизни,

в) наличие желания воспитывать ребенка.

- Определить педагогические возможности семьи:

а) наличие или отсутствие системы воспитания

б) уровень педагогической культуры и потенциальные педагогические возможности родителей,

в) знание своего ребенка,

г) объективность в оценке его поведения,

д) характер влияния родителей на детей,

е) какие черты характера ребенка вызывают у родителей тревогу,

ж) какие методы воспитания родители используют.

- Чем наполнена жизнь ребенка в семье:

а) наблюдение за ребенком в сюжетно- ролевых играх «Дочки-матери», «Семья» и т.д.,

б) изучение рассказов детей на тему «Наша семья»,

в) изучение рисунков детей «Мой дом», «Моя семья» и т.д.,

г) опрос детей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края» iconРабочая программа по предмету «География. Россия»
...
Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края» iconРабочая программа по предмету «География. Россия.»
...
Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края» iconРабочая программа по предмету «География. Страны и континенты»
...
Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Верх-Пайвинская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Ситниковская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края...
Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края» iconПлан-конспект урока фио (полностью) Кондрашкина Тамара Владимировна
Мкоу «Клочковская средняя общеобразовательная школа» Ребрихинского района Алтайского края
Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края» iconУроков химии в 9 классе по теме «Неметаллы»
Выполнила учитель химии мкоу «Овечкинская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района» Алтайского края
Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Казанцева Любовь Николаевна учитель русского языка и литературы мкоу «Плотавская сош баевского района Алтайского края»
Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края» iconПубличный отчёт моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная...
Моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края
Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края» iconПубличный отчёт моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная...
Моу «Шалапская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края за 2009-2010 уч год
Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края» iconСогласовано
Алексеевская муниципальная средняя общеобразовательная школа Благовещенского района Алтайского края
Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края» iconУроках математики (реферат)
Моу «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Целинного района Алтайского края
Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края» iconПубличный отчет мбоу «Берёзовская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Березовская средняя общеобразовательная школа» функционирует с 1968 года. Находится по адресу с. Березовка, ул. Зеленая, 30,...
Мкоу «Прослаухинская средняя общеобразовательная школа Баевского района, Алтайского края» iconКомплексная программа развития
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск