Скачать 204.64 Kb.
|
Методика диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса. 1. Опросник школьной тревожности Филлипса относится по качеству к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни (Головей Л.А. , Рыбалко Е.Ф., 2002). Личностный вопросник, по классификации Q-L-T относящийся к Q-данным. Исходя из классификации ПДМ по В.К. Гайде, В.П.Захарову, по назначению этот тест необходимо отнести к общедиагностическому (Белова О. В., 1996). 2. Комплектация. Это гомогенный по степени однородности задач тест, с предписанными ответами по характеру ответов на задачи, бланковый по материалу, которым оперирует испытуемый (классификация ПДМ по В.К.Гайде, В.П.Захарову) (Белова О. В., 1996). 4. Назначение методики – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста (Райгородский Д. Я., 2001). 5. Теоретический конструкт. Понятие «дефицитарная интеракция учителя и учащегося» представляет собой взаимодействие, в основе которого лежит переживание субъективной отъединенности. Это приводит к утрате вовлеченности учащегося во взаимодействие с учителем. А учитель утрачивает возможность реализации своего педагогического намерения в отношении взаимодействия с учащимся и возможность педагогического управления этим взаимодействием. Дефицитарная интеракция формирует состояние эмоциональной изоляции учащегося. В результате чего возникает тревожное беспокойство, которым характеризуется личность учащегося. Или состояние «школьной тревожности» по определению Р. Филлипса, автора одноименного теста. На основании этой методики тревожность предстает как эмоциональная проекция адаптационного конфликта и деструктивных следствий дефицитарных интеракций учащегося с учителем. Трактовка тревожности как интегрального индикатора дефицитарности интерактивной системы образования позволяет вскрыть взаимозависимость межличностных отношений (интерсубъектный фактор) и внутриличностного конфликта (интрасубъектный фактор) в формировании динамических характеристик дефекта социализации личности учащегося в образовательном процессе школы. Г. С. Саллеван, который и является основателем понимания тревожности как функции межличностных отношений, предложил рассматривать в качестве источников ее формирования, во-первых, фрустрацию социогенных потребностей (потребности признания, потребности социальной защищенности и т.д.), а во-вторых, нарушение межличностной надежности. Нарушение межличностной надежности — это осознание субъектом социализации (учащимся) факта отсутствия межличностной безопасности во взаимодействии с агентом социализации (учителем). Источником формирования нарушения межличностной надежности является индукция учащимся напряжения, идущего от учителя в процессе их взаимодействия в интерактивной системе образования. Это значит, что в качестве психодинамического индуктора дефекта социализации личности учащегося в образовательном процессе школы необходимо рассматривать психоэмоциональное напряжение учителя. Учитель как агент социализации, взаимодействуя с учеником (субъектом социализации), в силу наличия у него психоэмоционального напряжения через механизм социально-психологического заражения индуцирует у него формирование тревожности. Исходя из теоретических установок Г. С. Саллевана, такое понимание тревожности дает основание рассматривать ее как психодинамическую характеристику, детерминирующую влияние дефицитарной интерактивной системы образования на развитие личности. Ведь личность по Г. С. Саллевану — это относительно устойчивый паттерн повторяющихся межличностных ситуаций, которые характеризуют жизнь человека. Основной источник тревожности в интерактивной системе образования, если исходить из материалов исследования А. М. Прихожан,— это неодобрение учителя как значимого лица для социализирующейся личности учащегося. Неодобрение как инструмент педагогического управления социализацией учащегося в интерактивной системе образования играет определяющую роль в развитии самосознания. И прежде всего такого его продукта, как Я–концепция личности учащегося. Школьная тревожность как интегративный индикатор дефицитарности интерактивной системы образования указывает на факт наличия у учащегося субъективного переживания отъединенности и неудовлетворенности взаимодействием с учителем. Другим источником, обусловливающим формирование этой отъединенности учащегося в интерактивной системе образовательного процесса школы, является социальная фрустрация личности учителя, которая также предстает в качестве интегрального индикатора дефицитарности интерактивной системы образовательного процесса школы (Руденский Е.В., 2010). 6. Краткое описание шкал: Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
7. Область применения теста: дети младшего и среднего школьного возраста. По пунктам 8, 9, 10, 11 и 12 информация не найдена. Были исследованы следующие источники литературы:
13. Организация. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет» (Райгородский Д. Я., 2001). Возможно как индивидуальное, так и групповое проведение исследования. Обработка и интерпретация результатов.При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
Алгоритм построения диагноза и особенности интерпретации методики. Результаты1) Число несовпадений знаков («+» - да, «-» - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%). Для каждого респондента. 2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм. 3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%. 4) Представление этих данных в виде диаграммы. 5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов). 6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах. 7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста). 14. Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесёь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны». Текст опросника.
Бланк ответов:
Обработка и интерпретация результатов:
КЛЮЧ К ВОПРОСАМ
Список литературы:
Работу выполнили: Мартюшева Анастасия, Чудинова Юлия, Группа 1122. |
Полное картографическое описание опросника школьной тревожности Филипса (Филлипса) М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных... | Приложение Тест школьной тревожности Филипса Программа предназначена для создания и проведения тестов позволяет вести учет успеваемости учащихся | ||
Анкета для оценки уровня школьной мотивации (1-4 кл.) / методика Н. Г. Лускановой, 1993г Корпоративное право ядро предпринимательского права § Тенденции в развитии корпоративного права за рубежом и в России | Методика диагностики уровня развития универсальных творческих способностей... Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие... | ||
Экзаменационные вопросы 55 Тематика контрольных работ 57 Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение... | Тема урока: Е. Л шварц «Сказка о потерянном времени» Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение... | ||
Конспект урока литературы на тему: «Суд над Наполеоном Буонапарте» Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение... | Н. С. Шер. Картины – сказки (литературное чтение, 4 класс, умк «Начальная школа XXI века») Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение... | ||
Стало проведение диагностики по определению исходного уровня самостоятельности... В образовательном процессе познавательная деятельность обучающихся играет ведущую роль, так как с помощью неё осуществляется усвоение... | Сорокина Ирина Александровна педагог-психолог Отделения психолого-педагогической... Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение... | ||
Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale cmas) Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые... | Рабочая программа учебного предмета «История» предназначена для 10-го... Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение... | ||
Ультразвуковые методы диагностики в невропатологии и нейрохирургии... Эксклюзивные случаи диагностики заболеваний и поражений цнс с помощью ультразвукового метода | Участие актива школьной музейной комнаты «Интересная находка» моусош... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психолого-педагогическое сопровождение в начальной школе предполагает проведение психолого-педагогической диагностики, направленной... | Разработка урока литературного чтения в 4 классе по учебнику Климановой... Прогнозируемый результат: привитие интереса к произведениям устного народного творчества; формирование позитивного мышления; обучение... |