Решение заседания кафедры Протокол №1 3





Скачать 128.01 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 3
Дата публикации03.05.2015
Размер128.01 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Психология > Решение
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

менеджмента и психологии управления

_______________(Пучкова Е.Б.)
Решение заседания кафедры

Протокол № 1_

«_3_» _сентября_2013 г.

Аннотированная программа дисциплины/ модуля

Б.3. В.7. «Психология управления»

Направление: 080200 «Менеджмент»

Профиль: «Управление человеческими ресурсами»

Квалификация: бакалавр менеджмента

Набор 2012-2013 года

Составитель: _Кишиков Р. В. доцент

Москва-2013
Пояснительная записка

Цель: формирование у слушателей системных представлений о психологических закономерностях управленческой деятельности, создания у них полной ориентировочной основы для исследования этого вида труда, раскрытие специфики использования психологического знания в структуре деятельности руководителя, формирование у слушателей навыков анализа психологических причин, лежащих в основе снижения эффективности управления.

Задачи:

  • рассмотреть основные понятия и положения, связанные с феноменом организации (управления, управленческих функций, методов управления).

  • провести профессиографический анализ деятельности руководителя и тех объективных условий, на фоне которых эта деятельность осуществляется.

Объем в ЗЕ: 8

Время изучения: курс 2,3 семестр 4,5,6

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

ОМ Теории менеджмента,

ОМ Психология личности

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

ОМ Управление человеческими ресурсами,

ОМ Научно-исследовательская практика,

ОМ Производственная практика_

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций

ПКМенБ-00 - И04

ПКМенБ-00 - И06

ПКМенБ-00 - И13

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

Ф02МенБ-00/01

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения

(использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения)

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование.

2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тестирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics.

3 уровень сложности: кейсы, проблемные задачи, эссе.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 30/70 % - инструментальный кластер

Содержание курса
Раздел 1 История развития менеджмента.

Тема 1. Психология управления как от­расль психологического знания

Тема 2. Управленческая деятельность (психологическая характе­ристика).

Тема 3. Руководитель в организации.

Тема 4. Руководитель как субъект деятельности в формальной подструктуре организации.

Психология управления как от­расль психологического знания Предмет психологии управления и место этой дисципли­ны в структуре наук об управлении. Развитие теории и практики менеджмента. Основные понятия: менеджмент, бизнес. История развития менеджмента. Особенности подготовки менеджеров в США. Менеджмент персонала в Японии

Управленческая деятельность (психологическая характе­ристика). Современные представления об организации и управлении. Содержательные характеристики управления. Менеджмент, его типы. Административное (государственное) управление. Стратегический менеджмент. Производственный менеджмент. Инновационный менеджмент. Управление маркетингом. Менеджмент персонала.

Руководитель в организации. Руководитель как субъект четырех подсистем организации. Статусы и роли в организации. Классификация индивидуальных стилей управленческой деятельности в зависимости от особенностей ориентации руководителей в отношений подсистем организации. Словарь деловых характеристик. Список основной литературы. Принципы, методы, функции управления. Управленческие функции. Принципы и методы управления.

Руководитель как субъект деятельности в формальной подструктуре организации. Особенности линейного, функционального, штабного и матричного соподчинения в организации. Психологические особенности деятельности руководителя при линейной, функци­ональной, штабной формах соподчинения.

Раздел 2. Функции управления

Тема 5. Психологические особенности реализации функции пла­нирования.

Тема 6. Психологические особенности реализации функции организовывания.

Тема 7. Психологические особенности реализации контроля в струк­туре управленческой деятельности.

Тема 8. Психологические особенности функции координации.

Тема 9. Психологические методы управления в структуре методов регулирования.

Психологические особенности реализации функции пла­нирования. Сущность планирования. Объективные и субъективные предпосылки снижения эффективности планирования.

Сущность организовывания. Этапы организовывания. Объективные и субъективные предпо­сылки снижения эффективности реализации этой функции.

Психологические особенности реализации контроля в струк­туре управленческой деятельности. Сущность контроля, виды контро­ля, объективные и субъективные предпосылки снижения эффектив­ности контроля в управленческой деятельности.

Проблема "лучшего пути" в координации. Методы координации. Предпосылки снижения эффективности координации.

Классификация социальных и психологических мето­дов управления. Соотношение этих методов с психологическим воз­действием. Их отличие от прочих методов управления.

Раздел 3. Управление как вид профессиональной деятельности

Тема 5. Психологические особенности реализации функции пла­нирования.

Тема 6. Психологические особенности реализации функции организовывания.

Тема 7. Психологические особенности реализации контроля в струк­туре управленческой деятельности.

Тема 8. Психологические особенности функции координации.

Тема 9. Психологические методы управления в структуре методов регулирования.

Тема 10. Цикл переработки информации в структуре деятельности руководителя.

Тема 11. Управленческие решения.

Тема 12. Управленческое взаимодействие.

Тема 13. Руководитель как субъект неформальной подсистемы орга­низации.

Тема 14. Стиль управления и управленческая концепция руководителя.

Тема 15. Руководитель как субъект конфликтных отношений.

Когнитивные стили и особенности работы руководите­лей с информацией. "Модель точности" при работе руководителей с информацией.

Управленческие решения. Классификация. Этапы выработки управленческих решений. Психологические причины снижения эффективности управленческих решений. Психологические особенности выработки коллективных и коллегиальных управленческих решений. Психологические методы оптимизации выработки решений. Управленческое взаимодействие. Коллективный субъект управленческой деятельности (психологическая характеристика). Сферы управленческого взаимодействия, его направленность. Управленческое взаимодействие в контексте совместной деятельности.

Руководитель как субъект конфликтных отношений. Классификация конфликтов. Стили конфликтного поведения. Перечень постоянных проблем.

Стиль управления и управленческая концепция руководителя.

Личностный, поведенческий, системный и прочие подходы к выделению стилей управленческой деятельности. Соотношение феноменов "стиль управления" и "управленческая концепция" Профессиональные ценности в структуре управленческой концепции руководителя.

Руководитель как субъект неформальной подсистемы орга­низации. Психологические и социально-психологические аспекты про­блемы лидерства и руководства в организации. Методы неформальной организации в структуре управленческого взаимодействия. Фирменные ценности, ритуалы и церемонии.


Основные понятия:


  • управление, управленческая деятельность,

  • административное управление, стратегический менеджмент,

  • производственный менеджмент,

  • функции управления, планирование, организация,

  • управленческое решение, мотивация персонала,

  • управленческий контроль, управленческие и организационные конфликты,

  • стиль управления,

  • функциональный подход,

  • управленческие коммуникации, имидж руководителя,

  • профессионально важные качества менеджера,

  • обратная связь,

  • роли менеджера.

Тематика рефератов

  1. Древние источники и предпосылки науки управления.

  2. Теории европейского менеджмента.
  3. Теории американского менеджмента.

  4. Практика американского менеджмента.

  5. Практика японского менеджмента.

  6. Управленческая мысль в России.


  7. Альтернативные подходы к содержанию психологии управления персоналом.

  8. Теоретические подходы к анализу личности руководителя.

  9. Устойчивые качества личности руководителя.

  10. Динамические характеристики руководителя.

  11. Исследование организаторских качеств личности в системе вертикальной коммуникации.

  12. Теоретические подходы к анализу стилей руководства.

  13. Типичные стили руководства.

  14. Факторы, определяющие выбор стиля руководства.

  15. Теоретические подходы к диагностике индивидуально-психологических и типологических особенностей руководителей.

  16. Диагностические средства оценки личности и стиля деятельности руководителя.

  17. Взгляд на личность подчиненного.

  18. Особенности производственного коллектива.

  19. Социально-психологическое изучение коллективов.

  20. Теоретические основы изучение личности подчиненного.

  21. Методы изучение личности подчиненного.

  22. Взаимодействие в линейной организационной структуре управления.

  23. Взаимодействие в функциональной организационной структуре управления.

  24. Взаимодействие в штабной организационной структуре управления.

  25. Взаимодействие в матричной организационной структуре управления.

  26. Взаимодействие руководителя с подчиненными в процессе планирования.

  27. Взаимодействие руководителя с подчиненными в процессе организации персонала.

  28. Взаимодействие руководителя с подчиненными в процессе контроля.

  29. Теоретические основы принятия управленческих решений.

  30. Виды и типы управленческих решений.

  31. Особенности процесса принятия управленческих решений.

  32. Теоретические основы формирования резерва управленческих кадров.

  33. Методические аспекты оценки управленческого потенциала.

  34. Процессуальные основы оценки управленческих кадров.

  35. Направления оценки руководящих кадров.

  36. Диагностика и профилактика профессионального стресса.

  37. Профессиональная идентичность личности.

  38. Психологические предпосылки карьерного роста.

  39. Маргинализм и профессиональная идентичность личности.

  40. Профессиональные деформации и деструкции личности.

  41. Профессиональное выгорание в социально значимых профессиях.

  42. Проблемы манипуляции в психологии управления и макиавеллизм.

  43. Организационно-деятельностная модель социального конфликта.

  44. Модели принятия управленческих решений руководителями.

  45. Психологические аспекты принятия управленческих решений.

  46. Концепция организационного консультирования: цели и теоретические принципы.

  47. Особенности организации и проведения тестирования в практике организационного консультирования.

  48. Особенности оценки результативности профессионально-психологического консультирования.

  49. Модель партнерства в сфере планирования и развития карьеры сотрудника в организации.

  50. Консультирование в ситуации профессиональной адаптации новых сотрудников.

  51. Консультирование при высвобождении кадров.

  52. Особенности работы консультанта с мотивационной сферой сотрудников организации.

  53. Роль и задачи консультанта в профессиональном развитии персонала.

  54. Психореабилитационное консультирование работников организации.

  55. Акмеологическое консультирование персонала современной организации.

  56. Особенности проведения экспертного консультирования специалистов.

  57. Коуч-консультирование как вид психологической помощи и психотехнология.

  58. Управленческое консультирование, особенности его организации и проведения.

  59. Диагностическое обеспечение консультативной деятельности.

  60. Характеристика управленческих проблем. Патологии организации.



Список вопросов к экзамену

  1. Виды делегирования.

  2. Виды управленческих целей. Психологическая сущность и значение целеполагания.

  3. Виды управленческих коммуникаций.

  4. Виды управленческого общения: краткая характеристика

  5. Делегирование как вид управленческого действия и его специфика.

  6. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.

  7. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления.

  8. Коммуникативные потоки и их психологические особенности.

  9. Контроль в системе управленческих действий. Роль контроля в решении управленческих задач

  10. Личность руководителя: психологический анализ.

  11. Манипулятивные приемы при проведении переговоров и противостояние им.

  12. Методы современной психологии управления

  13. Мотивационные факторы и регуляторы мотивации.

  14. Мотивация в системе управленческих действий.

  15. Мотивирующий контроль (система внутреннего стимулирования) и его психологические преимущества

  16. Основные психологические компоненты управленческой деятельности.

  17. Ошибки при делегировании и их последствия

  18. Планирование в системе управленческих действий.

  19. Понятие об общении. Общение и деятельность.

  20. Понятие организации и ее основные психологические характеристики.

  21. Правила организации и проведения деловой беседы.

  22. Правила эффективного делегирования.

  23. Правила эффективного планирования рабочего времени

  24. Предмет психологии управления

  25. Принципы и правила мотивирующей организации труда.

  26. Психологическая характеристика стилей руководства.

  27. Психологическая характеристика управленческой деятельности.

  28. Психологические аспекты технологий разрешения конфликтов в организации.

  29. Психологические аспекты управленческих решений.

  30. Психологические критерии эффективного управления

  31. Психологические особенности функции организовывания

  32. Психология переговоров.

  33. Самоконтроль в работе менеджера. Виды и формы самоконтроля. Самоконтроль и коррекция управленческой деятельности.

  34. Совещание как вид управленческого общения.

  35. Стили управления: сравнительный анализ.

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины
Основная литература:

  1. Вересов Н.Н. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство МПСИ, 2006

  2. Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. М., 2002.

  3. Кабаченко Т.С. Психология управления. Учебное пособие. – М.:, 2008.

  4. Психология управления. Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

  5. Столяренко А.С. Психология управления Учебное пособие. – М.: Издательство: Феникс 2005


Дополнительная литература:

  1. Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. – М.: МЦФЭР, 2005.

  2. Каммероу Д.М., Баргер Н.Д., Кирби Л.К. Ваш психологический тип и стиль работы. М., 2001.

  3. Максимов В.Е. Коучинг от А. до Я. Возможно все. – СПб., 2008.

  4. Невис Э.Организационное консультирование. – СПб., 2002.

  5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001.

  6. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.

  7. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. Учебно-практическое пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2006

  8. Творогова Н.Д. Психология управления. Лекции. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

  9. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб., 2006.

  10. Шейнис В.П. Рабочая книга психолога в организации. – Самара, изд-2-е 2007.

Информационное обеспечение:

http://psylib.myword.ru
www.i-u.ru/biblio/default.aspx
http://www.psycheya.ru
http://www.psychology.ru/Library
http://scitylibrary.h11/Library.htm
http://www.psycatalog.ru
http://karpowww.narod.ru
http://explorateur.narod.ru/library.htm
http://marks.on.ufanet.ru
http://www.aquarum.ru
http://www.zps.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 3 iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск