Скачать 128.01 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой менеджмента и психологии управления _______________(Пучкова Е.Б.) Решение заседания кафедры Протокол № 1_ «_3_» _сентября_2013 г. Аннотированная программа дисциплины/ модуля Б.3. В.7. «Психология управления» Направление: 080200 «Менеджмент» Профиль: «Управление человеческими ресурсами» Квалификация: бакалавр менеджмента Набор 2012-2013 года Составитель: _Кишиков Р. В. доцент Москва-2013 Пояснительная записка Цель: формирование у слушателей системных представлений о психологических закономерностях управленческой деятельности, создания у них полной ориентировочной основы для исследования этого вида труда, раскрытие специфики использования психологического знания в структуре деятельности руководителя, формирование у слушателей навыков анализа психологических причин, лежащих в основе снижения эффективности управления. Задачи:
Объем в ЗЕ: 8 Время изучения: курс 2,3 семестр 4,5,6 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: ОМ Теории менеджмента, ОМ Психология личности Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: ОМ Управление человеческими ресурсами, ОМ Научно-исследовательская практика, ОМ Производственная практика_ Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций ПКМенБ-00 - И04 ПКМенБ-00 - И06 ПКМенБ-00 - И13 Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: Ф02МенБ-00/01 Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения (использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения) 1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование. 2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тестирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics. 3 уровень сложности: кейсы, проблемные задачи, эссе. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 30/70 % - инструментальный кластер Содержание курса Раздел 1 История развития менеджмента. Тема 1. Психология управления как отрасль психологического знания Тема 2. Управленческая деятельность (психологическая характеристика). Тема 3. Руководитель в организации. Тема 4. Руководитель как субъект деятельности в формальной подструктуре организации. Психология управления как отрасль психологического знания Предмет психологии управления и место этой дисциплины в структуре наук об управлении. Развитие теории и практики менеджмента. Основные понятия: менеджмент, бизнес. История развития менеджмента. Особенности подготовки менеджеров в США. Менеджмент персонала в Японии Управленческая деятельность (психологическая характеристика). Современные представления об организации и управлении. Содержательные характеристики управления. Менеджмент, его типы. Административное (государственное) управление. Стратегический менеджмент. Производственный менеджмент. Инновационный менеджмент. Управление маркетингом. Менеджмент персонала. Руководитель в организации. Руководитель как субъект четырех подсистем организации. Статусы и роли в организации. Классификация индивидуальных стилей управленческой деятельности в зависимости от особенностей ориентации руководителей в отношений подсистем организации. Словарь деловых характеристик. Список основной литературы. Принципы, методы, функции управления. Управленческие функции. Принципы и методы управления. Руководитель как субъект деятельности в формальной подструктуре организации. Особенности линейного, функционального, штабного и матричного соподчинения в организации. Психологические особенности деятельности руководителя при линейной, функциональной, штабной формах соподчинения. Раздел 2. Функции управления Тема 5. Психологические особенности реализации функции планирования. Тема 6. Психологические особенности реализации функции организовывания. Тема 7. Психологические особенности реализации контроля в структуре управленческой деятельности. Тема 8. Психологические особенности функции координации. Тема 9. Психологические методы управления в структуре методов регулирования. Психологические особенности реализации функции планирования. Сущность планирования. Объективные и субъективные предпосылки снижения эффективности планирования. Сущность организовывания. Этапы организовывания. Объективные и субъективные предпосылки снижения эффективности реализации этой функции. Психологические особенности реализации контроля в структуре управленческой деятельности. Сущность контроля, виды контроля, объективные и субъективные предпосылки снижения эффективности контроля в управленческой деятельности. Проблема "лучшего пути" в координации. Методы координации. Предпосылки снижения эффективности координации. Классификация социальных и психологических методов управления. Соотношение этих методов с психологическим воздействием. Их отличие от прочих методов управления. Раздел 3. Управление как вид профессиональной деятельности Тема 5. Психологические особенности реализации функции планирования. Тема 6. Психологические особенности реализации функции организовывания. Тема 7. Психологические особенности реализации контроля в структуре управленческой деятельности. Тема 8. Психологические особенности функции координации. Тема 9. Психологические методы управления в структуре методов регулирования. Тема 10. Цикл переработки информации в структуре деятельности руководителя. Тема 11. Управленческие решения. Тема 12. Управленческое взаимодействие. Тема 13. Руководитель как субъект неформальной подсистемы организации. Тема 14. Стиль управления и управленческая концепция руководителя. Тема 15. Руководитель как субъект конфликтных отношений. Когнитивные стили и особенности работы руководителей с информацией. "Модель точности" при работе руководителей с информацией. Управленческие решения. Классификация. Этапы выработки управленческих решений. Психологические причины снижения эффективности управленческих решений. Психологические особенности выработки коллективных и коллегиальных управленческих решений. Психологические методы оптимизации выработки решений. Управленческое взаимодействие. Коллективный субъект управленческой деятельности (психологическая характеристика). Сферы управленческого взаимодействия, его направленность. Управленческое взаимодействие в контексте совместной деятельности. Руководитель как субъект конфликтных отношений. Классификация конфликтов. Стили конфликтного поведения. Перечень постоянных проблем. Стиль управления и управленческая концепция руководителя. Личностный, поведенческий, системный и прочие подходы к выделению стилей управленческой деятельности. Соотношение феноменов "стиль управления" и "управленческая концепция" Профессиональные ценности в структуре управленческой концепции руководителя. Руководитель как субъект неформальной подсистемы организации. Психологические и социально-психологические аспекты проблемы лидерства и руководства в организации. Методы неформальной организации в структуре управленческого взаимодействия. Фирменные ценности, ритуалы и церемонии. Основные понятия:
Тематика рефератов
Список вопросов к экзамену
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Основная литература:
Дополнительная литература:
Информационное обеспечение: http://psylib.myword.ru www.i-u.ru/biblio/default.aspx http://www.psycheya.ru http://www.psychology.ru/Library http://scitylibrary.h11/Library.htm http://www.psycatalog.ru http://karpowww.narod.ru http://explorateur.narod.ru/library.htm http://marks.on.ufanet.ru http://www.aquarum.ru http://www.zps.ru |
Решение заседания кафедры Протокол №1 15 Охватывает период от а 0 до 18 месяцев | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «27» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «28» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №9 «29» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |