Решение заседания кафедры Протокол №1 3





Скачать 120.78 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 3
Дата публикации28.04.2015
Размер120.78 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Психология > Решение
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

менеджмента и психологии управления

_______________(Пучкова Е.Б.)
Решение заседания кафедры

Протокол № 1_

«_3_» _сентября_2013 г.

Аннотированная программа дисциплины/ модуля

Б.3 В1.«Психология личности»

Направление: 080200 «Менеджмент»

Профиль: «Управление человеческими ресурсами»

Квалификация: бакалавр менеджмента

Набор 2012-2013 года

Составитель: Растригина Н.А., Панькина Е.В.

Москва-2013

Пояснительная записка

Основные цели и задачи курса

Цель курса: создать целостное представление об истории и современном состоянии разработки проблемы личности в отечественной и зарубежной науке.

Задачи курса:

  1. дать полную информацию о категории личность в современной психологии и об основных психологических теориях личности;

  2. научить разбираться в сущности различных представлений о личности и возможности их практического применения;

  3. систематизировать знания об основных методологических принципах, понятиях и исследовательских подходах к толкованию структуры, организации и функционирования личности;

  4. сформировать у студентов научное понимание личности как многомерной, многоуровневой иерархической системы.

Объем в ЗЕ: 6

Время изучения: курс 1 семестр 1,2

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модуля: Жизненная навигация, Философия

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Возрастная и социальная психология, Психология труда, Управление человеческими ресурсами

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:

инструментальный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

ПКМенБ-00 - И03 Способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

ПКМенБ-00 - И04 Способен эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды

ПКМенБ-00 – И12 Способен участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

Ф02МенБ-00/01 Организовывать работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ

Ф02МенБ-00/04 Обеспечивать сохранение здоровья и безопасности труда

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: имитационные упражнения

2 уровень сложности: кейс, структурирование проблемы, составление рекомендаций, моделирование, отчет об исследовании, эссе, прогнозирование, ситуационный анализ, моделирование, Synectics, мозговой штурм

3 уровень сложности: проект, отчет о практике, деловая игра открытого типа, квазипрофессиональное творческое задание

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70 % - инструментальный кластер
Содержание курса
1. Основные подходы к изучению личности.
1. Место проблемы личности в системе современного научного знания.

Проблема личности занимает центральное место в системе современного научного знания и изучается в рамках общественных наук, в философии, социологии и психологии.

2.Многообразие определений понятия личность в современной психологии.

Личность — сложное многогранное понятие, которое не имеет простого общепринятого определения. Определения личности зависят от теоретических предпочтений, взглядов автора на природу человека.

3.Основные подходы к изучению личности.

Психодинамический подход — З.Фрейд. Аналитический подход — К.Г.Юнг. Когнитивный подход — Д.Келли. Гуманстический подход — К.Роджерс, А.Маслоу. Поведенческий подход — Д.Уотсон, Б.Скиннер. Социально-когнитивный подход — А.Бандура, Д.Роттер. Факторный подход — Р.Кеттел, Г.Айзенк. Культурно-исторический подход — Л.С.Выготский. Деятельностный подход — А,Н.Леонтьев. Субъектно-деятельностный подход — С.Л.Рубинштейн.
2. Психоаналитические теории личности
Структурная модель психики и динамика ее функционирования в теории З.Фрейда.

Личность — энергетическая система, состоящая из 3-х компонентов: Оно, Я, Сверх Я. Источник психической энергии — инстинкты. Динамика психической жизни определяется взаимодействием между выражением инстинкта и его торможением и зависит от способов течения энергии

2.Основные компоненты структуры личности и критерии выделения психологических типов индивидуальности в теории К.Юнга.

Личность состоит из 3-х взаимодействующих компонентов: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное.

Критерии выделения психологических типов индивидуальности — 2 эго-ориентации (экстравертированная и интровертированная направленность сознания) и 4 психологические функции ( мышление, чувство, ощущение, интуиция). Взаимодействие эго-ориентаций и психологических функций образует 8 психологических типов индивидуальности: экстравертированный мыслительный тип, экстравертированный чувствующий тип, экстравертированный ощущающий тип, экстравертированный интуитивный тип, интровертированный мыслительный тип, интровертированный чувствующий тип, интровертированный ощущающий тип, интровертированный интуитивный тип.
3. Гуманистический подход в психологии личности

Экзистенционально ориентированный подход к изучению личности.

Личность — активное, интенциональное, творческое существо, которое обладает потенциалом к непрерывному росту, развитию и самореализации, определенной степенью свободы от внешней детерминации. Личность должна изучаться в ее целостности.

2.Гуманистическая теория самоактуализации личности А.Маслоу.

Самоактуализация личности — врожденное господствующее стремление к самостоятельности, росту и реализации личностного потенциала, занимает вершину иерархии (пирамиды) потребностей.

3.Феноменологическая теория личности К.Роджерса.

Феноменальное поле — индивидуальный мир личности, ее субъективная реальность. Полноценно функционирующая личность следуя своей истинной природе, реализует свой потенциал. Необходимое условие полноценного функционирования — самопринятие, которое предполагает бесусловное позитивное отношение к себе и соответствие между реальным Я и идеальным Я.
4. Теории личностных черт.
1.Свойства личности как факторы предопределяющие действие человека в данной ситуации.

Свойства личности — то, что позволяет предсказать действия человека в данной ситуации. Черта личности — фактор, объединяющий в себе групу тесно связаных переменных, более фундаментальная величина, которая предопределяет поведение и позволяет сделать предсказания.

2.Основные и поверхностные черты в теории Р.Б.Кеттелла.

Основные черты — факторы 1-го порядка, образованы 2 полюсами и насыщены поверхностными чертами, характеризующими интеллектуальные, эмоционально0волевые и коммуникативные особенности личности.

3.Уровни иерархической системы организации поведения личности в теории Г.Ю.Айзенка

Черты личности располагаются иерархически и определяются наследственностью Иерархическая система организации поведения включает: специфические индивидуальные способы поведения, привычные способы действия, черты и типы, которые формируются из связанных между собой черт. Структура личности включает 3 общих биполярных типа или суперфактора: экставерсия-интроверсия, нейротизм-стабильность, психотизм-сильное Супер-Я.

5. Когнитивный подход к изучению личности
1.Конструирование реальности как способ осознания и интерпретации собственного опыта.

Личность — система организованных личностных конструктов. Личностный конструкт — устойчивый способ, которым человек осмысляеткакие-то аспекты действительности в терминах схожести-контрасти и использует их чтобы объяснить, оценить или предсказать свой опыт.

2.Свойства и особенности личных конструктов в теории Дж.Келли.

Личностные конструкты характеризуются диапазоном применимости и фокусом применимости. Даипазон применимости включает события к которым отдельный конструкт может быть релевантен и применим. Фокус применимости характеризует точку или зону внутри диапазона применимости кострукта, в которой он максимально молезен для интерпретации определенных событий.

6. Основные методологические проблемы и принципы психологии личности
Методологическая проблема соотношения социального и биологического и способы ее решения.

Личность относится к социальному уровню организации человека, а разнограсия возникают о степени проявления в личности социальных и биологических детерминант. Одни считают, что личность исключительно социальный продукт, не связанный с биологическими детерминантами, другие признают роль биологичесских детерминант при доминирующей роли социальных факторов.

2.Методологическая проблема соотношения индивидуального и общественного и ее решение с позиций системного подхода.

Проблема заключается в соотношении потребностей, возможностей и целей личности с одной стороны и требований социума — с другой. С позиций системного подхода, личность в качестве системы вписана в систему общества. Личность как элемент общественой системы детерминирована общественными отношениями, но как самостоятельная система, она самодетерминирована, способна к самоопределению по отношению к обществу.

3.Личностный принцип и его дальнейшая разработка в отечественной психологии.

Личность это регулятор системы всех уровней ее иерархической организации, где высшие уровни выступают как ведущие по отношению к низшим, природным. Личностный принцип в настоящее время перерос в субъектный подход, где субъект выполняет функцию стержня, объединяющего различные проявления психики.
7. Основные подходы к изучению личности в отечественной психологии
1.Культурно-исторический подход Л.С.Выготского.

Личность — результат культурно-исторического развития. Развитие личности определяется соотношением натуральных и высших психических функций. Чем больше представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением.

2.Деятельностьный подход А.Н.Леонтьева

Личность — целостное образование произведенное общественными отнофшениями в которые включается индивид в своей предметной деятельности. Развитие личности осуществляется в ходе общественно-исторического и онтогенетического развития через иерархию смыслообразующих мотивов и реализуется в социально-значимой деятельности.

3.Субъектно-деятельностный подход С.Л.Рубинштейна.

Личность — приединство чего человек хочет (направленность), что он может (способности) и что есть он сам (характер). Развитие личности есть диалектическое соотношение внешнего и внутреннего, где возрастает роль внутренних факторов. Высший уровень развития личности — личность как субъект, способный к самодетерминации.
8. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность

1.Понятие индивид и его развитие

Понятие индивид указывает в чем данный человек подобен всем другим людям и употребляется для обозначения общественного существа (социальный индивид) или представителя вида Homo sapiens (биологический индивид). Развитие индивида осуществляется в ходе онтогенеза в соответствии с филогенетической программой вида.

2.Понятие индивидуальность и ее развитие

Понятие индивидуальность указывает чем данный человек отличен от других людей и употребляется дл обозначения особенности человека, отличия данной личности от других, характеристики максимально полного выражения способностей. Развитие индивидуальности означает оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости.

3.Понятие личность и ее развитие.

Понятие личность обозначает ядро, сердцевину сущности человека, конкретное выражение в нем соответствующих черт характера, способов поведения, убеждений, интересов, склонностей. Развитие личности предполагает не только принятие индивидом выработанных в обществе социальных норм и правил поведения, но и выработку ею определенного способа поведения, объективацию и самовыражение во всех сферах жизни
9. Субъектный подход к изучению личности
Понятие субъект в отечественной психологии.

Субъект это источник активности, источник причинения всего бытия, детерминанта и движущая сила жизненной динамики.
2.Развитие личностного принципа в концепции личности как субъекта жизни

Личность в качестве субъекта жизни выбирает жизненную позицию и осуществляет, регулирует избранное направление, действуя в соответствии со своими мотивами и жизненными ценностями. Разные личности в разной мере проявляют качества субъекта.

Основные понятия:


  • Личность, индивид,

  • индивидуальность, субъект,

  • активность,

  • личностный конструкт,

  • потребность,

  • мотивация,

  • свойство личности, черта личности,

  • самоактуализация, психическая энергия,

  • либидо сознание,

  • бессознательное,

  • Супер-эго.




  1. Тематика рефератов

  1. Структура личности в психоаналитической концепции З.Фрейда.

  2. Структура личности в теории К.Юнга.

  3. Психологические типы в теории К.Юнга.

  4. Представление о личности в индивидуальной психологии А.Адлера.

  5. Трехкомпонентная иерархическая структура личности в теории У.Джеймса.

  6. Основные вопросы экзистенциальной дихотомии в теории Э.Фромма и стратегии ее разрешения.

  7. Социальный характер личности в теории Э.Фромма, его функция и основные типы ориентации.

  8. Концепция реального Я в теории личности К.Хорни. Связь межличностных и интрапсихических защит.

  9. Факторная теория черт личности Р.Кеттела. Основные и поверхностные черты. Применение 16-факторного опросника для описания поведения.

  10. Иерархическая система организации поведения личности в факторной теории Г.Айзенка.

  11. Характеристика трех общих типов (суперфакторов) в теории Г.Айзенка и построение структуры личности на ее основе.

  12. Основные положения когнитивных теорий личности. Вклад А.Эллиса, А.Бека и Дж.Келли в исследование субъективной интерпретации событий и поведения личности.

  13. Фундаментальный постулат и его следствия в теории личностных конструктов Дж.Келли.

  14. Психологическое поле и динамика жизненного пространства в теории К.Левина.

  15. Концепция идентичности в эпигенетической теории личности Э.Эриксона.

  16. Экзистенционализм: основные представители, положения и принципы.

Вопросы к зачету
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Список основной литературы

1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001. – 191 с.

3. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. - М.: Аспект-Пресс, 2001. – 607 с.

4. Психология личности в трудах отечественных психологов. под ред. Л.В.Куликова. - СПб: Питер, 2001. - 480 с.

5. Психология личности. Хрестоматия. под ред. Д.Я.Райгородского, Т.2 - Самара: Бахрах-М, 2000. - 544 с.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб: Питер, 2003. - 608 с.

7. Фрейджер Р., Фрейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 864 с.
Список дополнительной литературы

1. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. – СПб.: Питер, 2003. – 670 с.

2. Левин К. Динамическая психология. – М.: Смысл, 2001. – 572 с.

3. Мадди С. Теории личности. –СПб: Речь, 2001. – 539 с.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб: Питер, 2003. – 352 с.

5. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2002. – 462 с.

6. Проблема субъекта в психологической науке. под ред. Брушлинского А.В., Воловиковой М.И., Дружинина В.Н. – М.: Академический проект, 2000. – 320 с

____________________________________________________________________________

в) информационное обеспечение

http://psylib.myword.ru
www.i-u.ru/biblio/default.aspx
http://www.psycheya.ru
http://www.psychology.ru/Library
http://scitylibrary.h11/Library.htm
http://www.psycatalog.ru
http://karpowww.narod.ru
http://explorateur.narod.ru/library.htm
http://marks.on.ufanet.ru
http://www.aquarum.ru
http://www.zps.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск