Скачать 420.69 Kb.
|
Цели освоения дисциплины - формирование представления о теоретических, прикладных и инструментальных аспектах образовательной сферы; - становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостного представления об индивидуальных особенностях лиц с ограниченными возможностями здоровья; - сформировать представления об основных подходах к построению образовательной траектории ребенка с ОВЗ. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - научные основы обучения лиц с ОВЗ; - принципы построения индивидуальной образовательной траектории ребенка с ОВЗ; - закономерности процесса психического развития лиц с ОВЗ. уметь: - организовывать индивидуализацию и дифференциацию образовательной среды ребенка с ОВЗ; - выбирать методы и технологии при построении индивидуальной образовательной среды ребенка с ОВЗ; - прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования психики лиц с ОВЗ; - профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы лиц с ОВЗ с целью гармонизации психического функционирования;
владеть: - приёмами и методами психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе учёта принципа онтогенетического развития; - критериями выбора индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ; - навыками составления индивидуальной образовательной траектории для ребенка с ОВЗ; - навыками анализа своей деятельности с целью оптимизации собственной деятельности. Темы для самостоятельного изучения
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Тема 1. Теоретические основы индивидуализации образовательного процесса План 1.Теоретические подходы к определению обучения и образовательного процесса. 2.Основные категории дидактики. 3.Структура образовательного процесса. 4.Закономерности обучения. Вопросы для коллективного обсуждения 1.Модульное обучение. 2.Концентрированное обучение. 3.Вариативное обучение Задания для самостоятельной работы 1.Составть глоссарий по теме «Основные категории дидактики». 2.Составить схему взаимосвязи основных категорий дидактики (20 терминов). Литература Основная 1.Владимирская, О. Д. Индивидуальное обучение: образовательная программа/ О. Д. Владимирская. - Санкт-Петербург : НОУ "Экспресс", 2009. - 27 с 2.Громкова, М. Т. Модульное обучение на основе компетенции: учебно-методическое пособие / М. Т. Громкова. - Москва : Изд-во РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2009. - 96 с. 3.Ибрагимов, Г. И. Концентрированное обучение: теория, история, практика [Текст] : монография / Г. И. Ибрагимов; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Татарский гос. гуманитарно-пед. ун-т", Российская акад. образования, Поволжское отд-ние. - Казань : Центр инновационных технологий, 2010. - 363 с. 4.Пильдес, М. Б. Система работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования: образовательная программа школы / М. Б. Пильдес, Е. Д. Тенютина. - Волгоград : Учитель, 2010. - 211 с. 5.Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: методическое пособие для руководителей и преподавателей вузов, слушателей системы дополнительного образования. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 159 с . 6. Соколков, Е. А. Проблемно-модульное обучение [Текст] : учебное пособие / Е. А. Соколков. - Москва : Вузовский учеб., 2012. - 390 с. 7. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика [Текст]: учебное пособие для студентов вузов. обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 252 с. Дополнительная 1. Александрова, Н. М. Модульное обучение и его теоретические основы: [метод. пособие] / Н. М. Александрова ; Рос. акад. образования, Ин-т проф.-техн. образования. - СПб. : И-т профтехобразования, 2002. - 51 с. 2. Вдовина, Л. Д. Модульное обучение в профессиональной школе: от теории к практике [Текст] : методические рекомендации / Л. Д. Вдовина, Д. Н. Сергеев ; Тюменский обл. гос. ин-т развития регионального образования, Каф. проф. образования. - Тюмень : ТОГИРРО, 2006. - 84 с. 3. Дунаенко, Е. В. Концентрированное обучение гуманитарным предметам в профессиональном образовании [Текст] : монография / Е. В. Дунаенко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Казанский гос. энергетический ун-т". - Казань : Изд-во КГЭУ, 2011. - 131 с. 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров: Под. ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2001. – 272 с. 5. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996. - 96 с. Тема 2. Индивидуальная образовательная траектория План 1.Теоретические подходы к определению образовательной среды. 2.Основные понятия индивидуальной образовательной траектории. 3.Индивидуальный образовательный маршрут. 4.Индивидуальная образовательная программа. 5.Личностно ориентированное обучение. Вопросы для коллективного обсуждения 1.Модели индивидуальных образовательных траекторий. 2.Критерии индивидуальной образовательной траектории развития ребенка по А.В.Хуторской и Н.Н.Суртаевой . 3.Особенности личностно ориентированного обучения. 4.Основные отличия личностно ориентированного обучения от традиционной дидактической системы 5.Виды индвидуального образовательного маршрута. 6.Факторы выбора индивидуального образовательного маршрута. 7.Методы диагностики при построении индивидуального образовательного маршрута. 8.Временная структура индивидуального образовательного маршрута. 9.Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута. Задания для самостоятельной работы 1.Выявить сходства и различия индивидуальных образовательных траекторий. 2.Проанализировать показатели образовательной среды. 3.Разработайте критерии оценки эффективности индивидуальной образовательной тераектории. 4.Подготовьте предложения по совершенствованию ресурсного обеспечения образовательного пространства Литература Основная 1. Владимирская, О. Д. Индивидуальное обучение: образовательная программа / О. Д. Владимирская. - Санкт-Петербург : НОУ "Экспресс", 2009. - 27 с 2. Организация образовательного пространства для построения оптимальной индивидуальной траектории обучения учащихся с 1-го по 11-й классы: (проект программы) / Л.Г. Буряк [и др.] // Упр. качеством образования: теория и практика эффект. администрирования. - 2009. - № 2. - С. 19-36. 3. Пильдес, М. Б. Система работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования: образовательная программа школы / М. Б. Пильдес, Е. Д. Тенютина. - Волгоград : Учитель, 2010. - 211 с. 4. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика [Текст]: учебное пособие для студентов вузов. обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 252 с. Дополнительная 1. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm 2. Вершинин, В.Н. Выбор индивидуальной образовательной траектории / В.Н. Вершинин // Открытая шк. - 2007. - № 4. - С. 48-50. 3. Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения/ А.Гормин// Директор школы. - 2007. - №1. - с. 69-74. 4. Кулешова, Г.К. Проблемы целеполагания субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траектории ученика// Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа. http://www.eidos.ru/journal/2006. 5. Куприянова, Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут// Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001. 6. Лежнина, Л.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов/ Л.В. Лежнина// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 2. - С. 21-25. 7. Логинова, Ю.Н. Понятие индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования //Методист. - 2006. - № 9. - с. 4-7. 8. Николаева, Т.Л. Формирование индивидуальной траектории развития учащихся / Т.Л. Николаева // Упр. нач. шк. - 2009. - № 8. - С. 14-19. 9. Собина, Т. А. Индивидуальная образовательная траектория – реализация личностного потенциала ученика // Сибирский учитель. – 2011. - №2. – с. 40-43. 10. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с. Тема 3. Проектирование индивидуальной образовательной траектории План 1.Формы организации учебной деятельности. 2.Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной траектории. 3.Интерактивное обучение. Вопросы для коллективного обсуждения 1.Влияние образовательной среды на ребенка с ОВЗ. 2.Формы организации учебной деятельности. 3.Оформление индивидуального образовательного маршрута. 4.Элементы индивидуальной образовательной траектории. 5.Интерпретация результатов диагностики. 6.Оценка образовательных продуктов ребенка. 7.Формы организации интерактивного обучения. Задания для самостоятельной работы 1.Проанализировать фазы дидактической среды по О. Мацкайловой. 2.Заполните таблицу:
3.Проанализируйте способы интерпретации результатов диагностики. 4.Заполните таблицу «Психологические особенности лиц с ОВЗ»:
|
Закономерности процесса психодиагностики и консультирования лиц с овз Подготовка рефератов История развития отечественной и зарубежной психодиагностики | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особые образовательные потребности различаются у детей с овз разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического... | ||
Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду... В учебно-методическом пособии обобщён многолетний опыт экспериментальной деятельности по обучению и воспитанию дошкольников с задержкой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Общие закономерности физического и психического развития детей раннего возраста | ||
Учебный курс имеет теоретическую направленность. В нем раскрываются... Цель курса – сформировать у студентов представление о различных видах отклоняющегося детского развития, а также научить их оказывать... | Учебно-методический комплекс психология лиц с нарушением речи Цель дисциплины формирование у студентов системы знаний и навыков, об особенностях психического развития при различных нарушениях... | ||
Сурдопсихология как раздел специальной психологии Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушениями изучает сурдопсихология... | 7. Перинатальная психология Перинатальная психология как область психологической науки, изучающая обусловленные взаимодействием с матерью закономерности психологического... | ||
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте Цель: на основе смежных дисциплин изучить теоретические вопросы нарушений психического развития в детском возрасте для углубления... | Тема 2: психологические закономерности возрастного развития детей и подростков Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72 | ||
Реферат Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи... Условия для успешного развития связной речи детей с задержкой психического развития используя прием мнемотехники | Программа модуля «Инклюзивное обучение лиц с овз» аправление: 050700... Выбор показателя эффективности, математическая постановка задачи | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработка Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного образования позволит планировать результаты образовательного... | Учебно-методический комплекс психология детей с задержкой психического развития Учебная дисциплина «Психология детей с задержкой психического развития» входит в состав профессионального цикла основной образовательной... | ||
Г. В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие | Задержка психического здоровья Зпр – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы,... |