Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса





Скачать 204.64 Kb.
НазваниеМетодика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса
Дата публикации19.08.2013
Размер204.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса.

1. Опросник школьной тревожности Филлипса относится по качеству к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни (Головей Л.А. , Рыбалко Е.Ф., 2002).

Личностный вопросник, по классификации Q-L-T относящийся к Q-данным. Исходя из классификации ПДМ по В.К. Гайде,  В.П.Захарову, по назначению этот тест необходимо отнести к общедиагностическому (Белова О. В., 1996).

2. Комплектация.

Это гомогенный по степени однородности задач тест, с предписанными ответами по характеру ответов на задачи, бланковый по материалу, которым оперирует испытуемый (классификация ПДМ по В.К.Гайде,  В.П.Захарову) (Белова О. В., 1996).

4. Назначение методики – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста (Райгородский Д. Я., 2001).

5. Теоретический конструкт.

Понятие «дефицитарная интеракция учителя и учащегося» представляет собой взаимодействие, в основе которого лежит переживание субъективной отъединенности. Это приводит к утрате вовлеченности учащегося во взаимодействие с учителем. А учитель утрачивает возможность реализации своего педагогического намерения в отношении взаимодействия с учащимся и возможность педагогического управления этим взаимодействием.

Дефицитарная интеракция формирует состояние эмоциональной изоляции учащегося. В результате чего возникает тревожное беспокойство, которым характеризуется личность учащегося. Или состояние «школьной тревожности» по определению Р. Филлипса, автора одноименного теста.

На основании этой методики тревожность предстает как эмоциональная проекция адаптационного конфликта и деструктивных следствий дефицитарных интеракций учащегося с учителем.

Трактовка тревожности как интегрального индикатора дефицитарности интерактивной системы образования позволяет вскрыть взаимозависимость межличностных отношений (интерсубъектный фактор) и внутриличностного конфликта (интрасубъектный фактор) в формировании динамических характеристик дефекта социализации личности учащегося в образовательном процессе школы.

Г. С. Саллеван, который и является основателем понимания тревожности как функции межличностных отношений, предложил рассматривать в качестве источников ее формирования, во-первых, фрустрацию социогенных потребностей (потребности признания, потребности социальной защищенности и т.д.), а во-вторых, нарушение межличностной надежности.
Нарушение межличностной надежности — это осознание субъектом социализации (учащимся) факта отсутствия межличностной безопасности во взаимодействии с агентом социализации (учителем). Источником формирования нарушения межличностной надежности является индукция учащимся напряжения, идущего от учителя в процессе их взаимодействия в интерактивной системе образования. Это значит, что в качестве психодинамического индуктора дефекта социализации личности учащегося в образовательном процессе школы необходимо рассматривать психоэмоциональное напряжение учителя.

Учитель как агент социализации, взаимодействуя с учеником (субъектом социализации), в силу наличия у него психоэмоционального напряжения через механизм социально-психологического заражения индуцирует у него формирование тревожности.

Исходя из теоретических установок Г. С. Саллевана, такое понимание тревожности дает основание рассматривать ее как психодинамическую характеристику, детерминирующую влияние дефицитарной интерактивной системы образования на развитие личности.

Ведь личность по Г. С. Саллевану — это относительно устойчивый паттерн повторяющихся межличностных ситуаций, которые характеризуют жизнь человека.

Основной источник тревожности в интерактивной системе образования, если исходить из материалов исследования А. М. Прихожан,— это неодобрение учителя как значимого лица для социализирующейся личности учащегося. Неодобрение как инструмент педагогического управления социализацией учащегося в интерактивной системе образования играет определяющую роль в развитии самосознания. И прежде всего такого его продукта, как Я–концепция личности учащегося.

Школьная тревожность как интегративный индикатор дефицитарности интерактивной системы образования указывает на факт наличия у учащегося субъективного переживания отъединенности и неудовлетворенности взаимодействием с учителем.

Другим источником, обусловливающим формирование этой отъединенности учащегося в интерактивной системе образовательного процесса школы, является социальная фрустрация личности учителя, которая также предстает в качестве интегрального индикатора дефицитарности интерактивной системы образовательного процесса школы (Руденский Е.В., 2010).

6. Краткое описание шкал:

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, указывающее на наличие дефицита адаптационных способностей, определяющих характер включения личности учащегося в образовательный процесс школы (Руденский Е.В., 2010).

  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками). Определяется дефицитом коммуникативной адаптационной способности личности учащегося (Руденский Е.В., 2010).

  3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

  4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Свидетельствует о дефиците самооценки личности учащегося (Руденский Е.В., 2010).

  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей. Представляет сложную комбинацию дефицитов первичной социализации, которые указывают на дефицит адекватных ситуации учебной деятельности системы ценностных ориентаций и дефицит мотивации учения, при одновременном дефиците самооценки и дефиците социальной компетенции личности учащегося (Руденский Е.В., 2010).

  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. Наличие дефицита ценностных ориентаций в сочетании с дефицитом самооценки личности учащегося (Руденский Е.В., 2010).

  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка (Райгородский Д. Я., 2001). Выявляет наличие комплекса дефицитов адаптационных способностей, – и прежде всего дефицит коммуникативных способностей личности учащегося (Руденский Е.В., 2010).

7. Область применения теста: дети младшего и среднего школьного возраста.

По пунктам 8, 9, 10, 11 и 12 информация не найдена. Были исследованы следующие источники литературы:

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование – СПб.: Питер, 2007 – 688 с.

  2. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000. – 440 с.

  3. Бурлачук Л.Ф., Морозова С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999. – 200 с.

  4. Карелин. А. Большая энциклопедия психологических тестов.

  5. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М.: Институт практической психоло­гии, Воронеж: МОДЭК, 1996. – 384с.

  6. Носс И. Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). – М.: КСП+, 1999. – 320 с.

  7. Практикум по психодиагностике. Руководство по интерпритации / под ред. Пантилеева С.Р.

  8. Психологическая диагностика / под ред. Гуревич К.М., Борисова Е.М. – М.: УРАО, 1997. – 263 с.

  9. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.

  10. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.

  11. Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 120 с.

  12. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Речь, 2005. – 624 с.

  13. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2. – 256 с.

  14. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 512 с.

  15. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики – Учебное пособие для студентов педвузов. — Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 544 с.

  16. http://www.koob.ru Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. – М., 2000.

  17. http://www.koob.ru Методы психологической диагонстики / Воронин А.Н. – М., 1994.

13. Организация.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет» (Райгородский Д. Я., 2001).

Возможно как индивидуальное, так и групповое проведение исследования.

Обработка и интерпретация результатов.


При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

  1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

  2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Алгоритм построения диагноза и особенности интерпретации методики.

Результаты


1) Число несовпадений знаков («+» - да, «-» - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
14. Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесёь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

Текст опросника.


  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?

  20. Похож ли ты на своих одноклассников?

  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?


Бланк ответов:

Фамилия, имя _________________________


Дата ______________



«Да»

«Нет»



«Да»

«Нет»

1







30







2







31







3







32







4







33







5







34







6







35







7







36







8







37







9







38







10







39







11







40







12







41







13







42







14







43







15







44







16







45







17







46







18







47







19







48







20







49







21







50







22







51







23







52







24







53







25







54







26







55







27







56







28







57







29







58








Обработка и интерпретация результатов:


Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;

сумма = 22

2. Переживание социального стресса

5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11

3. Фрустрация потребности в достижение успеха

1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3,8,13,17.22; сумма = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9,14.18.23,28; сумма = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8

КЛЮЧ К ВОПРОСАМ


1 -

7-

13-

19-

25 +

31 -

37-

43 +

49-

55-

2 -

8-

14-

20 +

26-

32-

38 +

44 +

50-

56-

3-

9-

15-

21 -

27-

33-

39 +

45-

51 -

57-

4-

10-

16-

22 +

28-

34-

40-

46-

52-

58-

5-

11 +

17-

23-

29-

35 +

41 +

47-

53-




6-

12-

18-

24 +

30 +

36 +

42 -

48-

54-





Список литературы:

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование – СПб.: Питер, 2007 – 688 с.

  2. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000. – 440 с.

  3. Бурлачук Л.Ф., Морозова С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1999. – 200 с.

  4. Карелин. А. Большая энциклопедия психологических тестов.

  5. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М.: Институт практической психоло­гии, Воронеж: МОДЭК, 1996. – 384с.

  6. Носс И. Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии). – М.: КСП+, 1999. – 320 с.

  7. Общая психодиагностика / Белова О. В. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

  8. Практикум  по возрастной  психологии / под. ред. Головей Л.А. , Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2002.

  9. Практикум по психодиагностике. Руководство по интерпритации / под ред. Пантилеева С.Р.

  10. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Райгородский Д. Я. – Самара: БАХРАХ-М, 2001. – 672 с.

  11. Психологическая диагностика / под ред. Гуревич К.М., Борисова Е.М. – М.: УРАО, 1997. – 263 с.

  12. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.

  13. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.

  14. Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 120 с.

  15. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Речь, 2005. – 624 с.

  16. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2. – 256 с.

  17. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 512 с.

  18. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики – Учебное пособие для студентов педвузов. — Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 544 с.

  19. DiBase.ru Руденский Е.В. Теоретические и экспериментально-педагогические основания исследования дефекта социализациии личности учащегося в образовательном процессе школы, 20.05.2010.

  20. http://www.koob.ru Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. – М., 2000.

  21. http://www.koob.ru Методы психологической диагонстики / Воронин А.Н. – М., 1994.

Работу выполнили:

Мартюшева Анастасия,

Чудинова Юлия,

Группа 1122.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса iconПолное картографическое описание опросника школьной тревожности Филипса (Филлипса)
М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных...
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса iconПриложение Тест школьной тревожности Филипса
Программа предназначена для создания и проведения тестов позволяет вести учет успеваемости учащихся
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса iconАнкета для оценки уровня школьной мотивации (1-4 кл.) / методика Н. Г. Лускановой, 1993г
Корпоративное право ядро предпринимательского права § Тенденции в развитии корпоративного права за рубежом и в России
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса iconМетодика диагностики уровня развития универсальных творческих способностей...
Настоящая про­грамма базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многооб­разие...
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса iconЭкзаменационные вопросы 55 Тематика контрольных работ 57
Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение...
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса iconТема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени»
Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение...
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса iconКонспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте»
Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение...
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса iconН. С. Шер. Картины – сказки (литературное чтение, 4 класс, умк «Начальная школа XXI века»)
Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение...
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса iconСтало проведение диагностики по определению исходного уровня самостоятельности...
В образовательном процессе познавательная деятельность обучающихся играет ведущую роль, так как с помощью неё осуществляется усвоение...
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса iconСорокина Ирина Александровна педагог-психолог Отделения психолого-педагогической...
Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение...
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса iconШкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale cmas)
Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые...
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса iconРабочая программа учебного предмета «История» предназначена для 10-го...
Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение...
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса iconУльтразвуковые методы диагностики в невропатологии и нейрохирургии...
Эксклюзивные случаи диагностики заболеваний и поражений цнс с помощью ультразвукового метода
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса iconУчастие актива школьной музейной комнаты «Интересная находка» моусош...

Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психолого-педагогическое сопровождение в начальной школе предполагает проведение психолого-педагогической диагностики, направленной...
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса iconРазработка урока литературного чтения в 4 классе по учебнику Климановой...
Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск